Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Особенности режима в современной России.





1Важное место в политологииотводится политическимрежимам. Их рассмотрение связано с анализом взаимодействия власти и общества, власти и индивида. Поскольку такое взаимодействие задается главным образом властью, то и понимание политического режима чаще всего сводится к указанию на особенности того, как власть реализует себя в подчинении общества, в его управлении. Но понятие политического режима содержательнее. Оно указывает также на особенности существующей в обществе политической жизни, которая является не только результатом определённого воздействия власти на общество, но и в немалой степени следствием взаимодействия участвующих в политике социальных групп и классов. Формы и способы участия людей в политической жизни, включая её проявления в экономической, социальной и духовной жизни, являются важным признаком каждого политического режима.

Такое понимание политического режима объясняется его тесной связью с политической жизнью. Эта связь выражается в следующем: политическая жизнь является генетическим основанием политического режима (причиной его возникновения и существования), а он придаёт ей конкретную форму проявления, политическая жизнь является тем материалом, из которого возводится политический режим. В условиях каждого политического режима политическая жизнь обретает определённый смысл.

Политический режим является не только выражением состояния политической жизни, но и известной характеристикой всего общественного устройства. Это происходит потому, что он оказывает сильное влияние на весь уклад жизни людей – их труд, быт, сознание перестраиваются в соответствии с лежащими в его основании идеями. И не случайно, что такие понятия как «тоталитаризм», «демократия» стали нарицательными, дающими названия определённым обществам.

 

2Традиционно принято считать основными политическими режимами авторитарный, тоталитарный и демократический. Их выделяют по разным основаниям. Так, авторитарный и демократический режимы различаются формами властвования - индивидуальной и коллективной. При авторитарном режиме политика монополизирована властью и является только ее прерогативой, а при демократическом - она становится публичным занятием, в ней участвуют все граждане. В условиях тоталитарного режима политика абсолютизируется, ей подчинена вся жизнь в обществе. В условиях же авторитарного, и особенно демократического, режима политика не оказывает всеобъемлющего влияния на жизнь людей (см. схему № 1).



Рассмотрим политические режимы подробнее. Авторитарный режим. Основными его чертами являются:

- автократизм – самовластие одного лица (монарх, диктатор) или группы лиц (военная хунта, олигархическая группа);

- неограниченная и неподконтрольная власть;

- опора на силу и использование ее;

- недопущение политической оппозиции;

- сохранение известной автономии личности, прежде всего в экономической сфере жизни.

Главное в авторитарном режиме – это использование государством властных, волевых приемов управления обществом.

Авторитарный режим имеет широкое распространение за пределами европейских и северо-американских стран.

Тоталитарный режим. Имеются разные его формы. В XX столетии – это фашистская (в Италии) и национал-социалистская (в Германии), основанные на одноименных теориях, а также их разновидности в Испании (Франко) и Португалии (Салазар) и др. странах. Все они относятся к правому тоталитаризму. Левым тоталитаризмом считается существовавший в СССР политический режим. Его основой служила коммунистическая теория. При очень больших идейных различиях им характерен ряд общих признаков:

- сверхцентрализованная государственная власть;

- наличие одной (государственной) идеологии, воплощению которой в жизнь подчинена вся общественная (хозяйственная, научная, художественная) и во многом частная жизнь людей;

- существование массовой правящей политической партии, которая срастается с государством и сосредоточивает в себе реальную власть в обществе;

- осуществление контроля за идейной жизнью людей, применение разных, в том числе силовых, санкций по отношению к инакомыслящим и несогласным с существующими образом жизни;

- обеспечение высокого общественного подъема, особенно в экстремальных условиях жизни страны, путем концентрации энергии всех слоев общества.

Главное в тоталитарном режиме – это подчинение государством всей жизни людей практической реализации какой-то политической теории (идеи).

Очень важным для понимания особенностей тоталитаризма является выяснение существующей в его условиях связи между народом и идеологией. Последняя может властью навязываться народу, но она может и разделяться народом вместе с властью, более того – исходить из самого народа и быть подхвачена властью. В последних случаях власти нет надобности принуждать людей принимать идеологию. В этом несомненное достоинство тоталитарного режима.

Однако у него есть и существенный недостаток. Он состоит в стремлении власти подчинить всю жизнь каждого человека принятой в обществе (или навязанной ему) идеологии, тем самым нарушаются такие гуманистические принципы, как право людей на свободную духовную жизнь и идеологический плюрализм.

