Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические и инструментальные представления о поддержке




Содержание понятия «деятельность» включает совокупность таких компонентов, как:

- субъект, осуществляющий деятельность от замысла до ре­зультата;

- замысел (концептуальная идея);

- цель (что нужно сделать);

- предмет (что нужно изменить);

- условия, необходимые субъекту для осуществления деятель­ности;

- средства (чем действовать);

- метод (как действовать);

- результат (что нужно получить).

В деятельности по педагогической поддержке каждый из этих компонентов имеет свою структуру и специфические особенности.

Цель педагогической поддержки: педагог должен со­здать условия для проявления ребенком активности в самостоя­тельном поиске решений собственных проблем. Нередко по пово­ду такой формулировки задают вопрос: почему не определить цель иначе: например, решить проблему ребенка? Ведь именно к это­му должен стремиться педагог, осуществляя педагогическую под­держку. Отвечая на этот вопрос, заметим: если педагог формули­рует цель для себя, то он и должен действовать. При поддержке же задача иная: активизировать самостоятельность ребенка.

Рассмотрим, для примера, цель, которую может поставить пе­ред собой работник социальной службы по опеке несовершенно­летних: прекратить противоправные действия в отношении ре-


бенка со стороны родителей. В этом случае привлекать ребенка к достижению цели работник социальной службы не будет, посколь­ку должен справиться с поставленной задачей, оказав правовую поддержку.

Для педагогической поддержки важно, чтобы в решении соб­ственной проблемы ребенок мог проявить себя максимально са­мостоятельным. Педагог не действует за ребенка, не подменяет его действия в поиске и выборе приемлемого варианта решения. Свои усилия педагог направляет на создание условий, при кото­рых ребенку захотелось бы пробовать свои силы в решении про­блемы.

Таким образом, педагогическая поддержка ребенка в образо­вании представляет собой особый тип профессиональной деятель­ности педагога, цель которой — содействие ребенку в развитии его потребностей и формировании его способностей к активной, самостоятельной, ответственной деятельности по решению своих проблем (а в перспективе — к самоосуществлению себя в качестве субъекта собственной жизнедеятельности).

Педагог оказывает поддержку, создавая условия для раскры­тия, актуализации реальных и развития потенциальных возмож­ностей ребенка, поддерживая его силу, помогая ему обрести в себе опору в решении проблемы.

Предмет педагогической поддержки — проблема ре­бенка. Отметим несколько особенностей ситуации ре­шения проблемы.

1. Состояние безвыходности. Любой человек, а ребенок тем бо­лее может попасть в ситуацию, которая его угнетает и подавляет. Проблема — это эмоциональный шок и деятельностный тупик: острых переживаний много, выхода не видно, и неясно, что де­лать. Часто ребенок хватается, как утопающий за соломинку, за первое же решение, которое сулит ему избавление от проблемы. Но поспешность может породить еще большие проблемы.

2. Уязвимость. В ситуации «нерешаемой проблемы» ребенок ста­новится уязвимым. Проблема, «из которой нет выхода», указы­вает на его слабость. Нередко сравнивая себя с другими, он де­лает «глобальные выводы»: «Все — сильные, умелые, счастли­вые и т.п., а у меня все наоборот». Или: «Никому до меня нет дела, им все равно, если мне плохо». В ситуации «нерешаемой проблемы» ребенок находится в разладе с собой, окружающи­ми, всем миром. Таким состоянием ребенка нередко пользуются те, кто готов за свою помощь превратить его в зависимое су­щество.

3. Поиск ребенком собственного решения. Педагог может проде­монстрировать своим поведением бескорыстную помощь, кото­рая не требует от ребенка в ответ «беззаветной благодарности» и послушания. При этом педагог должен по возможности удержать-


ся от советов и предложений «правильного выхода» из создавше­гося положения. Совет — это не только благо, но и попытка ли­шить ребенка возможности поиска и обретения самостоятельного выбора.

