Вопросы и задания. Из произведений. Русской литературы XX века. Александр Иванович Куприн. (отрывки в сокращении). Сергей Александрович Есенин
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какова основная идея повести Куприна «Олеся»? 2. Какую форму повествования выбирает автор? 3. С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии? 4. Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? 5. Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? 6. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? 7. Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения? Когда к герою приходит осознание того, что он любит? Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? 8. Почему не состоялось счастье героев? Почему они разошлись? 9. Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? 10. Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? 11. На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? 12. Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? 13. Озаглавьте каждую часть повести. 14. Расскажите основные события каждой части.
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895 — 1925)
Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской области, в крестьянской семье. С малолетства воспитывался у деда — человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Про свое детство Сергей Есенин писал так: «С двух лет был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. Так протекло мое детство».
Когда С. Есенин подрос, то окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В 1912 году С. А. Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии. Вступил в литературный кружок. Посещал лекции в Народном университете Шанявского. Впервые стихотворения Сергея Есенина появились в московских журналах, когда ему было 16 лет. В 1915 году он приехал в Петроград, познакомился с А. А. Блоком и другими поэтами. Есенин быстро приобрел громкую славу. Через год вышел первый сборник его стихов «Радуница». В 1919—1921 годах Сергей Александрович Есенин много путешествовал по России, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. Часто наведывался в родное Константиново, никогда не прерывал с ним связи. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил С. А. Есенин. Особое место в его творчестве занимал образ русской природы («Вот уж вечер», «Белая береза», «Отговорила роща золотая... » и др. ). Многие стихи С. А. Есенина стали песнями. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Расскажите о детстве С. А. Есенина. 2. Когда появились первые стихотворения С. А. Есенина? Расскажите о годах его творчества. 3. Какие темы затрагивает С. А. Есенин в своих стихотворениях? ЗАДРЕМАЛИ ЗВЕЗДЫ ЗОЛОТЫЕ… Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало зато́ на 1, Брезжит свет на за́ води 1 речные И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром! » __________________________________________ 1 Зато́ н, за́ водь — глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей, непроточной водой.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Как поэт описывает утро нового дня? 2. С кем поэт сравнивает берёзки? Найдите слова, подтверждающие это сходство. 3. Как вы понимаете выражение «обрядилась ярким перламутром»? 4. Каким настроением проникнуто это стихотворение и какие чувства у вас оно вызывает? 5. Выучите стихотворение наизусть. НОЧЬ Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт, И дерга́ ч 1 не кричит.
Ночь. Вокруг тишина. Ручеёк лишь журчит. Своим блеском луна Всё вокруг серебрит.
Серебрится река. Серебрится ручей. Серебрится трава Орошённых степей.
Ночь. Вокруг тишина. В природе всё спит. Своим блеском луна Всё вокруг серебрит. ______________________________ 1 Дерга́ ч, или коросте́ ль — небольшая птица. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. С. А. Есенин воспринимает природу как живое, одушевлённое существо. Докажите это. 2. Каким настроением проникнуто это стихотворение и какие чувства у вас оно вызывает? 3. Перед вами стихотворение поэта Ф. И. Тютчева тоже о ночи. Скажите: а каким настроением проникнуто это стихотворение и какие чувства оно вызывает? Песок сыпучий по колени... Мы едем — поздно — меркнет день. И сосен, по дороге, тени Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий — Какие грустные места! Ночь хмурая, как зверь стоокий, Глядит из каждого куста. 4. Выучите наизусть стихотворение С. А. Есенина «Ночь».
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ (1903 — 1958)
Николай Алексеевич Заболоцкий родился 7 мая 1903 г. в Казани в семье агронома. Детские годы прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. Дивная природа этого края оставила неизгладимый след в душе поэта. По окончании училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование. Поступает в Московский университет сразу на два факультета: филологический и медицинский. Он рано начал писать стихи, ещё в школьные годы. Много читал, посещал театр, бывал на вечерах, на которых выступали В. В. Маяковский, С. А. Есенин и другие поэты, и стремился сам стать писателем. «Надо покорять жизнь. Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется — его песня спета. Вера и упорство, труд и честность... » — писал он в 1928 году.
Заболоцкий следовал этим принципам всю жизнь. Он писал поэмы, стихи, делал переводы, много писал для детей. Стихи Заболоцкого стали классикой русской лирики: «Завещание», «Гроза», «Ещё заря не встала над селом…», «Я не ищу гармонии в природе…», «Ласточка», «Некрасивая девочка», «Журавли», «Уступи мне, скворец, уголок…», цикл «Последняя любовь» и др. Их отличает философская глубина; автор открывает в жизни всё новые грани и тайны, находит новые соответствия своему изменяющемуся внутреннему миру. В своих произведениях Заболоцкий часто обращался к миру природы. Мир природы прекрасен и чист. В стихотворении «Журавли» гибель вожака стаи воспринимается как символ (знак) неизбежности смерти и такой же неизбежности восполнения жизни. Здесь — выражение мысли о вечной деятельности природы, о преемственности поколений. Последние годы жизни он провёл в Тарусе на берегу Оки среди горячо любимой им природы, где было написано стихотворение «Не позволяй душе лениться…». Скончался 14 октября 1958 г. в Москве; похоронен на Новодевичьем кладбище. Н. Степанов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|