Центральные проблемы внешней политики России.
Основные направления внешней политики России. 1 Важной частью политики, осуществляемой государством, являются действия его в отношении других стран. В своей совокупности они составляют его внешнюю – зарубежную политику. Внешней она называется в отличие от той политики, которую государство проводит внутри страны. Зарубежная политика служит решению определённых задач, которые получили закрепление во внешнеполитических функциях государства. К ним относятся: охрана границ, обеспечение государственной безопасности, осуществление дипломатических отношений, всесторонних контактов с другими странами, зарубежная торговля и другие. Каждая из функций наполняется тем или иным содержанием, исходя из тех проблем, которые существуют (или возникают) у данного государства с другими странами. Внутренняя и внешняя политика являются двумя сторонами общей политики государства. Они тесно связаны между собой, оказывают взаимной влияние и потому находятся в зависимости друг от друга. Достижения внешней политики обеспечиваются успехами внутренней. А те, напротив, во многом зависят от достижений внешней политики. И всё же роли они играют разные. Доминирующую, первостепенную роль играет внутренняя политика. Это не значит, что внешняя политика не бывает приоритетной по отношению к внутренней, не играет ведущей роли. Такое нередко случается и объясняется ориентацией государства (зачастую вынужденной) на использование внешних ресурсов. Но главенствующее положение внешней политики не может оставаться долго. Наконец, нельзя упускать и того, что задачи внутренней и внешней политики при определённых обстоятельствах могут не совпадать. Такое противоречие серьёзно осложняет их взаимодействия. Однако и в этом случае государственная политика разрабатывается, в конечном счете, из приоритетности в ней задач внутренней политики. Ярким примером этого является современное Российское государево, внешняя политика которого в 90-ые гг. вступила в острое противоречие с его внутренней политикой и поэтому в последние годы стала меняться в сторону того, чтобы больше отвечать национальным интересам.
Проводимые в стране преобразования в большой мере зависели от внешней политики, в частности, от обеспечения их финансовой поддержкой со стороны Запада. В результате Россия оказалась в зависимости от него. Трансформация втянула страну в глубочайший кризис. Стремление выбраться из него путём активизации внутренней политики, направленной на создание условий для преимущественно самостоятельного, самодостаточного развития, но при сохранении хороших отношений с Западом, привело к серьёзной коррекции внешней политики. В основе внешней политики России лежат национальный интерес и заинтересованность в обеспечении государственной безопасности. Особенность первого в том, что он является важнейшим для любой государственной власти. Особенность второй в том, что создание благоприятной международной обстановки для нормального существования государства дело чрезвычайно многогранное. Поэтому при разработке и осуществлении внешней политики России учитываются: её территориальные споры с сопредельными странами; этнические, конфессиональные разногласия с зарубежными государствами, географическое положение страны на евразийском континенте; место её среди славянских народов; идеологические ориентации политических сил в стране; цивилизационные особенности России. Они находят отражение в отношениях нашего государства с разными странами, в его краткосрочной и ориентированной на длительную перспективу внешней политике.
Внешняя политика направлена на разрешение проблем, вызванных притязанием ряда стран на российскую территорию (Южные Курилы и др.); дискриминацией русского населения в бывших советских республиках (особенно прибалтийских); притеснением православной церкви (например, на Украине); недоброжелательным отношением определённых стран к России (надуманные проблемы их оккупации СССР). Это проблемы очевидные. Но существуют и латентные (скрытые от глаз) проблемы. Многие из них имеют первостепенное значение для нашего государства. Среди них следует выделить те, которые обусловлены евразийским положением страны, её давним статусом великой державы. Россия – евразийская держава, протянувшаяся от Балтики до Тихого Океана. Её история и современная жизнь протекают в контактах с очень различающимися между собой странами Запада и Востока, которые относятся к разным типам цивилизации. Внешняя политика России строится с учётом этих обстоятельств. Статус великого государства Россия получила давно, в связи с её большим вкладом в мироустройство. Роль эта особенно возросла в XX веке, когда Советский Союз внёс решающий вклад в победу народов над фашизмом, оказывал громадное влияние на ход всемирной истории. В современных условиях России объективно трудно играть такую роль. Но и отказываться от неё она не может, т.к. только выполняя её она может рассчитывать на достойное место в мире, на свой путь в нём. Россия, можно сказать, обречена быть великой державой. Нынче у России нет договорных обязательств по оказанию помощи этнически близким странам (за исключением Белоруссии). Но давно став великим, могущественным славянским государством, она сыграла выдающуюся роль в освобождении многих славянских народов от чужеземного ига. При этом она не стремилась к панславизму – к объединению славянских народов и вовлечению их в российское государство. Её патронаж (покровительство) были продиктованы мотивами славянской солидарности. Оказание помощи славянским народам стало высочайшим нравственным долгом России. Ему она старается быть верной. Об этом свидетельствует, например, её роль в Косовском кризисе.
