Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексическая тема «Профессии на транспорте»




Звуки [ы] - [и] Буква Ыы

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепле­ние представлений о профессиях людей, работающих на транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Профессии на транспорте» (профессия, шофер, водитель, маши­нист, летчик, капитан, кондуктор, контролер; управлять, водить. рулить, сигналить, перевозить, продавать; нужный, трудный). Совершенствование грамматическою строй речи. Совершенствова­ние навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыков составления и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, предметные картинки по теме «Профессии на транспорте», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, плоскостные изображе­ния машин и людей, яркие шнурки с «липучками» на концах, влажные гигиенические салфетки, контейнер с ватными папочка­ми, контейнер для использованных инструментов, мяч, разно­цветные бумажные самолетики, плоскостные изображения само­летов и ангаров с закрепленными на них слогами.

Предварительная работа. Организация сюжетно-ролевой игры «В автобусе» («В самолете»). Рассматривание картинок по теме «Профессии на транспорте» в тетради «Занимаемся вместе» (I часть) и беседа с воспитателями с использованием картинок. Разучивание упражнения «Летчик» с воспитателем. Дифферен­циация произношения звуков [ш] – [ж] в слогах и словах на инди­видуальных занятиях с логопедом («Будем говорить правильно». стр. 37, 38).

Ход занятия

1. Организационный момент. [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков. На столе перед каж­дым ребенком лежит картинка (шофер, капитан, летчик, маши­нист, водитель).

Логопед. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Вспомните названия профессий этих людей. Разделите эти названия на слоги. Сначала сядут те дети, которые разделили на­звания профессий на три слога. Потом сядут те дети, которые раз­делили названия профессий на два слога.

Дети садятся.

Логопед. Молодцы. Вы правильно разделили названия про­фессий на слоги. Сегодня мы с вами и будем говорить о профес­сиях людей, работающих на транспорте.

2. Отгадывание загадок с опорой на картинки. [Развитие рече­вого слуха, мышления, диалогической речи]

Логопед помещает предметные картинки на наборное полотно.

Логопед. А сейчас я загадаю вам загадки. Картинки помогут вам отпадать их.

Ежедневно спозаранку

В руки он берет баранку,

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест се никак!

Дети. Это шофер.

Логопед. Как вы догадались? Объясните

Дети. Шофер крутит баранку. Так называют руль.

Логопед. Хорошо. Слушайте следующую загадку.

Он на мостике стоит

И имеет грозный вид,

Управляя кораблем.

А бинокль всегда при нем.

Дети. Это капитан. Он управляет кораблем. У него есть бинокль.

Логопед. Отлично. Вы отгадали мои загадки и дали хорошие объяснения.

3. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики, зритель­ного внимания и восприятия. Профилактика нарушений пись­менной речи.]

Логопед убирает картинки и раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страничку. Что вы видите?

Дети. Это руль и бинокль.

Логопед. Правильно. Это предметы, о которых говорилось в отгаданных вами загадках. Возьмите карандаши, обведите тот предмет, который нужен шоферу, а потом раскрасьте его,

Дети выполняют гадание. Логопед оценивает их работу.

4. Игра «Кто чем управляет?» [Совершенствование граммати­ческого строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа).]

Логопед в два столбика помещает на коврограф плоскостные изображения людей, работающих на транспорте, и транспорта (рис. 36), прикрепляет с помощью «липучек» шнурочки напротив каждого изображения человека.

Логопед. Кого вы видите на картинках?

Дети. Летчика, машиниста, капитана, шофера.

Логопед. Выберите профессию, которая вам нравится, Про­ведите шнурочек от человека до машины, которой он управляет, и скажите, кто чем управляет.

1-й ребенок. Летчик управляет самолетом.

2-й ребенок. Капитан управляет кораблем.

3-й ребенок. Машинист управляет поездом.

4-й ребенок. Шофер управляет машиной.

5. Упражнение «Завели мотор», [Автоматизация изолированно­го произношения жука |р|.)

Логопед приглашает детей к зеркалу, дети протирают руки влажными гигиеническими салфетками. Логопед раздает ватные палочки и предлагает детям превратиться в шоферов, завести мотор машины. Дети пытаются выжать вибрацию кончики языка одним касанием палочки, а потом произносят вслед за логопедам слоги с сочетанием «др» и слова с ними без механической помощи.

