Сущность и правовая основа осуществления международных перевозок
В соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 4 ТКТС отмечено, что транспортные средства международной перевозки - это транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию ТС или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования. Транспортные средства международной перевозки ее положения применяются и в отношении временно вывозимых с таможенной территории ТС и ввозимых обратно на такую территорию, если оно не заявлено к какой-либо таможенной процедуре в качестве товара. Транспортные средства международной перевозки, пересекающие таможенную границу, подлежат остановке и стоянке в местах перемещения товаров через таможенную границу для проведения таможенных операций. Отправление транспортных средств международной перевозки из мест их стоянки в местах перемещения товаров через таможенную границу производится после завершения таможенных операций, совершаемых при прибытии товаров на таможенную территорию ТС или убытии товаров с нее, предусмотренных гл. 23 и 24 ТКТС. Транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 350 ТКТС без помещения под таможенные процедуры. Транспортные средства международной перевозки, оборудование и запасные части к нему перемещаются через таможенную границу без применения мер нетарифного и технического регулирования.
Ограничений срока вывоза в отношении транспортных средств, не установлено. В соответствии с данной главой временный ввоз и временный вывоз оборудования и запасных частей допускаются с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и вывозных таможенных пошлин соответственно. Необходимо отметить, что перемещение запасных частей через таможенную границу ТС может осуществляться не одновременно с транспортным средством, для которого они были предназначены. Ввоз на таможенную территорию ТС замененных частей и оборудования допускается без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов применительно к таможенной процедуре реимпорта. Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта является трехлетний срок заявления частей и оборудования к данной процедуре со дня, следующего за днем пересечения транспортным средством (в которое они были встроены) таможенной границы при их вывозе с таможенной территории ТС. На таможенной территории ТС не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, во внутренней перевозке по таможенной территории ТС. Внутренняя перевозка по таможенной территории ТС - это перевозка, которая начинается и завершается на таможенной территории ТС. Согласно п. 1 ст. 342 главы ТКТС международным договором государств - членов ТС установлены особенности использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории ТС Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «Об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза».
Правовая основа: Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 №511 «Об Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки». Письмо ФТС России от 03.10.2012 №01-11/49333 «Об использовании транспортных средств международной перевозки». Решение №511 Комиссии Таможенного союза «Об Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки». Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Подводя итоги можно отметить, что, таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. Главой 16 ТК ТС установлены 12 форм таможенного контроля.Таможенный контроль проводится таможенными органами на различных стадиях таможенного оформления товаров, что предопределяет установленное ТК ТС требование о предоставлении документов и сведений, необходимых для таможенного контроля. Такие документы и сведения установлены ТК ТС (ст. 98 ТК ТС).
Конвенция МДП
Не вдаваясь в подробности и нормативную базу, процедуру МДП можно вкратце охарактеризовать как процедуру, позволяющую осуществлять международные грузоперевозки автомобильным транспортом. Аббревиатура МДП переводится как «Международная дорога перевозок» и представляет хорошо известной нам по соответствующим голубым табличкам «TIR» на грузовиках.Процедура МДП сама по себе достаточно стара в мире и популярна в России. В России более 80% международных грузоперевозок автомобильным транспортом осуществляются с использованием процедуры МДП. В Европе эта процедура, напротив, не популярна вовсе, поскольку там используется более простая процедура Т1 (Т2). Процедура МДП регламентируется Конвенцией МДП, 1975 года. Процедура эта настолько давно изобретена, что даже СССР являлся членом Конвенции МДП, а Россия применяет ее как правопреемник СССР (первая редакция Конвенции МДП вступила в силу в 1959 году).
