Требования к вопросу
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Занятие 7 Теория логической аргументации Цель: сформировать представление об аргументации как речевой процедуре, структуре, правилах и видах аргументации, сформировать представление о диалоге как коммуникативном процессе, правилах и видах диалога. План: 1. Аргументация: определение и функции. 2. Логическая структура аргументации. 3. Основные правила аргументации. Виды аргументации. 4. Аргументация в естественном языке. 5. Диалог: понятие и виды; требования к ведению диалога. 6. Софизмы и парадоксы. Литература 1. Бартон В.И. Логика. – Минск, 2008. 2. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. – Минск, 2007. 3. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996. 4.Гетманова А.Д. Логика. – М., 2008. 5. Демидов И.В. Логика. – М., 2006. 6. Ивин А.А. Логика. – М, 1999. 7. Ивлев Ю.В. Логика. – М., 1994. 8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 2008. 9. Королев Б.Н. Логика.- Курск, 1995. 10. Светлов В.А. Современная логика. – СПб, 2006. 11. Свинцов В.И. Логика.- М., 1987. Текст: Решения по обсуждаемому вопросу, отдельные высказывания могут приниматься или не приниматься, подвергаться сомнению или находить горячую поддержку в зависимости от того, насколько обстоятельно, разносторонне и убедительно они аргументированы, и, пожалуй, нет такой сферы человеческого общения, где бы не присутствовала аргументация. Не случайно со времен Аристотеля в логике и риторике ей отводилось достойное место. Аргументация – это речевая процедура, служащая обоснованию точки зрения аргументатора (т.е. человека, который нечто обосновывает) с целью ее принятия реципиентом (т.е. человеком, которому она адресована). При этом не исключается, что аргументатор и реципиент совпадают в одном лице, например, когда человек пытается убедить в чем-то самого себя.
Очевидно, что аргументация отличается от простой передачи информации (сообщения), с одной стороны, и повеления, приказа, команды, с другой. Информатор лишь пересказывает содержание некоторого текста и стремится к его адекватному восприятию и пониманию адресатом. Отдающий приказ имеет целью его безоговорочное выполнение. Аргументация обычно содержит в себе как элементы сообщения, так и повеления, но ее отличительная черта в том, что аргументатор стремится убедить реципиента в истинности своей точки зрения, своего суждения. В структурном плане сообщение сводится к схеме: «Дело обстоит так-то и так-то» и выражается высказыванием в его классическом виде. Приказ строится по схеме: «Сделай, чтобы дело обстояло так-то и так-то» и выражается повелительным предложением. Аргументация имеет двучленную структуру: «Признай, что дело обстоит так-то и так-то, поскольку имеет место то-то и то-то». Первый член («Признай, что дело обстоит так-то и так-то») выражает стремление аргументатора убедить реципиента в наличии фиксируемого суждением некоторого положения дел, которое называется тезисом аргументации («Дело обстоит так-то и так-то»), второй («Имеет место то-то и то-то») регистрирует доводы (аргументы, основания) в поддержку мнения аргументатора. Слова «поскольку» (или его синонимы) указывает на существование логической связи между первым и вторым членом, между тезисом и доводами. Тезис и доводы (основания, аргументы) – важнейшие элементы структуры аргументации. Тезис отвечает на вопрос «Что аргументируется?» и концентрирует на себе внимание аргументатора, а через него – всех участников диалога. Тезис может быть связан с самыми разными диалоговыми ситуациями. Говорят, например, об изложенных тезисах какого-то доклада или статьи. При этом имеется в виду, что эти тезисы будут раскрыты и обоснованы автором. В качестве тезиса может быть принято чье-то мнение, высказанное в процессе научной дискуссии, предположительный ответ на некоторый вопрос и т.д. Во всех случаях тезис является чем-то выходящим за рамки общепринятого в данном сообществе, а потому возникает потребность в его аргументации.
