Теория предельной полезности
С развитием экономической мысли проблемы определения стоимости и цены не утрачивают своего значения, разрабатываются дальнейшие пути их разрешения. Несмотря на различия взглядов классиков, марксистов, представителей исторической школы и субъективной политэкономии, следует признать, что все они имеют связующее звено - в большей или меньшей степени они признавали экономический закон стоимости и определение цены под влиянием конкуренции, спроса и предложения. Значительный интерес представляет историческая школа, у истоков которой стоял Фридрих Лист (1789-1846) - немецкий экономист, публицист, политик. В работе "Национальная система политической экономии" (1841), не соглашаясь с концепцией классиков, он свел свои взгляды к трем основным положениям: 1) о производительных силах; 2) о стадийном экономическом развитии; 3) об активной экономической роли государства. Дискутируя с "меновой системой" А. Смита, Ф. Лист указывал, что благосостояние и богатство нации определяется не набором меновых ценностей, а уровнем развития производительных сил. Умножение национального богатства он видел в политическом единстве, оптимальном государственном управлении и прогрессе техники. Основным вкладом Ф. Листа в развитие экономической науки стало его положение о том, что перевод экономической теории в сферу хозяйственной практики возможен лишь при условии исследования конкретных категорий, инструментов, поведения конкретных потребителей. Практика показала, что разработать теорию поведения потребителя, определить его предпочтение довольно сложно, если опираться только на классическую теорию стоимости. Категорию потребительной стоимости классики оставляли в стороне. Но, исходя только из теории трудовых затрат, нельзя определить, каким образом уравниваются спрос и предложение.
Как измерить и сопоставить предпочтения и выгоды покупателя? Что именно и в какой последовательности он купит на рынке: колбасу или рыбу, компьютер или телевизор? Очевидно, что перед совершением покупки покупатель не начнет подсчитывать затраты производителя. Покупателя интересует цена, но не только она. Товары будут приобретены по степени их важности, по соотношению полезности отдельных благ. "Полезность" - это субъективная оценка, но ее недооценка разрывает систему рыночных отношений. Трудовая теория стоимости исходит из того, что уровень цены устанавливается в соответствии со спросом. Однако важно определить: что именно лежит в основе спроса? как он формируется? чем определяется поведение покупателей? Решение этой проблемы положило начало разработке теории предельной полезности, теории предельных величин. Первые труды по теории предельной полезности появились в Неоклассическая школа конкретизирует понятие блага. Благо вообще как таковое - это способность товара удовлетворять какие-либо человеческие потребности. Деление благ на экономические и неэкономические связано с понятием "редкость". Неэкономическое благо имеется в неограниченном количестве. Экономическое благо является редким, для его получения необходимо вступить в отношения обмена, а значит, определить цену блага.
Следует разграничить понятия полезности и потребности. Потребность - это стремление к удовлетворению какой-либо нужды, испытываемой человеком. Стремление утолить голод или жажду - это потребность в пище или воде. Полезность - это способность удовлетворить какую-либо потребность. Полезность - это не только объективно присущая благу совокупность потребительских свойств, но и субъективное отношение людей к ним в процессе потребления. Полезность пачки чая, банки консервов, пакета крупы для горожанина и охотника на зимовье будет различна. Да и для отдельного человека полезность одних и тех же благ в различных жизненных ситуациях неодинакова. Различной будет полезность однократного и многократных актов потребления. Полезности благ, как материальных, так и духовных, являются основой потребительского выбора. Важно отметить, что потребностей много и, если удовлетворяются одни, удовлетворение других отодвигается. Экономисты австрийской школы рассматривали не полезности потребляемых благ как таковых, а ту полезность, которую эти блага способны принести конкретным потребителям. Австрийцы считали, что в основе потребительского выбора лежат два фактора: полезность и редкость. Исследование потребительского поведения было бы невозможным без введения предельных величин. Если классики рассматривали средние, средневзвешенные величины, то представители теории предельной полезности за основу изучения принимали приращение или убывание экономических параметров. Прежде всего, необходимо показать различие между общей и предельной полезностью блага, что является основой анализа поведения потребителя. Общая («суммарная») полезность благ определяется как совокупное удовлетворение потребителя всеми единицами блага, мы ее обозначим ТU (utility - полезность). Если, вместе с тем, обозначить X1, X2, … Xn – количество потребляемых конкретным потребителем благ первого, второго, …, n-го видов, то математически общая полезность, получаемая потребителем, может быть представлена его функцией полезности TU=U(X1, X2, …, Xn).
