Понятие о методологии и ее основные категории.
Методология – это учение о методах исследования, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии сложное и различными учеными практикуется неодинаково. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является понимание методологии как учения о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируются исследования и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования. Выделяют три уровня в методологии научного познания: · Философский – познавательная деятельность человека по отношению к объективному миру формирует мировоззрение ученого. Общенаучные понятия этого уровня методологии – объективность мира, материалистическая диалектика; · Структурный – объект исследования рассматривается как набор элементов, которые удобны для познания. Элементы объекта составляют предмет исследования. На этом уровне разрабатываются язык науки, общие методы исследования, устанавливаются условия и критерии научности; · · технический – разрабатываются стандарты, типовые методики, руководящие материалы, рабочие инструкции, регламентирующие исследовательскую деятельность и опытно-конструкторские разработки, выбираются образцы, эталоны измерения, система единиц физических величин и их размерность [9]. Согласно современной методологии развитие научного познания идет в такой последовательности: парадигма – парадокс – новая парадигма. Парадигма – система научных взглядов, идей, научных достижений в той или иной области науки, в соответствии с которыми происходит их развитие. Парадокс – противоречие, которое возникает в теории при соблюдении в ней принятой правильности рассуждений. Он возникает в связи с новыми научными фактами, экспериментальными результатами. Появление парадокса вызывает кризис парадигмы, а переход к другой парадигме носит характер революционного скачка в научном мировоззрении.
Под методологиейпонимают, с одной стороны, учение о принципах организации, формах и методах научного познания, а с другой – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности человека. Соответственно выделяют два уровня методологии: уровень науки и уровень практической деятельности. Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э.Г. Юдину): · Высший, философский уровень: его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. Методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. · Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика). · Конкретно-научная методология – совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине. · Технологическая методология представлена методикой и техникой исследования, т.е. набором процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. В рамках методологии психологической науки необходимо различать понятия «подход» и «принцип». Подход - это совокупность приемов и средств решения какой-либо теоретической или практической задачи с позиций определенных взглядов на ее сущность. Например: · Диалектический подход к пониманию человеческой психики составляет общеметодологическую основу психологии и признает единство внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности, социальную обусловленность развития психики и сознание как высший этап ее развития;
• системный подход обязывает исследователя рассматривать психические явления как систему, не сводимую к простой сумме ее частей (сумма частей больше целого, т. е. свойства системы шире, чем совокупность свойств ее частей); · Личностный подход требует проведения исследований с учетом индивидуально-психологических особенностей человека; • вероятностный подход к решению задачи прогнозирования поведения индивида базируется на информации, полученной статистическими методами; · номотетический подход направлен на выявление различного рода обобщений в психической жизни субъектов; · Идеографический подход, наоборот, нацелен на описание единичного, уникального в психике человека. Принцип - это основное начало, на котором строится психологическое знание. Основные методологические принципы психологического знания в более или менее завершенной форме были сформулированы в 30-е годы прошлого столетия. Принцип детерминизма (причинности, или каузальности). Все явления материалистического мира генетически связаны между собой причинно-следственными отношениями: все, что существует в мире, является следствием действия определенной причины. Принцип сформулирован С. Л. Рубинштейном в 50-е годы прошлого столетия для психических явлений. Причинно-следственная связь необратима (например, если труд стал причиной превращения обезьяны в человека, то эта причина не создаст обратного процесса превращения человека в обезьяну). Принцип развития. Психика как высокодинамичный объект может изучаться только лишь в развитии. Психическое развитие включает в себя как количественные, так и качественные изменения. Движущей силой развития является взаимодействие психических структур. В рамках данного принципа рассматривается эволюционный процесс, предполагающий постепенное накопление изменений в психических структурах через создание многообразия, отбор новых качеств и их адаптацию к условиям. Принцип целостности утверждает свойство сохранности идентичности психических объектов при изменении их частных характеристик в некоторых пределах. В соответствии с этим принципом можно говорить, например, о том, что личность сохраняет свою идентичность в процессе онтогенеза. По отношению к этому принципу взгляды менялись во всем их возможном диапазоне (от элементаризма до холизма):
• элементаризм (атомизм): целое есть простой набор частей, не связанных между собой; • редукционизм: явления одной природы (например, психической) можно сводить к явлениям другой природы (например, биофизической) без потери сущности; • холизм: целостность психических явлений первична и совершенно не сводима к их частям.Категории - это общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной психики и познания. Важнейшими категориями психологии являются «деятельность», «отражение», «личность», «общение». Наблюдение и его виды. Наблюдение — преднамеренное, систематизированное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение включенное — наблюдение, в ходе которого исследователь является непосредственным участником того процесса, который изучается, и фиксирует его как бы изнутри. Наблюдение свободное — наблюдение, не имеющее заранее установленной программы, однако предполагает наличие замысла и системы методологических приемов контроля и осмысления результатов. Чаще применяется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации и получения более конкретных знаний об объекте исследования. Наблюдение скрытое — наблюдение, при котором человек или группа людей не знают и не подозревают о том, что за ними наблюдают. Применяется тогда, когда характер наблюдаемого процесса или явления может внезапно и существенно измениться, если испытуемый узнает, что за ним наблюдают. Наблюдение стандартизированное — последовательное и целенаправленное наблюдение, проводимое строго в соответствии с намеченной программой.
Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества. Житейское наблюдение-регистрация фактов, носит случайный и неорганизованный характер. В результате формируется житейский опыт. Роль наблюдателя может быть следующей: скрытой- При этом другим участникам группы неизвестно о деятельности наблюдателя. Известной- Деятельность наблюдателя будет явной. Виды и способы наблюдения. Естественное (в группе, на площадке) и лабораторное; случайное, целенаправленное. Прямое и косвенное; непосредственное (сам) и опосредованное (каера). Наблюдение систематическое. В этом случае исследователь составляет подробный определенный структурированный план. Наблюдатель отмечает условия окружающей среды, записывает особенности поведения изучаемых объектов. После проведения эксперимента наблюдатель может сделать определенные выводы и зарегистрировать выявленные особенности поведения, а также классифицировать полученные условия внешнего мира. Нельзя не упомянуть о несистематическом наблюдении. При данном виде наблюдения человек организовывает общую картину поведения исследуемого объекта или группы объектов в специальных определенных условиях. Как правило, у наблюдателя отсутствует цель зафиксировать и строго описывать происходящие явления. Оно проводится в результате исследования в естественных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|