К тому же тезис является не просто высказыванием, т.е. выражением, нечто утверждающим или отрицающим и являющимися либо истинным, либо ложным. Тезис представляет собой некоторое суждение. Ему присущ ряд таких признаков, которыми классически понимаемое высказывание не обладает. Главным из них выступает то, что суждение – умственный акт, в котором не просто что-то утверждается или отрицается и которое может быть либо истинным, либо ложным, но и выражается личностное отношение говорящего к содержанию высказанной мысли. Причем сам этот акт сопряжен с такими состояниями сознания как убежденность, сомнение, неверие и т.п. Личностное отношение говорящего к содержанию высказываемого имеет особую значимость в процессе общения, ибо любой акт коммуникации, наряду с передачей информации адресату, предполагает и реализацию прагматических целей ее отправителя. Основания (доводы, аргументы) отвечают на вопрос «Чем аргументируется выдвигаемое положение?». Очевидно, что в качестве основания не может использоваться любое высказывание. Критерии отбора оснований отличаются большим разнообразием и нередко носят субъективный характер. Существенное влияние на их отбор оказывает мировоззрение аргументатора, обстоятельства, окружающие его, познавательные, идеологические, этические, эстетические и пр. установки культурной среды, где он живет. Поэтому аргументы, являющиеся понятными и убедительными для одних людей, могут не быть таковыми для других, и наоборот. Логическая связь тезиса с аргументами (ответ на вопрос «Каким способом аргументируется тезис?») носит название демонстрации. Характером демонстрации во многом определяется принудительная сила аргументации. Наибольшей принудительной силой обладает дедуктивная демонстрация. При ней тезис с необходимостью вытекает из оснований, его истинность гарантируется истинностью последних. Если мы признаем, что инертные газы в стандартном состоянии не имеют цвета и запаха и неон – инертный газ, то мы не можем не признать, что неон в стандартном состоянии не имеет цвета и запаха.
Меньшей принудительностью обладает индуктивная демонстрация (когда тезис общего содержания обосновывается частными случаями, примерами), демонстрация в форме аналогии, сравнения, метафоры и т.д. То же можно сказать о редуктивной демонстрации, где тезис обосновывается с помощью условного суждения и его следствия (например, «Прошел дождь, поскольку дорога мокрая. Ведь если идет дождь, то дорога мокрая»). Такого рода демонстрации часто используются с той целью, чтобы навести собеседника на некоторую мысль, посеять сомнение в других мыслях и т.д. Нередко они выполняют эстетическую функцию, оказывая сильное воздействие не столько на рассудок, сколько на эмоции и чувства слушателя (как, например, в случаях сравнений, метафор). Правомерно выделять эпистемический и коммуникативный аспекты аргументации. В эпистемическом плане аргументация выступает как процедура отыскания для тезиса опоры в доводах. В ряде случаев тезис опирается на доводы таким образом, что определяется истинным содержанием последних, как бы наполняется ими. В коммуникативном плане аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Конечная цель процесса- формирование убеждения реципиента или его переубеждение. Аргументация достигает своей цели лишь в том случае, если реципиент а) воспринял, б) понял и, наконец, в) принял тезис аргументатора. Строгое, проведенное по всем правилам логики доказательство может показаться кому-то малоубедительным в силу, например, использования непривычной для реципиента символики, но, в то же время, наглядный образ, дополнительная ссылка на суждение авторитета и т.д. нередко делает его неожиданно податливым и восприимчивым к тезису аргументатора.