На внешнюю политику России оказывают влияние и геополитические интересы, определяемые её географическим (пространственным, ресурсным, демографическим) положением. Они определяют позицию России в отношении определённых территорий и целых государств, например, Японии, от которой зависит выход российских кораблей из прибрежных морей в мировой океан, США и других стран по научному исследованию Антарктиды. В этой связи важную роль играют международные организации, от которых зависит укрепление безопасности России (ООН, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества и др.). 2 Внешняя полтика России всё больше разрабатывается с учётом намечающихся тенденций в развитии международных отношений, исходя из появившихся проблем планетарного значения, т.е. принимая во внимание особенности складывающейся в мире и Природе обстановки. А она в последнее время осложнилась в связи с проводимой США демократизацией других стран, распространением в них устройства политической жизни по-американски. Это обернулось войной против Югославии, Афганистана, Ирака, в которых США добивались по существу своих целей – установления угодного им режима и установления контроля над природными богатствами. Претензии в недостатке демократии предъявляются Америкой многим странам (в том числе, Китаю, России). При этом она побуждают их копировать свою модель демократии. США осуществляют не только политическую, но и экономическую экспансию. Они используют своё мировое военное лидерство для осуществления политики глобализации – интеграции под их эгидой рыночно-финансовых отношений в мире (ВТО). В глобализации преуспевают прежде всего индустриально развитые государства. Это страны т.н. «золотого миллиарда». Остальным уготовлена судьба быть их сырьевым придатком с постоянно догоняющей модернизацией своей экономики, т.е. второсортной жизни. Это неизбежно обостряет отношения между отстающими и убегающими странами и является одной из причин мирового терроризма, проявлению капиталистических странах антиглобалистского движения.
Глобальными, затрагивающими всё человечество, стали экологические проблемы. Среди них наиболее актуальны – ухудшение климата на планете в связи с потеплением на ней и появлением озоновых дыр. Причины этих явлений до сих пор окончательно не познаны, но то, что человеческий (антропогенный) фактор имеет к ним отношение весьма вероятно. Ведь парниковый эффект от выделения в атмосферу диоксида углерода, метана и других лёгких газов и истощение озонового слоя от поступления в атмосферу фреона по существу зависит от людей. Всё больше обнаруживается падающих на планету космических тел, подвижек плит земной коры, сопровождающихся землетрясениями и цунами. Всё это обязывает, прежде всего индустриально развитые страны, солидарно использовать свой научно-технический потенциал для возможного противостояния силам природы. Первостепенная роль в подготовке совместных мероприятий принадлежит их внешней политике. 3 Осуществляемая нынче Россией внешняя политика строится в зависимости от места, которое отводится ею зарубежным странам в своей жизни, от их отношения к ней. Первейшее значение в этой политике занимают США, которые вследствие распада СССР и серьёзного ослабления России оказались в положении единственной сверхдержавы и стали играть ведущую роль в мире, в том числе в военной области. Это проявляется, в частности, в постоянной модернизации американской армии, в оснащении её всё новыми видами оружия и в возросшем использовании её в разрешении конфликтов Америки с другими странами. В отношении России планы США (как это следует из выступления Б. Клинтона) состоят в том, чтобы покончить с вековыми претензиями нашей страны быть великой державой и превратить её в сырьевой придаток Америки. США не будут добиваться полного распада России, но и не допустят возрождения её былого могущества. Для этого ими проводится политика по ослаблению военного и экономического потенциалов нашей страны. О серьёзности её свидетельствуют размеры военного бюджета Америки, наращивание сил НАТО, возросшая агрессивность этой организации (смена оборонной стратегии на наступательную), несанкционированная ООН агрессия против Югославии, развёртывание ПРО над Японией и Аляской, в странах Европы, отказ американского Конгресса ратифицировать договор о запрещении испытаний ядерного оружия. Тем самым США отходят от установленного после Второй мировой войны миропорядка, они открыто ведут политику на устройство мира в своих интересах, открыто демонстрируют свою империалистическую сущность.