6. Упражнение «Летчик». [Координация общих речевых на­выков.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им вы­полнить упражнение.

Бегут по кругу, крутят воображаемый руль   Бегут, расставив руки, как крылья. Остановились, наклонили воображаемый сосуд. Круговое движение правой рукой. Вновь бегут, расставив руки.

Быть шофером хорошо,

 

А летчиком — лучше.

Я бы в летчики пошел.

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

 

Завожу пропеллер.

В небеса, мотор, веди.

Чтобы птицы пели.

Н. Маяковский

 

 

 

7. Игра с мячом «Кто что делает?» [Расширение словаря глаголов по теме «Профессии на транспорте». Развитие ловкости.]

Логопед берет в руки мяч.

Логопед. А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспом­нить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь ска­зать как можно больше слов о каждом человеке. Шофер.

1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сиг­нал, жмет на тормоз.

Логопед. Капитан.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Логопед. Машинист.

3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Логопед. Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, пово­рачивает ручку, сигналит,

Логопед. Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами,

8. Игра «Поймай самолет». [Дифференциация произношений звуков [ш]—[ж] в слогах и словах]

Логопед убирает мяч и достает четыре разноцветных бумажных самолетика.

Логопед. Л теперь вы станете летчиками. Я буду произно­сить слог и бросать самолетик одному из вас. Вы будете заменять в этом слоге звук [ж] на звук [ш] и возвращать самолет мне. Жа.

1-й ребенок. Ша.

Логопед. Жи.

2-й ребенок. Ши.

Логопед. Же.

3-й ребенок. Ше

Логопед. Жо.

2-й ребенок. Шо.

Логопед. Усложним задание. Будем произносить слова, ко­торые мы учились произносить на индивидуальном занятии. Жар.

1-й ребенок. Шар.

Логопед. Бежать.

2-й ребенок. Мешать.

Логопед. Женя

3-й ребенок. Шея.

Логопед. Лужа.

4-й ребенок. Душа.

Логопед. Великолепно!

9. Упражнение «Составь и прочитай става». [Совершенствова­ние навыков составления и чтения слов]

Логопед предлагает детям сесть на ковер и раздает им предмет­ные картинки, рассыпает на ковре изображения самолетов и ангаров с написанными на них слогами (рис, 37)

Логопед. Назовите, что нарисовано на ваших картинках.

1-й ребенок. Буквы

2-й ребенок, Дубы.

3-й ребенок. Кофты

4-й ребенок. Ноты

Логопед. Положите картинки на ковер. Составьте к ним подписи. Дня этого вам нужно выбрать один самолетик с написанным на нем слогом и ангар, около которого надо поставить само­летик, чтобы получилось слово. Прочитайте слова.

Дети составляют и читают слова. Логопед оценивает их рабо­ту и убирает пособие.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей]

По просьбе логопеда дети рассказывают, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли. Логопед положительно оценивает ра­боту детей.

Занятие 2

 

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Со­вершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Развитие фонематических представлений (диф­ференциация звуков [ы]—[и] в ряду слов).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо­нематических представлений, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, коврограф, игрушки (би­нокль, руль, штурвал самолета, фуражка машиниста), алгоритм рассказ о профессии, контейнер с фишками для слогового ана­лиза, плоскостные паровозик и вагончик для коврографа, пред­метные картинки (кит, бык, рис, сыр, шары, мячи, чашки, кук­лы), модели машинок по числу детей, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влаж­ные гигиенические салфетки; модуль с закрепленными на нем самолетами.

Предварительная работа. Разбор алгоритма рассказа о профес­сии на занятии по развитию речи. Разучивание пальчиковой гим­настики «Гонки» с воспитателями

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание эмоционально положительного фона. Развитие связной речи]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей к столу, на котором лежат игрушки (бинокль, руль, штурвал самолета, фуражка машиниста).

Логопед. Выберите каждый по одному предмету и сядьте.

Дети выполняют задание. Логопед предлагает сказать, что за предметы они взяли, кому эти предметы принадлежат.

Логопед. Сегодня мы с вами продолжим разговор о профес­сиях людей, работающих на транспорте.

2. Составление рассказов о профессиях по схеме. [Развитие связной речи.]

Логопед помещает па магнитную доску схему рассказа о про­фессии.

Логопед. Посмотрите внимательно на знакомую вам схему. Составьте по ней план рассказа о профессии.

1-й ребенок. Сначала мы должны сказать, как называется профессия.