Выделение эпистемического и коммуникативного аспектов аргументации возможно лишь в абстракции. В действительности они выступают как единый процесс. Всякое отображение объекта в знаниях субъекта есть одновременно общение с другими субъектами, и без такого общения познание невозможно. Видоизменения аргументации с точки зрения их эпистемических и коммуникативных свойств могут быть взяты в качестве критериев выделения типов аргументации. Можно взять во внимание, например, характер аргумента, рассматривая его с точки зрения того, выражает он научный закон или факт, аксиому или теорему, достоверное или гипотетическое знание, суждение о сущем или должном и т.д. Можно исходить из специфики демонстрации, т.е. связи аргументов с тезисом, выделяя прежде всего дедуктивные и недедуктивные разновидности аргументации. Эпистемический подход позволяет выделить в аргументационных процессах аналоги доказательства, опровержения, подтверждения, оспаривания, интерпретации и т.д., широко используемых в процессах познания. Аргументация не существует сама по себе, вне связи с другими компонентами логико-коммуникативного процесса. Особое значение имеет ее связь с обсуждаемым вопросом. Потребность в аргументации возникает на заключительном этапе рассмотрения вопроса, после того как сформулированы возможные ответы, но не ясно, какой из них более предпочтителен. Тезис аргументации есть не что иное, как некоторый прямой ответ на рассматриваемый вопрос. Вместе с тем, не всякий прямой ответ может выступать в качестве тезиса, а лишь тот, который устраняет сомнение, несет в себе некоторый элемент новизны. Поэтому бесспорно ложный прямой ответ, например, нецелесообразно брать в качестве тезиса. Найти подходящий аргумент для тезиса – по сути дела сформулировать косвенный ответ, который может быть полным или частичным, истинным или ложным. Неподходящий 'аргумент никак не связан с тезисом и по отношению к вопросу является ответом не по существу. Среди подходящих аргументов следует выделить класс достаточных аргументов. Высказывание А есть достаточный аргумент для тезиса B тогда и только тогда, когда из А логически следует В и A истинно. Приведение достаточных аргументов формирует исчерпывающий ответ на вопрос. Рассмотрим важнейшие из методов, используемых при обосновании знаний. Доказательство. Доказательство – логическая процедура, при которой выражение, о котором пока неизвестно, истинно оно или нет, логически выводится из высказываний, истинность которых уже установлена. Тем самым относительно выражения с неизвестным истинностным значением исчезают всякие сомнения — доказательство вынуждает признать его истинность. В структуре доказательства выделяются: а) тезис, т.е. выражение, истинность которого устанавливается; б) аргументы (доводы, основания), т.е. высказывания, с помощью которых устанавливается истинность тезиса; в) демонстрация, т.е. логическая форма, в которую облекается данная процедура.
Различают доказательства прямые и косвенные. В прямом доказательстве тезис непосредственно вытекает из найденных доводов. Так, аргументируя тезис «медь электропроводна» достаточно привести доводы «медь – металл» и «все металлы электропроводны», из которых непосредственно последует данный тезис. При косвенном доказательстве идут окольным путем, используя при этом ложность некоторых высказываний, что, однако, приводит к признанию истинности тезиса. Наиболее распространенными разновидностями косвенного доказательства являются апагогическое и разделительное доказательства. При апагогическом доказательстве (оно называется также доказательством «от противного») устанавливается ложность антитезиса, т.е. высказывания, противоречащего тезису. При разделительном доказательстве истинность тезиса устанавливается путем исключения всех противостоящих ему альтернатив. Опровержение. Опровержение – логическая процедура, устанавливающая ложность тезиса. Для опровержения некоторого положения достаточно вывести из него хотя бы одно ложное следствие. Такое следствие будет свидетельством ложности основания, из которого следствие получено. Опровержение с помощью установления ложности следствий, вытекающих из тезиса, известно под названием «сведения к абсурду». Подтверждение. В науке и практике наряду с доказательствами и опровержениями широкое применение находит такая разновидность обоснования знаний, как подтверждение. Она играет особую роль в случаях, если в диалог вовлекаются гипотезы, т.