Предельная полезность - это удовлетворение потребителя, которое он получает от потребления каждой последующей единицы блага. То есть предельная полезность (MU – marginal utility) определяется как прирост совокупной полезности TU при увеличении потребления на единицу (в рамках принятых единиц измерения) какого-либо i-го вида товара. Другими словами предельная полезность в своем «чистом виде» может быть определена как MU=[U(X1, X2, …, Xi-1, Xi+1, Xi+1, …, Xn) - U(X1, X2, …, Xi-1, Xi, Xi+1, …, Xn)]. В непрерывном варианте функции общей полезности TU=U(X1, X2, …, Xn), когда прирост потребления i-го блага может представлять собой очень малую величину (долю веса, объема, длины, ширины), MU определяется математически как соответствующий прирост общей полезности TU, деленный на эту малую величину прироста ΔXi:
При Xi, стремящемся к нулю, MU равняется частной производной функции U по аргументу Xi, значение которой определяется в соответствующей точке:
В дискретном случае, то есть когда потребление количественно увеличивается на единицу соответствующего блага, общая полезность потребителя TU равна сумме предельных полезностей (MU). В непрерывном (нелинейном) случае такое равенство во многом приблизительно Теория субъективной полезности основана на двух положениях: 1) потребитель стремится получить максимальную полезность, используя свой ограниченный доход; 2) предельная полезность каждой последующей единицы всегда меньше, чем предельная полезность предыдущей единицы. Покажем это на следующем примере (табл. 7.1).
Таблица 7.1 Общая и предельная полезность абрикосов для отдельного потребителя
Графически общая и предельная полезность будет выглядеть следующим образом (рис. 7.2, 7.3).
Допустим, полезность любой единицы денег будет одной и той же, например, 1 рубль имеет полезность, равную 2 ед. полезности. Составим таблицу полезности, выраженной в денежных единицах (табл. 7.2), и представим ее графически (рис. 7.4, 7.5).
Таблица 7.2 Полезность, выраженная в денежных единицах
Очевидно, что «усредненная линия» предельной полезности является также линией спроса каждого потребителя при условии выражения полезности в денежных единицах, а также того, что полезность денежной единицы остается постоянной. Отсюда, теория субъективной полезности формулирует закон убывания цены с ростом объема спроса, объясняя это снижением предельной полезности. Если с употреблением каждой дополнительной единицы блага общая полезность возрастает, то предельная полезность падает. Так, при сильной жажде первый стакан воды имеет высокую полезность, начиная со второго общая полезность возрастает, а предельная - снижается. Убывающая полезность помогает понять, чем, с точки зрения потребителя, определяется действительная ценность блага. Австрийская школа утверждает, что полезность для конкретного потребителя, а значит и ценность блага, определяется наименьшей или предельной полезностью. Покупатель заплатит за первую, единственную для него, пару туфель больше, чем за пятую. Пятая или ему вообще не нужна или нужна гораздо меньше. Это обстоятельство учитывает и производитель при изучении насыщенности рынка товарами. В середине XIX в. (1854) в Германии вышла книга Германа Госсена "Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности". В сокровищницу экономической мысли вошли два закона Госсена, в которых он описал правила рационального поведения субъекта, который стремится к извлечению максимальной полезности из своей хозяйственной деятельности. Рационализм экономического поведения состоит в том, чтобы оптимально сочетать возрастающие потребности и ресурсные возможности. Г. Госсен обратил внимание на то, что величина полезности зависит не только от потребительских свойств блага, но и от процесса его потребления. Первый закон Госсена (закон насыщения потребностей) отражает связь между снижением предельной полезности и соответствующим падением спроса у каждого потребителя. Суть этого закона заключается в двух основных положениях: 1) в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает; 2) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.