2-й ребенок. Потом — где работает этот человек.

3-й ребенок. Потом — что он делает

4-й ребенок. И вконце мы расскажем, что ему нужно для работы.

Логопед. Отлично! Подготовьте рассказы о тех людях, вещи которых вы выбрали.

Логопед дает детям две минуты для подготовки рассказов.

1-й ребенок. Это шофер. Он работает в автопарке. Он водит грузовую машину, развозит на ней разные грузы. Он крутит руль, на­жимает на педали. Ему нужны инструменты, чтобы чинить машину.

Аналогично рассказы составляют другие дети. Логопед предла­гает выбрать лучшего рассказчика.

3.Упражнение «Раздели на слоги» [Совершенствование навы­ка слогового анализа слов.]

Логопед убирает схему и ставит на стол контейнер с фишками для слогового анализа.

Логопед. А теперь разделите названия предметов, которые вы взяли, на слоги, возьмите фишки и составьте схемы.

Дети делят слова «руль», «бинокль», «штурвал», «фуражка» на слоги и составляют слоговые схемы. Логопед оценивает их работу.

4. Упражнение «Веселый поезд». [Совершенствование навыка составления и чтении предложений.]

Логопед приглашает детей к коврографу, на котором закреплены плоскостные изображения паровоза и вагончиков. С помощью «липучек» на вагончиках закреплены слова и знаки препинания: Никиты, ноты, У.

Логопед. Машинист Филя приехал к нам на веселом поезде. Поставьте вагончики после паровоза в таком порядке, чтобы получилось предложение.

Дети все вместе составляют и читают предложение.

Дети. У Никиты ноты.

В завершение этого этапа работы можно вспомнить все изученные ранее правила правописания.

5. Игра «Разноцветные вагоны». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ы] - [и] в ряду слов).]

Логопед оставляет на коврографе паровоз и два вагончика, рас­сыпает перед коврографом картинки с изображениями предметов содержащих звуки [ы]—[и] в названиях.

Логопед. А теперь каждый из вас должен взять одну кар­тинку со звуком [ы] в названии и одну картинку со звуком [и] и поместить первую картинку в зеленый вагон, а вторую — в желтый.

Лети выполняют задание молча. Картинки крепятся в вагончи­ках с помощью «липучек», Логопед оценивает работу детей.

6. Пальчиковая гимнастика «Гонки». [Развитие тонкой мото­рики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.]

Логопед приглашает детей пройти на коврик, предлагает им встать в круг, раздает маленькие модели машинок.

Логопед. А теперь вы превратитесь в шоферов гоночных автомобилей. Давайте сделаем упражнение «Гонки».

Раз, два, три, четыре, пять Возят машинку по каждому паприку вперед и назад, начиная с большо­го пальца.

Можно гонки начинать. Теперь то же самое, но начиная с безымянного.

 

По кругу, по кругу.

Вперед и назад, Теперь - по кругу в одну и другую сторону.

Но пальцы машинку мою тормозят. Вновь катают машинку по пальни­кам, которые слегка

согнуты.

Закрылись. Сжимают кулак.

Машинка стоит в гараже,

И фары погасли не светят уже. Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке

7. Упражнение «Заведи мотор» [Автоматизация изолированно­го произношения звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными гигиеническими салфетками и «превратиться в шоферов». Затем раздает детям ватные палочки. Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием палочки, а потом произносят слоги с сочетанием -др- и слова с ними без механической помощи вслед за логопедом.

8. Упражнение «Самолеты». [Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.]

Логопед приглашает детей к модулю, на котором закреплены ви­сящие на шелковых нитях бумажные самолетики. Дети встают во­круг модуля так, чтобы самолетики оказались на уровне их губ.

Логопед. А сейчас вы станете летчиками и отправитесь в полет на самолетиках. Встаньте напротив самолетика. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно по­дуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая щек.

Упражнение проводится 4-5раз. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его.

9. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов].]

Логопед вновь приглашает детей выйти на ковер и берет в рука мячик

Логопед. Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину?

1-й ребенок. Машинка.

Логопед. А очень большую машину?

2-й ребенок. Машинища.

Логопед. А как назвать человека, который водит поезд?

3-й ребенок. Машинист

Логопед. А как называется масло для двигателя машины?

4-й ребенок. Машинное масло.

