Вопросы и задания. Василий Макарович Шукшин. Родился 25 июля 1929 Г. В селе сростки бийского района алтайского края в крестьянской семье. Его отец был арестован
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Кто главный герой рассказа? Каким вы его представляете? Что было самым главным в его характере? Какая внутренняя сила помогла герою преодолеть трудности? 2. Чему учит нас произведение В. П. Астафьева? ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН (1929 — 1974) Родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отец был арестован, когда мальчику было 4 года, и реабилитирован1 посмертно в 1956 году. Воспитывали Шукшина мать, женщина почти неграмотная, но от природы добрая и смышленая, с сильной натурой, чуткая к слову, к музыке, к песне, и отчим, погибший на фронте. От матери передались Шукшину разнообразные дарования. В 1943 году, после окончания семилетней школы в селе, Шукшин поступил в Автомобильный техникум в Бийске. Так и не окончив его, пошел работать в колхоз в родном селе. С 1947 году работал в Калуге, Владимире, а затем проходил службу в Подмосковье. Через некоторое время был призван в Военно-морской флот. Первые рассказы Шукшина появились именно в армейский период. Он писал рассказы, а затем читал их своим сослуживцам. В 1953 году состояние здоровья писателя ухудшилось, и он был уволен с флота, после чего отправился в родное село Сростки. Там он экстерном получил аттестат зрелости и стал преподавать русский язык в сельской школе. Через год решил поступать во ВГИК в Москве на режиссерский факультет. Во время учебы он рассылал свои рассказы в различные журналы столицы. Так, в 1958 году в журнале «Смена» появился первый рассказ Василия Макаровича под названием «Двое на телеге». В 1956 году писатель дебютировал в кино. Это была картина С. А. Герасимова «Тихий Дон», в которой он сыграл малый эпизод. Однако с этого эпизода и началась кинематографическая карьера Василия Шукшина. В 1964 году вышел в свет фильм «Живет такой парень» по его сценарию. Эта картина завоевала приз на Международном кинофестивале в Венеции. Одной из наиболее ярких работ писателя была киноповесть «Калина красная» (1973). В своих работах Шукшин часто противопоставляет деревенскую жизнь городской и использует колоритную разговорную речь.
Василий Макарович скоропостижно умер 2 октября 1974 г. в станице Клетской Волгоградской области на съёмках фильма «Они сражались за Родину». Василий Макарович Шукшин прожил недолгую жизнь. Значительная ее часть ушла на скитания и «университеты жизни». Творческая жизнь Шукшина как прозаика, драматурга, актера и режиссера составила всего 20 лет. _____________________________________ 1 Реабилити́ рован — признан несправедливо осужденным.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Читали ли их? Видели ли вы фильм «Калина красная»? Расскажите о нём. ЖАТВА Год, наверное, 1942-й. (Мне, стало быть, 13 лет. ) Лето, страда. Жара несусветная. И нет никакой возможности спрятаться куда-нибудь от этой жары. Рубаха на спине накалилась и, повернешься, обжигает. Мы жнём с Сашкой Кречетовым. Сашка старше, ему лет 15-16, он сидит " на машине" – на жнейке (у нас говорили – жатка). Я – гусевым. Гусевым – это вот что: в жнейку впрягалась тройка, пара коней по бокам дышла (водила или водилины), а один, на длинной постро́ мке 1, впереди, и на нем-то в седле сидел обычно парнишка моих лет, направляя пару тягловых – и, стало быть, машину – точно по срезу жнивья. Оглушительно, с лязгом, звонко стрекочет машина, машет добела отполированными крыльями (когда смотришь на жнейку издали, кажется, кто-то заблудился в высокой ржи и зовет руками к себе); сзади стоячей полосой остается висеть золотисто-серая пыль. Едешь, и на тебя все время наплывает сухой, горячий запах спелого зерна, соломы, нагретой травы и пыли – прошлый след, хоть давешняя золотистая полоса и осела, и сзади поднимается и остается неподвижно висеть новая.
