Пример оформления титульного листа для дипломной работы
Название учебного заведения, где обучается студент Название факультета ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: название темы студента V курса Ф., И., О. Научный руководитель проф. (доц.) Ф., И., О. Город — год ее разработки в литературе, формулировке цели дипломной работы, раскрытию ее структуры, характеристике полученных результатов, общим выводам. Введение по объему занимает примерно 10% от всего текста. Его следует писать в соответствии с существующим стандартом, последовательно переходя от одного предусмотренного им пункта к другому. Начинается введение с обоснования актуальности выбранной темы. Рекомендации по этому пункту введения практически не отличаются от приведенных нами в разделе «Курсовая работа». Конечно, поскольку дипломная работа по уровню предъявляемых требований находится на качественно другом уровне, по сравнению с курсовой, то и обоснование актуальности должно быть несколько более глубоким. Однако принципиальных различий здесь нет. После этого необходимо перейти к освещению степени разработанности темы в научной литературе и характеристике используемых источников. По сравнению с аналогичным пунктом введения к курсовой работе это звено введения должно быть гораздо богаче. Следует подробно и полно охарактеризовать конкретный вклад различных авторов, школ и направлений в разработку темы, а также очертить существующие, на ваш взгляд, «белые пятна», пробелы в рассмотрении темы. Далее формулируется цель исследования, ставятся конкретные задачи, определяемые целью, вычленяется основная проблема, объект и предмет исследования. Все формулировки должны быть краткими, четкими, логически последовательными, с безукоризненным соблюдением принципа субординации цели и задач. Необходимо, чтобы в конечном счете изложение в целом соответствовало поставленной во введении цели и полностью реализовывало ее. Если выясняется, что готовый текст несколько отклоняется от цели, лучше подкорректировать ее формулировку.
Что касается использованных в работе методологии и методов, то вы должны назвать их и по возможности обосновать применение того или иного метода в решении поставленных перед вами исследовательских задач. Основная часть дипломной работы, как правило, состоит из двух глав, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на два-три параграфа. Объем каждого структурного элемента основной части должен находиться в правильной пропорции с остальными элементами. Содержание первой главы обычно имеет теоретико-методологический характер. Вначале очерчивается основная проблема, показываются ее теоретические истоки, затем рассматриваются различные варианты подходов к ее решению, группируются по принципу методологического сходства точки зрения, оцениваются с позиций автора работы. Далее излагаются собственные взгляды автора на проблему и пути ее решения. Они аргументированно доказываются и обосновываются теоретическими выкладками с опорой на проработанные отечественные и зарубежные источники. Назначение и содержание второй главы может быть различным в зависимости от того, каков характер всей работы в целом. Если вся работа является теоретико-аналитической, то вторая глава, как и первая, служит раскрытию проблемы на теоретическом уровне. В таком случае ее содержание составляет продолжение теоретического анализа проблемы, обогащенного либо переходом к новому ракурсу рассмотрения, либо применением там, где это возможно и необходимо, конкретно-научных методов — экономических, социологических, исторических и т. д., а также — когда это нужно — математического аппарата.
Если работа имеет практический или опытно-экспериментальный характер, то содержание второй главы представляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его стадии и этапы, подво дятся общие итоги и анализируются результаты, делаются практические выводы и рекомендации. Заключение представляет собой самую маленькую по объему (около 5% всего текста) часть работы. Однако это очень важная ее часть, поскольку именно заключение содержит общие выводы, сделанные студентом по результатам проведенного исследования. Здесь необходимо кратко, но с выверенной логической последовательностью изложить в порядке хода исследования промежуточные результаты и выводы, затем обобщить их и сформулировать окончательный общий вывод по всей работе, наконец, показать его в контексте складывающихся перспектив дальнейшего изучения. Основные выводы в тексте заключения лучше всего изложить в форме пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно четкой, ясной, краткой и логически безупречной. Библиография, или список использованной литературы, является обязательной частью дипломной работы и помещается после заключения. Ее страницы входят в единую нумерацию страниц текста. Оформление библиографии и ссылок составляет предмет отдельного разговора, и мы коснемся его ниже. Приложение — это вспомогательная часть дипломной работы, в которую могут входить графики, таблицы, статистически обработанные данные социологических опросов, материалы наблюдений, иной иллюстративный материал. Если в таком приложении нет необходимости, оно может просто отсутствовать. Оно не является обязательной частью дипломной работы. Если же приложение все-таки есть, то оно делается на отдельных листах, с самостоятельной нумерацией. Поскольку написание дипломной работы представляет собой достаточно длительный процесс (занимает почти весь период обучения на выпускном курсе), то многое зависит от того, удачно ли вы организуете ход работы. Время, выделенное на подготовку диплома, является практически свободным от аудиторных занятий, и потому студенту, привыкшему к постоянному контролю знаний и напряженной работе в аудитории, может показаться, что времени слишком много его и можно использовать на отдых и развлечения, подработку, поездки, а к написанию дипломной работы приступить за месяц-другой до срока защиты. Не следует поддаваться таким настроениям. Метод «мозгового штурма» не всегда бывает эффективным и не каждый вообще к нему способен. Лучше применить беспроигрышный вариант: разработать график на весь период до предполагаемого срока защиты и распланировать свое время в соответствии с ним.