е. положения, истинность которых недостаточно обоснована. Гипотезы особенно характерны для проблемных ситуаций в научной и практической деятельности. Суть подтверждения состоит в выведении истинных следствий из наличного гипотетического положения. Особый интерес подтверждение представляет в том случае, если положение претендует на статус научного закона. Здесь следствия выводятся таким образом, чтобы соотнести их с эмпирическими знаниями, т.е. фактами науки. Говорят, что факты подтверждают гипотетическое положение, если соответствуют ему. Это соответствие будет иметь место, если они: а) дедуктивно вытекая из гипотетического положения, не противоречат этому положению и б) отклоняются от выводимых следствий в силу воздействия некоторых привнесенных, случайных факторов и, следовательно, вступает в формальное противоречие с ним. Последнее имеет место, например, при соотнесении цены и стоимости товара: цена, как правило, не совпадает, находится в противоречии со стоимостью товара, однако нельзя сказать, что она не соответствует ей. Если гипотеза соответствует некоторым фактам, то это вовсе не означает, что она должна быть сразу и безоговорочно принята. Такие факты делают гипотезу более вероятной, однако ей предстоит, как правило, долгий и мучительный путь испытаний. Итак, при подтверждении тезиса а) в качестве аргументов выступают его следствия, б) демонстрация не носит необходимого (дедуктивного) характера. Оспаривание. Если подтверждение служит усилению некоторого тезиса в плане его истинности, то оспаривание направлено на ослабление его. Существуют следующие построения способы оспаривания: 1) опровержение аргументов, выдвигаемых в пользу тезиса; 2) опровержение демонстрации как логической связи тезиса с аргументами; 3) подтверждение антитезиса. Оспаривание, опирающееся на надежный фундамент фактов и логики, делает тезис недоказанным или требует его уточнения. Объяснение. Объяснить некоторое явление – значит указать, следствием какой причины оно является или раскрыть его сущностные характеристики. В качестве аргументов при объяснении выступают законы или их совокупности (научные теории), а также положения о причинах тех или иных явлений. Можно, например, спросить, потребовав объяснения, почему листья и стебель цветка, помещенного у окна, поворачиваются так, чтобы на них падало больше света. Истинный ответ, соответствующий современному состоянию знания, будет состоять в том, что растение вырабатывает гормоны, стимулирующие рост клеток стебля, и в результате на неосвещенной стороне рост проходит более интенсивно, вследствие чего растение изгибается к свету. Объяснение, таким образом, указывает на причину и одновременно на закон, которому подчиняется наблюдаемое явление. Поскольку познание сущности есть процесс бесконечный, развивающийся от знания менее полного и точного к знанию более полному и точному, от истины относительной к истине абсолютной, то допускаются объяснения, носящие гипотетический характер, и наряду с достоверно истинными аргументами могут использоваться еще не доказанные положения. Демонстрация, как и при доказательстве, является дедуктивной. Существенное различие состоит в свойствах тезиса: если в начале доказательства истинность тезиса не установлена, то в начале объяснения она рассматривается как данная и не ставится под сомнение. Интерпретация. Под и нтерпретацией в логике понимается приписывание некоторого содержательного смысла или значения символам и формулам формальной системы. В результате формальная система превращается в язык, описывающий ту или иную предметную область. Сама эта предметная область, как и значения, приписываемые символам и формулам, также называется интерпретацией. Формальная теория не обоснована, пока не имеет интерпретации. Может наделяться иным смыслом и потому по-новому интерпретироваться также ранее выработанная содержательная теория. Логической основой интерпретации выступают отношения изоморфизма и гомоморфизма между обосновываемой системой и ее моделью. В настоящее время интерпретация выступает мощным средством обоснования знания в наиболее абстрактных науках: логике, математике и др. Оправдание. Термин «оправдание» применяется по отношению к некоторому действию - практическому или умственному. Оправдать действие – значит привести в качестве довода некоторое ценностное соображение, т.