ЭТО ИНТЕРЕСНО!. Сад периода Хэйан. В период Хэйан (конец VIII–XII век) столицу перенесли в одноименный город
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Два известных храмовых сада XIV века в Киото – Тэнрюдзи и Сайходзи – приписываются Мусо Сосэки. В каждом саду есть своя достопримечательность. в Тэнрюдзи это группа камней, символизирующих водопад; в Сайходзи, который называют также кокэ‑ дэра (храм мхов) – тщательно подобранные по цвету и фактуре мхи и водоем, имеющий очертания китайского иероглифа «сердце». Еще один знаменитый островной сад XIV века находится на территории храма Рокуонзди, или Кинкакудзи. Это так называемый Золотой павильон.
Эпос VIII века «Кайфусо» содержит поэмы, которые указывают на определенное влияние китайских культурных традиций на сады, создаваемые в период Нара, но одновременно в них упоминается о таких любимых и всегда используемых самими японцами растениях, как вишня и сосна.
Сад периода Хэйан. В период Хэйан (конец VIII–XII век) столицу перенесли в одноименный город, известный сейчас как Киото. К началу строительства новой столицы Японии прогресс в садовом искусстве достиг значительных успехов. Доказательством этому служат необыкновенные и многочисленные сады храмов, дворцов и вилл Киото, сохранившиеся до нашего времени. Хэйан – эпоха богатства и процветания Японии. Это спокойное время, интенсивно развивается национальная культура, уменьшается китайское влияние. В конце IX века император официально запретил торговые связи с Китаем. На рубеже VIII и IX веков обозначилась тенденция к синтезу древнейших представлений и привнесенных извне идей, что повлияло на появление садов в резиденциях знати периода Хэйан. У аристократов появилось время и возможность для увлечения разбивкой садов. Они жили в роскошных поместьях, построенных в стиле Синден, их сады были великолепны. Среди аристократов было немало покровителей новой буддийской религии, способствовавших развитию буддизма и финансировавших строительство храмов. Тем самым японские аристократы содействовали и развитию садового искусства. Постепенно сады, созданные при храмах секты Дзёдо («Учение о рае»), увеличивались в размерах. Священники буддийских храмов приобретали все больший авторитет благодаря бурной популяризации философских идей буддизма и завоевывали ведущую роль в плане проектирования садов. К концу периода Хэйан складываются принципы использования асимметрии и духа местности («принимай во внимание окрестности») в садовом дизайне.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! В комплексе монастыря Дайтокудзи несколько садов считаются хрестоматийными шедеврами. Один из них – знаменитый сад храма Дайсэнин, наиболее характерный образец дзэнского «сухого пейзажа». Это одна из вершин в искусстве садов этого типа, предназначенного для дзэнского созерцания и связанного с дзэнской символикой. Авторство этого сада приписывается известному художнику Соами, исполнившего также и росписи на фусума в интерьера храма.
Подлинных памятников жилой архитектуры Хэйанской эпохи не сохранилось. Их можно представить на основании зданий в комплексе императорского дворца в Киото, реконструированных в XIX веке. В общепринятой композиции резиденций аристократов перед южным фасадом был сад с озером и островом в нем, искусственными холмами, ручьем и водопадом. В зависимости от вкусов хозяина высаживались различные породы деревьев и цветы. Хэйанские сады имели двойную функцию: на сад можно было смотреть из интерьера дома или любоваться им во время прогулки, катания на лодке. Озеро считалось основным композиционным элементом сада. Описание садов и инструкции по их устройству содержатся в книге XI века «Сакутэйки», авторство которой приписывается Татибана‑ но Тосицунэ.
С распространением учения о рае Будды Амиды оформился образ амидаистского сада как воплощение этой идеи. Единственный сохранившийся храм XI века, посвященный Будде Амиде, находится в монастыре Бёдоин в Удзи. Это Хоодо, или Павильон Феникса. Он стоит у водоема, оставшегося от древнего сада, и в воде отражается легкий и грациозный силуэт Павильона. Сад периода Камакура. В период Камакура (1185–1333) появляется военное сословие самураев. Самураям с их суровым образом жизни пришлись по нраву аутотренинг и жесткая самодисциплина, проповедуемые дзэн‑ буддизмом. В XIV–XV веках дзэн‑ буддизм распространяется все шире, оказывая огромное влияние на развитие Японии. Одновременно перестает действовать запрет на сношения с Китаем. Садовое искусство начинает переходить в руки более влиятельных дзэнских монахов. Большинство водоемов и каменных композиций, созданных в садах при храмах всего периода Камакура, были плодами умения монахов представить красоту природы, используя камни и воду. Множество каменных композиций, разработанных в то время, принадлежало буддийской секте «Сингон». Особенно были известны и отличались в садовом искусстве священники из храма Ниннадзи в Киото. Сады при дзен‑ буддистских монастырях видоизменяются. Теперь они предназначены не для прогулок и веселого времяпровождения, а для созерцания в ходе медитаций на пути к просветлению. Облик сада подвергся упрощению, редукции, отбрасывается все несущественное. Значительную роль стал играть символизм: кусты, камни и песок (галька) в дзэн‑ буддистском саду изображали горы и воду. Пустое пространство было не менее важно, чем заполненное предметами.
Именно в дзэнских монастырях сложилось три основных типа садов: сад для созерцания из интеръера дома или храма, символический сад, называвшийся «сухой пейзаж», и сад, связанный с чайным культом. Сады имели две главные разновидности: пейзажный сад с холмами – цукияма и плоский сад – хиранива. Каждый сад имел два главных компонента – камни или скалы и воду, натуральную или изображенную галькой.
Сад периода Муромати. В период Муромати (1392–1568) абстрактное садовое искусство дзэн‑ буддизма достигает расцвета. Дзэн‑ буддизм стал главной религиозной силой. Священник Муссо Сосеки произвел настоящую революцию в стилях и методах создания садов. Именно в этот период японский сад, как явление японской культуры, превратился в подлинное искусство. Планирование садов стало престижной специальностью, которая передавалась по наследству. Как правило, проектировщики садов находились под патронажем сегунов.
В 1499 году строится знаменитый своим садом камней храм Рёандзи в Киото. Начинает зарождаться чайная церемония. Мурато Дзюко – ее создатель – формулирует четыре принципа чайной церемонии: гармония, почтительность, чистота и тишина (покой). С середины XV до середины XVI века продолжается период феодальной раздробленности, войны всех против всех – «эпоха воюющих провинций». Частные армии самураев, подчиненных враждующим феодалам, воюют друг с другом. В ходе войны Онин, которая на протяжении 10 лет шла на улицах Киото, город был практически полностью разрушен. Однако в это же время, как ни парадоксально, развиваются экономика, культура, искусства. Умение писать стихи для самурая было не менее важным, чем умение владеть мечом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|