Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественные методы в психологии




Под названием качественные исследования (КИ) в современной литературе, посвященной методам получения эмпирических данных в гуманитарных пауках, объединены несколько направлений. Они имеют разные основания в философии науки и в целом следуют целям описания. При этом проверка гипотез не выступает, как при экспериментальном методе, исходным пунктом построения исследования — она может завершать исследование. Гипотеза при этом может иметь индуктивный характер, т.е. выводиться на основании полученных данных. Данные же обязательно представлены или кодируются словом — текстами.

Главная цель при КИ — понимание текстов, и объектом анализа выступают в основном тексты или текстуально представленные результаты наблюдения (хотя это могут быть также продукты деятельности, "артефакты" культуры, аудиовизуальная информация). Соответственно, процедурные средства работы с текстами — категоризация, кодирование, кластеризация и т.п.

КИ ведущее место отводится этапу систематических описаний, где важны два аспекта. Первый — фиксация переживаний и смыслов, передаваемых посредством текстов. Второй — стратегии контроля интерпретации текстов. Таким образом, в современных КИ, имеющих "вторичное" вхождение в психологию (первичными они стали в других гуманитарных науках), действительно следует выделять отличия и с точки зрения предмета изучения, и с точки зрения дизайна исследований и его средств. Эти КИ являются обычно междисциплинарными и отражают новые вызовы психологии (со стороны изменения отношения к методологии как принципам и способам организации психологических исследований).

Важно отметить неправомерность противопоставления качественного подхода количественному подходу в психологии. Во-первых, количественные данные — следующая ступень представления качественных (переход от квалификации явлений к их квантификации). Во-вторых, в современных КИ в отличие от первых этапов их развития утверждается идея сближения с классическими путями оценки качества самих КИ — с точки зрения надежности и валидности. Это идет вразрез со звучащими в отечественной психологии лозунгами о якобы необходимой замене прежних способов сциентистской работы в психологии принципиально другой — с отказом от принципов рациональности и стремления к интерсубъективности получаемых данных.

Анализ индивидуального случая, анализ документов, интервью, приемы качественной психодиагностики, разработка схем наблюдения (где данные представлены в качественных единицах или категориях) — эти методы в психологии используются, как и эксперимент, в целях качественной реконструкции ненаблюдаемых базисных процессов. Они реализуют в психологии подходы к изучению психологической реальности, свойственные в основном классическому идеалу рациональности.

Назовем ряд стратегий построения КИ:

· Феноменологическое исследование — это приемы сбора и анализа данных о феноменологическом составе переживаний человека при восприятии им тех или иных событий, в том числе внутреннего мира.

 

· Биографический метод — раскрытие жизненной истории человека идет как реконструкция на основе документированных фактов биографии;

· Этнографическое исследование — обычно полевое КИ с целью описания образа жизни, групповых отношений, идентичности социальных сообществ; реализуется средствами включенного полевого наблюдения, анализа разговоров людей, письменных и других артефактов, аудиовизуальных материалов;

· Исследования "обоснованной теории" (grouded theory) -конструирование теории для представления феномена, индуктивное ее построение; предложили эту стратегию социологи Б. Глезер и А. Страус, материалом для се реализации являются любые текстовые описания;

· Дискурс-анализ — это анализ вербальных коммуникаций между людьми с позиций учета культурных, политических и прочих дискурсов. Дискурсы — устойчивые системы значений, функционирующих для интерпретации событий в рамках определенных сообществ.

"Изучение дискурса предполагает детальный анализ всевозможных прагматических, социолингвистических, идеологических составляющих разговоров людей — пауз, голоса, интонации, задержек в ответах, поправок себя, стилистических и грамматических особенностей речи"

Качественное исследование проводится, прежде всего, для изучения индивидуального аспекта социальной практики - реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Дополнительными источниками информации могут служить и количественные данные (н Включенное наблюдение — это наблюдение за некоторой общностью, при котором исследователь является одновременно ее членом. Такое включение дает возможность скрытого наблюдения, когда члены общности не осознают, что за ними наблюдают. Метод особенно продуктивен при исследовании труднодоступных общностей. Применяется в основном в кейс-стади закрытых сообществ и этнографическом исследовании. Применение этой техники требует больших временных затрат.

 

2. Глубинное интервью. Как метод представляет собой непринужденную беседу двух людей, в которой один из участников — интервьюер – помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий РОЛЬ равноправного собеседника апример, статистика), но их анализ также будет осуществлен на основе аналитического подхода.

Нарративные интервью (narrative - рассказ, повествование) представляют собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий (удивление или одобрение), для стимулирования и поддерживания нити рассказа.

 

Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти респондента ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые представляют для него наибольшую субъективную ценность. Это позволяет выявить наиболее важные «смыслообразующие» фрагменты, конструирующие его рассказ. В ходе интервью человек как бы заново обдумывает свою жизнь, свое «я», отделяя его от совокупного «мы».

 

Полуструктурированное интервью понимается как интервью с путеводителем. Предварительно составляется общий план разговора_ с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также выделением аспектов, относительно которых должна быть получена более детальная информация. Формулировка отдельных вопросов ипредполагаемая форма ответов остаются свободными, открытыми, их конкретное оформление происходит в ходе интервью

Лейтмотивное интервью напротив ориентирует разговор на отслеживание динамики одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении его биографического пути. Например, если нас интересуют отношения между супругами на разных стадиях их совместной жизни, то в процессе беседы, при переходе к каждому следующему периоду жизненной истории, мы будем иметь в фокусе именно этот аспект и задавать дополнительные вопросы,касающиеся изменений в отношениях между супругами.

 

Фокусированное интервью предполагает иную тактику: необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, дополнительные вопросы интервьюера направлены на углубление в определенную тему и предполагают все большую конкретизацию субъективных представлений о предмете интереса исследователя.

Диалоговое интервью или свободная беседа в форме диалога отличается от нарративного и полуструктурированного интервью по форме отношений исследователь-исследуемый.

Если задачей предыдущих видов интервью является внимательное выслушивание собеседника с минимумом своих комментариев, то в данном случае и исследователь, и участник исследования занимают_одинаково активную позицию. В форме равноправного диалога обмениваются своими взглядами по темам, представляющим исследовательский интерес. Мнения психолога, иногда конфронтирующие с высказываниями интервьюируемого, могут заставить последнего уточнить свою позицию или изменить ее под влиянием диалога с исследователем.

Понятие о познании.

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

 

Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

. Научные познания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается:

· В понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

· В достоверном обобщении фактов;

· В том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

 

Философское познание – создание общих концепций существования мира и человека, представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Обыденно-практическое познание - информация, связанная с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д.

Социальное познание - любое познание, в строгом смысле слова, является социальным, поскольку оно протекает в обществе. Следует отметить, что человек, являющийся субъектом познания существо социальное; на его познавательную деятельность воздействуют и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Тем не менее, в философской литературе понятие «социальное познание» используется с целью разграничить знания об обществе и знания о природе, так как социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. К социальному познанию применимо следующее определение: «Социальное познание – это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...