Когда педагог не навязывает свою точку зрения, он помогает ребенку расширить его «угол зрения», создает уникальную воз­можность стать со-мыслителем, со-действующим, со-чувствую-щим ребенку, который доверился и открылся взрослому. Но при этом педагог готов разделить с ребенком горечь неудач, оста­вив ему возможность стать автором собственных побед. Неслу­чайно его взросление связано с обретением самостоятельности и способности к автономному, осознанному, продуктивному действию.

4. Жизненность ситуации. То, что ребенок сам решает собствен­ные проблемы, а педагог поддерживает его старания, не навязы­вая своих вариантов решения, не воспринимается ребенком как воспитательное мероприятие, как искусственное и отчужденное от него действие: ребенок понимает, что он и педагог заняты ре­шением реальной жизненной проблемы.

5. Дополнительность действий педагога. Избирая проблему в каче­стве предмета поддержки, педагог дополняет усилия ребенка там, где его самостоятельности и умений явно не хватает. С помощью педагога масштаб проблемы может «уменьшиться» и ребенок смо­жет самостоятельно с ней справиться. Это — главное условие для того, чтобы ребенок смог выбраться из жизненного тупика, об­рел опыт действия в подобных ситуациях и укрепил веру в себя. Это — образовательный минимум, на который поддержка рас­считана.

6. Сотрудничество. Совместное решение проблемы позволяет
ребенку и педагогу освоить культурные формы содружества и со­
трудничества, которые могут и должны развиваться в условиях их
взаимоуважения и равноправия. В их действиях воспроизводится и
осваивается инструментальный алгоритм подхода к решению про­
блемы, выход из эмоционального напряжения в конструктивную
деятельность.

В педагогической поддержке проблема принципиально рассмат­ривается как ситуация открытых возможностей: для ребенкастать успешным настолько, насколько он сможет сам, для педаго­га — оказать поддержку возможностям ребенка и создать условия для их развития с учетом реальных перспектив.

Педагогу надо научиться демонстрировать ребенку искреннюю заинтересованность в решении его проблемы и не опережать дет­скую активность, приходить на помощь действительно только тог­да, когда промедление может серьезно ему навредить. Все это тре­бует от педагога такта, терпения и уважения к поисковой дея­тельности ребенка.


Пример 1. Представьте ребенка, который пытается решить труд­ную задачу. Мимо проходит взрослый и говорит: «Эх ты. Вот как надо!» И решает задачу. Ребенок списывает решение, не вникая в суть, на­завтра получает «пятерку». Но во время контрольной работы такую же задачу он самостоятельно решить не сможет.

Пример 2. Взрослый пытается объяснить ребенку готовое реше­ние, но тот хочет смотреть телевизор, объяснений не слушает: ведь решение есть. Результат — тот же.

Пример 3. Ребенок решает задачу, она не получается. Он спра­шивает взрослого, как решается эта задача. Взрослый: «Не уверен, что знаю, но попробовать можно. А как ты ее решал, давай посмот­рим, что получалось». По ходу решения можно спросить, почему имен­но такой путь выбирался, что не получилось, можно ли поискать что-то другое, где искать.

Рассмотрим действия педагога в ситуациях решения про­блем ребенка.

Вопросы. Задаваемые ребенку вопросы — не подсказка в реше­нии, это способ организации рефлексии того, что ребенок проделал уже сам, переключение его сознания на поиск и оценку эффек­тивности выбираемых средств и алгоритмов решения. Здесь умест­ны предложения версий, но выбор формы решения всегда оста­ется за ребенком. При этом сохраняется его авторство на успех, а в случае неудачи — содружество со взрослым, который не отка­зывается вновь искать с ним пути к правильному ответу.

Защита. Нужно защищать ребенка перед теми, кто попытается интерпретировать отсутствие у него правильного решения как ле­ность и нерадивость. Поиск, не увенчавшийся успехом, — не при­знак лености, а лишь свидетельство того, что пока ребенок не справляется с задачей, но ищет решение, значит, движется ему навстречу. Ребенок стремится к результату, пытаясь сократить по­иск, а педагог, сочувствуя его стремлению, видит направление поиска, создает для этого условия. Ни одно решение нельзя найти вне поиска, педагог же помогает ребенку осваивать эту истину. Такова ситуация поддержки с позиции проблемы как предмета деятельности.