Не стоит понимать, что не имея допуск к процедуре МДП нельзя осуществить международную перевозку. Это не так. Любую международную перевозку можно осуществить и с применением обычной накладной CMR (если речь вести об автомобильном транспорте). Однако международная перевозка с применением книжки МДП (TIR) процедурно гораздо легче и удобнее. Для того, чтобы обеспечить минимальные простои грузов в период перевозки и вместе с тем предоставить максимальные гарантии для таможенных органов во всех странах транзита, в системе МДП содержатся четыре следующих основных требования: грузы должны перевозиться в безопасных транспортных средствах или контейнерах; пошлины и сборы, в отношении которых существует риск неуплаты, должны на весь период перевозки обеспечиваться международной гарантией; с грузом должна следовать признанная в международном масштабе книжка, принятая к использованию в стране отправления и действующая в качестве контрольного документа в странах отправления, транзита и назначения; меры таможенного контроля, осуществляемые в стране отправления, должны признаваться странами транзита и назначения. В соответствии с Конвенцией МДП перевозка грузов должна осуществляться в контейнерах или в грузовых отделениях транспортных средств, конструкция которых препятствует доступу к содержимому при наличии таможенных печатей и пломб, и любая попытка добраться к этому содержимому будет сразу видна. В Конвенции установлены стандарты на конструкцию и процедуры допущения к перевозке транспортных средств и контейнеров, вследствие чего перевозка грузов может осуществляться с применением МДП только в транспортных средствах или контейнерах, допущенных в соответствии с упомянутыми выше требованиями или с требованиями таможенной Конвенции, касающейся контейнеров, 1972 года. К перевозкам тяжеловесных и громоздких грузов, которые не могут осуществляться обычными транспортными средствами, применяются специальные положения. От договаривающихся Сторон требуется признать на своих территориях гарантийные объединения, которые должны принадлежать к международной системе гарантий и принимать на себя обязательства нести любую ответственность по данной системе гарантий относительно таможенных пошлин, подлежащих уплате другими объединениями этой системы в отношении требований, возникающих на ее территории. Такие системы гарантий выдают книжки МДП для использования входящими в них гарантийными объединениями, и предъявление такой книжки МДП в связи с транзитной операцией подтверждает наличие гарантии.
Следовательно, такая система может рассматриваться как последовательность национальных транзитных операций, основанная тем не менее скорее на международных, а не национальных мерах, т.е. перевозка по международной гарантии с использованием международного транзитного документа, удостоверенного таможенными органами страны отправления, и в условиях сохранности груза, контролируемого таможенными органами при помощи печатей и пломб, наложенных в стане отправления. Единственная международная система гарантий, действующая в рамках системы МДП, функционирует под управлением Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) в Женеве, Швейцария. Данная система, несомненно, имеет преимущества для таможенных органов, поскольку она дает возможность, сократить число обычных требований, установленных национальными транзитными процедурами (гарантии, документация, меры контроля), или сделать их менее жесткими. В том же время она позволяет избежать необходимости проведения трудоемкого и дорогостоящего, с точки зрения оборудования, физического досмотра в странах транзита, который теперь сводится лишь к проверке печатей, пломб и внешнего состояния транспортного средства или контейнера с грузом, перевозимым транзитом в стране назначения, и предоставления действующих национальных гарантий, а также введения национальной системы проверки документации. Кроме того, есть еще и те преимущества, что международные транзитные операции осуществляются по одному транзитному документу - книжке МДП, - что снижает риск представления неправильной информации таможенным органам.
Система гарантии МДП имеет простой принцип функционирования. Каждое объединение, представляющее перевозчиков в данной стране и признанное ее таможенным органом, а также держатель книжки МДП в порядке солидарной ответственности гарантируют уплату в этой стране любых пошлин и сборов, которые могут подлежать уплате в случае какого-либо нарушения, возникшего в ходе транспортной операции, осуществляемой на территории этой страны национальными или иностранными перевозчиками с применением книжки МДП, выданной данным национальным гарантийным объединением или объединением другой страны. Следовательно, каждая страна получает выгоду по гарантии, предоставленной на данной территории, от всех транспортных операций с применением книжки МДП на ее территории. Национальные гарантийные объединения составляют систему гарантий, управление и финансирование которой осуществляются Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) в Женеве (Швейцария). В случае какого-либо нарушения таможенные органы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению, должны по мере возможности требовать уплаты у лица, несущего прямую ответственность. Если возникнет необходимость в применении гарантии (например, вследствие банкротства лица, несущего прямую ответственность), таможенные органы предъявляют иск в любом случае гарантийному объединению страны в которой произошло нарушение, с тем, чтобы урегулировать этот вопрос в рамках данной страны. Тем не менее данное гарантийное объединение может через посредство МСАТ потребовать возмещения расходов из международного страхового фонда. В Конвенции МДП предусмотрены также ограничения относительно материального охвата, т.е. гарантийное объединение несет ответственность только за грузы, которые находятся в запломбированной части дорожного транспортного средства (или на грузовой платформе в случае перевозки тяжеловесных или громоздких грузов). Из этого следует, что таможенные органы не могут предъявить иск гарантийному объединению в отношении грузов, спрятанных в других частях транспортного средства или перевозимых самим водителем. Глава 2. Анализ международных перевозок автомобильным транспортом
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|