Дополнительные выходные дни
Помимо выходных дней, установленных законодательством для всех работников, отдельным категориям работников предусмотрено предоставление дополнительных выходных дней с оплатой или без оплаты. Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц предоставляются одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет. Эти дни могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере дневного за- работка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. В случае, если один из родителей не работает, работающему родителю предоставляется два дополнительных выходных дня в месяц с оплатой на тех же условиях. Эти выходные дни имеют целевое назначение. Поэтому они предоставляются по заявлению указанных работников на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что он не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. Работающий родитель также представляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы. Когда одним из родителей указанные дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляется для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.
Суммирование дополнительных оплачиваемых выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства, за два и более месяца не допускается. Оплата таких выходных дней производится организацией за счет уплачиваемых ею в Фонд социального страхования РФ страховых взносов в размере среднего дневного заработка, определяемого в порядке, установленном Минтрудом РФ для исчисления среднего заработка. Женщинам, работающим в сельской местности, предоставляется по их желанию один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы (ч. 2 ст. 163 КЗоТ). Дополнительные свободные от работы дни предоставляются донорам. В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования работник, являющийся донором, освобождается от работы на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности с сохранением за ним среднего заработка за эти дни. В случае, если по соглашению с администрацией работник, являющийся донором, в день сдачи крови вышел на работу (за исключением работ, связанных с особыми условиями труда), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха с сохранением за ним среднего заработка. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного отпуска, в выходной или праздничный день донору по его желанию предоставляется другой день отдыха или день сдачи крови оплачивается не менее чем в двойном размере. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов донору предоставляется дополнительный день отдыха с сохранением за ним среднего заработка. Указанный день отдыха по желанию донора может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. Праздничные дни Отдых в праздничные дни — это освобождение от работы в дни общегосударственных праздников, установленных законом.
В соответствии со ст. 65 КЗоТ работа на предприятиях, в учреждениях, организациях не производится в следующие праздничные дни: 1 и 2 января — Новый год; 7 января — Рождество Христово; 8 марта — Международный женский день; 1 и 2 мая — Праздник весны и труда; 9 мая — День Победы; 12 июня — День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации; 7 ноября — годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Кроме того, Указом Президента от 9 декабря 1994 г. 12 декабря объявлено нерабочим праздничным днем — Днем принятия Конституции РФ. 8 праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия, учреждения, организации), работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения, а также неотложные ремонтные и погрузочные работы. Как уже упоминалось, при совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Помимо названных выше общегосударственных праздничных дней субъекты Российской Федерации устанавливают праздничные нерабочие дни на своей территории — дни принятия Конституции субъекта РФ и другие. В России, где население придерживается различных религий, установление православного праздника — Рождества Христова привело к необходимости закрепления права приверженцев других религий также иметь свои праздничные дни тем более, что ст. 28 Конституции РФ каждому гарантирует свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию. В связи с этим республики, входящие в состав России, уважая религиозные чувства граждан, исповедующих другие религии, могут объявлять (и объявляют) нерабочим днем вместо 7 января или в дополнение к нему другой праздничный день. Трудовые коллективы предприятий могут предусматривать в коллективных договорах для работников, исповедующих другие религии, взамен 7 января другой нерабочий день. На непрерывно действующих предприятиях, а также при суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени.
В соответствии со ст. 89 КЗоТ работа в праздничный день, когда она допускается по закону (ч. 2 ст. 65 КЗоТ) компенсируется в денежной форме либо по желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха. Оплата за работу в праздничный день производится не менее чем в двойном размере: 1) сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам; 2) работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, — в размере не менее двойной часовой или дневной ставки; 3) работникам, получающим месячный оклад, — в размере не менее одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы. На предприятиях, в учреждениях, организациях коллективными договорами или другими локальными актами может предусматриваться более высокий размер оплаты за работу в праздничные дни. Повышенная оплата производится за часы, фактически отработанные в праздничный день, т. е. от 0 до 24 часов этого дня. Для обеспечения порядка и при необходимости оперативного решения возникающих вопросов в праздничные, а иногда и в выходные дни администрация назначает ответственных дежурных. Такое дежурство отличается от называемой дежурствами работы, предусмотренной графиками работы (сменности), а также от дежурств (а по существу также работы), для выполнения которых работники специально приняты (например, врачи-дежуранты). В отличие от дежурств здесь работники выполняют свою основную работу по трудовому договору с соответствующим режимом труда и отдыха. Дежурство — это нахождение работника на предприятии, в учреждении, организации по распоряжению администрации до начала или после окончания рабочего дня (смены), в выходные или праздничные дни в качестве ответственного за порядок и для оперативного разрешения возникающих неотложных вопросов, не относящихся к производственной деятельности предприятия, учреждения, организации. Во время дежурств работники не выполняют своих прямых трудовых обязанностей. Дежурства могут вводиться в исключительных случаях и только по согласованию с профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации (профкомом). Не допускается привлечение работника к дежурствам чаще одного раза в месяц. За дежурство в выходные и праздничные дни всем работникам предоставляется в течение ближайших 10 дней отгул той же продолжительности, что и дежурство.
