Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 2. Профессиограмма журналистской профессии. Личность журналиста.




Цель занятия – сформировать представление о структуре личности, представить особенности необходимых личностных и профессиональных качеств журналиста, чем углубить общепрофессиональные (социально-психологические) компетенции студентов.

Форма проведения: занятие проводится в форме беседы.

Вопросы для подготовки:

1. Профессиограмма как модель профессии. Характеристика профессии. Объекты отражения и предмет познавательной деятельности в журналистике.

2. Типы деятельности в журналистике. Парадоксы профессии.

3. Структура личности. Модель журналиста как совокупность социально-демографических, профессионально-творческих, личностно-психологических, гражданских и нравственных качеств. Требования к профессиональным качествам журналиста. Мотивы выбора профессии.

4. Модификация общей модели для различных специализаций (репортер, аналитик, публицист, ведущий ТВ-передач и т.п.).

Индивидуальное задание:

1. Познакомьтесь с текстом Ю. Киселевой «Там, где кончается … журналистика» в книге В.Ф. Олешко «Журналистика как творчество». Охарактеризуйте взгляды автора на современную журналистику, журналиста и его роль в обществе, выскажите собственное мнение.

2. Опишите свои личностные качества, соотнесите их с профессиональной моделью журналиста, представленной в книге Л.Г. Свитич. Какую специализацию вы считаете наиболее подходящей для себя? Обоснуйте ответ.

3. Сопоставьте профессиональные качества журналистов, представленных в художественной и мемуарной литературе (по текстам В.М. Дорошевича, «Журналист Ошейников» И. Ильфа и Е. Петрова, «Интервью» К. Чапека, «В «Рабочей газете»» М.В Альперта, «Милый друг» Г. Мопассан, А.П. Чехов «Два газетчика», М. Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету») с иерархией качеств, представленной в учебнике Л.Г. Свитич «Профессия – журналист».

Методические рекомендации:

1. Для подготовки устного ответа на первый вопрос воспользуйтесь разделом «Профессиограмма журнализма» в книге Л.Г. Свитич «Профессия – журналист».

2. Для подготовки устного ответа на второй вопрос воспользуйтесь разделом «Профессиограмма журнализма» в книге Л.Г. Свитич «Профессия – журналист» либо разделом «Виды журналистской деятельности и формирование информационной политики» учебника Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики».

3. Для подготовки устного ответа на третий вопрос воспользуйтесь разделом «Личность журналиста» книги Л.Г. Свитич «Профессия – журналист». Обратите внимание на характеристику таких признаков как уровень и тип образования, пол, возраст, тип личности, темперамент, характер, свойства мышления, памяти, внимания и т.д. Выскажите свое мнение по поводу каждого из качеств личности.

4. Для подготовки ответа на четвертый вопрос воспользуйтесь книгой Л.Г. Свитич «Профессия – журналист» разделом «Личность журналиста». Обратите внимание на множественность профессиональных ролей, универсализм профессии. Выпишите по указанной книге модели журналистов по различным специализациям: репортер, аналитик, публицист, ведущий ТВ.

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Охарактеризуйте основные типы деятельности в журналистике.

2. Дайте общую характеристику структуре личности, выделите и опишите различные группы качеств журналиста.

3. Рассмотрите и охарактеризуйте профессиональные качества журналистов в зависимости от специализации.

Литература для подготовки

Основная:

1. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М: Аспект-Пресс, 2007.

2. Свитич Л. Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. - М., 2008.

Дополнительная:

3. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М: Аспект-Пресс, 2009.

Источники:

1. Ворошилов В.В. Журналистика. - Спб. 1999.

2. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. – Ростов/ Д., 1999.

3. Корконосенко С. Г. Социология журналистики. - М., 1998.

 

ТЕМА 3. Журналистское образование. Формы учебной работы.

Цель занятия – познакомить студентов с историей и системой журналистского образования, формами учебной работы, чем продолжить формирование общепрофессиональных компетенций учащихся.

Форма проведения: занятие проводится в форме беседы.

Вопросы для подготовки

1. История журналистского образования в России.

2. Основные направления и проблемы обучения журналистов на современном этапе. Многоуровневая подготовка: бакалавр, специалист, магистр.