Для экономической науки важность первого закона Госсена заключается в следующем. Были четко разграничены общая полезность блага и его предельная полезность. Это позволило разрешить давнишний вопрос: почему "практически бесполезный" алмаз дороже одного из "наиболее полезных" благ - воды? Положение об убывании предельной полезности блага свидетельствует о необходимости достижения субъектом такого состояния равновесия, при котором он достигает максимума полезности из имеющихся у него ресурсов. Достичь этого равновесия можно, если в потребительском поведении руководствоваться вторым законом Госсена. Все участники обменных операций стремятся получить максимальную выгоду, достичь равного удовлетворения от каждой суммы денег, потраченной на каждый из приобретаемых товаров. Суть второго закона Госсена состоит в выравнивании предельных полезностей. Согласно этому закону должно существовать равенство предельных полезностей на денежную единицу каждого товара. Так, последний доллар, рубль, потраченный на рыбу или мясо, по своей полезности должен быть равен последнему рублю, потраченному на крупу или овощи. Только в данном случае будет максимизирована общая полезность. Математически второй закон Госсена может быть выражен следующим образом:
,
где MUi - предельная полезность i-го вида товара для потребителя, а Pi – цена i-го товара, которую готов заплатить потребитель, максимизирующий общую полезность потребительского набора экономических благ. Из закона замены потребительных стоимостей вытекает закон единства цены. У покупателя существует высший предел цены, выше которого он товар не купит. У продавца - низшая цена определяется издержками (ценностью товара), ниже которой он не будет продавать. Где-то на пересечении интересов находится такая цена, которая позволит обеим сторонам извлечь полезность одинаковой интенсивности. То есть равновесная рыночная цена складывается из взаимодействия "конечных величин" продаваемого и покупаемого товара, доставляющих максимум полезности покупателю и минимизирующих затраты продавцу. В итоге складываются для каждого потребителя такие объемы потребления различных товаров, при которых соответствующие объемам потребления предельные полезности в расчете на единицу рыночной цены каждого товара оказываются равны. То есть выполняется равенство:
,
где - равновесные рыночные цены товара, при которых на рынках товара спрос равен предложению. Общественная оценка (стоимость) блага в теории предельной полезности выводится из множества субъективных оценок индивидов. Выведение общественной предельной полезности блага рынок осуществляет по принципу равнодействующей оценок разных индивидов. Это равнодействующая в свою очередь складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей. Основными правилами, которыми руководствуются при разумно-эгоистическом подходе участники процесса общественного обмена являются следующие: во-первых, обмен должен приносить выгоду (то есть благо, получаемое в обмен, должно обладать большей полезностью, чем отдаваемое); во-вторых, каждый стремится совершить сделку с возможно большей для себя выгодой (то есть с как можно большим приращением полезности для себя); в-третьих, лучше совершить сделку с меньшей выгодой, чем вообще отказаться от обмена (то есть лучше согласиться на небольшое приращение полезности, чем остаться при своем изначальном запасе)[6]. На рынке происходит согласование индивидуальных оценок. При анализе согласования индивидуальных оценок теория предельной полезности абстрагируется от производства, ни один потребитель или покупатель, который затем может стать продавцом, не сопоставляет предлагаемую ему цену с затратами труда. Рассматривается заранее заданный запас товаров в распоряжении каждого индивида, причем в процессе производства не происходит увеличения и трансформации этого запаса. Эта абстракция позволяет в "чистом виде" показать, как, казалось бы, чисто индивидуальная и несравнимая между разными индивидами категория предельной полезности превращается в категорию общественную. Участники обмена взаимодействуют таким образом, что количество товара, предлагаемого на рынке, совпадает с количеством товара, на который предъявляется спрос. Устанавливается рыночное равновесие, и тем самым выявляется общественная оценка предельной полезности. Общественная предельная полезность совпадает с одной из индивидуальных. Это индивидуальная предельная полезность тех покупателей и продавцов, которые согласятся выйти на рынок только при данной цене и тем самым приведут спрос и предложение в состояние равновесия. Таким образом при определении рыночной цены нет необходимости учитывать весь потенциальный спрос, имея дело со всем разнообразием индивидуальных оценок предельной полезности. Для построения функциональной теории вполне достаточно сосредоточить внимание на "предельных" участниках обмена, то есть на тех из них, чей выход на рынок окончательно устанавливает на нем равновесие. Иллюстрацию того, как различные индивидуальные оценки сводятся на рынке к единой общественной, дает модель конского рынка Е. Бем-Баверка[7] (таблица 7.3):