По сложившейся практике к дежурствам не привлекаются лица, которые не могут привлекаться к сверхурочным работам, а также к работам в выходные дни. Помимо общеустановленных праздничных нерабочих дней установлены дни профессиональных (день металлурга, день учителя и т. д.) и других праздников, но по закону они не объявлены нерабочими, а, как правило, приурочены к выходным дням по календарю. Когда же такие праздники приходятся на рабочие дни, освобождение от работы осуществляется в практике на основе коллективного договора, приказа (распоряжения) администрации предприятия, учреждения, организации, другого локального акта. Вопрос об освобождении от работы в такие дни может решаться также отраслевыми, профессиональными (тарифными) соглашениями. Перечень праздничных дней, профессиональных праздников и памятных дней, отмечаемых в Российской Федерации (по состоянию на 20 июля 1999 г.) приведен в Бюллетене Минтруда РФ за 1999 г. № 7. Ежегодный отдых (отпуск) Понятие и виды ежегодного отдыха (отпусков). Право на ежегодный оплачиваемый отпуск Ежегодный отдых (отпуск) представляет собой длительный свободный от выполнения трудовых обязанностей непрерывный период, предоставляемый за работу в течение года (рабочего года). Рабочий год исчисляется двенадцатью месяцами со дня поступления работника на работу, как правило, на данное предприятие, в учреждение, организацию. Рабочий год для каждого работника индивидуален и исчисляется персонально для него. В основе российского законодательства об отпусках лежит ратифицированная СССР Конвенция МОТ.№ 52 (1936 г.) о ежегодных оплачиваемых отпусках. В 1970 г. принята новая (пересмотренная) Конвенция МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках». Российское законодательство решает вопросы: права на ежегодный оплачиваемый отпуск; гарантий реализации этого права; продолжительности отпуска; порядка предоставления; правил оплаты времени отпуска; другие наиболее существенные вопросы, связанные с приобретением права на ежегодный оплачиваемый отпуск и его реализацией.
Право работающих по трудовому договору на ежегодный оплачиваемый отпуск гарантировано Конституцией РФ (ч. 5 ст. 37). В прямом соответствии с Конституцией РФ КЗоТ (ст. 66) устанавливает, что всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Это означает, что право на ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением места работы (должности) и заработной платы принадлежит всем работникам независимо от: · формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности предприятия, учреждения, организации, с которыми работник состоит в трудовых отношениях; · вида трудового договора и его срока; · выполняемой работы, занимаемой должности; · основная это работа или по совместительству (вторичная занятость); · производится ли работа в помещении предприятия или на дому; · состоит ли работник в штате предприятия, учреждения, организации или он является нештатным работником; · гражданства работника; · каких-либо иных обстоятельств. Единственным условием права на ежегодный оплачиваемый отпуск является наличие трудовых отношений (трудового договора, контракта) между работником и работодателем. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. было предусмотрено, что рабочие и служащие, занятые на сезонных работах, а также временные работники правом на отпуск или на замену его денежной компенсацией не пользуются. Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 4 апреля 1991 г. было признано, что лишение временных и сезонных работников права на отпуск или замену его денежной компенсацией при увольнении противоречит международным нормам о правах человека и ст. 32 действовавших в то время Основ законодательства о труде, которая гарантировала всем работникам предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска с сохранением места работы (должности). Нормы, устанавливающие это ограничение, объявлены утратившими силу. В связи с ограниченным сроком работы временные и сезонные работники реализовать право на отпуск в натуре не могут. Им выплачивается при увольнении денежная компенсация пропорционально отработанному времени. Вопрос о праве на оплачиваемый отпуск лиц, работающих по совместительству, окончательно был решен лишь в 1993 г. Положение об условиях работы по совместительству, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. предусматривало оплату отпуска не всем совместителям, а в порядке исключения рабочим, младшему обслуживающему персоналу и некоторым другим. Исходя из того, что вопросы совместительства на территории России (как и другие) регулируются нормативными актами бывшего СССР в части, не противоречащей законодательству РФ, Минтруд РФ дал следующее разъяснение. На территории России не применяется п. 6 названного выше Положения как противоречащий ст. 66 КЗоТ в части ограничений оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск. Всем лицам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация на неиспользованный отпуск при увольнении. Гарантиями права на ежегодный