Политическое подавление и управление.
Схема № 3. Место политики подавления и политики управления в эволюции человечества.
политика политика подавления управления
Схема № 4 Структура политической жизни: политика и силовое поле политики. От центра политической жизни (политика) к её периферии (силовое поле политики) происходит: 1) снижение концентрации политического; 2) ослабление влияния властной политики; 3) изменение содержания политического сознания (интересов, целей); 4) изменение форм политического участия.
Основные понятия: Политика. Объект политики. Субъект политики. Холизматичность политики. Двунаправленность политики. Сфера политической жизни. Силовое поле политики. Назначение политики, направления политики. Политика экономическая, социальная, военная, аграрная и др. Подчинение и управление в политике. Связь политики и экономики (и морали). Идейные основания политики. Вопросы:
ТЕМА 3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1. Структура и назначение системы. Функционирование системы. Типы политических систем. 1 Политическая жизнь многолика. Она существует в форме сознания – политических интересов, взглядов, настроений разных слоев общества и в форме их практических действий. Результаты её получают как материальное воплощение – государства, партии, так и духовное – программы, указы, законы. Наиболее полное и собранное представление о политической жизни возможно получить с позиций системного подхода к ней. Системное рассмотрение политической жизни используется в качестве метода её познания с целью выявления всех необходимых и достаточных для её существования элементов (частей) и связей их как между собой, так и с системой в целом. Системное видение даёт представление о политической жизни в её абстрактном, лишённом конкретного содержания, состоянии. Достоинство такого взгляда на неё в том, что он позволяет представить её в чистом, так сказать, идеальном виде, когда она в наибольшей степени является выражением своей сути. Итак, системный подход позволяет иметь о политической жизни самое полное и упорядоченное представление. Благодаря этому она предстает как целостное образование. Это позволяет лучше понять значение ее частей, влияние их друг на друга и на политическую жизнь в целом. Системный подход позволяет представить ее во взаимосвязи с внешней средой, каковой для нее являются другие формы жизни людей – экономическая, социальная, идеологическая, и, тем самым, понять общественное назначение политики на каждом этапе её эволюции.
Мы придерживаемся того системного взгляда, что сердцевиной системы является политическая власть, так как в связи с ней, по поводу нее и существует политическая жизнь. Вокруг нее в определенном порядке и взаимосвязи располагаются такие части политической жизни как: политический режим, участники политических действий, политическое сознание, политические процессы, государство и другие политические институты (см. схему № 1). Именно эта часть политической жизни играет в ней системоформирующую роль, оказывает решающее влияние на появление других её частей, на их упорядоченную взаимосвязь. Изменение власти в ходе исторической эволюции приводит к переменам всей политической жизни. Политическая власть в цивилизованном обществе существует как государственная, как государство. На этой стадии своего развития она обретает наиболее зрелые формы, появляются специальные органы для управления обществом. Политическая власть представлена в системе не как реальная, а как идеальная. Свое конкретное воплощение она получает в том или ином политическом режиме. Каждый из них представляет собой определенную форму и способ участия в политике каких-то классов, сословий, этносов, других социальных общностей и входящих в них людей. Все они являются участниками политических действий или политическими акторами. Среди них выделяют такие объединения людей как классы, этносы, элиты, партии, которые в силу своей организованности и имеющихся ресурсов способны решать наиболее сложные задачи политики – бороться за власть или отстаивать ее. Их называют субъектами политики. Из самых разных форм политического участия и складывается политическая жизнь общества в условиях того или иного политического режима. Политические действия людей, особенно членов партий, осуществляются большей частью сознательно. Участвуя в политической жизни, они руководствуются определенными политическими взглядами, интересами, следуют принятым в обществе политическим нормам. В своих политических ориентациях они исходят из определённых политических идей, ценностей. Существующее в обществе идейное разномыслие и идеологическое размежевание получает свое практическое воплощение в происходящих в нем политических процессах.
