Структурные особенности метода «Генограмма»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Дополнительные характеристики семьи (по детям)
· Любая значимая информация о членах семьи (семье в целом) зарисовывается и/или записывается на генограмме в месте, выбранном самим специалистом в соответствии с конкретными обстоятельствами. То есть, специалист самостоятельно принимает решение о том, куда заносить сведения о здоровье, симптоме, работе, образовании, социальном статусе, титулах, достижениях и т. д. Далее будет приведена примерная форма генограммы, содержащая символы и сведения, актуальные при применении метода (инструмента) в работе. Описанный вариант работы, ориентированный на сбор информации о семье с дальнейшим построением гипотез, является наиболее распространенным в работе специалистов, взаимодействующих с семьями. Для реализации генограммы на практике в представленном варианте специалисту необходимо освоить основные символы, обозначения, структурные особенности генограммы и интегрировать данные знания с основным подходом, которого придерживается специалист в собственной работе. Интеграция генограммы с применяемым в практической деятельности подходом позволит ставить необходимые вопросы, осуществлять высокотехнологичное интервью по сбору информации и выстраивать гипотезы по работе со случаем. 2). Второй вариант использования семейной генограммы может применяться для диагностики, где посредством коммуникации специалиста и клиента расширяются сведения о семейной системе. Предлагаемый вариант способствует проведению семейной терапии, когда клиент посещает психолога в одиночку. Согласно теории семейных систем М. Боуэна: семейная психотерапия является семейной не потому, что на терапевтической сессии присутствует несколько человек, а потому, что терапевт определённым образом формулирует проблему [5].
Рассмотрим данный вариант работы поэтапно: 1 шаг. Специалист предлагает клиенту самому составить «семейное дерево». Рекомендуется называть клиенту предстоящую работу («семейное дерево», «карта семьи», «родословная») и минимизировать использование профессиональных терминов («генограмма», «геносоциограмма», «фокусированная генограмма»).. 2 шаг. Специалист инструктирует, что нужно будет рисовать свою семью и родственные связи в виде символов. 3 шаг.Специалист знакомит клиента с основной символикой. Предлагаемой символики достаточно для начала работы по составлению «семейного дерева» (генограммы). 4 шаг. Составление генограммы. Когда клиент начинает составлять генограмму, задачей специалиста является наблюдение за процессом и сопровождение, так как клиент по ходу работы может задавать вопросы Подход клиента к составлению генограммы и некоторые зарисовки позволяют выстраивать гипотезы для дальнейшей работы. Рассмотрим на примерах генограмм, включающих два поколения. 1. Чем больше символ (фигура), обозначающий члена семьи, тем большую значимость этот член семьи имеет для клиента. И наоборот, чем меньше символ, обозначающий члена семьи, тем меньшую значимость он имеет для клиента. 2. Если кто-либо из членов семьи не попал на генограмму, это может свидетельствовать о конфликтных, негативно окрашенных отношениях либо об отсутствии контакта с данными членами семьи. 3. Вертикальное расположение членов семьи на одной горизонтали подчеркивает иерархические особенности. Тот член семьи, который занимает доминирующее положение, может быть зарисован выше других. Размер символов, исключение кого-либо из семьи, вертикальные особенности – это лишь часть параметров, которые могут дать сведения об отношении клиента к семейным процессам и видении семейной системы. На сегодняшний день специалисты активно включают семейную генограмму в работу, используя её как проективную методику, позволяющую осуществить диагностику.
Первый вариант применения семейной генограммы, ориентированный на сбор информации, когда специалист осуществляет сбор необходимых для работы сведений, и второй вариант, когда семейная генограмма используется как проективная методика – оба служат практическим инструментом при проведении психологического консультирования, так как и тот и другой варианты способствуют организации процесса коммуникации между клиентом и специалистом.
Геносоциограмма помогает каждому человеку лучше понять свою жизнь и свой "жизненный сценарий", свой профессиональный и личный выбор, принять во внимание семейные черты и особенности (сознательные и подсознательные), унаследованные через несколько поколений. Это способ показать некоторые подсознательные тенденции и повторы среди близких и дальних родственников, обнаружить их разнообразные роли, динамику создания мифов и легенд, скрытые семейные секреты и повторы (выбор супруга, болезни и смерти, профессии, образ жизни, взгляды). Мы используем геносоциограмму в индивидуальной и групповой психотерапии (как с психическими, так и с онкологическими больными), в семейной терапии, а также в тренировочных группах при подготовке студентов-психологов, врачей, медсестер и на стажировке профессионалов после окончания института. Эта работа проводится следующим образом: пациент рисует свою геносоциограмму по памяти, а окончательное исследование фактов делает только потом, если это необходимо. То, что неизвестно или забыто, может быть не менее важно, чем то, что известно (семейные тайны или провалы в памяти). С онкологическими больными и другими тяжелобольными пациентами во время первой беседы об истории болезни мы обычно делаем записи в форме геносоциограммы, а затем вместе ее рассматриваем. Очень часто больному становится ясно, с какого события, повтора или "синдрома годовщины" берут начало его болезнь или плохое самочувствие. Сходство событий и повторение несчастных случаев, болезней, имен, возрастов, дат, связи между рождениями и смертями поражают его. Подсознательные идентификации оказываются очевидными. Явной становится "красная нить", которая проходит в семье, а отсюда и связь с болезнью.