Жара жарой, но еще смертельно хочется спать: встали чуть свет, а время к обеду. Я то и дело засыпаю в седле, и тогда не приученный к этой работе мерин сворачивает в хлеб – сбивает стеблями ржи пау́ тов 2 с ног. Сашка орет: – Ванька, огрею! Бичи́ на3 у него длинный – может достать. Я потихоньку матерюсь, выравниваю коня… Но сон, чудовищный, желанный сон опять гнет меня к конской гриве, и сил моих не хватает бороться с ним. – Ванька!.. – Сашка тоже матерится. – Я сам с сиденья валюсь! У меня у самого счас 4 кровоизлияние мозга будет! Потерпи! – Давай хоть пять минут поспим?! – предлагаю я. – Еще три круга – и выпрягаем. Три огромных круга!.. А машина стрекочет и стрекочет, и размерно шагает конь, и дергает повод, и фыркает, и на голову точно масленый блин положили, и горячее масло струйками стекает под рубаху, в штаны… Там, где сидишь в седле, мокро, все остальное раскалилось, тлеет. – А, Сань?! А то упаду под жатку, вот увидишь! Сашку допекло тоже; он еще немного хорохорится, поет песни, потом натягивает вожжи. – Тр-р! Пять минут, Ванька! А то застукают. Господи, да больше и не надо! Это и так вечность. Падаю с коня, на карачках отползаю подальше в рожь – на тот случай, если кони сами тронут, то чтоб не переехало машиной – успеваю еще подумать про это… Потом горячая, пахучая земля приникла к лицу, прижалась; в ушах еще звон жнейки, но он скоро слабеет, над головой тихо прошуршали литые, медные колоски – и все. Мир звуков сомкнулся, я отбыл в мягкую, зыбучую тишину. Еще некоторое время все тело вроде слегка покачивается, как в седле, приятно гудит кровь, потом я бестелесно куда-то плыву и испытываю блаженство. Странно, я чувствую, как я сплю – сознательно, сладко сплю. Земля стремительно мчит меня на своей груди, а я – сплю, я знал это. Никогда больше в своей жизни я так не спал – так вот – целиком, вволю, через край. Сколько мы спали, не знаю, только проснулся я вдруг, с ощущением близкой опасности; сразу как-то, как от толчка, всплыл из глубины небытия на поверхность… Кто-то кричал… Я вскочил. Нас все же застукали: сам председатель колхоза Иван Алексеич бегал по стерне за Сашкой, но так как одна нога у председателя деревянная, то догнать Сашку, конечно, он не мог, и только издали грозил плетью и ругался. Увидев меня, председатель кинулся было за мной, но я так дернул с места, что он сразу остановился.
— Контры! Вы мне ответите!.. Садитесь жать счас же! — Отойди от жатки, тогда сядем. — Сашке, видно, попало разок председательской плетью — он почесывал спину. — Счас же у меня садитесь! Вы што, под статью меня подвести хочете?! — Отойди от жатки… Председатель, ругаясь, пошел к своему легкому коробку, который стоял в стороне. Опять заскрипела, заскрежетала жнейка, опять наладилось жечь солнце, но теперь на душе куда легче, даже весело: малость урвали. Председатель еще постоял немного, посмотрел на нас и уехал. Странный он был человек, Иван Алексеич, председатель. Эта нога его — это ему давно еще, молотилкой: хотел потуже вогнать сноп под барабан, и вместе со снопом туда задернуло ногу. Пока успели скинуть со шкива 5 приводной ремень, ногу всю изодрало зубьями барабана, потом ее отняли выше колена. Мы его нисколько не боялись, нашего председателя, хоть он страшно ругался и иногда успевал жогну́ ть 6 плетью. Мы не догадывались тогда, что народ мы еще довольно зеленый, вовсю ругались по-мужичьи, и с председателем — тоже. С нами было нелегко. Как я теперь понимаю, это был человек добродушный, большого терпения и совестливости. Он жил с нами на пашне, сам починял веревочную сбрую, длинно матерился при этом… Иногда с силой бросал чинёную-перечинёную шлею 7, топтал ее здоровой ногой и плакал от злости. В тот день председатель здорово насмешил нас. Съехались мы поздно вечером к бригадному дому, расселись кто где хлебать затируху (мелкие кусочки теста, крошки, сваренные в воде). Потом должно было быть собрание: у председателя много накопилось фактов нашего безобразного поведения: кто-то еще, кроме нас с Сашкой, спал на полосе, кто-то накануне, вечером, самовольно бегал домой в баню, кто-то, дожав клин, гонялся с бичом за перепелками — терял драгоценное время…