е. утверждение о том, к чему мы должны стремиться, что является для нас долгом, предпочтением, идеалом. К доводам этого рода относятся идеальные и правовые нормы, оценки, соглашения, индивидуальные и групповые интересы, мотивы и т.д. Они, правило, сопровождаются словами «хорошо», «плохо», «обязательно», «безразлично» и т.д. и в отличиe от суждений об объективных положениях дел, имеющих описательный характер, являются предписывающе-оценивающими по своей природе и функциям. Оправдание ближе всего к объяснению. Они совпадают по своей логической структуре – являются дедуктивными суждениями. Их тезисы – достоверные суждения. Отличие же состоит в модальности тезисов и аргументов. Очевидно, что во многих и многих случаях оправдательные доводы несут на себе налет субъективизма и принятые в одной социальной среде не принимается в другой. Аргументация с такими доводами имеет нередко волюнтаристский характер. Рассмотренные процедуры являются необходимыми компонентами научного познания, обучения, управления, общения и других сфер человеческой деятельности. Выражение аргументации в естественном языке. Форма выражения аргументации в естественном языке находится в непосредственной зависимости от возможностей аргументатрра. Она используется как средство в реализации основной его цели - повлиять на убеждения адресата, его чувства, волю и действия. Различают явную и скрытую аргументацию. При явной аргументации ее составные части и структура предъявляются открыто и недвусмысленно. Наиболее естественная процедура явного предъявления тезиса – использование глаголов, означающих наличие мнения: полагать, предполагать, считать, думать и т.д. Например, говоря: «Я полагаю (думаю и т.д.), что р»– аргументатор нечто утверждает, но в то же время допускает сомнение со стороны адресата. Но можно, например, сказать: «Мой тезис следующий», «Я стою на такой точке зрения», «Он выдвигает такое положение» и т.д. Иногда высказывание аргументируется без специального указания на то, что это тезис, но из контекста ясно, что оно рассматривается именно в качестве такового. Так, например, в рассуждении «Историю следует изучать, так как она позволяет лучше понять настоящее» высказывание «Историю следует изучать» выступает в качестве обосновываемого положения, т.е. тезиса. Введение антитезиса или дополнительного допущения сопровождается выражением «пусть», «предположим» «будем считать», «казалось бы», «на наш взгляд». Введение аргументов с помощью языковых выражений с глаголами, обозначающих наличие мнения, нежелателен, поскольку создает впечатление слабости этих аргументов или неготовности аргументатора нести ответственность за свой тезис. Здесь более подходящими являются выражения, означающие наличие знания или веры: «Я знаю, что…», «Я верю, что…» (правда, чаще употребляются их эвфемические формы: «Мы знаем, что…», «Мы уверены, что…»). В то же время эти выражения не рекомендуется использовать при введении тезиса, поскольку как знание, так и вера не подлежат обсуждению в конкретном диалоге. Обсуждать можно мнение о знании или вере, но не само знание и не саму веру. Существует множество индикаторов, позволяющих распознать аргументы, отделить их от тезиса. Эти индикаторы можно классифицировать по разным основаниям: по источнику аргументов, их истинности, ценности и т.д. Указывая на источник, ссылаются, например, на результаты экспериментов («Экспериментально/установлено, что…»), принятые или доказанные ранее теоретические положения («Общеизвестно, что…», «В соответствии с таким-то законом имеет место…»), авторитеты («Как показал (говорил, отмечал) N...» ), ранее сформулированные фрагменты текста («Как указывалось (отмечалось, было сказано) выше...»). Отмечая истинность, надежность аргументов, употребляют выражения «действительно», «понятно», «очевидно», «ведь» и др., располагая аргументы с учетом их ценности. Более важные обычно ставят на первые места, менее важные — на последующие и употребляют выражения «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «наконец». Индикаторами демонстрации чаще всего выступают выражения «следовательно», «итак, «потому