Фактически единственным лицом, выполняющим по отношению к студенту-дипломнику контрольные функции, является научный руководитель. К нему студент должен регулярно приходить на консультации. В обязанности руководителя входит: • помощь студенту в разработке общего графика на период написания диплома; • подбор необходимой литературы по выбранной теме; • проведение регулярных консультаций, в Ходе которых студент может задать вопросы, вызвавшие у него затруднения, показать тот или иной черновой фрагмент текста, поделиться пришедшими в голову идеями; осуществление общего систематического контроля за деятельностью студента и информирование о ходе работы коллектива кафедры; • чтение представленного чернового варианта работы, целиком или по главам, внесение замечаний и рекомендаций, чтение исправленного в соответствии с рекомендациями текста, контроль за его оформлением и помощь в процессе оформления; • написание подробного отзыва на готовый текст работы, допуск ее к защите, подготовка студента к процедуре защиты; • присутствие на защите и при необходимости выступление с устной оценкой проделанного студентом труда. Соответственно и студент-дипломник имеет определенные обязанности в процессе написания работы. Перечислим и их. Студент обязан: • вести систематическую подготовительную работу с
• при необходимости и возможности воспользоваться правом на научную стажировку в центральных научных библиотеках страны; • поддерживать связь с научным руководителем, регулярно информируя его о ходе работы; • в установленные сроки и в случае возникшей необходимости отчитываться на кафедре о своей деятельности; • по мере написания глав и параграфов работы показывать черновой текст научному руководителю и вносить необходимые исправления и изменения в соответствии с его замечаниями и рекомендациями; • в установленный деканатом срок сдать готовый текст дипломной работы на кафедру и рецензенту; • в назначенный срок явиться на защиту с подготовленным текстом выступления.
Если вы будете придерживаться разработанного графика и добросовестно выполнять свои обязанности студента-дипломника, у вас есть все шансы на успешную защиту. * ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОЗИЦИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА Студенческая письменная работа оценивается не только по содержанию, актуальности темы и глубине ее научной разработки, но и по методической культуре выполнения, одним из показателей которой является правильная композиция материала. Выше мы уже кратко перечислили структурные элементы курсовой и дипломной работы и охарактеризовали принятые требования к их содержанию. Теперь остановимся подробнее на том, что принято называть композицией научного текста. Разумеется, глубина содержания и ценность высказанных идей не пострадают, если вы не воспользуетесь традиционными принципами композиции текста и изложите свои мысли, к примеру, в форме эссе, научного сообщения или доклада, даже в стихотворном произведении или в виде диалога мудреца с простаком, как это было принято у философов древности и средних веков. Однако ученое сообщество привыкло к устоявшейся традиционной форме композиционной подачи научного текста, предполагающей членение на логически строгие и пропорционально выстроенные введение, основную часть с главами и параграфами и заключение. Такая композиция сейчас является общепринятой и воспользоваться ею гораздо проще, чем предстать перед комиссией или удивленным научным руководителем с текстом сократического диалога или философской поэмы наподобие творений Парменида или Лукреция Кара. Писать в традиционной форме, кстати, гораздо удобнее и для самого автора, поскольку она помогает держаться в пределах строго определенной логики построения, не удаляться в художественные отступления и отвлеченные размышления. К тому же такая композиция максимально облегчает и восприятие текста читателем. Ведь известно, что автор читает собственный текст совершенно по-другому, чем человек со стороны. Он гораздо снисходительнее к логическим просчетам в изложении, потому что ему известно, что последует дальше, он «овнутряет» текст, вкладывая в его прочтение свои эмоции. Он мысленно заполняет одному ему ведомым содержанием остающиеся пробелы непрописанных логических связей, которые он «проскочил» на бумаге, но держит в уме. Внешний читатель, в отличие от вас, не знает того, что у вас. «осталось в уме», он видит только то, что вы изобразили на бумаге, и сравнивает ваш текст с огромным количеством других «чужих» текстов, которые ему довелось в своей жизни прочесть. Привычная композиция ему очень помогает воспринимать ваши мысли.