Логопед. Правильно. Все слова, которые вы сейчас произ­носили, образованы от слова машина.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на за­нятии, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словари по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование грамматиче­ского строя речи. Совершенствование синтаксической стороны ре­чи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо­нематических представлений (определение места звука в слове), зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого во­ображении, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание доброжела­тельности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самосто­ятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, машины и фигурки людей из конструктора «ЛЕГО», предметные картинки с изображениями транспорта, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с каранда­шами, сумка кондуктора, карточки для определения места звука в слове, модели машинок, карточка с ребусом, контейнер с ват­ными палочками, контейнер для использованных инструментов.

Предварительная работа. Сооружение с воспитателями поезда, грузовой машины, самолета и корабля из конструктора «ЛЕГО». Распространение простых предложений однородными сказуемы­ми (сидит и смотрит, стоит и думает) на индивидуальных заня­тиях с логопедом.

 

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при­ветствие, приглашает детей занять места за столом. На столе перед каждым ребенком стоит одна из машин, сделанных из кон­структора «ЛЕГО»

Логопед. Посмотрите на транспорт, который стоит перед вами, вспомните его названия и названия профессий людей, ко­торые работают на этом транспорте. Сегодня мы снова будем го­ворить об этом.

2. Упражнение «Кто что девает?» [Актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Совершенствование синтакси­ческой стороны речи (составление простых предложений с двумя сказуемыми].]

Логопед ставит на стол контейнер с фигурками людей.

Логопед. Возьмите одну из фигурок, поместите ее в свой транспорт или рядом с ним и расскажите, кто это и что он делает. Используйте в своих предложениях маленькое слово и

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1-й ребенок. Летчик стоит рядом с самолетом и собирается в полет.

2-й ребенок. Капитан стоит на капитанском мостике и смотрит в бинокль.

3-й ребенок. Машинист поднимается по лесенке и сейчас даст сигнал к отправлению.

4-й ребенок. Шофер сидит в кабине и крутит руль

3. Упражнение «Кого куда». [Совершенствование грамматиче­ского строя речи.]

Логопед оценивает работу детей и предлагает продолжить игру.

Логопед. А теперь расскажите, чью фигурку и куда вы по­местили.

1-й ребенок. Я поставил фигурку летчика рядом с самоле­том.

2-й ребенок. Я поставил фигурку капитана на капитанский мостик.

3-й ребенок. Я поставил фигурку машиниста на лесенку.

4-й ребенок. Я посадил фигурку шофера в кабину.

Логопед оценивает работу детей и убирает пособия в коробку

4. Отгадывание и толкование загадки. [Развитие мышления, связной речи]

Логопед помещает на магнитную доску несколько предметных картинок с изображениями транспорта. Среди них обязательна должна быть картинка с изображением паровоза.

Логопед. А теперь попробуйте отгадать загадку, которую загадал мне знакомый машинист. Картинки помогут вам.

Кто на бегу, пары клубя,

Пускает дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

Да и меня с тобой?

Дети отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.

Логопед. Обратите внимание на дым, который идет из трубы паровоза. Давайте сделаем звуковой анализ слова дым

5. Работа в тетради № 2. [Совершенствование навыка звуково­го анализа слов. Развитие тонкой моторики.]

Логопед раздает детям тетрадь № 2, ставит на стал контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на верхнюю часть левой странички. Что вы видите?

Дети. Мы видим трубу и дым

Логопед. Сколько звуков в слове дым?

Дети. В этом слове три звука

Логопед. Перечислите их по порядку

Дети. [Д] [ы] [м]

Логопед. Возьмите карандаши и раскрасьте кружки в схеме.

Дети выполняют задание с комментированием действий. Лого­пед оценивает их работу и убирает тетради.

6. Игра «Берите билетик». [Совершенствование навыка слого­вого анализа. Развитие фонематических представлений (опреде­ление места звука в слове).]

Логопед достает сумку кондуктора.

Логопед. Кондукторам езда везде.

С большою сумкой кожаной

Ему всегда.

Ему весь день

В трамваях ездить можно,

- Большие и дети,

Берите билетик,

Берите разные,

Бери любые —

Зеленые, красные

И голубые.

А Маяковский

Предстаньте, что мы едем в трамвае, я кондуктор и предлагаю вам купить билеты

Логопед достает из сумки и раздает детям карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка, а на другой — прямоуголь­ник, разделенный на три части.