Формы тоталитарного режима отличаются прежде всего исповедуемой идеологией (теорией). Они разные. А такие, как национал-социалистская (или фашистская) и коммунистическая имеют принципиальные отличия. Основу первой составляет человеконенавистническая, расистская и шовинистическая идеология, основу второй – идеи гуманизма и социальной справедливости. Нельзя не отметить и того, что фашизм агрессивен. Он развязал вторую мировую войну, принесшую человечеству неимоверные страдания.

Тоталитарный режим в СССР существовал с конца 20-х до середины 50-х годов, позднее он стал смягчаться, терять многие свои черты. В это время Советский Союз, одержавший победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, стал второй сверхдержавой в мире. В послевоенное время произошло освоение атомной энергии и космоса. Народ добился больших успехов в развитии промышленности, науки, образования, значительно улучшил свою жизнь.

Демократический политический режим. Он наиболее распространен в современном мире. Ему присущи следующие признаки:

- суверенитет народа – верховенство его по отношению к государственной власти, управление обществом от его имени;

- периодическая выборность основных, прежде всего представительных органов власти, занимающихся законотворчеством, ограничение срока пребывания в ней;

- верховенство законов, равенство пред ними всех граждан;

- идейный плюрализм;

- гласность, свободные СМИ;

- приоритетность мнения большинства перед мнением меньшинства;

- разделение властей.

Главное в демократическом режиме – это создание государством наиболее благоприятных условий для всесторонней свободы граждан.

В зависимости от того, как народ участвует в осуществлении власти, демократия делится: на прямую и представительную. Эти формы различаются участием народа в осуществлении власти. При прямой демократии все граждане непосредственно принимают участие в принятии законодательных решений, а при представительной – в нём участвуют только избранные народом представители (депутаты). Разновидностью прямой демократии является плебисцитарная, при которой регулярно проводится всеобщее голосование (референдум) по наиболее важным для жизни общества проблемам. Разделяется современная демократия также на либеральную и идентитарную. Первая исходит из того, что общество, народ состоит из самостоятельных свободных индивидов, вторая – из того, что в обществе люди исповедуют единую идеологию, в связи с чем у них общие устремления. В либеральной демократии сувереном власти принято считать индивидов, а в идентитарной – группу людей – глашатаев идеи. Указанные модели демократии получили практическое воплощение в разных странах. Примером осуществления первой являются США, Канада и ряд европейских стран, примером осуществления второй – социалистические страны прошлого и нынешнего века.

Часто политический режим существует в синтезированном виде – обладает свойствами разных режимов. Таким был, например, политический режим в СССР, особенно с 50-х гг., характерным отличием которого были тоталитарный режим (во многом в последние годы утративший свои основные черты) и советская демократия.

Демократический режим предполагает наличие в стране развитого гражданского общества и правового государства. Их теоретическое объяснение впервые было дано в работах мыслителей XVII–XVIII веков. Они с помощью этих понятий показали, чем должно отличаться от феодального (традиционного) общества идущее ему на смену буржуазное. Основу последнего, по их мнению, составляют собственники - свободные в экономическом отношении индивиды, которые, вместе с тем, являются гражданами государства и тем самым находятся в определенных отношениях с ним. Само же государство имеет договорную природу: править оно уполномочено самими членами общества.

Нынче гражданское общество в либеральных теориях понимается иначе. Во-первых, в него входят все слои населения. Во-вторых, они проявляют себя в двух достаточно самостоятельных сферах (формах) жизни. Первую составляют такие виды деятельности и взаимодействий социальных групп, в которые государство не вмешивается. В них они свободны от контроля власти. Это относится к их экономической, социальной, духовной жизни. И даже к политической, которая не представляет собой непосредственного взаимодействия каких-либо групп или индивидов с государством. Это так называемое косвенное участие людей в политике (см. о нем тему 3).

Та же жизнь людей, которая осуществляется ими во взаимодействии с государством, которая связана с выполнением обязанностей перед ним, в состав гражданского общества не входит. Она образует вторую сферу (форму) их жизни – политическую. Отношения людей с государством регулируются их политическими правами. Управлением этой стороны их жизни занимается правовое государство. Но власть здесь действует в рамках закона, и правовые нормы являются высшими правилами жизни для всех членов общества. Гражданское общество предполагает развитое политическое сознание всех слоев населения. Члены такого общества являются сознательными участниками политической жизни.