что», «постольку..., поскольку», «стало быть». В скрытой аргументации отдельные ее части не получают речевого оформления, хотя они подразумеваются и, при желании, могут быть восстановлены и приобрести явное выражение. В наиболее простых случаях скрытая аргументация принимает форму энтимемы, но чаще – сорита или эпихейремы. Индикаторы структуры и составных частей скрытой аргументации, как правило, также отсутствуют, что затрудняет ее логический анализ, приводит к ошибкам при квалификации тезиса, аргументов и демонстрации. Например, только внимательное прочтение и изучение предложения «Он не в состоянии прожить на свою стипендию» дает возможность увидеть за ним аргументацию. Всякая аргументация, скрытая или явная, рассчитана на доверие адресата. Однако оно не приходит само собой, нередко требует значительной речевой изобретательности аргументатора. Очень часто при этом используются выражения типа «между нами говоря», «признаюсь», «уверяю вас». Правильное, точное и уместное использование языковых средств положительно сказывается на понятности и убедительности аргументации и потому требует внимательного и ответственного отношения к себе. Диалог – это логико-коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют посредством своих смысловых позиций. Такое взаимодействие ведет к кристаллизации идей, к их творческому взаимодействию и синтезу. В этом состоит существенное различие между обменом идеями и обменом товарами. Чем содержательнее диалог, тем богаче становится каждый из его участников, развиваются их творческие возможности. Каждым из них вносится определенный вклад, но тем не менее они по-прежнему в полной мере могут пользоваться своим идейным богатством. Диалог – это самая дешевая и оперативная форма обмена информацией. Сегодняшний мир противоречив и полемичен больше, чем когда-либо прежде. И будущее человечества во многом зависит от умения организовать плодотворный, эффективный, перспективный диалог в самых различных областях социального бытия: диалог в науке и политике, между партиями и нациями, народом и властью, верующими и атеистами, отцами и детьми. Диалог приобретает сегодня особую актуальность как средство дальнейшего социального прогресса и динамизма нашего общества. Хороший диалог – во многом образец того, что мы имеем виду, говоря о демократии. В настоящее время остро стоит проблема культуры диалога. Опыт политических баталий, собраний, митингов, дискуссий показывает, что запальчивость и резкость выступлений не всегда сопровождается взвешенностью, глубиной и убедительностью доводов, выдержанностью и последовательностью рассуждений, соблюдением этических норм. Как и любое другое общественное явление, диалог исторически развивался, приобретая при этом самые разнообразные формы. Известен, например, сократический, или исследовательский диалог. В нем партнеры занимали равноправное положение. Каждый имел право высказать свое мнение и защищать его, мог не только слушать своего собеседника, но и ставить ему вопросы, требовать на них обоснованных ответов. Эта форма диалога достигла высокого уровня в демократических Афинах, Она названа по имени древнегреческого философа Сократа, великолепного мастера вести беседу в форме вопросов и ответов. В аристократическом древнем Риме широкое применение нашел риторический диалог. Его образцами могут служить речи знаменитого оратора Цицерона. Этот диалог характеризуется преимущественной активностью одной из сторон. Здесь один говорит, остальные слушают. Живой обмен мнениями, дискуссия исключается, и поэтому диалог вырождается в монолог популяризаторского или увещевательно-моралистского характера. В ряде случаев, например у Сенеки, риторический диалог приобретает форму диатрибы – резкой, придирчивой речи с нападками личного характера. Диалог изменяется не только исторически. В различных социокультурных условиях он также приобретает те или иные характерные черты, его отдельные формы принимаются или не принимаются. В нашей жизни широко применяются различные формы диалога, и выступают они нередко в причудливых сочетаниях. Современная лекция, например, синтезирует в себе черты самых разнообразных видов диалога. Внешне она имеет риторический характер. Вместе с тем возникший в условиях научно-технической революции запрос на стимулирование массового творчества, развитие