Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переход БССР к мирной жизни. Восстановление народного хозяйства в 1945-1953 гг.




 

Сталинский режим стремился не только восстановить, но и укрепить свои идеологические и хозяйственные структуры. При этом учитывалось, что население оккупированных немецкими фашистами территорий узнало правду о репрессиях накануне войны, о своей истории, поэтому власти относились к освобожденному населению с недоверием, подозрительностью. Весной 1946 г. в Слониме возникла подпольная организация, которая установила связь с патриотическими группами в Барановичском учительском институте и на Брестском железнодорожном узле. Главной задачей этой организации была защита национальных прав и свобод, борьба за сохранение и развитие белорусской культуры, языка, пропаганда своего видения истории. В конце 1946 г. подпольные группы стали действовать в Жировичском сельхозтехникуме, Ганцевичском педучилище. В июне - августе 1947 г. члены этих организаций были арестованы. Их дело было рассмотрено в военных трибуналах в Барановичах и в Минске. В начале 1946 г. в Глубокском педучилище возникла организация "Союз белорусских патриотов", к которой присоединилась группа из Поставского педучилища. В это же время в Минске, а также в Молодечненской и Пинской областях действовала организация "Свободная Беларусь". В феврале 1947 г. эти организации были раскрыты, а их члены осуждены на сроки заключения от 5 до 25 лет. В послевоенные годы велась борьба с так называемым космополитизмом, преклонением перед Западом. В этом были незаконно обвинены многие крупные ученые, в том числе президент Белорусской академии наук А.Р. Жебрак. Были признаны безыдейными пьеса К. Крапивы "Милый человек" и ошибочной пьеса А. Кучера "Заложники" и др. В республике возобновились аресты писателей, причем некоторых арестовывали неоднократно. Такое испытание прошли Г. Березкин, С. Граховский, А. Александрович, Микулевич, С. Шушкевич и др. В феврале 1948 г. на одной из улиц Минска был найден мертвым руководитель Московского государственного театра, бывший председатель еврейского антифашистского комитета в 1941-1945 гг. С. Михоэлс. В сложном положении находились профсоюзы. Партийные организации руководили на местах выборами фабрично-заводских и местных комитетов и даже приемом в профорганизации новых членов. В октябре - ноябре 1948 г., в связи с ликвидацией института уполномоченных ВЦСПС по союзным республикам, создаются белорусский республиканский и областные советы профсоюзов. Это несколько оживило профсоюзное движение в республике. Свое влияние на молодежь Компартия оказывала через комсомол. В начале 1949 г. в ЛКСМБ насчитывалось 316,9 тыс. юношей и девушек. Секретарями ЦК ЛКСМБ в первые послевоенные годы были К.Т. Мазуров и П.М. Машеров, которые стали известными политическими деятелями. Однако советы, профсоюзы и комсомол создавали в обществе только видимость демократии. Они не столько выражали и защищали интересы трудящихся, молодежи, сколько направляли их труд на возрождение страны. В республике действовали общесоюзные общественные организации: ДОСААФ, спортивные и культурные объединения, членство в которых для большинства трудоспособного населения было обязательным. Значительным событием в общественно-политической жизни Беларуси в первой половине 1950-х гг. стало движение за запрещение атомного оружия. На воззвание Постоянного комитета сторонников мира к руководителям государств о запрещении атомного оружия в Беларуси проходил сбор подписей, митинги в поддержку этого воззвания. Была создана Республиканская комиссия содействия Советскому комитету защиты мира. Председателем этой комиссии был Я. Колас.

 


Культура Беларуси 1950-х-середины 1980-х гг.

 

За годы войны была почти полностью разрушена материально-техническая база науки и культуры республики. Необходимо было, в первую очередь, восстановить народное образование. Уже в 1946-1947 учебном году в Беларуси работало 11 300 школ, в 1950 - 12 тысяч. Сложным было положение с учительскими кадрами. К 1 января 1946 г. в школы из эвакуации вернулись 4 980 учителей, а также 6 840 демобилизованных учителей - фронтовиков. В 1949 - 1950 учебном году начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был закончен к середине 50-х гг. В 1951-1955 гг. активно строились средние школы, преобразовывались семилетние в средние, их количество выросло за эти годы с 761 до 1447, а контингент учеников вырос с 429900 до 632 600 человек, улучшился состав учительских кадров. Если в 1944/45 учебном году в школах Беларуси работало лишь 19,7% учителей с высшим и неполным высшим образованием, то в 1950-1957 - уже 30,2%, а в 1955-1956 учебном году такое образование имели около 50% учителей. Тем не менее, в школьном строительстве было много недостатков. В 1955-1956 учебном году 7 260 школ еще размещались в приспособленных и 2088 - в наемных зданиях. Почти половина школ работала в две смены. На низком уровне велось преподавание многих предметов.


Соц.-эконом. развитие БССР во 2 пол. 1950-1 пол. 1960 гг.

 

 


Главные достижения в общественно-политической жизни БССР в середине 1950-1980 гг.


Развитие н/х БССР во 2 пол. 1960-1980 гг.

 


Основн.направления соц.-эконом. развития РБ в 1990-нач. 21 в.

 


Общ.-пол. жизнь в РБ во 2 пол. 1990-начале 21 в.


Современная белорусская культура.

 

 


Беларусь на международной арене (1945-2004)


Государственный суверенитет и его атрибуты.

 

 


Белорусский язык: прошлое и настоящее

 

 


Национальные меньшинства Беларуси.

 

 


Белорусы в мире.

 

 


Менталитет и национальный характер белорусов.

 

 

Национальное самосознае белорусов

 

 


РБ на современном уровне.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...