непрерывный отдых (отпуск), его реального использования служат: а) оплата времени отпуска; б) сохранение за находящимся в отпуске работником его места работы (должности); в) возможность замены отпуска денежной компенсацией только при увольнении работника; г) перенесение отпуска и соединение отпусков за два рабочих года лишь в строго определенном порядке. Гарантия сохранения места работы (должности) подкрепляется положением последней части ст. 33 КЗоТ, согласно которой увольнение работника по инициативе администрации в период его пребывания в ежегодном отпуске не допускается, за исключением случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации. В соответствии со ст. 75 КЗоТ замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск. Право на отпуск возникает с первого дня работы. Но реализовано оно может быть в полном объеме по прошествии определенного периода работы (ст. 71 КЗоТ). КЗоТ, другие законодательные акты предусматривают следующие виды отпусков: 1. Ежегодные оплачиваемые отпуска: · минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск; · удлиненные отпуска; · дополнительные отпуска. 2. Отпуска без сохранения заработной платы. 3. Отпуска целевого назначения (работникам, обучающимся без отрыва от работы, и др.). 4. Отпуска по беременности и родам. 5. Отпуска по временной нетрудоспособности. Отпуска целевого назначения, отпуска по беременности и родам, отпуска по временной нетрудоспособности предоставляются не для отдыха и восстановления трудоспособности, а в связи с точно установленными в законе обстоятельствами. Они нуждаются в особом рассмотрении за рамками данной книги, в которой далее освещаются вопросы, связанные с ежегодными отпусками для отдыха (трудовыми отпусками). Для исчисления суммарной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска работникам, имеющим право на отпуск по нескольким основаниям, используется термин «основной» отпуск, с которым суммируются дополнительные отпуска. В течение многих лет основным признавался 12-дневный отпуск, к которому, как правило, плюсовались дополнительные отпуска даже после увеличения минимального отпуска до 15 рабочих дней. В настоящее время, по-видимому, можно признать, что основной отпуск совпадает с минимальным, поскольку Верховный Суд РФ решением от 10 июня 1996 г. по существу признал законность суммирования отпусков не в прежнем порядке, а с 24-дневным минимальным отпуском. Исключением является иная продолжительность основного отпуска, если она прямо установлена законодательством. Примером в этом отношении служит ежегодный основной отпуск продолжительностью 21 календарный день (18 рабочих дней) с увеличением в зависимости от стажа работы до 28 календарных дней (24 рабочих дней), установленный работникам промышленно-производственного персонала, занятым на предприятиях, в объединениях, организациях угольной, сланцевой и горнорудной промышленности и строительно-монтажных работах в шахтном строительстве, на эксплуатации технологического железнодорожного и автомобильного транспорта (в технологической цепочке) в разрезах и карьерах, в горноспасательных частях, металлургической и электротехнической промышленности. Для тех, кто занят на подземных работах и в разрезах на глубине 150 м и ниже, основной отпуск установлен продолжительностью 28 календарных дней (24 рабочих дня) с увеличением на четыре календарных дня при стаже работы на данном предприятии два года и более. Минимальная продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков установлена законами, другими нормативными правовыми актами центральных органов власти. Она может быть увеличена соглашениями по социально-трудовым вопросам и, прежде всего, отраслевыми, профессиональными (тарифными) соглашениями, коллективными договорами, другими локальными актами на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также по соглашению работника с работодателем в трудовом договоре (контракте). Минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставляемый работникам, составляет 24 рабочих дня в расчете на шестидневную рабочую неделю (см. ст. 67 КЗоТ). В Законе РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О повышении социальных гарантий для трудящихся» (ст. ст. 4 и 6), установившем для всех трудящихся продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю (четырех календарных недель), предусмотрено также его распространение на трудящихся всех предприятий, учреждений, организаций независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений, организаций, а также на трудящихся, занятых обслуживанием отдельных граждан (няни, шоферы, секретари и т. д.). Удлиненные отпуска (т. е. отпуска изначально большей продолжительности, чем минимальный) установлены для определенных категорий работников в зависимости от возраста, характера и условий труда, местности, в которой они трудятся, и т. д. Правом на удлиненный отпуск пользуются, например: · работники моложе 18 лет — не менее 31 календарного дня (ст. 178 КЗоТ); · педагогические работники — от 42 до 56 календарных дней (по перечню образовательных учреждений, должностей и профессий) и, кроме того, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения; · научные работники, имеющие ученую степень: доктора наук — 48 рабочих дней, кандидаты наук — 36 рабочих дней; · государственные служащие — не менее 30 календарных дней; · судьям — 30 рабочих дней, в районах Крайнего Севера — 51 рабочий день, а в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями — 45 рабочих дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно; · прокурорским работникам — 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории РФ; в местностях с тяжелыми и неблагоприятными условиями по нормам, устанавливаемым Правительством РФ, не менее 45 календарных дней; · инвалиды — не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей недели. Среди других категорий работников, имеющих право на удлиненные отпуска, следует упомянуть работников организаций здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ инфицированных, а также работников организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека (36 рабочих дней с учетом, однако, ежегодного оплачиваемого отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда). Это новая категория работников, предоставление удлиненного отпуска которым вызвано особой эпидемиологической ситуацией в стране в связи с распространением столь опасного заболевания. Ежегодные дополнительные отпуска предоставляются по различным основаниям, определенным в ст. 68 КЗоТ категориям работников: 1) работникам, занятым на работах с вредными условиями труда; 2) работникам, занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации; 3) работникам с ненормированным рабочим днем; 4) работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; 5) в других случаях, предусмотренных законодательством и коллективным договором или иными локальными нормативными актами. Дополнительные отпуска и их продолжительность для работников с вредными условиями труда предусмотрены уже упоминавшимся специальным Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Он был утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. В последующем в него вносились изменения и дополнения. На его основании с учетом условий работы и своих возможностей на предприятиях, в учреждениях, организациях утверждаются списки, согласно которым предоставляются отпуска работающим во вредных условиях на данном предприятии, в учреждении, организации. Как правило, такие списки прилагаются к коллективному договору. Дополнительные отпуска за стаж работы на одном предприятии, в организации имели цель стимулировать длительную работу на предприятии, в организации, содействовать закреплению кадров, борьбе с их текучестью. В настоящее время эта цель утратила свою остроту для народного хозяйства в целом, но по-прежнему имеет значение для отдельных категорий работников и видов работ, когда стабильность кадров влияет на успешную деятельность предприятия, учреждения, организации. Примером в этом отношении могут служить дополнительные отпуска, продолжительность которых растет в зависимости от стажа работы на предприятии, предоставляемые определенным категориям работников угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей. Они дифференцированы в зависимости от стажа работы и условий труда. С учетом стажа работы в определенных должностях предусмотрены дополнительные отпуска для судей, прокурорских работников, государственных служащих. Для них — это отпуска за выслугу лет. На тех предприятиях, в учреждениях, организациях, где в централизованном порядке не предусмотрены дополнительные отпуска за стаж работы, такие отпуска могут устанавливаться (и на практике зачастую устанавливаются) локальными актами (коллективными договорами и др.). Предоставление дополнительных отпусков за стаж работы предусматривается в ряде отраслевых, профессиональных (тарифных) соглашений. Для работников с ненормированным рабочим временем (днем) дополнительные отпуска, их продолжительность в настоящее время определяются локальными нормативными правовыми актами, действующими на предприятии, в учреждении, организации (коллективными договорами и др.) по перечню должностей таких работников. Ранее продолжительность дополнительных отпусков для работников с ненормированным рабочим временем, устанавливаемая отраслевыми перечнями в централизованном порядке, составляла от 3 до 12 рабочих дней. В связи с особыми (неблагоприятными) условиями труда в северных регионах России законом предусмотрены дополнительные отпуска, продолжительность которых зависит от местности, где живут и трудятся работники. Кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях работникам, подпадающим под действие этого законодательства, лицам, работающим в районах Крайнего Севера предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 21 рабочий день, в приравненных к ним местностях — 14 рабочих дней, в остальных районах Севера, где установлен районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — семь рабочих