Председатель, пока мы ужинали, застелил красным сукном длинный стол под навесом, сидел один за столом, строго поглядывал в нашу сторону — ждал: предстояла «накачка». Мы ополоснули чашки, закурили и приготовились слушать. — Сегодня четыре оглоеда, — начал председатель, — спали на полосе. Это: Санька Кречетов, Илюха Чумазый, Ванька Попов и Васька-безотцовщина. Вы што, соображаете?! А этот верзила… Колька, я про тебя! — в баньку ему, вишь, захотелось! (Колька, Моисеев внук, поймал у меня вчера на рубахе вшу и подговаривал вместе бежать вечером в деревню в баню, а к свету вернуться. Я отказался. ) — Попариться ему, вишь, захотелось, жеребцу! Дубина такая… Ты всю ночь-то пробегаешь туда-сюда, а днем — спать на полосе! — Я не спал. — Я посплю вам! Я вам посплю, дьяволы! Вы у меня ишо скирдовать 8 в ночь будете. Далеко, за лесом, медленно опускается в синие дымы большое красное солнце; хорошо на земле, задумчиво, покойно. Под председательским столом, свернувшись калачиком, мирно спит Борзя, наш бесконечно добрый, шалавый9 кобель. Председатель никак не может разозлиться, вяло у него получается — никакого интереса. Мы клюем носами. — Дальше: што это за моду взяли — перепелок стегать?! Живодеры… Первое: они всяких личинок уничтожают… Да время же теряете, черти! Пока ты ее догонишь да угодишь бичом — времени-то сколько уходит! Дальше: Ленька-японец наехал, сукин сын, на пенек, порвал пилу. Оглазел?! Скину вот трудодней пятнадцать, будешь вперед смотреть! Ехай счас прямо в кузню — штоб завтра, как только дед Макар проснется, пилу мне склепали 10. Ленька-японец радешенек: дома побудет. Везет недомерку! Не нарочно ли на пень-то наехал? Но он хитрый, радости не показывает, а виновато хмурится. — Дальше: еслив ишо кого увижу… Тут-то нанесло нежданного: на дороге, из-за взгорка, показались дрожки уполномоченного — мы хорошо знали его жеребца. К нам едет. Эх, как вскочил тут наш председатель (он ужасно боялся уполномоченного), да как застучал кулаком по столу, как закричал: — Я давно уж замечаю среди вас контр… контр… А деревяшкой своей председатель наступил Борзе на хвост; Борзя взвыл блажным голосом. Председателю надо перекричать собаку, он кричит: — Давно уж я замечаю среди вас контрреволюционные элементы! Собака воет, крутится под столом; председатель почему-то не может сойти с нее — то ли от волнения, то ли… Бог его знает. Добрый Борзя начал кусать деревяшку; мы корчимся от смеха: до того уморительная картина. (Потом, когда мы вспоминали эту историю, Ленька-японец сознался, что у него случилась тогда посикота — написал в штаны от смеха. )
Уполномоченный подъехал. Глядит на нас, ничего не может понять. Председатель быстро пошел навстречу ему. Ошалевший Борзя с визгом вылетел из-под стола, кинулся бежать… Да прямо в ноги райкомовскому жеребцу. Красавец жеребец дико всхрапнул, дал в дыбы — чуть из хомута не вылез. Уполномоченный выскочил из коробка; председатель поскакал было на деревяшке за Борзей, потом вернулся, стал успокаивать жеребца. Мы все лежали вповал. Мы тоже побаивались уполномоченного, но тут ничего не могли с собой сделать — умирали от смеха. — В чем дело?! — строго спросил уполномоченный. — Это… собрание у нас — насчет итогов, — пояснил Иван Алексеич. — С собакой маленько комедия вышла… — И закричал на нас: — Завтра же убрать этого блохастого!.. — Я вижу, что комедия, а не собрание. Может, рано веселиться-то?! — спросил у нас уполномоченный. — Может, наоборот, плакать надо?! Мы постепенно затихли. Вот теперь, кажется, будет «накачка» настоящая. Но уполномоченный почему-то отменил собрание. Неожиданно добрым голосом сказал: — Ладно: поработали, посмеялись — идите спать. Спали мы в доме на нарах. Долго еще не могли успокоиться в тот вечер, вспоминали Борзю, Ивана Алексеича, хохотали в подушки. Иван Алексеич беседовал у огонька с уполномоченным… Раза два он входил к нам и сердито шипел: — Вы будете спать? Опять завтра не добудишься!.. Оглоеды. Хоть бы человека постеснялись. Потом уполномоченный уехал. Мы один за другим проваливаемся в сон… Когда я — позже других, последним, наверно, — выхожу до ветра, уже светит луна и где-то близко вскрикивает ночная птица. Председатель сидит у костра, тихонько звякает ложкой об алюминиевую чашку — хлебает затируху. Протез его отстегнут, лежит рядом… Худая култышка как-то неестественно белеет на траве. Иван Алексеевич часто склоняется и дует на нее — видно, до боли натрудил за день, теперь она, горячая, отдыхает. А вокруг тепло и ясно; кто-то высоко-высоко золотыми гвоздями пришил к небу голубое полотно, и сквозь него сквозит, льется нескончаемым потоком чистый, голубовато-белый легкий свет. И все вскрикивает в согре 11 какая-то ночная птица — зовет, что ли, кого? ______________________________________ 1 Постро́ мка — толстый ремень, идущий от хомута к вальку у пристяжных или у запряженных в дышло лошадей. 2 Пау́ т — насекомое (областное название овода). 3 Бичи́ на — насекомое (областное название овода). 4 Счас — здесь: сейчас. 5 Шки́ в — приводное колесо для передачи или получения крутящего момента от приводного ремня. 6 Жогну́ ть — здесь: ударить. 7 Шлея́ — часть конской упряжи, охватывающая всю длину лошади. 8 Скирдова́ ть — укладывать снопы в скирды. 9 Шала́ вый — взбалмошный, безрассудный, шальной. 10 Склепа́ ть — соединить, скрепить клёпкой. 11 Со́ гра — заболоченная местность, поросшая кустарником или мелким лесом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|