Вопросы и задания. Песнь о вещем 1 Олеге. 4. Расскажите о годах, проведенных будущим поэтом в Лицее.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что вы узнали о семье А. С. Пушкина? 2. Каким был А. С. Пушкин в детстве? 3. Кто оказал большое влияние на формирование личности поэта? 4. Расскажите о годах, проведенных будущим поэтом в Лицее. 5. За что последовал гнев царя? Каково было его наказание? 6. Кто поддерживал А. С. Пушкина в Михайловском? 7. Расскажите о последних годах жизни поэта. 8. Назовите свои любимые произведения. ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ 1 ОЛЕГЕ
Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам 2, Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам 3; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне.
Из тёмного леса навстречу ему Идёт вдохновенный кудесник 4, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня».
«Волхвы 4 не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий 6 на светлом челе 7.
Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава — отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда 8; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ 9, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча 10 ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся — однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает, угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други 11, возьмите коня,
Покройте попоной 12, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте, кормите отборным зерном, Водой ключевою поите». И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они...
«А где мой товарищ? — промолвил Олег, — Скажите, где конь мой ретивый 13? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый? » И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят — на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне 14, уже недалёкой, Не ты под секирой 15 ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала! » Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. ________________________________________ 1 Ве́ щий — мудрый. 2 Хаза́ ры —кочевой народ, живший в VIII—XI веках в низовьях Волги и на Северном Кавказе. 3 Обрёк он мечам и пожарам — решил разрушить и сжечь. 4 Куде́ сник, волхв — в Древней Руси: колдун, мудрец, прорицатель. 5 Перу́ н — главное божество у древних славян. 6 Жре́ бий — здесь: судьба. 7 Чело́ (устар. ) — лоб. 8 Царьгра́ д (Царегра́ д) — так называли на Руси Константинополь, столицу Византии. По преданию, Олег прибил свой щит над воротами Царегра́ да в знак победы после похода в 907 году. 9 Пращ (праща́ ) — древнее ручное боевое оружие для метания камней. 10 Се́ ча — здесь: бой, битва, сражение. 11 О́ троки-други — здесь: младшие княжеские дружинники. 12 Попо́ на — покрывало для лошадей. 13 Рети́ вый — здесь: быстрый, живой. 14 Три́ зна — у древних славян — обрядовые действия и пиршество в память умершего. 15 Секи́ ра — старинное оружие в виде топора на длинной рукояти.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Назовите главных действующих лиц «Песни... ». 2. По данному плану разделите «Песню... » на части: 1) Как ныне сбирается вещий Олег... 2) Что сбудется в жизни со мною? 3) Прощай, мой товарищ... 4) Где конь мой ретивый? 5) Так вот где таилась погибель моя! 6) Бойцы поминают минувшие дни. 3. Куда собирается дружина князя Олега? За что мстит князь хазарам? 4. Какую судьбу предсказывает кудесник Олегу? Читая предсказание кудесника, голосом передайте торжественность и величавость его речи. 5. Как отнёсся Олег к предсказанию кудесника? Подтвердите свой ответ словами текста. 6. Прочитайте прощальное обращение князя к коню, передавая в чтении чувства князя. Как относится князь-воин к своему коню? 7. В стихотворении есть слова и выражения, характеризующие князя Олега. Найдите их. Как характеризует кудесника его ответ князю?
8. Как правило, стихотворения состоят из строф. Что же такое стихотворная строфа? Строфа́ — это группа стихотворных строк (строк может быть четыре, шесть, восемь и т. д. ), объединённых между собою законченной мыслью и сочетанием рифм. Из скольких строф состоит «Песня... »? Проанализируйте одну из строф: скажите, сколько в ней строк, выделите главную мысль, укажите рифмующиеся строки. 9. Выучите понравившийся вам отрывок наизусть (3 - 4 строфы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|