дней. В связи с этим Законом не применяется п. 2 ст. 251 КЗоТ. Среди других дополнительных отпусков, предусмотренных" законодательством, необходимо упомянуть дополнительные отпуска, установленные в числе других мер социальной защиты для граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Дополнительный отпуск предусмотрен при многосменном режиме работы. До недавнего времени законодательство определяло продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков в рабочих днях с расчетом на шестидневную рабочую неделю с одним выходным днем. В последние годы принят ряд нормативных правовых актов, которыми исчисление отпуска определяется календарными днями. (Например, ежегодный оплачиваемый отпуск государственных служащих, работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций. Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Порядок суммирования и предоставления отпусков Исчисление трудового стажа (стажа работы), дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск производится в соответствии со ст. 72 КЗоТ. В стаж работы, дающий право на отпуск, включаются: 1) фактически проработанное время; 2) время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе); 3) время, когда работник фактически не работал, но сохранял за собой место работы (должность) и получал пособие по государственному социальному страхованию, за исключением частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 4) другие периоды времени, предусмотренные законодательством. Под временем фактической работы здесь понимается время, проведенное на работе (рабочем месте) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками работы (сменности). Кроме того, в стаж работы, дающий право на отпуск, включается, например, время выполнения работником государственных и общественных обязанностей (ст. 111 КЗоТ); дни сдачи крови донорами и предоставляемые в связи с этим дни отдыха; время нахождения работника на обследовании в медицинском учреждении, если он обязан его проходить. В соответствии с законодательством в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, включается также: время обучения в школах и на курсах по подготовке и переподготовке кадров (если работник направлен на обучение предприятием и вернулся после обучения работать на то же предприятие); свободные от работы дни, предоставляемые работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учебных заведениях; время отпуска для сдачи вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения, время отпусков для ознакомления непосредственно на производстве с работой по избранной специальности; время производственной практики на оплачиваемых должностях студентов и учащихся, высших и средних специальных учебных заведений; время работы на другом предприятии изобретателей, рационализаторов, авторов промышленных образцов в связи с их участием в подготовке к использованию промышленного образца, изобретения или рационализаторского предложения, но не более одиннадцати месяцев. Если эта работа длится одиннадцать месяцев и более, то оплачиваемый отпуск предоставляется предприятием, где осуществляется внедрение изобретения или рационализаторского предложения; время отпусков без сохранения заработной платы в пределах установленной законодательством продолжительности. Как отмечено ранее, все дополнительные отпуска разделены на два вида: дополнительные отпуска, основания предоставления и продолжительность которых установлены непосредственно в законодательных актах, и дополнительные отпуска, предоставляемые на основании коллективных договоров или иных локальных актов. В связи с этим Верховный Суд РФ сделал вывод, что если дополнительный отпуск предоставляется работникам данного предприятия (учреждения, организации) на основании локального акта, то в таком случае все вопросы, связанные с его предоставлением и продолжительностью, регулируются предприятием (учреждением, организацией), принявшим этот акт, исходя из своих финансовых и производственных возможностей. Что касается дополнительных отпусков, которые установлены непосредственно в законодательных актах в отношении определенных категорий граждан (например, работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, занятых во вредных условиях, и др.), то их предоставление не может зависеть от локальных актов. Данные отпуска должны предоставляться в безусловном порядке и в пределах предусмотренной этими актами продолжительности'. При суммировании отпусков, предоставляемых работникам, по различным основаниям (в связи с работой во вредных условиях труда, с ненормированным рабочим временем, в районах Севера и др.), помимо общего порядка существуют специальные правила, касающиеся отдельных категорий работников. Общий порядок суммирования отпусков в связи с увеличением минимума ежегодного оплачиваемого отпуска с 15 до 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю был предусмотрен постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О повышении социальных -гарантий для трудящихся». В ст. 2 этого постановления сказано, что впредь до принятия нового законодательства об отпусках сохранить порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством. При этом у трудящихся, пользующихся ежегодным отпуском продолжительностью в 24 рабочих дня и более, продолжительность отпуска не изменяется. Предприятия (учреждения, организации) с учетом производственных и финансовых возможностей могут предоставлять им отпуск большей продолжительности за счет присоединения дополнительных отпусков (полностью или частично) к отпуску продолжительностью в 24 рабочих дня. Однако на практике полной ясности в суммировании отпусков не было, и Минтруд РФ 23 июня 1993 г. дал свое разъяснение «О некоторых вопросах, связанных с порядком предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством». В нем предусматривалось, что общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительных отпусков (ст. 68 КЗоТ), предоставляемых работникам за ненормированный рабочий день, за работу с вредными условиями труда, за продолжительный стаж работы на одном предприятии и по другим основаниям, за счет увеличения минимальной продолжительности ежегодного отпуска не изменяется, если она составляет 24 и более рабочих дней. В том случае, когда общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством, составляет менее 24 рабочих дней, предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня. В расчетах общей продолжительности отпусков, приведенных в качестве примеров в упомянутом разъяснении, Минтруд РФ исходил из того, что суммирование должно производиться к 12-дневному отпуску, который был минимальным и основным еще до увеличения минимальной продолжительности отпуска до 15 рабочих дней. Однако споры о том, что считать основным отпуском, с которым суммируются дополнительные отпуска, продолжались. В некоторых отраслевых (тарифных) соглашениях прямо предусматривалось предоставление дополнительных отпусков (и, в первую очередь, за работу во вредных условиях труда) сверх 24 рабочих дней минимального отпуска. Этот вопрос стал предметом рассмотрения Верховного Суда РФ, который в решении от 10 июня 1996 г. обратил внимание на то, что с увеличением минимальной продолжительности отпуска до 24 рабочих дней Верховный Совет не предусмотрел сохранение прежнего порядка и условий предоставления дополнительных отпусков. Другая же продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, кроме менее 24 рабочих дней никакими законами не предусмотрена. По мнению Верховного Суда РФ указание в постановлении Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся» на то, что впредь до принятия нового законодательства об отпусках сохранить порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством, не дает оснований полагать о сохранении порядка и условий, по которым именно к 12 рабочим дням следовало присоединять дополнительные отпуска, а не к 24 дням основного (без учета дополнительных отпусков) отпуска. Следовательно, никакая иная продолжительность такого ежегодного оплачиваемого отпуска не могла быть использована Министерством труда РФ в качестве продолжительности основного (базового) отпуска, к которому предприятия (учреждения, организации) вправе при определенных условиях частично или полностью присоединять дополнительные отпуска. По изложенным в решении основаниям Верховный Суд РФ разъяснение Минтруда РФ от 25 июня 1993 г. признал противоречащим статье 67 КЗоТ РФ и признал его недействительным (незаконным). Минтруд РФ был вынужден отменить это свое разъяснение'. Однако попытки изменить официальную позицию по данному вопросу продолжаются. По-видимому, он должен быть решен в законодательном порядке. Возможно в новом Трудовом кодексе, а возможно — в специальном Законе «Об отпусках», необходимость в котором давно назрела. Проект соответствующего Закона СССР был рассмотрен Верховным Советом СССР только в первом чтении. Если характер и условия труда таковы, что работник имеет право на дополнительные отпуска по разным основаниям (за ненормированное рабочее время, по вредности условий труда, за работу в районах Севера и т. д.), то представляются все полагающиеся работнику отпуска. Как правило, максимальная продолжительность отпуска не ограничивается. Однако иногда в законодательстве предусматриваются ограничения. Так, максимальная продолжительность отпуска работников угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей с учетом дополнительных отпусков за подземные, вредные и тяжелые условия труда (повышенная температура, запыленность, вибрация и др.) и за многосменный режим работы не должна превышать на подземных работах 66—67 календарных дней (57 рабочих дней), а на открытых горных работах 52—53 календарных дня (45 рабочих дней) без учета общегосударственных праздничных дней, установленных законами нерабочими днями. Дополнительные отпуска, предусмотренные для работников независимо от непосредственного выполнения трудовых обязанностей (в связи с обучением в учебных заведениях без отрыва от производс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|