Эмпатия. Нередко педагог принимает за проблему то, что в сознании ребенка проблемой не является, или не видит пробле­мы в том, что сам ребенок воспринимает как проблему. Это — свидетельство того, что педагоги часто ориентируются на соб­ственное понимание детской проблемы и не осознают (порой не признают), что дети и взрослые объективно находятся на разных ступенях физического, интеллектуального, социального и духов­ного развития. Объективно то, что для взрослого «не проблема», Для ребенка — непреодолимая преграда. Чтобы понять ребенка и уметь его поддержать, взрослый должен уметь становиться вро­вень с ним, а не только поднимать его до «своих высот».


Пример. Одна учительница проиллюстрировала разницу взгля­дов на проблему взрослого и ребенка следующей ситуацией: «Когда я утром веду сынишку в детский сад, он отчетливо видит все, что под ногами — воробьев, жуков, яркую бумажку, — все вызывает интерес и вопросы. Я же вижу впереди подъезжающий автобус и понимаю, что нам нужно на него успеть. Мне нет дела до каких-то там жучков, я злюсь на ребенка, который тормозит меня, чтобы их рассмотреть. А ему нет дела до моего автобуса. Он плачет, он меня ненавидит, я вдруг пони­маю, что я со своим автобусом закрываю ему возможность жить».

Видеть мир глазами ребенка. Чтобы педагогу самому освоить поддержку как деятельность, ему придется научиться смотреть на ребенка и на его действия в проблеме с таких позиций, которые помогут настроиться на оптимистическую эмоциональную волну в отношении освоения ребенком самостоятельности.

Ниже представлена возможная динамика смены таких пози­ций и действий взрослого и ребенка по отношению к проблеме.

 

Отношение ребенка к себе в ситуации проблемы Отношение взрослого к ребенку в той же ситуации
Я хочу быть успешным Это нормально, что ребенок хочет быть успешным
Я не знаю, как это сделать Это нормально для ребенка — не знать, как это сделать
Я не знаю, как это сделать, но хочу попробовать что-то для этого сделать Это замечательно, что он не отступает от своего желания
Я рискую, делая то, чего не могу и чего не знаю, но если ничего не делать, то невозможно стать успешным Это абсолютно верно. Тот, кто не выбирает риск, пробу и ошибку, тот никогда не сможет понять и освоить неизвестное

Педагогу следует помнить, что цели его и ребенка — разные. Педагог стремится к тому, чтобы ребенок решил проблему сам, как решают трудную задачу: думая и сравнивая возможные ва­рианты решения, выбирая и реализуя один из них, пробуя и осознавая свои возможности и способности к разумному дей­ствию.

Ребенок стремится выйти из проблемы, при этом ему могут быть безразличны способы выхода: решит ли он проблему или избавится от нее, воспользовавшись решением другого. Проблем­ная ситуация — это эпизод его жизни. А для педагога — это воз­можность использовать данный эпизод в качестве образователь­ной ситуации, способной стать условием для развития свободо-способности ребенка.


Ребенок, работая над проблемой, пытается изменить ее. А пе­дагог, помогая ему действовать в ситуации решения, создает ус­ловия для качественных изменений самого ребенка, т.е. содей­ствует его развитию. Когда эти условия дадут видимый результат, вряд ли можно точно определить, но то, что они помогают разви­тию ребенка, педагог может гарантировать своей целенаправлен­ной деятельностью.

Для ребенка действия в ситуации проблемы носят признаки поисково-проектной САМО-деятельности. Для педагога действия в ситуации проблемы ребенка — это поддержка условий, при ко­торых самодеятельность ребенка, как минимум, не превращается в бездействие или панику.

Поддержка отражает то реальное позиционное соотношение между взрослым и ребенком, когда взрослый понимает, что он не может решить образовательные и иные проблемы ребенка только за счет собственных действий. Но он создает условия для САМО-выращивания ребенком способностей к самоосуществ­лению.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...