Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы к исследованию психики ребенка




Возрастная психология

Основные закономерности психического развития. Психологическое развитие и формирование личности человека. Роль воспитания в формировании личности.

Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Понятие источников и условий психического развития. Понятие движущих сил психического развития. Закономерности психического развития ребенка (по Л.С. Выготскому).

 

Развитие – это не только количественные, но и, главным образом, качественные изменения изучаемого явления. Выготский Л.С. описал основные признаки развития:

-дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элементом;

-появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;

-перестройка связей между сторонами объекта

Движущая сила психического развития, по Л.С. Выготскому – обучение.

Как показал Выготский, существует много типов развития. Среди их многообразия он выделяет 2 типа: преформированный, непреформированный. Преформированный – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление пройдет, так и тот конечный результат, которое явление достигнет (эмбриональное развитие). Непреформированный путь развития не определен заранее. К нему относится развитие Земли, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Детское развитие определено лишь той формой практической и теоретической деятельности, которое существует на данном уровне общества. В этом заключается особенность детского развития.

Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития является социальная среда. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» - это специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка с социальным окружением определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. К концу каждого периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющие наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Л.С.Выготский установил 4 основных закона, или особенностей детского развития:

1.Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства, н-р темп развития с рождения до года (ребенок приобретает больше) не равен темпу развития с 14 до 15.

2.Неравномерность развития. Разные стороны личности развиваются неравномерно, непропорционально. Существуют периоды относительно спокойного развития и кризисы развития.

3.«Метаморфозы» детского развития. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую.

4, Сочетание процессов эволюции и инволюции в ходе развития ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции.

Д.Б.Эльконин, предлагая свою периодизацию психического развития, рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир. Он предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Необходимо говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. Он открыл закон чередования, периодичности развития типов личности. За деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. В деятельности первого типа развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникает противоречие. Оно и становится причиной развития.

Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

- социальная ситуация развития – система отношений, в которую ребенок вступает в общество.

- ведущий вид деятельности.

- основные новообразования развития.

- кризис – переломные точки детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Психика человека и животных находится в состоянии постоянного развития. Но психические функции человека и животного не могут быть отождествлены ни по происхождению, ни по структуре. Основным механизмом развития психики животных является передача наследственного биологически закрепленного опыта. Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом. Этот процесс осуществляется в условиях постоянного руководства со стороны взрослых, т.е. в обучении.

Психическая деятельность человека в ее высших формах носит опосредованный характер. Люди уже в древности использовали особые предметы, условные изображения, знаки как средство фиксации и передачи определенных сведений. Знаки и речь опосредуют деятельность и процесс обучения людей. Мышление, память, восприятие ребенка существенно обусловлены овладением речью, определенными способами деятельности, знаниями и т.д.

Психическая деятельность человека представляет собой очень сложное образование. Его особенности обусловлены прежде всего жизнью и воспитанием ребенка. Словесно-логическая память, понятийное мышление, предметное восприятие и другие высшие, специфически человеческие психические функции не закрепляются и не передаются биологически, наследственным путем. Это создает возможность их перестройки и совершенствования в процессе исторического развития.

 

 

9. Периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

Периодизация развития личности по А.В.Петровскому. Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития Л.С. Выготского.

Периодизация развития личности по Э.Эриксону. Особенности становления личности, согласно Эриксону, зависит от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок и от того. Какой исторический этап он застал. Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам одинакого уровня социально – экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций и стилей воспитания. Развитие личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает. В процессе развития ребенок проходит через ряд биологически заданных стадий. На каждой стадии он приобретает определенные качества (личностные новообразования), которые фиксируются в личности. На каждой из 8 стадий ребенок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики. Эриксон полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств. Указанные 8 стадий люди проходят с разной скоростью и с различным успехом, неудачное разрешение кризиса на какой – то из них приводит тому, что при переходе на новую стадию, у человека сохраняется необходимость решать противоречия, свойственные не только данной, но и предыдущей стадии. Однако в таком случае это дается гораздо труднее. До 17-20 лет происходит становление главного ядерного образования – идентичности личности. Идентичность – психосоциальная тождественность.

Младенчество (0-1год)   Доверие к людям как взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребности детей в общении Недоверие к людям, как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, слишком раннее лишение любви или внезапное отлучение от груди, его эмоциональная изоляция.
Ранний возраст (1-3л.) Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнение в себе и чувство стыда. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает недостаток развития элементарных движений. Слабо организована речь, появляется желание скрыть свою ущербность от окружающих людей. Чувство стыда.
Дошкольный возраст (3-6л.) Активность. Живое воображение, активное познание окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение, инициативность. Пассивность. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильность, зависть к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения, чувство вины.
Предпубертатный период Компетентность. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитию познавательных и коммуникативных явлений. Постановка реальных задач, нацеленность личности на перспективу. Чувство собственной неполноценности. Слабо развитые навыки, избегание сложных заданий, ситуации соревнования с другими детьми, острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Конформность, рабское поведение.
Юность (13-18л.) Идентичность, жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы, планов на будущее. Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая половая идентификация, формирование мировоззрения. Становление индивидуальности. Путаница ролей, непризнание. Смещение и смешение временных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Потеря трудовой активности, путаница в моральных и мировоззренческих установках.
Ранняя взрослость (20- 40-45л.) Близость к людям (интимность). Стремление к контактам с людьми, желание посветить себя другим людям. Рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворенность личной жизнью. Изоляция от людей, одиночество. Избегание людей (особенно близких интимных отношений с ними), трудности характера, неразборчивое отношение, непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция – первые симптомы отклонения. Состояние одиночества.
Средняя взрослость (40-45-60л.) Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями, гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Застой. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность, исключительная забота о самом себе.
Поздняя взрослость (свыше 60 л.) Полнота жизни. Постоянное раздумье о прошлом, его спокойная взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни, способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна, состояние умиротворения. Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно летит быстро. Потеря веры в себя и других людей. Желание прожить жизнь заново и получить больше, чем было. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличие в нем доброго начала. Боязнь приближающейся смерти.
Стадии развития Область соц-ых отношений Полярные качества личности Результат прогрессивного развития
Младенческий Мать (или заменяющее ее лицо) Доверие к миру – недоверие Энергия и жизненная радость
Ранний возраст Родители Самостоятельность – стыд, сомнение Независимость
Дошк-й возраст Родители, братья, сестры Инициатива – пассивность, вина Целеустремленность
Предпупертатный период Школа, соседи Компетентность – неполноценность Овладение знаниями и умениями
Юность Группы сверстников Идентичность – непризнание Самоопределение, преданность и верность
Ранняя взрослость Социум Интимность – одиночество Близость к людям
Средняя взрослость Социум Творческая активность – застой Творчество
Поздняя взрослость Социум Умиротворение - отчаяние Полота жизни
         

