Фото – тюльпаны Байконура, снимок дедушки.
Фото – тюльпаны Байконура, снимок дедушки. Площадка 113, где служил дедушка (в неё входили ещё площадки – 112, 110) занималась подготовкой и запуском ракеты Н-1. Это большая, я бы сказал, огромная ракета, длинной около 100 метров (95 м. ) и программа была рассчитана на освоение Луны. Мы тогда хотели опередить американцев и спешили. Запланировали 7 стартов и после 4-х неудачных (все взорвались), программу закрыли, а площадки 110 (с МИК), 113 (жилую) и 112 (сам старт) законсервировали, а офицеров вывели за штат. Дед, как и все офицеры, продолжали служить, увольнялись, когда выслуга лет и возраст подходили к 25 и 45 годам. И пока не создали программу «Энергия-Буран» в 1980 году и куда я перевелся служить в 1982 году, именно в то управление, где начальником связи и был Чехомов В. А. ». На фото: гигантская, 100 метровая Лунная ракета Н1. Вот вырезки из книги Иванченко: Ю. В. Иванченко В 1985 году Иванченко Ю. В. был назначен начальником отдела многоразовых космических систем ЦНИИ КС 50 МО. В начале 1960 года Сергей Павлович представляет в Совет Министров СССР проект программы создания мощных ракет-носителей, космических кораблей и освоения космического пространства на 1960-1967 годы. Развернулась серьезная и довольно напряженная работа правительства и ученых, конечно, не без споров, особых мнений и позиций, но это был нормальный процесс перерастания проекта в документ, который довольно скоро для столь важной программы появился. Уже 23 июня 1960 года выходит постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 715-296 " О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 г. г. ", в котором определялась многоцелевая сверхтяжелая ракета-носитель Н1 как базовая для лунного ракетно-космического комплекса и решения ряда задач народно-хозяйственного и оборонного значения. Первоначальной задачей для носителя было выведение на опорную круговую орбиту Н=200 км полезного груза 40-50 тонн. Это постановление развязало руки С. П. Королеву, ибо заделы по изделию Н1 в его конструкторском бюро (ОКБ-1) уже разрабатывались на страх и риск Главного Конструктора. Эскизный проект изделия Н1 был готов к маю 1962 года и подписан С. П. Королевым и В. П. Мишиным 16 мая 1962 года. Уже в эскизном проекте тактико-технические данные, определенные постановлением, были превышены и улучшены. В эскизном проекте ракета-носитель Н1 длиной 95, 1 м и наибольшим диаметром 17 м гарантировала выведение на круговую орбиту Н=300 км массу полезного груза 75 тонн, на геостационарную орбиту 15-18 тонн и доставку на поверхность Луны 4-5 тонн. Разработку двигателей для проектируемой ракеты С. П. Королев предложил своему неизменному партнеру по части двигателей Валентину Петровичу Глушко и получил резкий и категорический отказ. Суть разногласий заключалась в том, что Королев и его соратники отстаивали необходимость применения для пилотируемой космонавтики высокоэнергетичных и нетоксичных компонентов ракетных топлив (жидкий водород, керосин, жидкий кислород), а Глушко настаивал на токсичных компонентах, таких как тетраксид азота, несимметричный диметилгидразин и жидкий фтор. Разногласия приняли характер скандала. За позицию С. П. Королева говорили не только соображения безопасности и экологии, но и серьезные исследования по обоснованию выбора компонентов топлива для ракеты-носителя Н1. Проведенный анализ показал существенную потерю в массе полезного груза при переходе на высококипящие окислители, при одной и той же стартовой массе. Кроме того, сравнение разных топлив показало, что пара жидкий кислород + керосин для обеспечения пуска Н1 в восемь раз дешевле пары азотный тетраксид + несимметричный диметилгидразин.
В результате Сергей Павлович, по совету Андрея Николаевича Туполева, вынужден был обратиться к Генеральному конструктору авиационных двигателей Николаю Дмитриевичу Кузнецову. Вот почему на первой, второй и третьей ступенях ракеты Н1 применялись двигатели конструкции Н. Д. Кузнецова, работающие по замкнутой схеме с тягой 150 т на компонентах кислород-керосин. СТРОЙКА Работы по строительству на 110 площадке Байконура стартового комплекса для РН Н1 приняли широкий размах в 1965-66 годах. На начало 1965 года объем освоенных средств по стартовому комплексу объекта № 358 составил всего 0, 18 млн. рублей (протокол № 3 заседания НТС ГТОК СССР от 15. 01. 1965 года), поэтому необходимо было радикальное ускорение работ. В связи с этим по заявлению Комаровского А. П. (ЦПИ - 31) " в марте месяце вся громадная организация т. Шубникова освобождается от решения других задач и может быть брошена на работы по Н1. " Для обеспечения работ, эксплуатации СК 11П852 и полигонной отработки РКС Н1-Л3 в ноябре 1966 года была сформирована испытательная часть 12471 (47 ОИИЧ) с дислокацией на площадке 113, первым командиром которой стал бывший заместитель командира 19 ОИИЧ по ракетному вооружению подполковник Ширшов Василий Тимофеевич. В обеспечение всего комплекса были сформированы 638 отдельный эксплуатационно-технический батальон под командованием майора Ожиганова С. Г., 260 отдельный батальон охраны - командир подполковник Домолазов П. М. и развернут 746 стационарный узел связи - командир Чехомов А. В. Вот здесь автор Иванченко допустил ошибку, он перепутал инициалы дедушки - А. В., а надо В. А. Потом я ему сказал об этом, он ответил, что проверил свои архивы и действительно нашел у себя ошибку (возможно при печатании на пишущих машинках чисто машинально ошибся). После увольнения дед работал в газете г. Ленинска, кажется, газета называлась «Байконур». Я точно уже не помню, он в основном туда делал фото и заметки о разных мероприятиях в городе. Иногда приносил домой.