3. Виды и формы учебной деятельности: лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, виды письменных учебных работ и др.

4. НОТ. Рациональная организация труда. Правила культуры умственной деятельности.

 

Индивидуальное задание:

1. Изучите требования Государственного образовательного стандарта по специальности «Журналистика», предложите собственный список дисциплин, которые, по вашему мнению, необходимо изучать на специальности. Аргументируйте ответ.

 

Методические рекомендации

1. Для подготовки устного ответа на первый и второй вопросы воспользуйтесь разделом «Журналистское образование» книги Л.Г. Свитич «Профессия – журналист» либо разделом «Журналистское образование» учебника С.Г. Корконосенко «Основы журналистики».

2. Для подготовки устного ответа на третий вопрос воспользуйтесь разделом «Формы учебной работы» книги Л.Г. Свитич «Профессия – журналист».

3. Для подготовки устного ответа на четвертый вопрос воспользуйтесь разделом «Правила культуры умственной деятельности» учебника Л.Г. Свитич «Профессия – журналист».

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Охарактеризуйте основные этапы развития журналистского образования в России.

2. Расскажите об основных особенностях многоуровневой системы образования.

3. Дайте общую характеристику видам и формам учебной работы.

4. Перечислите правила культуры умственной деятельности.

Литература для подготовки

Основная:

1. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М: Аспект-Пресс, 2009.

2. Свитич Л. Г. Введение в специальность. Профессия: журналист. - М., 2008.

Дополнительная:

1. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М: Аспект-Пресс, 2009.

Источники:

1. Ворошилов В.В. Журналистика. - Спб. 1999.

2. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. – Ростов/ Д., 1999.

3. Корконосенко С. Г. Социология журналистики. - М., 1998.

4. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование. Взгляд социолога. - М., 2003.

ТЕМА 4. Право средств массовой информации

Цель занятия – посредством представления целостной картины правового регулирования деятельности СМИ в России способствовать углублению правовой культуры (социально-личностные компетенции) студентов журналистов

Форма проведения: занятие проводится в форме беседы.

Вопросы для подготовки

1. Конституционные основы свободы СМИ. Вопрос о цензуре.

2. Характеристика Закона РФ «О средствах массовой информации».

3. Характеристика отраслевых законодательных актов, касающихся деятельности СМИ:

- Закон «Об авторском праве и смежных правах»

- Закон «О рекламе»

- Гражданский кодекс (ст. 152)

- Уголовный кодекс (ст. 129, 130).

Индивидуальное задание:

1. В периодических изданиях найдите и просмотрите последние публикации, касающиеся правового положения СМИ. Обозначьте, какие проблемы поднимают данные материалы.

Методические рекомендации

1. Для устного ответа на первый вопрос воспользуйтесь сборником законодательных актов «Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации» (обратитесь к приведенным в книге выдержкам из Конституции РФ), а также учебником С.Г. Корконосенко «Основы журналистики» раздел «Свобода печати и журналистской деятельности» либо книгой Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики» раздел «Правовое положение журналиста».

2. Для устного ответа на второй-третий вопросы воспользуйтесь сборником законодательных актов «Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации», а также учебником С.Г. Корконосенко «Основы журналистики» раздел «Свобода печати и журналистской деятельности» либо книгой Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики» разделами «Правовое положение журналиста» и «Авторское право в журналистике».

3. Законспектируйте ст.47 «Права журналиста», ст.49 «Обязанности журналиста» закона РФ «О СМИ», воспользовавшись сборником «Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации».

 

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Охарактеризуйте конституционные основы свободы СМИ.

2. Рассмотрите основные аспекты деятельности СМИ, регулируемые «Законом о СМИ».

3. Представьте основные аспекты деятельности СМИ, регулируемые отраслевыми законодательными актами.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М: Аспект-Пресс, 2009.

2. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М: Аспект-Пресс, 2007.

Источники:

1. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. – М.1999.

2. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста.– Спб., 2002.

3. Основы права. – М., 1999.

4. Правовое поле журналиста. – М., 1997.

5. Телекоммуникации и право. – М., 2000.

6. Учебно-практические материалы по праву СМИ. – М., 1999.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...