творческого потенциала каждой личности вызывают необходимость в насыщении лекции элементами проблемности, свойственной сократическому диалогу. Диалог может быть письменный и устный. В противоположность письменному диалогу, подразумевающему предельную развернутость словесного выражения мысли с приведением логически строгой системы аргументов, устный в силу многих причин социально-психологического характера, как правило, не требует этой развернутости, ведется с применением не только словесных, но и несловесных средств. Удачное сравнение, метафора или намек здесь могут сделать больше, чем точное и строгое, но длинное и нудное доказательство. И не случайно, что есть немало людей, которые хорошо излагают свои мысли в письменном виде, но сталкиваются с непреодолимыми трудностями при устном изложении написанного. Весьма широкое распространение имеет диалог в форме опроса: социологический опрос общественного мнения, устный опрос студентов на семинаре и т.д. Опрос дает возможность получить некоторую информацию об объективных или субъективных фактах со слов спрашиваемого. В наиболее отчетливой форме диалогичность проявляется в беседе, споре, дискуссии. В беседе ее участники при одинаковом взгляде на обсуждаемый предмет, обмениваясь мнениями, развивают и дополняют свое понимание этого предмета. В споре сталкиваются различные взгляды, различные мнения, при этом каждый участник стремится к победе своей точке зрения. Как правило, спор редко кончается выработкой общей позиции, и противники остаются при своих мнениях. В полемическом задоре спорщики нередко доходят до безобразной перебранки, и диалог превращается в нечто противоположное. Дискуссия — это четкое сопоставление точек зрения по крупным актуальным вопросам с целью установления путей их решения и установления общего согласия. Это наиболее «сильная» в познавательном отношении форма диалога. Таким образом, диалог – непременная составляющая языкового общения. Он многообразен по своим формам и универсален по выразительным возможностям. Среди специалистов в области диалога хорошо известна модель, предложенная немецкими логиками П. Лоренценом и К. Лоренцом. Согласно этой модели, идеальный диалог удовлетворяет следующим формальным условиям: а) «ходы» диалога делаются его участниками по очереди; б) диалог заканчивается после конечного числа шагов результатом, позволяющим решить, кто выиграл и кто проиграл; в) участники диалога пользуются правом налагать на него ограничения, обусловленные принятыми правилами рассуждений и влияющие на изменения в его структуре; г) диалог ведется с учетом реакции одного участника на «ходы» другого. Безусловно, эта модель фиксирует весьма существенные свойства диалогических процедур, хотя очевидно и то, что она упрощает суть дела. Она, в частности, не учитывает многих и многих наслоений личностного и ситуационного характера, возможных при коллективном общении. Общим, что объединяет самые разнообразные диалогические ситуации, является вопросо-ответный комплекс. Как весь ход диалога, так и его результат зависит прежде всего от того, удачно или неудачно, квалифицированно или неквалифицированно формулируются исходные вопросы и даются ответы на них. Отношение вопроса и ответа составляет ядро диалога. В рамках этого отношения вопросу принадлежит ведущая роль. Он придает диалогу строгое направление. Благодаря вопросам отдельные высказывания приобретают смысл, мысли говорящего не только соприкасаются с мыслями слушающего, но и глубоко проникают в них. То, что ни на что не отвечает, оказывается бессмысленным и остается за пределами диалогической ситуации. Вокруг вопросно-ответного ядра диалога формируются другие, иногда неявно формулируемые элементы его структуры: а) мотивы и цели диалога; б) критерии отбора точек зрения. Среди вторых исключительно важная роль принадлежит доводам, приводимым в поддержку точек зрения, либо для их отвержения и в своей совокупности составляющим то, что называют чьей-то аргументацией. Известно, что ни один вопрос не может возникнуть на пустом месте. Для этого надо, по крайней мере, две точки зрения, два противоположных суждения. Поэтому в процессе диалога необходимо раздвоение на Я и не-Я. Только так можно выразить собственную позицию, тем самым заинтересовать других, вовлечь их в диалог. Раздвоение, противоречие, стало быть, есть его движущая сила. Оно же характерно и для внутреннего диалога. В процессе развития диалога указанные элементы должны, во-первых, составлять некоторое единство и, во-вторых, в своей совокупности фиксировать переход знании или убеждений из неопределенного в более определенное состояние. Нарушение хотя бы одного из этих условий разрушает диалог, делает его беспредметным или бесплодным. Продуктивный диалог требует соблюдения определенных условий и правил, которые касаются как его структуры в целом, так и отдельных блоков и элементов. Сначала рассмотрим общие требования к ведению диалога. 