Токката и фуга d-moll (ре минор) для органа
Токката и фуга d-moll (ре минор) для органа
Токка́ та (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями.
Эта токката — яркий пример импровизационно-токкатных пьес времён И. С. Баха. Она характеризуется моторным движением вперед и аккордовой техникой.
Токката
ФУГА (лат. – бег, бегство, быстрое течение) – полифоническое произведение, как правило, состоящее из трех разделов: экспозиция, разработка, реприза, в которых тема проводится по очереди во всех голосах.
ТЕМА ФУГИ – одноголосная мелодия, с которой начинается фуга.
Фуга ре минор для органа имеет 4 голоса, в каждом из которых проходит и развивается тема –
Тема фуги
«Хорошо темперированный клавир» («ХТК») – произведение для клавесина в 2х томах, состоящее из 48 двухчастных циклов «Прелюдия и Фуга» (по 24 в каждом томе) во всех мажорных и минорных тональностях, расположенных по хроматической гамме. Это сочинение положило начало широкому распространению равномерной темперации (октава делится на 12 равных отрезков-полутонов) в мире.
ПРЕЛЮДИЯ (лат. – играю предварительно, делаю вступление) – небольшая инструментальная пьеса импровизационного характера, представляющая собой вступление к основной пьесе (фуге, сюите).
Прелюдия и фуга c-moll, ХТК I том.
Части цикла контрастны по характеру. Прелюдия – драматическая, напряженная, стремительная, в непрерывном движении.
Фуга (3-голосная) – грациозная, танцевальная.
Французская сюита № 2 c-moll
СЮИТА (ряд, последовательность) – инструментальный цикл, состоящий из четырех обязательных танцев (Аллеманда, Куранта, Сарабанда и Жига). Между Сарабандой и Жигой могли появиться Ария или Менуэт.
№
| название
| размер
| темп
| страна
|
-
| Аллеманда
| четырехдольный
| умеренный
| немецкий
|
-
| Куранта
| трехдольный
| подвижный
| французский
|
-
| Сарабанда
| трехдольный
| медленный
| испанский
|
-
| Жига
| 3/8, 6/8, 12/8
| быстрый
| английский
|
Танцы в картинках
Аллеманда
| Куранта
|
|
|
Сарабанда
| Жига
|
|
|
Аллеманда Куранта
Сарабанда
Жига
МЕССА – церковное вокально-хоровое произведение на латинском языке, состоящее из пяти частей: «Господи, помилуй» (Kyrie), «Слава» (Gloria), «Верую» (Credo), «Благословен будь» (Sanctus), «Агнец» (Agnus Dei).
Сочинения
Вокально-инструментальные
| Органные
| Клавирные
(для клавесина)
| Оркестровые
(для камерного оркестра)
|
-кантата
около 200 светских и духовных кантат
| -токката и фуга
Токката и фуга ре минор
| -сюита
6 «Французских» и
6 «Английских» сюит
| -концерт
6 «Бранденбургских концертов»
|
-месса
Месса си минор и др.
| также произведения в жанрах
-прелюдия
-фантазия
| -прелюдия и фуга
-48 прелюдий и фуг «ХТК» (2 тома)
|
-сюита
4 сюиты
|
-пассион
«Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну»
| -инвенция
15 двухголосных инвенций и
15 трехголосных инвенций
|
Йозеф Гайдн (1732-1809)
Национальность – австриец. Эпоха – классицизм.
Годы
| Город
| Род занятий
| Интересные факты
| Сочинения
|
1732. 31. 03
| Рорау
| Родился в семье ремесленника.
| Отец Гайдна прекрасно пел и играл на арфе.
|
|
| Хайнбург
| Пение в хоре, начал учиться играть на клавире и скрипке. Занимался у школьного учителя И. М. Франка.
|
|
|
| Вена
| Пел в капелле Св. Стефана, учился играть на органе.
| Став певчим в хоре мальчиков, юный Гайдн работал по 16 часов в день, а то и по восемнадцать.
|
|
1749-1759
| Вена
| Создание первых крупных произведений. Изучение основ композиции.
| Не имея средств платить за уроки, Гайдн поступил к известному итальянскому педагогу, композитору и певцу Никколо Порпора работать аккомпаниатором. Одновременно ему приходилось и исполнять обязанности лакея. За это Порпора учил его основам композиции.
| Зингшпиль «Хромой бес», струнные квартеты.
|
1759-1761
| Имение Лукавице
| Служба у чешского графа Морцина.
|
| Создание первых симфоний.
|
1761-1791
| Эйзенштадт
| Служба у князя П. И. Эстергази. Первое исполнение симфоний Гайдна в Америке. Встречи с Моцартом.
| Однажды музыканты долго жили в летнем дворце. Они страдали от болезней, от разлуки с семьями, но князь не хотел ничего замечать. Гайдн своеобразно напомнил об этом хозяину. Он написал симфонию, которая потом получила название «Прощальной». Во время исполнения музыканты один за одним покидали оркестр и гасили свечи. В конце остались двое скрипачей, которые закончили симфонию и то же ушли со сцены. Князь понял намёк и разрешил музыкантам уехать домой.
| Создание симфоний («Прощальная», «Детская», «Школьный учитель и т. д. ), опер, квартетов, сонат, «Парижских» симфоний.
|
1791-1795
| Лондон
| Поездки в Англию. Посещение Бонна, встреча с Бетховеном. Бетховен становится учеником Гайдна.
| Гайдну присуждена степень почетного доктора Оксфордского университета. И избран почетным членом филармонического общества в Петербурге.
| «Лондонские симфонии», оратории «Времена года» и «Сотворение мира»
|
1809 1. 05
| Вена
| Смерть композитора.
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: