Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование белорусской нации.




Нации возникают на базе феодальных народностей в период становления капитализма. Решающую роль в преобразовании народности в нации играет общность территории и экономической жизни, общие черты национального характера, самосознания, культуры и единого литературного языка, а также становления государственности. В конце 19 в. на территории пяти белорусских губерний проживало 8,5 млн. человек, в том числе 5,4 млн. белорусов, 1,2 млн. евреев, 493 тыс. русских, 424 тыс. поляков, 377 тыс. украинцев, около 8 тыс. татар. Согласно переписи 1897 г. удельный вес жителей коренной национальности превышал 73%. Особенностью белорусского этноса был раздел их по вероисповеданию на православных и католиков. Православная церковь и католический костел не признавали белорусов как народ, а исходили из того, что православные - это русские, а католики - поляки. Однако такое разделение по религиозному признаку не помешало становлению общности экономической и культурно-духовной жизни белорусского этноса, ибо позади у белорусов была тысячелетняя история. Все это время они проживали на одной территории, в объективно существующих здесь природно-климатических условиях. Здесь вырабатывались характер трудовой деятельности белорусов, их материальная и духовная культура, складывался и развивался язык, формировались особенности быта, обычаев, традиций и норм морали. Процесс формирования белорусской нации сдерживался общим направлением политики правительства. После подавления восстания 1863 г. царизм окончательно перешел на путь интенсивной русификации. Основой ее стало создание социальной базы этой политики - расширение русского землевладения, продажи земли на льготных условиях приглашенным на службу в Беларусь российским чиновникам. Важнейшим признаком нации является наличие единого языка, посредством которого обеспечивается политическая, экономическая и культурная жизнь народа. Старобелорусский язык фактически стал мертвым. После присоединения к России официальное положение государственного занял русский язык, однако практически до восстания 1863 г. в общественно-культурной жизни господствовал польский язык. Русская, как и польская общественно-политическая жизнь не воспринимала существование белорусов как самостоятельного этноса и отрицательно относилась к попыткам литературного творчества на белорусском языке. Сдерживающим фактором в развитии белорусского языка явился запрет в конце 50-х годов 19 в. печатания белорусских книг латинским шрифтом. С процессом формирования белорусской нации непосредственно связано также развитие культуры Беларуси во второй половине 19 в, отразившей характер и место национального направления.


27. Революция 1905-1907 гг в Беларуси.

 

Неудачные национально-освободительные восстания поляков будто дескридитировали себя. Белорусские патриоты в поисках нового пути для своего народа пришли к социолистической доктрине и ререориентации с Польши на Россию. Созревало всероссийское выступление бедных против богатых (социалистическая революция). Расстрел шествия петербургских рабочих с семьями 9 января 1905 г. сотрес всю страну. Волна стычек и митингов протеста охватила и города Беларуси, Рабочие начали весеннее наступление на предпринимателей и добились повышения заработка и сокращения рабочего дня до 9-10 часов. Летом 1905 г. наблюдался подъем рабочего и крестьянского движения. В августе царь опубликовал закон о созыве совещательной Думы, подготовленный Министром внутренних дел Булыгиным. По этому закону рабочие и другие лица, работающие по найму, не получали избирательного права. Либералы согласились участвовать в выборах. Все партии социалистической ориентации бойкотировали выборы в Думу. В октябре 1905 г. страну охватила всероссийская стачка. В Беларуси в результате стачки была парализована вся железная дорога. В разгар этой стачки, 17 октября 1905 г., царь подписал манифест, в котором народу были обещаны свобода слова, собраний, союзов, а также созыв законодательной Думы. В это же время власти перешли к репрессиям. 18 октября по согласованию с губернатором П. Курловым в Минске на привокзальной площади был расстрелян двадцатитысячный митинг. В результате до 100 человек было убито, около 300 ранено. В ответ эсеры решили провести ряд террористических актов. Эсер И. Пулихов совершил неудачное покушение на П. Курлова и был расстрелян. После манифеста 17 октября либеральная буржуазия стала активно поддерживать царизм. В конце 1905 г. была создана партия «Союз 17 октября» («октябристы»). Она поддерживала царизм и его программу, выступала за необходимость сохранения единства России. «Октябристы» допускали возможность дать некоторую автономию только Финляндии. В ноябре 1905 г. либералы создали Конституционно-демократическую партию (кадеты). Они выступали за конституционную монархию, выкуп части помещичьей земли крестьянами, демократические свободы, но против права народов на национальное самоопределение. Правда, в ее программе было обещано дать автономию Царству Польскому. Широкой поддержки деятельность кадетов в Беларуси не получила. До весны 1906 г. небольшие группы кадетов оформились только в Могилеве и Пинске. В конце 1905 г. - начале 1906 г. черносотенные организации оформились в Минске, Гомеле, Витебске, Пинске. Манифест 3 ноября 1905 г., в соответствии с которым прекращалось взимание выкупных платежей, не успокоил крестьян. В ноябре-декабре 1905 г. отмечен подъем крестьянского движения: в октябре зарегистрировано 54 выступления крестьян, в ноябре - 154, в декабре - 286. В это же время произошли волнения в армии. Выступления солдат состоялись в Витебске, Гродно, Бобруйске, Барановичах, Бресте, Могилеве. В Минске 8 декабря началась всеобщая забастовка, которой руководил коалиционный совет. В ночь на 9 декабря в Минске были арестованы 17 активных революционных деятелей. Город и губерния были объявлены на положении чрезвычайной охраны, закрыта газета «Северо-Западный край». Начался период постепенного спада революции.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...