Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)




Зарождение музыки произошло в первобытном обществе примерно 40 тысяч лет назад. Музыка, танец, изобразительное искусство – самые древние виды искусства. Их возникновение связано с первобытной религией: религиозные ритуалы сопровождались пением, танцами, пантомимой, тесно связанными между собой. Отсюда синкретичность (то есть взаимосвязь, целостность) первобытного искусства.

Раньше появилась вокальная музыка, на начальном этапе она подражала звукам природы. Постепенно первобытное пение обрело определенный  ритм, а затем и интонацию.

Первые музыкальные инструменты сопровождали пение и танец. Сначала появились ударные инструменты – различные барабаны, бубны; затем возникли духовые – дудочки, свистульки, рог; намного позднее были изобретены струнные музыкальные инструменты (на основе лука с тетивой).

Долгое время музыка была неотделима от повседневной жизни первобытных людей: сопровождала обряды, трудовые и военные действия, использовалась в домашнем быту (например, при укачивании ребенка). Лишь на последней стадии развития первобытно-общинного строя, при зарождении классов в человеческом обществе, музыка отделится от повседневности и начнет самостоятельную жизнь как искусство. Это связано с возникновением профессионального искусства.

 

Эпохи в западноевропейском музыкальном искусстве

Название/ Время/ Территория Идея Средства музыкальной выразительности Музыкальные жанры
Античность (античный с латыни – древний) 5тыс. л до н. э. – 5в. н. э. Др. Греция и Др. Рим возвеличивание прекрасного и сильного Человека 1)преобладание вокальной музыки 2)древнегреческие лады 3) ясность и простота изложения 4) светлые образы элегия ода гимн
Средневековье 5в. – 15в. Франция, Германия, Англия, Италия и др. Бог есть всё      церковная музыка: 1) вокальная – мужское одноголосное пение без  сопровождения(латынь) 2)в основе всех песнопений – григорианские хоралы 3) церковные лады,                                           предшествовавшие появлению мажора и минора 4)плавное поступенное движение мелодии 5)суровость, возвы- шенность образов                                                       церковные: григорианский хорал, -месса, -мотет светские: -рыцарские песни
Возрождение (по-фр. – Ренессанс) 14в. – 1пол. 17 в. Италия, затем др. европ. страны     возвеличивание прекрасного и свободного Человека   *Возрождались идея и искусство Античности     1) вокальное многого- лосие – до 16 голосов (в церкви - высокие голоса у мальчиков) 2) становление мажора и минора 3) узаконивание регу- лярного метра 4) фактура как гомофоническая, так и полифоническая 5) светлые образы церковные: месса, мотет светские: мадригал, опера, токката, прелюдия, павана, чакона
Барокко (с итал. – причудливый, странный) конец 16в. –1пол. 18 в. Италия, затем вся Европа, Америка прославление церковной и монархи- ческой власти 1)масштабность форм, цикличность 2)полифоническая фактура 3)причудливость мелодий, их декоративность (много украшений) 4)сложные метры 5)драматизм образов церковные: месса, мотет, духовная кантата, страсти светские опера, кантата, оратория, концерт, сюита, токката, прелюдия, фуга
Музыкальные инструменты Представители Дополнительная информация
лира, кифара, арфа, флейта, авлос, гидравлос (водяной орган) Орфей, Тимофей,    Амвросий *Музыка народная и профессиональная (церковная и светская).  *Профес. музыка звучала всюду: в храмах – религиозная; в театре, на празднествах и пирах, на спортивных состязаниях – светская.  *Разработана муз. запись-буквенная. *До нашего времени дошло лишь несколько образцов древнегреческой музыки.
орган (церк. ), труба, рог, флейта, виола, лютня Гвидо д’Ареццо,      Леонин,   Фома Челано *Эта эпоха связана с абсолютной властью католической церкви. Поэтому профессиональное искусство, в том числе музыка, развивалось в основном в церкви. *С XI века - расцвет светского рыцарского муз. искусства. *Творчество странствующих артистов-музыкантов.
орган (церк. ), лютня, виола, флейта, клавикорд, клавесин  Г. Машо Я. Пери О. Лассо Г. Пёрселл К. Монтеверди                              *Это время отмечено ослаблением церковной власти, что дало свободу искусству. *Расцвет светской музыки, в т. ч. инструментальной. *Расцвет танцевальных жанров.
орган (церк. ), клавикорд, клавесин, семейство скрипок, камерный оркестр  И. С. Бах Г. Ф. Гендель А. Вивальди *Для этой эпохи характерно усиление как церковной, так и монархической власти.  *О Барокко говорят - «большой стиль» *«Задача искусства - удивлять» (итал. поэт 17в. Марино)

