Основные подходы к исследованию психики ребенка
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Возрастная психология Основные закономерности психического развития. Психологическое развитие и формирование личности человека. Роль воспитания в формировании личности. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Понятие источников и условий психического развития. Понятие движущих сил психического развития. Закономерности психического развития ребенка (по Л.С. Выготскому).
Развитие – это не только количественные, но и, главным образом, качественные изменения изучаемого явления. Выготский Л.С. описал основные признаки развития: -дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элементом; -появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; -перестройка связей между сторонами объекта Движущая сила психического развития, по Л.С. Выготскому – обучение. Как показал Выготский, существует много типов развития. Среди их многообразия он выделяет 2 типа: преформированный, непреформированный. Преформированный – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление пройдет, так и тот конечный результат, которое явление достигнет (эмбриональное развитие). Непреформированный путь развития не определен заранее. К нему относится развитие Земли, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Детское развитие определено лишь той формой практической и теоретической деятельности, которое существует на данном уровне общества. В этом заключается особенность детского развития. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития является социальная среда. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» - это специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка с социальным окружением определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. К концу каждого периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющие наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Л.С.Выготский установил 4 основных закона, или особенностей детского развития: 1.Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства, н-р темп развития с рождения до года (ребенок приобретает больше) не равен темпу развития с 14 до 15. 2.Неравномерность развития. Разные стороны личности развиваются неравномерно, непропорционально. Существуют периоды относительно спокойного развития и кризисы развития. 3.«Метаморфозы» детского развития. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. 4, Сочетание процессов эволюции и инволюции в ходе развития ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. Д.Б.Эльконин, предлагая свою периодизацию психического развития, рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир. Он предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Необходимо говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. Он открыл закон чередования, периодичности развития типов личности. За деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. В деятельности первого типа развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникает противоречие. Оно и становится причиной развития.
Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев: - социальная ситуация развития – система отношений, в которую ребенок вступает в общество. - ведущий вид деятельности. - основные новообразования развития. - кризис – переломные точки детского развития, отделяющие один возраст от другого. Психика человека и животных находится в состоянии постоянного развития. Но психические функции человека и животного не могут быть отождествлены ни по происхождению, ни по структуре. Основным механизмом развития психики животных является передача наследственного биологически закрепленного опыта. Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом. Этот процесс осуществляется в условиях постоянного руководства со стороны взрослых, т.е. в обучении. Психическая деятельность человека в ее высших формах носит опосредованный характер. Люди уже в древности использовали особые предметы, условные изображения, знаки как средство фиксации и передачи определенных сведений. Знаки и речь опосредуют деятельность и процесс обучения людей. Мышление, память, восприятие ребенка существенно обусловлены овладением речью, определенными способами деятельности, знаниями и т.д. Психическая деятельность человека представляет собой очень сложное образование. Его особенности обусловлены прежде всего жизнью и воспитанием ребенка. Словесно-логическая память, понятийное мышление, предметное восприятие и другие высшие, специфически человеческие психические функции не закрепляются и не передаются биологически, наследственным путем. Это создает возможность их перестройки и совершенствования в процессе исторического развития.
9. Периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии. Периодизация развития личности по А.В.Петровскому. Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития Л.С. Выготского. Периодизация развития личности по Э.Эриксону. Особенности становления личности, согласно Эриксону, зависит от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок и от того. Какой исторический этап он застал. Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам одинакого уровня социально – экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций и стилей воспитания. Развитие личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает. В процессе развития ребенок проходит через ряд биологически заданных стадий. На каждой стадии он приобретает определенные качества (личностные новообразования), которые фиксируются в личности. На каждой из 8 стадий ребенок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики. Эриксон полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств. Указанные 8 стадий люди проходят с разной скоростью и с различным успехом, неудачное разрешение кризиса на какой – то из них приводит тому, что при переходе на новую стадию, у человека сохраняется необходимость решать противоречия, свойственные не только данной, но и предыдущей стадии. Однако в таком случае это дается гораздо труднее. До 17-20 лет происходит становление главного ядерного образования – идентичности личности. Идентичность – психосоциальная тождественность.
Периодизация развития личности по А.В.Петровскому. Он рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности ребенка определяется особенностями взаимоотношения ребенка с членами референтной группы, т.е. группы наиболее значимой для ребенка по сравнению с остальными, группа, чьи ценности, моральные нормы поведения принимаются ребенком. На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, затем группа детского сада, школьный класс, неформальные подростковые объединения. Для этих групп характерны своя деятельность, особый стиль общения. На формирование личности ребенка оказывает влияние его взаимоотношения с группой, опосредованные деятельностью. На стадии вхождения ребенка в группу он сначала приспосабливается к ней: усваивает нормы и правила поведения, овладевает деятельностью, которой владеют другие члены группы. Ему необходимо быть как все. Данная фаза становления личности в социальной группе является фазой адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Нарастающие противоречия между достигнутым результатом адаптации (ребенок стал как все в группе) и неудовлетворительной потребностью в максимальном проявлении своей индивидуальности порождает 2-ую фазу – фазу индивидуализации. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Третья фаза состоит в интеграции личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям и интересам группы. Необходимо сделать вклад в жизнь группы, а группа в какой – то мере меняет свои нормы, восприняв ценные черты личности. Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности 2 – ой фазы (индивидуализации) и группа отвергает индивидуальные черты личности ребенка, это может привести к агрессивности, негативизму, завышенной самооценке. Дезинтеграция (3 фаза) в группе приводит либо к изоляции ребенка в группе, либо к вытеснению из нее. Успешная интеграция способствует формированию у ребенка коллективизма. В периодизации Петровского выделяются периоды: раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста (эпоха детства), средний школьный возраст (эпоха отрочества), старший школьный возраст (эпоха юности). В эпоху детства процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации. Для эпохи юности - доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации. Т.о. детство – приспособление ребенка к социальной среде, отрочество – проявление индивидуальности, юность – период интеграции общества. Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину.
Эльконин Д.Б. рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Ребенок включается в 2 системы: «ребенок – вещь», «ребенок – взрослый». Каждая вещь заключает в себе и общественно выработанные способы действия с нею, которым ребенок должен научиться. Взрослый выступает для ребенка не просто как человек, а как носитель определенной профессии, норм и правил поведения. Системы отношений «ребенок – вещь», «ребенок – взрослый» осваивается ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности Эльконин выделяет 2 группы: 1) деятельности, ориентирующее на нормы отношений между людьми (непосредственно эм-ое общение, сюжетно-ролевая игра, интимно-личностное общение); 2) деятельности, в которых усваиваются общественно выработанные способы действия с предметами (предметно-манипулятивная деятельность, учебная деят-ть, учебно-профессиональная деят-ть). В деятельности 1-ого типа развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности 2-ого типа формируется интеллектуально-познавательная сфера личности. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Т.к. ребенок поочередно осваивает системы отношений «ребенок – вещь», «ребенок – взрослый», то происходит закономерное чередование и развивающихся сфер личности: мотивационная сфера в младенческом возрасте опережает развитие интеллектуальной; в раннем детском возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект. Закон периодичности развития Д.Б.Эльконина: к каждой точке своего развития ребенок подходит с расхождением между тем, что он усвоил из системы «человек-человек» и тем, что он усвоил из системы отношений «человек-предмет». Моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, называется кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой. Т.о. каждый возраст характеризуется своей в своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развиваются мотивационно-потребительская или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди которых выделяется главное (центральное). Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты развития ребенка. Эльконин рассматривает ребенка, не противостоящего обществу, а изначально включенного в это общество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|