По формам и способам политические действия могут быть очень разными. Можно выделить, в частности, прямые политические действия, непосредственно касающиеся власти, и косвенные, в которых власть затрагивается опосредованно. Если прямые политические действия людей являются рационально осмысленными, то в косвенных они руководствуются чаще всего своими эмоциями[2]. Особое значение среди политических действий имеют те, от которых зависит судьба государственной власти: осуществление их с целью её завоевания или защиты. Поэтому завершающим элементом системы является государство – главный политический институт, занимающийся разработкой и осуществлением властной политики. Государство – сложное образование. Оно и другие части политической системы (власть, режим, сознание) могут рассматриваться как ее подсистемы. Политическая система включает в себя все проявления политической жизни. За ее пределами остаются явления экономической, социальной, идейно-духовной жизни общества. Однако и они могут оказаться в сфере политической жизни – в силовом поле политики – если решение их проблем как-то зависит от осуществляемой государством политики (см. схему № 2). Силовое поле политики – это то пространство, которое расположено за пределами собственно политики, но подвергающееся её воздействию, преимущественно косвенному (см. тема 5). Это область влияния политической жизни, в которой с её помощью разрешаются различные общественные и социальные вопросы.
2 Политическая система «живет» вследствие взаимодействий образующих ее элементов и каждого из них с системой, а также всех их как подсистемы общества с другими его подсистемами – экономической, социальной и идеологической. Рассмотрение частей системы позволяет понять механизм функционирования политической системы в целом, зависимость ее от действия факторов внутренней и внешней среды.
Каждый элемент – будь то власть, политический режим, политический институт – имеет свое назначение. И от степени его зрелости и характера его связи с другими элементами зависит состояние и функционирование системы в целом. Важным является также однотипность элементов, их соответствие тем или иным типологическим критериям, например, принятой в обществе идеологии, или установленному политическому режиму, или существующей форме государственного устройства и т.д. Системообразующим элементом является политическая власть. Она агрегирует элементы системы вокруг себя, связывает их в единое целое, придает им политическое значение. От особенностей власти зависит состояние и характер функционирования всей системы политической жизни. Выполняют свои функции и другие элементы. Они взаимодействуют, а также влияют на систему в целом. Примером связи элементов может служить такая их цепочка: определённый субъект политики → политическая идеология, которой он руководствуется → формы и способы его политического участия → государство, которое субъект завоёвывает или отстаивает. Следует сразу оговориться, что изложение политической жизни с учебными целями не всегда соответствует её системному рассмотрению. В свою очередь каждый из элементов испытывает влияние со стороны системы, которая добивается их однотипности – соответствия критериям того или иного типа политической системы (см. в данной теме п. 3). Особенно значительным это влияние оказывается в период переходного состояния общества, в том числе и его политической жизни. Политическая система осуществляет действия и по своему воспроизводству и наибольшему соответствию изменяющимся условиям. Они связаны с политической социализацией подрастающего поколения, с подготовкой его к участию в политической жизни; с адаптированием (приспособлением) всех членов общества к новым условиям и формам политического участия. Важную роль в существовании политической системы как одной из подсистем общества играют ее связи с другими его подсистемами – социальной, экономической и идеологической. Подсистема социальной жизни включает в себя изначальные, наиболее отвечающие природе человека разновидности жизни – этническую, профессионально-трудовую, семейную, поселенческую и другие. Они служат основой политической формы жизни. Поэтому последняя может существовать только на почве социальной жизни как одно из ее общественных проявлений. Социальная жизнь является первопричиной многих проблем политической жизни современного общества.