Следует иметь в виду, что гражданское общество предполагает высокий уровень жизни большинства населения, наличие в обществе среднего класса, когда основная масса людей ведёт во многом общий образ жизни, когда у них сильно развито чувство человеческого достоинства. Реально такое общество существует пока лишь в отдельных странах. Не сложилось оно и в России, в которой его появлению мешает также незрелая политическая жизнь и низкое гражданское сознание.

Хотя в гражданском обществе люди одновременно участвуют в общественной и частной жизни, основу (и суть) его составляет частная жизнь индивидов, каждый из которых обладает правом на свободу, собственность, счастье. Это сообщество людей, в значительной степени независимых не только от государства, но и друг от друга. В гражданском обществе каждый гражданин преследует свой личный интерес. А для удовлетворения групповых интересов создаются многочисленные общественные организации (творческие союзы, спортивные объединения). Решением повседневным проблем людей занимаются местные органы самоуправления (Городские Думы, Мэрии, Советы микрорайонов). К основным институтам гражданского общества относятся: школы, университеты, медицинские учреждения, церковь. Считается, что такая организация общественно-политической жизни способна обеспечить максимум свободы и демократии гражданам (см. схему №2).

Следует заметить, однако, что общество и государство (с учетом того, что последнее является органом управления первого) не должны противостоять друг другу. Они являются взаимодополняющими и взаимозависящими частями единого целого. Наиболее благоприятные возможности для такой их связи появляются в условиях демократии.

Об авторитарном, тоталитарном и демократическом режимах нельзя сказать, что между ними существует историческая очередность их смены, что сначала появился первый, его сменил второй, а того – третий. В истории разных стран режимы сменялись по-разному. Однако наиболее прогрессивной их формой считается демократия. Именно она получила самое широкое распространение в современном мире, хотя и не всегда в чистом виде, не без примеси других режимов.

Характеристика политических режимов весьма многогранна. Ниже приводится еще ряд очень важных их признаков.

 

Таблица № 1

Политические режимы.

 

Характерные признаки     Демократические
Авторитарные Тоталитарные Либеральная демократия Социалистическая демократия
Основания легитимации власти Династические традиции Навязанная народу властью или разделяемая им государственная идея Узаконенное проведение всеобщих выборов Узаконенное проведение всеобщих выборов
Идеологическое обоснование режима Охранительная идеология, обосновывающая божественное происхождение власти (идейно-политическое размежевание власти и народа) Националистическая, социалистическая идеологии (действительное или мнимое идейно-политическое единство власти и народа) Либеральная идеология (неполное, касающееся какой-то части общества, идейно-политическое единство) Социалистическая идеология (идейно-полити-ческое единство власти и большинства общества)
Кто активно участвует в политической жизни Властная элита Правящая партия Партийные функционеры разных партий Большинство народа
Принцип разделения властей Отвергается Осуществляется во многом формально Реализуется Реализуется не полно
Представительные органы власти Отсутствуют (или фактически бесправны) Имеются, но в своей деятельности политически ангажированы правящей партией Выступают в качестве ведущей ветви власти Существуют и обладают большими правами
Партии Нет или они играют фиктивную роль Одна правящая партия (если еще есть партии, они играют подчиненную роль) Многопартийная система. Ведущую роль играют партии крупных и средних собственников Главенствующими являются партии трудящихся  
Отношение к оппозиции Запрещена Запрещена Разрешена легальная деятельность Если появляется, имеет возможность для существования

3Проведенная в России в начале 90-х годов реформа политического строя получила законодательное закрепление в новой Конституции. Согласно ей в стране установлен демократический политический режим, Россия провозглашена республикой. Главой государства является президент. Однако он наделен такой большой властью, которая сопоставима с царевластием (например, Николая II в период существования первой Государственной Думы). И является правовым основанием для возможного проведения и авторитарной политики. Существующий конституционный перекос в пользу президентской власти умаляет значение парламента.

