Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы и задания. Из произведений. Русской литературы XX века. Александр Иванович Куприн. (отрывки в сокращении). Сергей Александрович Есенин




ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какова основная идея повести Куприна «Олеся»?

2. Какую форму повествования выбирает автор?

3. С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

4. Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации?

5. Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»?

6. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи?

7. Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения? Когда к герою приходит осознание того, что он любит? Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе?

8. Почему не состоялось счастье героев? Почему они разошлись?

9. Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке?

10.  Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь?

11.  На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви?

12.  Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей?

13.  Озаглавьте каждую часть повести.

14.  Расскажите основные события каждой части.

 

 

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

(1895 — 1925)

 

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязан­ской области, в крестьянской семье. С малолетства воспитывался у деда — человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Про свое детство Сергей Есенин писал так: «С двух лет был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. После, лет восьми, другому дяде я часто заме­нял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Среди мальчишек всегда был коноводом и боль­шим драчуном и ходил всегда в царапинах. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. Так протекло мое детство».

Когда С. Есенин подрос, то окончил четырехклассное сельское учили­ще, затем церковно-учительскую школу. В 1912 году С. А. Есенин пере­ехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии. Всту­пил в литературный кружок. Посещал лекции в Народном университете Шанявского.

Впервые стихотворения Сергея Есенина появились в московских журна­лах, когда ему было 16 лет. В 1915 году он приехал в Петроград, познако­мился с А. А. Блоком и другими поэтами. Есенин быстро приобрел гром­кую славу. Через год вышел первый сборник его стихов «Радуница».

В 1919—1921 годах Сергей Александрович Есенин много путеше­ствовал по России, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. Часто наведывался в родное Константиново, никогда не прерывал с ним связи.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чув­ство родины — основное в моем творчестве», — говорил С. А. Есенин. Особое место в его творчестве занимал образ русской природы («Вот уж вечер», «Белая береза», «Отговорила роща золотая... » и др. ). Многие сти­хи С. А. Есенина стали песнями.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите о детстве С. А. Есенина.

2. Когда появились первые стихотворения С. А. Есенина? Расска­жите о годах его творчества.

3. Какие темы затрагивает С. А. Есенин в своих стихотворениях?

ЗАДРЕМАЛИ ЗВЕЗДЫ ЗОЛОТЫЕ…

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало зато́ на 1,

Брезжит свет на за́ води         1 речные

И румянит сетку небосклона.

 

Улыбнулись сонные березки,

 Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром! »

__________________________________________

1 Зато́ н, за́ водь — глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей, непроточной водой.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как поэт описывает утро нового дня?

2. С кем поэт сравнивает берёзки? Найдите слова, подтверждающие это сходство.

3. Как вы понимаете выражение «обрядилась ярким перламутром»?

4. Каким настроением проникнуто это стихотворение и какие чувства у вас оно вызывает?

5. Выучите стихотворение наизусть.

НОЧЬ

Тихо дремлет река.

Тёмный бор не шумит.

Соловей не поёт,

И дерга́ ч 1 не кричит.

 

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит.

 

Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошённых степей.

 

Ночь. Вокруг тишина.

В природе всё спит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит.

______________________________

1 Дерга́ ч, или коросте́ ль — небольшая птица.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. С. А. Есенин воспринимает природу как живое, одушевлённое существо. Докажите это.

2. Каким настроением проникнуто это стихотворение и какие чувства у вас оно вызывает?

3. Перед вами стихотворение поэта Ф. И. Тютчева тоже о ночи. Скажите: а каким настроением проникнуто это стихотворение и какие чувства оно вызывает?

Песок сыпучий по колени...

Мы едем — поздно — меркнет день.

И сосен, по дороге, тени

Уже в одну слилися тень.

 

Черней и чаще бор глубокий —

Какие грустные места!

Ночь хмурая, как зверь стоокий,

Глядит из каждого куста.

4. Выучите наизусть стихотворение С. А. Есенина «Ночь».

 

                        НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ

(1903 — 1958)

 

Николай Алексеевич Заболоцкий родился 7 мая 1903 г. в Казани в семье агронома. Детские годы прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. Дивная природа этого края оставила неизгладимый след в душе поэта.

По окончании училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование. Поступает в Московский университет сразу на два факультета: филологический и медицинский.

Он рано начал писать стихи, ещё в школьные годы. Много читал, посещал театр, бывал на вечерах, на которых выступали В. В. Маяковский, С. А. Есенин и другие поэты, и стремился сам стать писателем. «Надо покорять жизнь. Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется — его песня спета. Вера и упорство, труд и честность... » — писал он в 1928 году.

Заболоцкий следовал этим принципам всю жизнь. Он писал поэмы, стихи, делал переводы, много писал для детей.

Стихи Заболоцкого стали классикой русской лирики: «Завещание», «Гроза», «Ещё заря не встала над селом…», «Я не ищу гармонии в природе…», «Ласточка», «Некрасивая девочка», «Журавли», «Уступи мне, скворец, уголок…», цикл «Последняя любовь» и др. Их отличает философская глубина; автор открывает в жизни всё новые грани и тайны, находит новые соответствия своему изменяющемуся внутреннему миру.

В своих произведениях Заболоцкий часто обращался к миру природы. Мир природы прекрасен и чист. В стихотворении «Журавли» гибель вожака стаи воспринимается как символ (знак) неизбежности смерти и такой же неизбежности восполнения жизни. Здесь — выражение мысли о вечной деятельности природы, о преемственности поколений.

Последние годы жизни он провёл в Тарусе на берегу Оки среди горячо любимой им природы, где было написано стихотворение «Не позволяй душе лениться…».

Скончался 14 октября 1958 г. в Москве; похоронен на Новодевичьем кладбище.

Н. Степанов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...