Развитие личности в юношеском возрасте. Психологический склад юноши и девушки, общие и отличительные черты. Любовь в юношеском возрасте.
Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения: «Никто не может приказать мне думать так, а не иначе, навязать свое мнение»; «У меня есть свои убеждения, и я могу их отстаивать, спорить из-за них». Старшеклассники претендуют на самостоятельность в более ответственных сферах жизни, чем подростки: «Хочется самому выбрать интересную специальность и стать мастером своего дела»; «Хочется самому находить ответы на волнующие вопросы». Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов иубеждений. Но надо сказать, что не всегда это вполне зрелые и правильные взгляды. Подчас можно столкнуться с ошибочными, незрелыми суждениями. Старший школьник не просто стремится, чтобы его считали взрослым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто демонстративное и показное увлечения тем, что осуждают взрослые). Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность унего даже выше,чемв другие возрастные периоды.
Характерная особенность личности старшего школьника рост - его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе, Они становятся более критичными и самокритичными,предъявляют более высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. В самооценке они проявляют известную осторожность и охотнее высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. И девушки, и юноши отмечают у себя «вспыльчивость», «грубость», «эгоизм». Среди положительных черт часто встречаются такие самооценки: «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогаю в беде», т.е. на первый план выступают те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм). Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных сил. Это проявляется по-разному: кому легко дается учение, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; кто выделяется успехами по определенному предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабоуспевающие ученики указывают на какие-либо другие свои достижения. Высокий уровень самосознания старшеклассника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Как показывают исследования, уже младшие школьники могут охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи между своими поступками и особенностями своей личности и объясняют свое поведение лишь внешними обстоятельствами. Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе. Центральным в этом плане является специфика нравственного развития личности в период взросления (от 12—14 лет до 25-го года жизни), а именно: пересмотр ценностных представлений (родители как образец для подражания отступают на задний план, идет созревание собственного Я»); в процессе когнитивного развития ценностные представления приобретают абстрактную значимость и силу, формируется собственная иерархия ценностей, которой начинают подчиняться процессы принятия решений и поведения; с одной стороны, сложные и противоречивые процессы переноса функции образца с родителей на референтную группу, с другой — сохранение системы ценностей, усвоенных в детстве, в группе «равных по положению»; после тревог, протеста, мятежа молодежь признает большинство ценностей, характерных для ее культурного окружения; наконец, на первый план выступает принцип взаимности моральных обязательств, который означает формирование особых способностей - применение к себе самому тех же критериев оценки, что и к другим; использование общих принципов как основы нравственного поведения и оценка по ним как себя, так и других; способность учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, как свои собственные. Еще раз обратим внимание на то, что это длительный процесс, характерный для «возраста взросления» от 12-14 до 25 лет).
Взаимоотношения между мальчиками и девочками, ограниченные и стесненные в подростковом возрасте, в ранней юности заметно активизируются. Расширяется сфера товарищеских отношений; наряду с однородными компаниями все чаще появляются смешанные группы. У 15-16-летних появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви и глубоком чувстве. Даже при благоприятных условиях общение полов в ранней юности сопряжено психологическими трудностями. Прежде всего, складывается идущая с раннего детства дифференциация половых ролей. Мальчики и девочки всех возрастов предпочитают разные игры и выбирают партнеров собственного пола. Девочка, отвергнутая своими сверстницами, может психологически компенсировать это успехом у мальчиков. Для юноши это не возможно; признание его «мужественности» могут ему дать только сверстники собственного пола. Возможности глубокого общения и взаимопонимания затрудняются и психологическими различиями, и темпами общего созревания полов. В подростковых классах девочки несколько опережают мальчиков-одногодок не только в физическом, но и в умственном развитии. В старших классах эта разница сглаживается, зато вырисовываются более устойчивые половые различия в специфических особенностях и интересах. Если у мальчиков преобладают предметные и технические интересы, то девочек больше волнуют проблемы предметного мира и человеческих взаимоотношений. В отношениях со сверстниками для них важнее эмоциональная сторона; в то же время потребность принадлежать к однородной по своему половому составу группе, очень сильна у мальчиков, у девочек после 15 лет снижается.
