ТЕМА 1. Специфика журналистской профессии
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «Утверждаю» Проректор по учебной работе В.С. Белозеров __________________ (подпись) «____»_______________2011 г. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ 031300 – Журналистика квалификация (степень) выпускника Бакалавр Объем занятий: всего 72 Изучается в 1 семестре Разработана: Доц. Клец Ю.А. Дата разработки: «01» ноября 2011 г. Согласована: Декан ФФЖ /___________/ А.А. Серебряков (подпись) (Ф.И.О.) «____» ____________ 2011 г. Зав. кафедрой /_________/ О.И. Лепилкина (подпись) (Ф.И.О.) Рассмотрено УМК ФФЖ «_____» _________ 2011 г. протокол № __ Председатель УМК ___________ (подпись)
Ставрополь, 2011 Содержание Предисловие …………….………………………………………………….. 3 Учебно-тематический план …………….………………………………… 5 Практические занятия: Специфика журналистской профессии …………..………………………… 7 Профессиограмма журналистской профессии. Личность журналиста …………………………………………………………………………………. 8 Журналистское образование. Формы учебной работы.…………………………………………………… 10 Право средств массовой информации….………………….. ……………… 12 Журналистская деонтология ………………………………………..……… 13 Структура редакции. Сотрудничество редакции с аудиторией. «Обратная связь»……………………………………………………………………………14 Предисловие Цели дисциплины «Введение в специальность»: - дать первокурсникам общеориентирующее представление о специфике журналистской профессии, модели личности журналиста, системе журналистского образования, формах учебной деятельности, культуре умственного труда, методах самовоспитания и развития творческой личности;
- сформировать представление о том, какую роль в обществе играет журналистика, показать ее специфику в ряду других профессий, охарактеризовать требования к журналистам (в том числе их отражение в профессиограмме); - дать модельное представление о структуре личности журналиста в совокупности профессионально-творческих и социально- психологических качеств, сориентировать в имеющейся литературе по самовоспитанию и развитию творческой личности; - познакомить с историей и системой современного журналистского образования в России и за рубежом, формами учебной работы и правилами рациональной организации умственной деятельности.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Введение в специальность»: - понимание высокой социальной значимости журналистики в обществе, развитая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-2); - осознание важности гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-3); - культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-4); - способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации, готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-8); - способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-9); - способность к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, способность к активной профессиональной мобильности (ОК-10);
- способность к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации (ОК-11); - способность осознать основные проблемы своей предметной области, ориентироваться в постановке задачи и определять способ решения проблем (ОК-16); - умение анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК -22); - владение информацией о научных исследованиях в данной сфере, отечественном и зарубежном профессиональном опыте, владение методами ее получения, анализа и накопления (ПК-4); - способность к критическому, аналитическому мышлению, к инновационной деятельности; умение самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методик и информационных технологий (ПК-13). Учебно-тематический план
Практические занятия
ТЕМА 1. Специфика журналистской профессии Цель занятия – посредством формирования представления о генезисе и специфике журналистской профессии, о ее функциях, типах деятельности, специализациях способствовать углублению общенаучных компетенций учащихся. Форма проведения: занятие проводится в форме презентации творческих проектов и беседы. Вопросы для подготовки: 1. «Визитная карточка «Я в журналистике»». 2. История журналистской профессии. Пражурналистские явления. Генезис и развитие журналистской профессии. 3. Специфика журналистики как профессии. Типы профессий, взаимодействие журналистики с другими типами профессий. Журналистские специализации и профилизации: по средствам массовой информации, по тематической и жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам. 4. Журналистская профессия в обществе. Функции журналистской профессии (выпишите не менее двух классификаций функций различных авторов).
Индивидуальное задание: 1. Проиллюстрируйте реализацию функций журналистики на примере современных печатных и электронных СМИ.
Методические рекомендации: 1. При подготовке первого вопроса напишите текст либо подготовьте презентацию, в которой в оригинальной, запоминающейся форме представьте себя, обоснуйте мотивы выбора профессии, укажите на свои личные качества, соотнесите их с журналистскими специализациями. Какую из них вы считаете наиболее подходящей для себя. Представьте свои первые работы (тексты в газетах, в том числе школьных, видеоролики, аудиозаписи, фото и т.д.). Студенты по очереди выступают с самопрезентациями, аудитория задает вопросы, оценивает выступление.
2. При подготовке устного ответа на второй вопрос воспользуйтесь учебником Е.П. Прохоров «Введение в теорию журналистики» параграфом «Пражурналистские явления. Возникновение журналистики», либо учебником С.Г. Корконосенко «Основы журналистики» параграфом «Возникновение журналистики» либо учебником Л.Г. Свитич «Профессия: журналист» параграфом «История журналистской профессии». 3. При подготовке устного ответа на третий вопрос воспользуйтесь учебником Л.Г. Свитич «Профессия: журналист» параграфом «Специфика журнализма как профессии». 4. Для подготовки устного ответа на четвертый вопрос воспользуйтесь учебником Л.Г. Свитич «Профессия: журналист» параграфом «Журналистская профессия в обществе» и книгой Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики» глава 3. «Функции журналистики». Выпишите понятие функции, а также классификацию функций, предложенную автором. Познакомьтесь и кратко законспектируйте классификацию функций журналистики, предложенную С.Г. Корконосенко в книге «Основы журналистики». Задания для контроля владения компетенциями: 1. Выделите основные этапы становления и развития журналистики. 2. Обозначьте место журналистики в ряду других типов профессий. Укажите основные журналистские специализации и профелизации. 3. Дайте определение понятию «функции», проанализируйте классификаций функций журналистики в современной научной литературе.
Литература для подготовки Основная: 1. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М: Аспект-Пресс, 2009. 2. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М: Аспект-Пресс, 2007. 3. Свитич Л. Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. - М., 2008. Источники: 1. Ворошилов В.В. Журналистика. - Спб. 1999. 2. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. – Ростов/ Д., 1999. 3. Корконосенко С. Г. Социология журналистики. - М., 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|