Экономическая классификация банковских операций
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ТЕМА Банковский менеджмент
Исходя из специфики банковской деятельности, мы можем говорить о двух уровнях банковского менеджмента [43.C.103]: – организационный менеджмент – это процесс, где управление осуществляется путем целеполагающего воздействия одних участников системы управления, относящихся к управляющей подсистеме банка на других, относящихся к управляемой подсистеме банка. Здесь субъектом управления являются собственники и менеджеры банка, а объектом управления – менеджеры и служащие банка; – ресурсный менеджмент – управление ресурсами (активами, пассивами, капиталом, портфелями), осуществляемое собственниками и работниками банка путем проведения соответствующих банковских операций и принятия соответствующих решений. Основными объектами банковского менеджмента являются: – сотрудники банка; – отношения между сотрудниками при выполнении банковских операций; – ресурсы банка. Объединив эти два уровня управления, банковский менеджмент можно трактовать с точки зрения системного подхода как сложную систему управления людьми, ресурсами, процессами и отношениями, характеризующими деятельность банка. В банке можно выделить: – управляющую подсистему (субъект управления) коммерческого банка; – управляемую подсистему (объект управления) коммерческого банка; – банковский менеджмент или процесс воздействия субъекта управления на объект управления (вертикальные связи системы); – внешнюю среду, в которой функционирует банк.
Таблица 1 Объекты и соответствующие им направления банковского менеджмента
Глава 4. Банковские операции и подходы к их классификации
Экономическая классификация банковских операций В основе экономической классификации банковских операций лежат две основные функции банка: – привлечение средств – пассивные операции; – размещение средств – активные операции. Соответственно, операции банка подразделяются на активные и пассивные (табл. 4.1.). Таблица 4.1. Активные и пассивные операции коммерческого банка
Кроме этих двух групп выделяют также активно-пассивные операции. К ним относятся те операции, которые нельзя классифицировать как активные или пассивные. Это различного вида посреднические услуги и комиссионные вознаграждения, получаемые банком: переводы денежных средств, инкассация, консультационные услуги, аренда сейфов и т.п.
Между активными и пассивными операциями должны быть определенные пропорции. Чтобы работать эффективно, банк должен стараться размещать под проценты как можно больший объем денежных средств, и желательно всю сумму платных привлеченных средств. В современных условиях доля банковских кредитов в активе баланса составляет около 70% всех активов (агрегированные данные по банковской системе России). Если к ней прибавить долю вложений в ценные бумаги, получится около 80%. На практике считается оптимальным если работающие активы банка (активы, приносящие доход) составляют 70-85% всех активов. Рассмотрев виды банковских операций и различные подходы к их классификации, определим принципы, которыми должен руководствоваться банк при осуществлении операций (рис. 4.1.).
Рис. 4.1. Принципы взаимоотношений банка и клиента
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|