 

Периодизация развития личности по А.В.Петровскому. Он рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности ребенка определяется особенностями взаимоотношения ребенка с членами референтной группы, т.е. группы наиболее значимой для ребенка по сравнению с остальными, группа, чьи ценности, моральные нормы поведения принимаются ребенком. На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, затем группа детского сада, школьный класс, неформальные подростковые объединения. Для этих групп характерны своя деятельность, особый стиль общения. На формирование личности ребенка оказывает влияние его взаимоотношения с группой, опосредованные деятельностью. На стадии вхождения ребенка в группу он сначала приспосабливается к ней: усваивает нормы и правила поведения, овладевает деятельностью, которой владеют другие члены группы. Ему необходимо быть как все. Данная фаза становления личности в социальной группе является фазой адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт.

Нарастающие противоречия между достигнутым результатом адаптации (ребенок стал как все в группе) и неудовлетворительной потребностью в максимальном проявлении своей индивидуальности порождает 2-ую фазу – фазу индивидуализации. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе.

Третья фаза состоит в интеграции личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям и интересам группы. Необходимо сделать вклад в жизнь группы, а группа в какой – то мере меняет свои нормы, восприняв ценные черты личности.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности 2 – ой фазы (индивидуализации) и группа отвергает индивидуальные черты личности ребенка, это может привести к агрессивности, негативизму, завышенной самооценке. Дезинтеграция (3 фаза) в группе приводит либо к изоляции ребенка в группе, либо к вытеснению из нее. Успешная интеграция способствует формированию у ребенка коллективизма.

В периодизации Петровского выделяются периоды: раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста (эпоха детства), средний школьный возраст (эпоха отрочества), старший школьный возраст (эпоха юности).

В эпоху детства процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации. Для эпохи юности - доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации. Т.о. детство – приспособление ребенка к социальной среде, отрочество – проявление индивидуальности, юность – период интеграции общества.

Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину.

Возрастной период Вед. деятельность На что направлена познав – ая деят - ть Какая сфера психики развивается Новообразования
Младенчество (0-1 года) Непосредственно эмоциональное общение На познание отношений Личностная (потребностно-мотивационная) Потребность в общении и эмоциональном общении
Раннее детство (1-3 лет) Предметно-манипулятивная деят-ть На познание предмета Познавательные процессы Речь и наглядно-действенное мышление
Дошкольный (3-7 лет) Сюжетно-ролевая игра На познание отношений Личностная (потребностно-мотивационная) Потребность в общественно- значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов
Мл.шк-ый возраст (7-11) Учение На познание начал наук Интеллектуально-познавательная Внутренний план действий. Произвольность поведения. Рефлексия
Подр. Возраст (11-15) Интимно-личностное общение На познание системы отношений в разных ситуациях Личностная (потребностно-мотивационная) Стремление к взрослости. Самооценка. Подчинение нормам коллективной жизни
Ст. шк-ый возраст (15-17 лет) Учебно – профессиональная деят - ть На познание профессией Познавательная Мировоззрение. Профессиональные интересы

Эльконин Д.Б. рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Ребенок включается в 2 системы: «ребенок – вещь», «ребенок – взрослый». Каждая вещь заключает в себе и общественно выработанные способы действия с нею, которым ребенок должен научиться. Взрослый выступает для ребенка не просто как человек, а как носитель определенной профессии, норм и правил поведения. Системы отношений «ребенок – вещь», «ребенок – взрослый» осваивается ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности Эльконин выделяет 2 группы: 1) деятельности, ориентирующее на нормы отношений между людьми (непосредственно эм-ое общение, сюжетно-ролевая игра, интимно-личностное общение); 2) деятельности, в которых усваиваются общественно выработанные способы действия с предметами (предметно-манипулятивная деятельность, учебная деят-ть, учебно-профессиональная деят-ть). В деятельности 1-ого типа развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности 2-ого типа формируется интеллектуально-познавательная сфера личности. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Т.к. ребенок поочередно осваивает системы отношений «ребенок – вещь», «ребенок – взрослый», то происходит закономерное чередование и развивающихся сфер личности: мотивационная сфера в младенческом возрасте опережает развитие интеллектуальной; в раннем детском возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект.

Закон периодичности развития Д.Б.Эльконина: к каждой точке своего развития ребенок подходит с расхождением между тем, что он усвоил из системы «человек-человек» и тем, что он усвоил из системы отношений «человек-предмет». Моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, называется кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.

Т.о. каждый возраст характеризуется своей в своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развиваются мотивационно-потребительская или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди которых выделяется главное (центральное). Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты развития ребенка. Эльконин рассматривает ребенка, не противостоящего обществу, а изначально включенного в это общество.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...