Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 7. Понятие геносоциограммы, использование в психологическом консультировании. Требования к составлению




Генограмма («родословное древо», «древо жизни», «родословная», «генеалогическое древо», «древо рода», «семейное древо») – важное звено в системно-феноменологическом консультировании и в системных семейных расстановках. Генограмма отображает историю нескольких поколений, - это кладезь ценной и интересной информации, ресурсов для жизни, возможностей для диагностики, для лучшего знания о своем внутреннем мире, понимания себя, для перемен и решений, для движения вперед.

Человек может составить генограмму и изобразить Древо Рода самостоятельно, как по собственной инициативе, исследуя свою системную историю, так и в качестве «домашнего задания», полученного от расстановщика перед расстановкой или же в пострасстановочный периодСоставление генограммы основано на знании клиентом семейной системы - своих предков, родственников и людей, значимых для его семейной системы. И чем больше знаний, тем точнее генограмма и лучше контакт с предками. Генограммы показывают семейную информацию графически.

Методика позволяет посредством построения схемы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на актуальные поведенческие паттерны. Генограмма даёт возможность получить целостную картину жизни семьи, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе. Стоит добавить, что при работе с генограммой характерна фокусировка. То есть, какие именно возможности генограммы использовать в работе с клиентом и на чем акцентировать фокус внимания в работе – остается на усмотрение специалиста. Для одних специалистов генограмма может остаться на уровне компактного изображения людей в виде символов, а для других специалистов стать активно работающим инструментом в психологической практике. Далее будут предложены два варианта использования генограммы при работе с семьёй.

К знаниям о семейной истории можно отнести следующие категории:

1. Факты. К фактам относятся знания, которые точно известны и проверяемы – например, дата рождения, фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, должность и т.п. Факты обладают самой высокой степенью достоверности. Для получения фактов, можно, по возможности, расспросить своих родственников, которые могут что-то знать. Информацию о погибших и пропавших без вести на войне, репрессированных родственниках можно найти в архивах. Некоторые архивы свободно доступны через Интернет, и, при желании, Вы можете попробовать найти информацию о своих родственниках прямо со своего компьютера.

2. Легенды. Во многих семьях существуют рассказы, истории, мифы и легенды о предках, которые передаются от поколения к поколению.

3. Семейные ценности (артефакты). Любые предметы, которые передаются по наследству, от поколения к поколению. Предметы, которые несут потомкам память о предке, обладавшем ими. Например, это могут быть драгоценности, медали, бабушкин самовар, фотографии, документы, книги – у каждой семьи что то свое.

4. Воспоминания. К воспоминаниям можно отнести воспоминания о каких-либо событиях, происходивших с членами семьи. Например, это могут быть какие-то зрительные образы, или любимая мелодия детства, или ощущение блаженства, запах свежескошенного сена, вкус парного молока, бабушкин грибной суп или что-то еще, о чем люди хоть что-то помнят и могут рассказать.

5. Предположения и домыслы. Клиент сам может иметь, или составить, какие то представления о своих предках. Например, если он знает, что кто-то из предков был купцом, то в исторических книгах можно почитать о том, как жили купцы. По возможности, можно посетить музей, посмотреть быт того времени и сформировать предположение о том, как приблизительно жил этот купец - предок.

Прежде чем приступить к составлению генограммы, каждый человек может задать себе следующие вопросы:

1. Для чего лично мне нужно составление генограммы и что я хочу получить в результате?

2. Осознаю ли я то, что являясь частью своей семейной системы, и рисуя свое родословное древо, я рисую полный и детально прочерченный портрет себя самого, отображаю историю себя, суть себя, свои Корни?.

3. Что у меня уже есть? (то, что увидел и узнал я сам; люди, у которых я могу спросить прямо сейчас; известные мне имена, фамилии, отчества; рассказы родных, семейные истории, традиции, предания, легенды, «байки» и домыслы; фотографии, документы, письма…)

4. Готов ли я честно и беспристрастно отобразить на своем рисунке все факты моей семейной истории, вывести «на бис» всех «действующих лиц», не зависимо от того «положительна» или «отрицательна» была их «роль» в судьбе моего рода?

5. Готов ли я быть очень тщательным в поиске и не упустить из вида ни одного члена моей семейной системы, – живого или умершего (или даже не успевшего родиться)? Даже если он совершенно забыт, пропал, исчез, его путь затерялся, даже если говорить о нем в моей семье «не принято», «не возможно», «ужасно», «не прилично»?

6. Есть ли у меня желание и энергия при необходимости наладить контакт с родственниками-хранителями нужной информации, даже если общение с ними связано с какими-то трудностями и препятствиями, буду ли я настойчив и упорен на своем пути?

7. Готов ли я бережно и уважительно отнестись как к моему Родословному Древу, так и к себе самому, чутко прислушиваясь к собственным чувствам, ощущениям, желаниям в процессе составления генограммы?

Вы искренне и полно ответили хотя бы на один из этих вопросов? В добрый путь! Начало положено.

Задачи которые решает:

ž Показать «историю семьи» и отношения в ней

ž Поиск своих корней и идентичности

ž Выявление трансгенерационной передачи и повторения

ž Понять последствия неразрешенных конфликтов

ž Выявить семейные роли и правила

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...