Когда пациент работает над своей геносоциограммой и видит повторы на протяжении многих поколений, он сам обнаруживает невидимые семейные узы или связь между своей болезнью и "семейными смертями". Он видит, как из поколения в поколение повторяются примеры крепкого или слабого здоровья, благополучного или патологического образа жизни. Это помогает пациенту ясно увидеть, что происходило в его семье и в нем самом. Благодаря этому он может отмести нездоровые или смертоносные тенденции и освободиться от этих повторов. Геносоциограмма помогает обнаружить и понять "невидимые семейные узы" и идентификацию пациента с умершим членом семьи. Нередко бывает так, что ребенок рождается вскоре после смерти кого-то из членов семьи. Это своего рода "синдром годовщины", жизнь как бы возрождается вновь после тяжелой утраты. После войны рождается гораздо больше детей, чем в мирное время. Иногда ребенок, родившийся после смерти родного брата или родной сестры, оказывается "заменой", и его жизнь может быть трудной, если мать не оплакала своего первого ребенка и не попрощалась с ним. Винсент Ван Гог родился через год после смерти своего старшего брата, Винсента, и был назван тем же именем. В семье Ван Гога было запрещено говорить о смерти первого Винсента. Как известно, у второго Винсента была тяжелая жизнь. Он не мог жениться, часто болел, его неоднократно помещали в психиатрическую лечебницу. Когда его брат Тео женился и у него родился сын, он назвал своего малыша Винсентом. Несколько месяцев спустя Тео написал письмо своему брату Винсенту, который находился в психиатрической больнице в Арле, во Франции. Он писал: "Я надеюсь, что этот Винсент будет счастлив и сможет прожить такую жизнь, какую захочет". Когда Винсент получил это письмо, он покончил с собой, словно он не допускал возможности, что два Винсента Ван Гога могут жить одновременно и быть счастливы. Тео умер вскоре после того, как получил сообщение о смерти брата.
Точно так же Сальватор Дали всегда знал, кто был настоящий Сальватор Дали, Настоящий Сальватор Дали покоился на кладбище. Это был его старший брат, в честь которого он был назван и который умер до его рождения. Каждую неделю он ходил вместе с матерью на могилу брата. В дальнейшем он объяснял свои эксцентрические выходки тем, что хотел создать дистанцию между собой и тем дорогим умершим мальчиком, чтобы их не путали. Дали 46 раз копировал знаменитую картину Милле "Анжелюс". На картине изображены двое крестьян в поле, молящиеся над корзиной с картофелем. Недавно, когда картина Милле была просвечена рентгеновскими лучами, оказалось, что под изображением корзины с картофелем был первоначально написан детский гробик. Было обнаружено частное письмо Милле, в котором он рассказывает, что по настоянию друга записал гробик корзиной с картофелем. Дали, узнав об этом, сказал, что всегда догадывался о связи этой картины со смертью ребенка. Ребенок, родившийся после смерти в семье, не всегда оказывается заменой и не всегда имеет трагическую судьбу. Это зависит от того, перестала ли мать оплакивать свою утрату или она все еще тоскует о своем дорогом умершем ребенке и видит его, когда смотрит на своего нового малыша. Французский психоаналитик А. Грин (Green, 1975) употребляет образ "мертвая мать" в отношении матери, которая после смерти ребенка пребывает в таком глубоком горе, что она как бы умирает для всего мира. Она не может жить нормальной жизнью, ее мучают депрессии и психозы, и это пагубно сказывается на жизни и судьбе ее нового ребенка. У ребенка такой "мертвой матери" скорее всего будет трудная жизнь. Не исключено, что у него будут наблюдаться суицидальные наклонности, шизофрения и другого рода психические отклонения. Когда пациент обнаруживает, что его мать была "мертвой матерью", продолжавшей страдать, когда он родился, это помогает ему понять, почему он ощущал себя мертвым внутри, никому не нужным, не находящим себе места в жизни. Осознав это, он пытается преодолеть эти чувства.
Схема пример.
С помощью специалиста, или самостоятельно, можно составить и проанализировать генограмму по следующим направлениям:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|