Работу следует начинать с введения именно потому, что ход восприятия постороннего, не знающего темы исследования или смотрящего на него отстраненно, человека требует постепенного вхождения в курс дела. Хотя вы пишете для руководителя и рецензента, они, оценивая вашу работу, будут смотреть на нее как бы «со стороны». Кроме того, введение — это не просто композиционная часть работы, но и документ, включающий в себя ее важные квалификационные характеристики. Если содержание основной части может быть любым, поскольку оно индивидуально и диктуется конкретной спецификой темы, то содержание введения соответствует определенному канону, принятому стандарту, и обязательно должно включать ряд общезначимых формулировок. Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. В том, как именно вы подойдете к этому обоснованию, проявляется ваша научная и профессиональная зрелость. Не следует пускаться в политическую и социальную демагогию, доказывая сиюминутную насущность вашей темы, как это, к сожалению, было принято в доперестроечный период, когда ни одно введение не обходилось без цитаты из материалов очередного съезда КПСС. Достаточно в объеме 1—1,5 страниц кратко обрисовать сущность сложившейся в современной науке ситуации в связи с вашей темой. Выходы на социальную действительность и потребности общества в решении ваших исследовательских задач возможны и нужны, особенно в работах по социальным и гуманитарным наукам, но делаться они должны немногословно и корректно, в границах здравого смысла и научной эстетики. Переходя к описанию степени разработанности темы в современной научной литературе, вы должны продемонстрировать достаточно глубокое знакомство с имеющимися источниками, способность к критическому мышлению и объективной оценке сделанного вашими предшественниками в освоении этой темы. Задача этого раздела в том и состоит, чтобы показать читателю, что в исследовании темы уже сделано, а что не сделано, что является относительным «белым пятном». Именно на основе содержания этого раздела станет ясно, что еще предстоит сделать, в том числе и вам. Поэтому он логически и по расположению в тексте предшествует формулировке цели вашего исследования. Цель вытекает из наличия чего-то неисследованного в теме (если все уже исследовано, то ваша работа становится бесцельной). Вы как бы оглядываете и показываете читателю фронт работ и намечаете участок для своей собственной научной деятельности. В этом разделе вы должны на основе внимательного изучения источников выделить и сгруппировать имеющиеся точки зрения таким образом, чтобы получились единые отличающиеся друг от друга методологией и методикой подходы. Тогда вам легче будет показать, какая методология в решении данной проблемы оказывается более эффективной. Подача материалов в этом разделе введения может осуществляться двумя путями: либо в хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше всех других по времени, и кончая наиболее современными, свежими; либо в логическом порядке, диктуемом логикой развития научного исследования темы, и тогда хронологический порядок может быть нарушен. Обычно логический порядок предпочтительнее, поскольку лучше работает на общее раскрытие темы. В этом разделе необходимо строго отделять нужное от ненужного. Поскольку выбранная тема является сравнительно узкой, анализируя в этой связи содержание источников, в текст работы следует вносить только то, что непосредственно связано с вашей темой. Все остальное не должно занимать места в ограниченном каноническими рамками объеме этого раздела введения. Может быть, оно окажется более уместным в основной части. Будьте осторожны и не делайте опрометчивых заявлений о том, что до вас данная тема никем и никогда не исследовалась. Хотя в отечественном обществознании немало «белых пятен», все же подобные высказывания допустимы лишь на основе тщательного изучения литературы. Более обычной является ситуация ввода в отечественный научный оборот новых понятий и идей, существующих в зарубежных исследованиях, когда студенческая работа пишется на основе непереведенных иностранных источников. Это следует специально оговорить во введении. Далее по традиции вы переходите к формулированию цели и задач исследования. Формулировка цели должна логически вытекать из обрисованной вами выше сложившейся в науке ситуации по теме. Сказав, что и как в этом направлении сделано другими, вы тем самым уже подошли к вопросу о том, что необходимо делать дальше, в частности, что именно собираетесь сделать вы сами. Отсюда следует конкретная цель, которую вы перед собой ставите. Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, а также полной и логически корректной. Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию, и потому требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней. Фактически основная часть текста — это постепенное решение поставленных во введении задач. Поэтому часто формулировки задач совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи подаются во введении в форме перечисления. Особые затруднения у студентов и даже соискателей ученых степеней вызывает необходимость выделения во введении предмета и объекта исследования. Часто в обыденном мышлении мы отождествляем эти понятия. В действительности же объект исследования — это явление или процесс объективной реальности, на который направлен научный поиск автора работы. Объект шире предмета. Предмет исследования представляет собой фрагмент объекта, подвергающийся непосредственному изучению. Например, в социологии объектом исследования могут быть определенные социальные группы, а предметом — конкретные взаимодействия между ними. В иных случаях предметом исследования становится какая-то одна сторона объекта, например, те или иные его свойства или особенности, конкретные функции, то есть сам объект в одном из возможных ракурсов рассмотрения. Обязательным требованием к тексту введения является указание методов, которыми пользовался автор. Такие методы могут быть различными: как общенаучными, так и конкретно-научными, как аналитическими, так и дескриптивными (описательными). Кроме того, любой ис-1 следователь работает в рамках какой-то философской методологии, например, диалектической или феноменологической, что также нужно указать. В любой работе найдет себе место сравнительно-исторический метод, а также традиционные логические методы мышления, такие, как дедукция и индукция. В конце введения обычно характеризуется общая 1 структура работы, то есть просто перечисляются по порядку ее элементы. Содержание основной части работы мы уже рассматривали выше. Оно диктуется требованиями темы. Принципиально важно соблюдать субординацию общей темы \ работы, названий глав и параграфов. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием объединяющей их главы. То же самое можно сказать о названиях глав по отношению к теме всей работы. Короче говоря, тема должна быть шире названий отдельных глав, а название главы — шире названий каждого из входящих в нее параграфов. Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее исчерпывающим раскрытием. Изложение необходимо строить так, чтобы оно выглядело аргументированным, подаваемые суждения — взвешенными, логическая канва — продуманной. В тексте не следует оставлять ничего лишнего, не связанного непосредственно с авторским замыслом. Заключение, как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию. Несмотря на то, что все уже сказано и подробно показано в тексте основной части, в заключении вы снова обращаетесь к проделанной работе, чтобы кратко воспроизвести снова логическую схему исследования. Охарактеризовав пройденный путь, нужно четко сформулировать и последовательно изложить полученные в ходе исследования промежуточные и основные выводы. Текст заключения должен быть написан так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования. В заключении вы как бы отчитываетесь о проделанной работе и осуществляете синтез на базе проведенного анализа. Написание заключения — очень ответственный этап работы, поскольку в нем необходимо изложить все важное на практически минимальном объеме (напомним, что по правилам заключение составляет от 5 до 10% текста в целом). В заключении автор объективно обрисовывает реально достигнутое в результате проделанной работы приращение знания по предмету исследования. Это приращение должно быть полностью и исчерпывающе описано в форме последовательности выводов. Подведя итоги своему исследованию, необходимо перейти к характеристике его научной значимости и возможностей практического применения. Желательно оценить не только главные итоги работы, но и побочные, второстепенные результаты, которые могут также обладать самостоятельным научным значением. По возможности следует указать пути и перспективы дальнейшего исследования темы, обрисовать задачи, которые еще предстоит решить. Итак, заключение представляет собой окончательный, итоговый синтез всего ценного и значимого, существенного и нового, что содержится в вашей работе. Важными элементами композиции являются библиография и приложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|