Логопед. Рассмотрите картинку на одной стороне билетика, определите место звука [ы] в ее названии. Отметьте место звука красной точкой в прямоугольнике на обратной стороне билета,

Дети определяют место звука [ы] в словах «крыло» (самолета), «фары», «крыша» (кабины), «покрышка».

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

7. Пальчиковая гимнастика «Гонки». [Развитие тонкой мотори­ки, координации речи с движением, тактильной чувствительно­сти. (Повторение, См.: Занятие 2. Тема «Транспорт»]

Логопед приглашает детей пройти на коврик, предлагает им встать в круг и раздает маленькие модели машинок.

Логопед. А теперь вы вновь превратитесь в шоферов гоноч­ных автомобилей. Давайте сделаем упражнение «Гонки».

8. Упражнение «Заведи мотор». [Автоматизация изолированного произношении звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными гигиеническими салфетками и «занести моторы» машин. Затем он раздает детям ватные палочки. Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием палочки, а потом произносят слоги с сочетанием -др- и слова с ними без механической помощи вслед за логопедом.

9. Разгадывание ребуса. [Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, мышления, сообразительности]

Логопед предлагает детям пройти к коврографу, на котором за­креплена карточка с ребусом.

Логопед. А сейчас я хочу научить вас разгадывать ребусы. Вот на этой карточке вы видите ребус. С помощью рисунков и значков здесь зашифровано слово, название профессии. Что вы видите слева?

Дети. Это капля.

Логопед. Но в слове капля нужно убрать два последних звука. Об этом говорят вот эти два значка, запятые. От слова ос­танемся слог кап. Запомните его. Что вы видите после запятых?

Дети. Букву И.

 

 

Рис 38

Логопед. Добавьте ее к первому слогу

Дети. Кап и.

Логопед. Хорошо, Что вы видите дальше?

Дети. Танк.

Логопед. Что нужно убрать из этого слова? Видите запятую после рисунка?

Дети. Нужно убрать последнюю букву.

Логопед. Что останется от слова?

Дети Тан.

Логопед. Сложите две части слова, которые вы запомнили.

Дети. Капитан.

Логопед. Верно. Вот вы и разгадали ребус. Переверните карточку и прочитайте название профессии.

Дети. Капитан.

10. Окончание занятия, [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, что им било интересно делать. Затем логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии на транспорте». Фор­мирование навыков анализа и синтеза предложений. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа слов.. Автоматизация правильного произношения звуков [ш] и [ж], дифференциация звуков[ш] и [ж] в словах.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления, тонкой и артикуля­ционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков со­трудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, папы «Профессии на транспорте» (8 частей), предметные картинки с изображениями людей работающих на транспорте, тетрадь «За­нимаемся вместе» по числу детей, плоскостные изображения яхт, предметные картинки, содержащие в названиях звуки [ш] и [ж], контейнер с карандашами, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, влажные гигиениче­ские салфетки, карточка с ребусом.

Предварительная работа. Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что на индивидуальных заняти­ях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие навыков звукового анализа. Объявление темы занятий.]

Логопед встречает детей, предлагает им пройти за стол, на котором лежат предметные картинки с изображениями людей, рабо­тающих на транспорте (кондуктора, капитана, машиниста, води­теля трамвая), организует приветствие.

Логопед. Посмотрите на картинки. На них нарисованы лю­ди, работающие на транспорте. Сначала сядет тот из детей, у кого название профессии начинается со звука [м]. Затем сядут те, у ко­го названия профессий начинаются со звука [к]. С какого звука начинается название профессии человека, изображенного на тво­ей картинке, Даша?

1-й ребенок. Слово водитель начинается со звука [в].

Логопед. Правильно. Садись.

2. Игра «Четвертый лишний». [Развитие мышления, связной речи. Совершенствование синтаксической стороны речи (состав­ление сложноподчиненных предложений со словами потому что). ]

Логопед помещает картинки на наборное полотно

Логопед. Я хочу предложить вам поиграть в игру «Четвер­тый лишний». Посмотрите на картинки и скажите, кто здесь лиш­ний и почему?

1-й ребенок. Здесь лишний капитан, потому что он управ­ляет кораблем. Корабль плавает по морю, а трамвай и поезд ездят по земле.

2-й ребенок. Можно рассуждать по-другому. Здесь лишний кондуктор, потому что он не управляет транспортом. А капитан, машинист и водитель управляют.