 

Классицизм (с латыни – образец) 2пол. 17–начало 19в. Франция, затем вся Европа, Америка   * Образцом служило искусство Античности возвеличивание прекрасного  и разумного Человека 1)симметричность форм, цикличность 2) простота и строгость мелодий 3)ясность гармонии, основа её на Т-S-D 4) простые метры 5)гомофония 6) светлые образы церк.: месса светские: опера, концерт, квартет, соната, симфония   * Классический тип сонаты и симфонии
Романтизм конец 18в. –19 век Германия, затем вся Европа, Америка свобода выражения чувств 1) свобода форм 2) интонационное усложнение мелодий 3) усложнение гар- монии, её красочность 4) гомофония 5) образы лирические, фантастические, драматические те же, что в Классицизме + симф. увертюра, инструм. мини- атюры (пьесы), вокальный цикл, романс, песня   * Программность

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)

Национальность – немец. Эпоха – барокко.

И. С. Бах Личная печать Баха И. С. Бах с сыновьями Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге

 

Годы Город Род занятий Интересные факты Сочинения
Эйзенах Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами  
(9 лет) Ордруф Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год— отец, успев незадолго до этого ещё раз жениться. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. Известна следующая история, иллюстрирующая страсть Баха к музыке. У Иоганна Кристофа в шкафу хранилась тетрадь с нотами известных в ту пору композиторов, но, несмотря на просьбы Иоганна Себастьяна, он не давал ему с ней ознакомиться. Однажды юному Баху удалось извлечь из всегда запертого шкафа брата тетрадь, и в течение полугода лунными ночами он переписывал себе её содержимое. Когда работа уже была завершена, брат обнаружил копию и отнял ноты.  
1700-1703 (15-18 лет) Люнебург Поступил певчим-степендиатом в школу при монастырской церкви Св. Михаила. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.  
(18 лет) Арнштадт Бах был приглашён сначала на должность смотрителя органа, а затем органиста в церковь Св. Бонифация    
(21 год) Мюльхаузен Органист в церкви Св. Власия Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Двое из выживших — Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил— стали впоследствии известными композиторами. Кантаты
1708-1717 (23-32 года) Веймар Придворный органист, а затем вице-капельмейстер (помощник руководителя капеллы – группы певцов и инструменталистов) В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами, Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному. Органные произведения, в том числе Токката и фуга d-moll, Пассакалия c-moll, хоральные прелюдии, Духовные кантаты
1717-1723 (32-38 лет) Кетен Придворный капельмейстер у князя Леопольда Ангальт-Кётенского После смерти жены, в 1721 году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высоко одарённой певицей, которая пела при герцогском дворе. Вскоре они поженились. Первый том «Хорошо темперированного клавира», «Хроматическая фантазия и фуга», два сборника сюит «Французские» и «Английские», «Нотные тетради Анны Магдалены Бах»
1723-1750 (38-65 лет) Лейпциг Кантор церкви Св. Фомы (руководитель хора мальчиков и учитель певческой школы) В его обязанности входил подбор исполнителей, наблюдение за их обучением и выбор музыки для исполнения. Духовные кантаты, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса h-moll, второй том «Хорошо темперированного клавира», сборник «Искусство фуги»
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...