1. Очевидно, что диалог невозможен без единого языка. При этом важна не столько общая знаковая форма, сколько ее семантика, т.е. значения, которыми оперируют участники диалога. Отступление от этого условия ведет к путанице, участники диалога перестают понимать друг друга, и диалог вырождается в логомахию, т.е. спор, в котором спорящие не соглашаются друг с другом единственно потому, что исходные выражения имеют разный смысл, хотя, может быть, они тождественны с синтаксической точки зрения. Единый язык – важнейшее исходное условие взаимопонимания. 2. Диалог возможен лишь при наличии общего предмета обсуждения. Он предполагает а) объединение участников общими знаниями, доверием и взаимопониманием в оценке некоторого положения дел и, в то же время, б) наличие пунктов разногласия в этом знании и взаимопонимании, разных, 3. Необходимым условием диалога является существование желания и потребности в общении между его участниками. Людей может объединять язык, им, возможно, есть о чем говорить, но установлению контакта могут воспрепятствовать личностные качества партнеров. К общению располагают, как правило, люди, вызывающие чувство симпатии, с ярко выраженными индивидуальными чертами. 4. Помимо стремления к истине, развитой способности мыслить, сотрудничество в диалоге предполагает умение слушать и слышать другого человека, вставать выше собственного мнения, видеть его со стороны. Непременное условие сотрудничества, в диалоге – отдавать предпочтение 5. Вместе с тем, сотрудничество в диалоге исключает конформизм. Выполнение этого требования особенно важно в научной, воспитательной, законотворческой деятельности. Благодаря неистребимому инакомыслию в науке обнаруживаются несовершенства и недостаточность общепринятых истин, открываются новые, более совершенные и радикальные истины, прогрессируют общественные отношения, развивается мировоззрение и нравственные установки людей. Отсюда – необходимость критического отношения к высказываниям и 6. Свобода – важнейшее условие продуктивного диалога. Выразители различных взглядов должны относиться друг к другу как к автономным субъектам со своими собственными точками зрения, достойными уважения. Они имеют право непринужденно и всесторонне анализировать различные позиции, принимая или не принимая их в соответствии с объективными критериями. Каждая из сторон обладает той мерой автономности, которая несовместима с диктатом, отношением господства и подчинения. Исключается возможность физического или социального давления, в частности, приказы, 7. Такая форма диалога, как дискуссия, должна обладать дополнительным свойством избыточности, под которой в данном случае понимается отсутствие ограничений на число участников диалога и число мнений, выдвигаемых к обсуждению. Чем больше число участников выступает с собственными суждениями, тем больше шансов на его Дополним общие требования требованиями по отношению к отдельным частям диалога. Требования к вопросу 1. Важнейшее требование к формулировке всякого вопроса - он должен быть разумным, т.е. имеющим смысл. Непременным условием выполнения этого требования является соблюдение синтаксических и семантических правил того языка (возможно, языка научной теории), на котором вопрос выражается. 2. Второе важнейшее требование к правильной постановке вопроса — его ясность и точность. Этими качествами, наряду с осмысленностью, определяется понимание вопроса. Неразумно браться за изложение, тем более за решение вопроса, если он не ясен или не точен. 3. Третье требование к постановке вопроса – истинность его предпосылок. Вопрос, как правило, опирается на множество разнообразны
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|