Таблица 7.3 Субъективная оценка одной лошади
При анализе второго закона Госсена следует учитывать, что потребности субъекта характеризуются различной степенью напряженности. Удовлетворение потребностей субъект начинает с самой неотложной, жизненно важной. Потом постепенно переходит к менее необходимым, так что в итоге предельные полезности различных благ станут одинаковыми, а в денежном выражении равными друг другу. То есть последний доллар, рубль, затраченный на различные блага, должен представлять одну и ту же полезность. Этот закон нашел свое отражение в знаменитой таблице Менгера. Например, у нас есть 6 ед. блага (денег), которые могут удовлетворить три потребности А, В, С:
Как наиболее приоритетную, первой мы удовлетворим самую насущную потребность – А. Потратим на нее 3 ед. блага, и получим общую полезность, равную 27. Две следующие единицы денег мы истратим на удовлетворение потребности В, добавив к ранее полученной общей полезности, равной 27, еще 17. Последнюю, шестую, единицу блага мы истратим на удовлетворение наименее напряженной потребности – С, увеличив общую полезность потребляемого набора товарных благ еще на 8. Предельные полезности последних единиц блага, удовлетворяющих потребности А, В и С, будут равны 8. Свой подход к исследованию поведения экономического субъекта Г. Госсен использовал не только в формировании его потребительских планов, но и при планировании производства благ. Как особое благо Г. Госсен рассматривал труд, полезность которого изменяется соответственно первому закону. Однако в отличие от других благ предельная полезность труда может иметь отрицательные значения. Например, после долгого отдыха труд вначале доставляет наслаждение, затем согласно первому закону наслаждение начинает падать, достигает нуля и превращается не в радость, а в тягость. Согласно Г. Госсену, для того чтобы достигнуть в жизни наибольшего наслаждения, человек должен распределить свое время и силы при достижении различного рода наслаждения таким образом, чтобы ценность предельного атома наслаждения равнялась бы усталости, которую он претерпел, если бы достиг этого атома в последний момент затраты своей энергии. Ф. Визер в своей работе «Теория общественного хозяйства», вышедшей в свет в 1914 году, распространил принцип предельной полезности и на такую особую группу товаров, как средства производства. Он предложил определять ценность средств производства вмененной им ценностью потребительских благ. При этом он полагал, что спрос на средства производства по всей соответствующей воспроизводственно-технологической цепочке зависит от спроса на тот или иной конечный продукт. А поскольку экономические ресурсы всегда ограничены, производитель, являясь рациональным экономическим агентом, оптимизирует их использование. В рамках соответствующей логики действий он выбирает из всех возможных вариантов вариант, соответствующий минимальным затратам (издержкам) и максимальному результату в смысле полезности. Таким образом, ценность (полезность) средств производства, принимающая у Ф. Визера форму издержек, «вменяется» производимыми на них конечным продуктом, который, в свою очередь, определяется возможностью наилучшего использования средств производства производителем в рамках действующего в экономике механизма межотраслевой свободной конкуренции. Вернемся, однако, к потребителю. В определении максимизации полезности потребителем можно выделить два основных подхода. Если бы потребитель удовлетворял потребность одним товаром, не было бы проблемы выбора. Но возможности способов удовлетворения потребностей человека многообразны. Можно утолить голод картофелем, а можно рисом или гречкой. Причем съесть это можно с мясом, с курицей, с грибами и т.д. Есть можно из металлической миски, с бумажной или с фарфоровой тарелки. Значит, потребитель должен определить общую полезность всего набора потребляемых благ и добиться, чтобы она была максимальная, используя взаимозаменяющие, дополняющие товары и т.