3-й ребенок. А я думаю, что здесь лишний водитель, потому что в этом слове нет звука [т], а в словах «машинист», «кондуктор» и «капитан» есть звук [т]

Логопед. Замечательно! Вы просто молодцы!

Логопед возвращает детям их картинки.

3. Пазлы «Профессии на транспорте». [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики. Совер­шенствование грамматического строя речи (согласование сущест­вительных с числительными два и пять). ]

Логопед раздает детям контейнеры с пазлами и предлагает со­брать из частей такие же картинки, как те, что у них уже есть. Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

Логопед. Теперь у вас по две одинаковых картинки. Назо­вите их.

1-й ребенок. Два водителя.

2-й ребенок. Два капитана.

3-й ребенок. Два кондуктора.

4-й ребенок. Два машиниста.

Логопед. А теперь представьте, что их не по два, а но пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок. Пять водителей.

2-й ребенок. Пять капитанов.

3-й ребенок. Пять кондукторов.

4-й ребенок. Пять машинистов.

4. Составление и анализ предложений о людях, работающих на
транспорте
. [Совершенствование навыков анализа и синтеза пред­ложений.]

Логопед раздает детям тетрадь «Занимаемся вместе».

Логопед. Давайте составим предложения по картинкам о людях, работающих на транспорте.

1-й ребенок. Водитель объявляет остановку.

Логопед. Давайте сосчитаем, сколько слов в этом предложе­нии. Произносите слова и считайте их.

Дети. Водитель. Это первое слово. Объявляет. Это второе слово. Остановку. Это третье слово.

Логопед раздает детям контейнеры с пластиковыми полосками и кружками.

Логопед. Выложим схему предложения. Положите перед собой столько полосок, сколько слов в этом предложении.

Дети выкладывают полоски на столе, отодвинув тетради.

Логопед. Что ставится в конце предложения?

Дети. Точка.

Логопед. Положите кружки после последней полоски. Они будут обозначать точки.

Дети выполняют задание.

Логопед. С какой буквы пишется первое слово в предло­жении?

Дет и. С большой.

Логопед. Замените первую полоску на полоску с «трубой». Она и будет обозначать большую букву.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы составили схему предложения. Молодцы. Я горжусь вами.

Если дети не устали, логопед может предложить им составить еще одно предложение и провести его анализ.

5. Упражнение «Заведи мотор». [Автоматизация изолированного произношения звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными гигиеническими салфетками и «завести моторы» машин. Затем он раздает детям ватные палочки. Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием палочки, а потом

произносят вслед за логопедам слоги с сочетанием -др- и слова с ними без механической помощи.

6. Упражнение «Гудят паровозы» [Формирование направленной воздушной струи.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и раздает им пластиковые бутылочки из-под витаминов.

Логопед. Встаньте ровно, приложите бутылочку к подбо­родку, вытяните губы трубочкой. Сделайте вдох через нос и по­дуйте в бутылочку. Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый хоро­ший машинист и чей паровоз лучше гудит.

Дети выполняют упражнение 3—5paз. Логопед предлагает им определить лучшего «машиниста».

7. Упражнение «Летчик». [Развитие координации движении (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Профессии на транспорте».)]

Локтев приглашает детей выйти па ковер и предлагает им вы­полнить упражнение,

8. Игра «Разноцветные яхты». [Автоматизация правильного произношения звуков [ш] и [ж], дифференциация звуков [ш] и [ж] в словах.)

Логопед предлагает детям сесть на ковер и кладет перед ними два плоскостных изображения яхт и предметные картинки с изображе­нием предметов со звуками [м] и [ж] в названиях (картошка, каран­даши, медвежонок, шахматы, шапка, ежата; флажок, пружина).

Логопед. Давайте отправимся в кругосветное плавание на раз­ноцветных яхтах, но сначала погрузим на них все, что может пригодиться в путешествии. Все предметы со звуком [ж] в названиях нуж­нопогрузить в желтую яхту, а предметы со звуком [т] - в красную.

Дети раскладывают картинки, четко произнося их названия.

9. Разгадывание ребуса. [Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, мышления, сообразительности.]

Логопед предлагает детям пройти к коврографу, на котором за­креплена карточка с ребусом (рис. 39)

Дети разгадывают ребус. Логопед переворачивает карточку и показывает им картинку с изображением такси

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед подводит итог изучения темы, оценивает работу детей на занятии.

 

 

 

Февраль, 1-я недели

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...