Подсистема экономической жизни охватывает все действия людей, так или иначе связанные с их отношением к собственности. Экономические интересы людей являются одной из главных причин, заставляющих их заниматься политикой. К подсистеме духовно-идеологической жизни относятся действия людей, касающиеся разных идей и знаний. Их научные и идейные представления оказывают большое влияние на выбор ими политических ориентаций, на характер их политического поведения. В свою очередь социальная, экономическая и идеологическая подсистемы испытывают влияние со стороны политической. Оно определяется теми функциями, которые она выполняет в отношении них и общества в целом. Они вытекают из сущности политики, выражающейся в управлении всем обществом и подчинении той его части, которая противостоит власти, и состоят: - в обеспечении привилегий тем социальным группам, которым принадлежит государственная власть; - в перераспределении ресурсов разных групп населения с целью выравнивания существующих между ними материальных различий и достижения стабильности в обществе; - в оптимизации социально-классовых отношений в целях достижения согласия между ними и придания устойчивости обществу; - в защите общества от воздействия на него деструктивных факторов (криминалитета, сепаратизма, внешней агрессии и др.). 3 Политическая жизнь в разных странах и на разных этапах исторической эволюции существенно различается. Это нашло отражение и в характеристиках политических систем, разработанных с учётом особенностей политической жизни тех или иных народов. Таких типологий создано несколько. Поскольку политическая жизнь является частью общественной жизни, то часто классификация политических систем, вычленение разных их типов связано с формационной периодизацией истории. Отсюда каждой социально-экономической ступени развития человечества соответствует своя политическая система – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. При этом подчеркивается классовый принцип типологии (интересы какого класса выражает политическая система). Выделение политических систем связывается и с цивилизационным подходом к истории, учитывающим наличие в мировом сообществе разных локальных цивилизаций и их существование на разных этапах общецивилизационного развития. В первом случае критериями типологии политических систем являются различия в типах политической культуры, обусловленные главным образом разными менталитетами народов, их традиционной приверженностью к разным идеологическим ценностям (либеральным, социалистическим). Это приводит к разнице в устройстве и деятельности политических институтов в США и Англии, в других странах Европы и в России, в способах участия их населения в политике, в характере взаимоотношений между членами общества и властью. Исходя из этого, выделяют англо-американский, континентально-европейский и российский типы политических систем. Во втором случае основаниями типологии политических систем являются различия в технологиях, используемых мировым сообществом на разных ступенях его исторического развития, и соответствующих им социальных структурах, способах интеллектуальной деятельности. В соответствии с этим выделяют традиционную, индустриальную и постиндустриальную политические системы. Для первой характерны нераздельность власти (автократичность), использование ее в целях главным образом подавления, отстранение большинства населения от участия в политике. Для второй – формирование демократий разного вида, высокий уровень политической институционализации (политические партии, движения, элиты), классовое содержание политики. Для третьей – возросшее значение управления в политике государства, разъяснение политики населению, отношений субъектов и объектов власти (современный вариант толкования общественного договора между гражданами и властью). Используются и другие основания типологии политических систем. Выделяют их, в частности, по характеру взаимоотношений общества с внешней средой, его невосприимчивостью к ценностям (включая политические) иных общественных систем или, напротив, охотному усвоению их. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Имеет свои особенности и политическая система в нашей стране. Они обусловлены переходным состоянием общества, становлением в постсоветской России капитализма. Поэтому система не является ещё до конца сложившейся. К тому же на ее формирование оказывает влияние опыт устройства политической жизни как в советское время, так и до революции 1917 года. Причем преимущественно тот, который зарекомендовал себя с положительной стороны, отвечающий ментальности русского и других народов, населяющих страну. Политическая система России предстает весьма самобытной, плохо вписывается в существующие типологии политических систем. Представление о ней можно сложить из материалов следующих тем учебно-методического пособия.
Схема № 1. Политическая система.
Схема № 3.
Политические системы.
Основные понятия: Политическая система. Элементы политической системы: политическая власть, политический режим, политические акторы, политическое сознание, политические процессы, политические институты, государство. Типологии политических систем: формационные, технологические и цивилизационные. Политические системы традиционного, индустриального и постиндустриального общества. Вопросы: 1. Какие элементы включает в себя политическая система? 2. Какой элемент политической системы является системообразующим? Почему? 3. В чем особенности традиционной, индустриальной, постиндустриальной политических систем? 4. Какова взаимозависимость образующих общество подсистем – политической, экономической, социальной, идеологической? 5. Какие основания используются для выделения разных типологии политических систем? 6. В чём принципиальные отличия цивилизационных и формационных оснований для типологизации политических систем? 7. Чем политическая система капитализма отличается от политической системы социализма? 8. В чём особенности устройства политической системы в современной России? Тема 4 Власть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|