Но характерно и то, что в сознании россиян очень популярна идея сильной единоличной власти. По данным ВЦИОМ в 2000 г. 60% опрошенных были уверены, что «решение проблем, стоящих перед Россией, может быть обеспечено сосредоточением всей полноты власти в одних руках» (источник: Вестник общественного мнения (ВОМ) 2007, №3, с. 9). Но при этом, как установил тот же центр изучения общественного мнения, в 2007 г., 52% граждан России считает, что главой государства должен быть сторонник социальной справедливости, сильного государства и «скорее левый», за президента-рыночника высказались только 20% опрошенных.

У политического режима в России есть сходство и с тоталитарным режимом. И не только в тех силовых приемах, к которым он прибегал (октябрьские события 1993 г., первая чеченская война), но и буквально тотальном внедрении в сознание людей идеи свободного рынка и буржуазного образа жизни. Задача эта, действительно, не простая, так как в известном смысле связана с ломкой менталитета русского народа, поэтому для ее решения используются электронные и печатные СМИ, вся система образования и другие средства.

Политический режим в стране не стал подлинно демократическим потому, что широко нарушаются экономические права граждан, процветают теневая экономика и всевластие бюрократии. Страну захлестнула преступность. Отсутствие среднего класса, бедность большой части населения подрывают сами основы демократии. Люди крайне пассивно относятся к участию в голосовании на выборах государственной и местной власти, которая все больше концентрируется в руках тех, кто имеет большие деньги. Становлению демократии в России мешает ограничение свобод граждан, коррумпированность власти, в том числе судебной, использование административного ресурса на выборах.

Таким образом в использовании особенностей трех основных политических режимов существует нынче в России режим власти. Это вызывает у многих людей негативное отношение к нему, находит отражение в низких оценках существующего политического режима при опросах населения. Нынешнюю политическую систему предпочли в 2003 г. 18% респондентов, в 2004 г. – 19%, в 2005 г. – 23%, в 2006 г. – 26% опрошенных россиян (источник: ВОМ 2007, №2, с. 27).

 

 

Схема № 1.

Политические режимы.

 

  Авторитарный Тоталитарный Демократический
Форма правления Сувереном власти является монарх (царь). Единовластие. Сувереном власти фактически является правящая партия. Вождизм – особая форма единовластия вождя, национального политического лидера, который выступает выразителем корпоративных интересов. Сувереном власти является народ. Коллективная форма власти.
Форма политического участия Политика является привилегированным занятием - делом властной элиты Политика - главная и всеохватывающая форма общественной жизни. Ей подчинена вся жизнь общества. Политика - одна из форм общественной жизни.
Способ властвования Подчинение Подчинение (которое может быть и добровольным) и управление Управление
Место и роль политики в жизни общества Политика является «естественным», традиционным занятием элиты Политика имеет первостепенное «самоцельное» значение для власти (или также и для большинства населения) Политика играет второстепенную, функциональную роль в жизни людей

Схема № 2.

Гражданское общество Жизнь, не подвластная политике   Правовое государство Жизнь, подвластная политике  
Участвуют в деятельности негосударственных объединений, которая регламентируется их кодексами, специальными нормами, традициями.   Граждане   Участвуют в деятельности политических институтов, которая регламентируется разработанными государством законам.

 

Основные понятия:

Политический режим. Политические режимы: авторитарный, тоталитарный. демократический. Гражданское общество. Правовое государство. Политический режим в дореволюционной, советской и современной России.

Вопросы:

1. Покажите отличия политических режимов по формам участия населения в политике?

2. Какой из трех основных политических режимов (авторитарный, тоталитарный, демократический) является прогрессивнее? Почему?

3. Что такое гражданское общество? Какой политический режим нуждается в нем? Почему?

4. В условиях каких политических режимов жило население России в CC веке?

5. В чем причины поддержки народом тоталитарных режимов в CC веке в странах с разной идеологической ориентацией?

6. Политический режим и социально-экономический строй общества. Какова их зависимость друг от друга?

7. Какие причины оказали решающее влияние на установление тоталитарного режима в Советском Союзе: субъективизм его руководителей, социалистическая идеология, противоборство двух мировых систем?

8. В чем особенности и проблемы гражданского общества в современной России?

9. Может ли быть гражданское общество без частной собственности? Аргументируйте ответ.

10. Каковы достоинства и недостатки плебисцитарной демократии?

11. Отвечает ли демократия интересам всех слоёв общества?

12. Каковы возможности демократии в тоталитарном обществе?

13. Какие социальные группы населения заинтересованы в формировании гражданского общества в нашей стране?

ТЕМА 7

СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Сущность демократии.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.