Польский художник Мацей Ребиж изображает космос альтернативного будущего (или даже альтернативного настоящего).
«Представьте, что Советский Союз не распался, и Лунная ракета Н-1 " Белая лебедь", Королева-ракета выводит межпланетный корабль под флагом СССР на дорогу к Марсу... »
Вид на измерительный пункт (ИП-7). Станция Теректы. г. Джегизган.
Здесь началась байконуровская карьера Чехомова В. А, который обеспечивал работу узла связи.
ИП-7 (1956-1969), 61 ОИСИС, в/ч 14289 ~ 12 км от ж. д. ст. Теректы Карагандинской обл. (80 км восточнее г. Джезказгана)[6]. ИП-7 в 1969 году передислоцирован и объединен с существовавшей базой падения 1-вых ступеней.
Измерительный пункт-7, начало 60-х годов, Игра в волейбол. кадр из кинохроники
Чехомов В. А. подполковник ВКС СССР, г. Ленинск (космодром Байконур). Со слов мамы: «дедушка обеспечивал работу связного оборудования, необходимого для осуществления различных программ, в том числе и Лунной программы». Со слов тёти Маргариты: «исполнял обязанности командира части в случае служебной необходимости». С появлением ракетно-космических технологий возникла возможность непосредственного исследования Луны и окололунного пространства. Лидеры космической гонки XX века при первой возможности стали производить запуски космических аппаратов в рамках своих программ исследования Луны. Соревнование США и СССР за право присвоить различные приоритеты в исследовании Луны получило название «Лунная гонка» и часто рассматривается как самостоятельная часть истории космонавтики. Старт Лунной гонке был положен серией неудачных попыток обеих стран запустить автоматическую межпланетную станцию к Луне в 1958 году. В последующие годы Советскому Союзу удалось добиться ряда успехов в области автоматических аппаратов, а Соединённые Штаты Америки стали единоличными лидерами в пилотируемой программе. Окончание Лунной гонки приходится на советскую АМС «Луна-24», которая в 1976 году успешно доставила лунный грунт на Землю.
Стартовая площадка на Байконуре, снимок деда. Фотографий таких было очень много.
На каждый успешный запуск изготавливали вот такие уникальные сувениры. Теперь это тоже память о космодроме Байконур. Надо названия ракет выяснить.
На снимке: гигантские лунные ракеты типа Н1 (аналог Сатурн-5 в США), в программах которых участвовал дедушка Чехомов В. А. и многоразовые космические корабли «Энергия-Буран» (Атлантис в США), в запуске которых участвовав отец Копылов И. А.
80-е, Силламяэ, Чкалова-4, кв. 2, большая комната.
После выхода на пенсию подполковник запаса ВКС СССР Чехомов В. А. вернулся в Эстонию в г. Силламяэ. Где и прожил всю оставшуюся жизнь, занимаясь фотографией, садом, внуками, а также работая в редакции газеты «Силламяэсский Вестник». Июль 1994 года. Эстония, Силламяэ, слева на фото: Наталья Володина (я тогда каратэ занималась), дед – Чехомов Владимир Александрович, брат Дмитрий Копылов, мама Володина (Чехомова) Наталья Владимировна.
Дедушка много фотографировал, но сам фотографироваться не любил, поэтому фотографий с его участием очень мало. Дедушка в нашей общине был человеком уважаемым и пользовался большим авторитетом. Характер – молчун. Всем всегда помогал и словом и делом. В его доме, на Члакова-4, было очень много книг. Дедушка умел хорошо рисовать, фотографировать, писал небольшие статьи в «Вестник». Человек умный, интеллигентный, начитанный, с которым было приятно поговорить и есть что вспомнить. Со слов мамы, есть и его мемуары, но мне такую информацию подтвердить не удалось. Видела у него много фотоаппаратов, мне он подарил «Зенит»,. Всё остальное, в том числе и информация о «пра-пра» канули в Лету. Поэтому, «внукам» надо интересоваться, а «дедушкам» самим рассказывать, как «тогда было», ибо найти информацию (особенно из достоверных источников) потом сложнее.
Поселок Синимяэ, возле Силламяэ. Своеобразный памятник деду. Очень достойный. Тут и байконуровская ракета и дело жизни.
Синимяэсские дороги.
Название посёлка происходит от природного названия — Синимяэские высоты (Синие горы). До Второй мировой войны Синимяэские высоты, вокруг которых раскинулось поселение, были покрыты высоким ельником, который при взгляде издалека придавал холмам синий цвет. Эти ели погибли в ходе сражений в 1944 году.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|