д. Первый подход определения полезности - кардиналистский (количественный) предполагает теоретическую возможность измерения полезности подобно измеримости массы, температуры, расстояния и т.д. Этот подход, рассматривающий полезность как количественную величину, предполагает: 1) возможность упорядочения набора товаров по мере возрастания их полезности: U (X1, X2, …, Xn) < U (Y1, Y2, …, Yn) < U (Z1, Z2, …, Zn); 2) возможность сравнения разницы в полезности различных товарных наборов. На этом и основано положение об уменьшении предельной полезности при переходе от одного набора к другому. Второй подход определения полезности - ординалистский (порядковый) основан на простой возможности сравнения и упорядочения товарных наборов, с точки зрения их предпочтения. Наиболее предпочтительными являются наборы товаров с более высоким уровнем полезности, то есть функция порядковой полезности не оценивает и не сравнивает разницу в полезности наборов, а лишь позволяет судить о том, какой из наборов предпочтительнее. Итак, мы рассмотрели два основных направления в определении стоимости, ценности - трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Имея общий предмет исследования, они существенно различаются по многим положениям (рис. 7.6).
Рисунок 7.6. Основные различия в трудовой теории стоимости и теории предельной полезности
Проблема взаимоотношения трудовой теории стоимости и теории предельной полезности активно обсуждалась на всем протяжении предшествующего столетия. Это, во многом, определялось тем, что трудовая теория стоимости и теория предельной полезности, как организующие концепции, с одной стороны, идейно противостояли друг другу. При этом каждая из них претендовала на целостное, системное видение экономических процессов. Последующее развитие показало, что точки соприкосновения между данными теориями имеются, поскольку в центре их анализа находится одна и та же проблема - закон, определяющий товарные цены. Фактически трудовая теория стоимости и теория предельной полезности рассматривают одну и ту же проблему - проблему формирования общественно необходимого труда, образующего стоимость товара. Можно ли определить, какой труд является общественно необходимым без субъективных оценок потребителей? Эти оценки представляют собой сам процесс признания (или непризнания) общественного характера труда, затраченного на производство товара. Неспособность товара удовлетворять потребности покупателей означает, что затраченный на его изготовление труд не образует стоимости. Покупатели своими действиями на рынке превращают индивидуальные затраты при производстве товаров в общественную стоимость и, следовательно, принимают самое непосредственное участие в формировании общественно необходимого труда. При этом, трудовая теория стоимости изучает проблему с позиции товаропроизводителя, а теория предельной полезности – с позиции потребителя. При внешней кажущейся полярности их соединяет то, что в процессе формирования общественной стоимости товаров участвуют и производители, и потребители. Двойственность формирования общественно необходимого труда (труд и потребность) означает, что трудовая теория стоимости и теория предельной полезности - эти идеологически соперничающие друг с другом концепции, - по существу, дополняют друг друга и только вместе, в совокупности своих различных трактовок могут дать достаточно полную картину механизма действия закона стоимости и процесса ценообразования. Теоретики австрийской школы исследовали иной аспект действия закона трудовой стоимости, который классическая школа А. Смита и Д. Рикардо, а также К. Маркс в силу ряда идеологических и исторических причин оставили в тени, а именно участие покупателей в формировании общественно необходимого труда. Неоклассика, составной частью которой является австрийская школа, сосредоточилась на изучении внешних количественных функциональных экономических зависимостей, на законах экономической формы (законе спроса и предложения, проблеме эластичности), в отличие от классической школы и марксизма, которые акцентировали свое внимание на сущностных экономических законах (закон стоимости, закон о тенденции средней нормы прибыли к понижению и т.п.). Заметим, законы экономической формы и сущностные экономические законы – это лишь различные срезы, своего рода уровни действия целостных механизмов объективных экономических законов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|