Положение осложнилось в результате взятого США курса на борьбу с мировым терроризмом (после событий 11 сентября 2000 г.). Осуществление Америкой агрессии в Афганистан, а затем в Ирак, серьёзно подорвали сложившиеся после Второй мировой войны международные отношения. Но от взаимоотношений с этой страной, от того, как они будут складываться, во многом зависит будущее России, т.к. выбор оптимального варианта выхода из кризиса и продолжения преобразований предстоит делать с поправками на то, чтобы он отвечал и задачам сохранения национальной безопасности страны. В орбиту американской политики вовлечены европейские страны НАТО. Это осложняет отношения России с ними. Нельзя не отметить, что воинственность большинства европейских стран подрывает престиж западной демократии в глазах россиян, ставит под сомнение искренность глашатаев либеральных и социал-демократических идей, дает пищу для размышлений об их подлинной ценности. Большое место во внешней политике России занимают страны Востока, прежде всего Китай и Индия, самые большие в мире по численности населения. Китай переживает бурное развитие и по валовым показателям производства основных видов продукции в ближайшие годы выходит на первое место в мире. В стране получили широкое распространение контролируемые государством рыночные отношения. В этом одна из особенностей китайской модели социализма. Вырос экономический потенциал и Индии, также стремящейся, исходя из своих интересов строить своё будущее. Обе азиатские страны проводят миролюбивую, добрососедскую по отношению к России политику, являются приверженцами концепции многополярного мира, которую разделяет и наша страна. От совместных внешнеполитических усилий России и этих стран во многом будет зависеть мироустройство и характер международных отношений в XXI веке. Предметом особого внимания России являются бывшие советские республики. Они стали странами ближнего зарубежья. С ними наше государство связывает веками складывавшаяся общая хозяйственная и духовная жизнь, совместная борьба за национальную независимость. В советский период их истории в развитии народного хозяйства республик широко использовались взаимовыгодные специализация и кооперация. Теперь хозяйственные связи порваны, но выход этих государств из кризисного состояния во многом связан с восстановлением ими хороших отношений с Россией. Немаловажным является и наличие в этих странах многомиллионной русской диаспоры, чьи интересы Россия должна защищать. По этим и другим причинам бывшие республики находятся в приоритетной сфере российской внешней политики. Однако отношения со странами СНГ осложняются в связи с возрастанием их зависимости от других стран, созданием в ряде их американских военных баз (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия). Сегодня очевидно, что жизнь России будет зависеть и от того, как сложатся отношения с зарубежными странами, насколько заставит она считаться их со своими интересами. А они состоят в том, чтобы обеспечить нашему народу условия для строительства новой России без иностранного вмешательства, добиться признания ими права нашей страны на достойное место в мире, на свой путь в нём. Схема №1. Внутренняя и внешняя политика государства.
Зарубежные Внутренняя Государство Внешняя политика политика страны
Своя страна
Основные понятия: Внешняя политика государства. Внешнеполитические функции государства: охрана границ, обеспечение государственной безопасности, осуществление дипломатических отношений, всесторонних контактов с другими странами, зарубежная торговля. Геополитика государства. Гегемонизм. Протекционизм. Экспансионизм. Панславизм. Глобалистика. Вопросы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|