Половое созревание придает сильную, хотя и не всегда осознаваемую окраску всем юношеским переживаниям. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле выражена сильнее, чем в физической близости. У мальчиков, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-эротическое влечение. Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости.
Развитие личности в юношеском возрасте. Развитие самосознания и образа «Я». Самосознание – сложная психологическая структура, включающая в себя, во-первых, сознание своей тождественности (его первые задатки появляются у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущениями, вызванные собственным телом), во-вторых, сознание собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально, но формируются не одновременно. Задатки сознания тождественности появляются уже в младенческом возрасте, сознание «я» - примерно с 3 лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте.
Уже подросток, с присущей ему жаждой самоутверждения, проявляет громадный интерес к собственному «Я» и его свойствам. В частности, он совершенно по-новому начинает воспринимать свой физический облик, свое тело. Этот повышенный интерес часто сохраняется и в ранней юности. Образ собственного тела – гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Как и подросток, юноша хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть 2 способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Но ограниченность юношеского жизненного опыта часто затрудняет такую проверку. Второй путь самооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих. Образы собственного «Я» сложны и неоднозначны. Тут и реальное «Я» (каким я вижу себя в данный момент), и динамическое «Я» (каким я стараюсь стать), и идеальное «Я» (каким я должен стать, исходя их своих моральных принципов), и фантастическое «Я» (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно). Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны. В юности дело еще сложнее. Иногда юноша пытается познать себя путем самонаблюдения, самосозерцания. Рост саморефлексии, повышенного интереса к себе типичен для ранней юности. Это обнаруживается и в появлении интимных дневников (у девушек значительно чаще и ярче, чем у юношей, и в «примерке» к себе художественной литературы (если подросток идентифицирует себя с поступками персонажей, то юноша с мотивами и переживаниями), и в растущем интересе к внутреннему миру других людей. Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Учебная деятельность в юношеском возрасте. У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу людям, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам, что характерно и для подросткового возраста, у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, методам научного исследования, самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных, в том числе в настоящее время и коммерческих задач. Такая познавательная мотивация может распространяться на все предметы, на цикл каких-либо предметов или на отдельный предмет. Избирательность познавательных интересов старшеклассников очень часто связана с жизненными планами, профессиональными намерениями, которые, в свою очередь, способствуют формированию учебных интересов, изменяют отношение к учебной деятельности. Итак, для мотивационной сферы старшеклассника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация, т.е. все чаще ученик руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями. Старшеклассники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности они, анализируя условия, мешающие учиться, оказывают на проявление уних таких отрицательных черт характера, как безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль, настроение. Отношение к школе в целом характеризуется большей сознательностью и одновременным «вырастанием» из школы. Учеба, приобретение знаний становится, прежде всего, средством подготовки к будущей деятельности. Но это не всегда так и далеко не у всех. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе формируется из целой системы отношений — к школе как к учреждению, процессу обучения и знаниям, учителям, одноклассникам.
Качественное своеобразие познавательной деятельности подростков и старшеклассников заключается в следующем. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос и составить собственное мнение. Они всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных задач «для ума». Дать старшекласснику такие задачи — вот вопрос, который должен волновать учителя. Если подростка больше интересуют конкретные сведения, то старших школьников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения. Многим из них нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между различными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью, вступают в спор и упорно защищают свою позицию. В дискуссиях старших школьников возникают сопоставления, обобщения, рождаются оригинальные идеи. Основные пути развития научного мировоззрения. Ранняя юность – решающий возраст формирования мировоззрения. Первый показатель становления мировоззрения – рост познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, законам природы человеческого бытия. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассников, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие факторов к немногим принципам. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Серьезные глубокие суждения переплетаются с наивными, детскими.
13. Психология зрелого возраста. Социальное значение периода зрелости. Профессиональный труд как ведущая деятельность зрелого возраста. Особенности развития психических процессов. Проблема кризиса зрелого возраста. Период старения и старости. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Проблема трудовой деятельности в старости. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|