Виды счетов юридических лиц и операции по ним
Основными нормативными документами, регламентирующими банковские операции по обслуживанию клиентов – юридических лиц, являются: - Гражданский Кодекс Российской Федерации, Часть II; - Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации; - ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности»; - Инструкция №26-И ЦБ РФ; - ФЗ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Предоставление услуг по РКО, как правило, начинается с открытия счета клиентом – юридическим лицом. Между клиентом и банком заключается договор об открытие счета. Если открывается расчетный счет, то стороны руководствуются следующим определением ГК РФ: «по договору банковского счёта банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счёт, открытый клиенту (владельцу счёта), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счёта и проведении других операций по счёту». Выделим еще ряд принципов, на которых строится РКО клиентов - юридических лиц: - все предприятия независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить денежные средства в банке; - денежные расчеты между предприятиями проводятся в основном безналичным путем; - платежи осуществляются банком в соответствии с полученными платёжными документами; - клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчётно-кассового обслуживания, а также пользоваться услугами нескольких банков. Таким образом, в ГК РФ прописаны основные обязанности банка и клиентов - юридических лиц. При этом банки готовы предложить своим клиентам широкий выбор видов счетов и банковских операций по ним. Основные виды счетов, предлагаемых банками, представлены в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Виды счетов, открываемых банками юридическим лицам в РФ
Открытие любого из этих счетов требует подготовки большого перечня документов, установленного федеральным законодательством и требованиями обслуживающего банка. Так, для открытия расчетного счета клиента требуются следующие документы:
1. Заявление об открытии счёта по форме банка. 2. Документ о государственной регистрации юридического лица (и копия, заверенная нотариально или органом, осуществляющим государственную регистрацию или банком). 3. Учредительные документы, подтверждающие статус юридического лица - устав и (или) учредительный договор (и их копия, заверенная нотариально или органом, осуществляющим государственную регистрацию или банком). 4. Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (и копия для заверения банком) 5. Карточка с образцами подписей и оттиска печати формы №0401026 (2 экземпляра). Карточки должны быть заверены сотрудником банка или нотариально. 6. Документ, подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счётом. Для руководителя организации – таким документом является протокол собрания учредителей или решение учредителя, если у предприятия один учредитель. Для других лиц – главный бухгалтер, зам. руководителя и т.д. – приказы об их назначении на должность, подписанные руководителем предприятия. 7. Другие документы, предоставляемые в соответствии с ФЗ №115-ФЗ и внутренними требованиями банка (справка из органов статистики с кодами предприятия, документы, подтверждающие нахождение предприятия по заявленному адресу, копии паспортов учредителей предприятия и руководства предприятия и т.д.). Из этого перечня документов большое значение при последующем проведении операций по счету будет иметь карточка с образцами подписей и оттиском печати предприятия. Эта карточка хранится у операционно-кассовых работников банка для идентификации подлинности платежных и кассовых документов клиента. Карточка с образцами подписей содержит первую и вторую подписи. При этом количество первых и вторых подписей в карточке не ограничено. В таблице 6.2. представлены варианты оформления карточки с образцами подписей и оттиском печати. Таблица 6.2. Варианты оформления карточки и возникающие проблемы
Расчетно-кассовые отношения между банком и клиентом, как правило, являются долгосрочными. Юридические лица не склонны часто менять обслуживающие банки по следующим причинам: - открытие расчетного счета – это трудоемкая и дорогостоящая (особенно для малых предприятий) операция; - все договора юридического лица оказываются связанными с открытым в банке расчетным счетом, поэтому смена банка требует длительного времени и приводит к перебоям в расчетах с покупателями и заказчиками. Тем не менее, договор на РКО может быть расторгнут как по инициативе клиента (прекращение бизнеса или переход к банку конкуренту), так и по инициативе банка (отсутствие операций по счету клиента). Закрытие счёта проводится: - по требованию клиента – в любое время при поступлении заявления клиента о закрытии счета; - по инициативе банка – на основании судебного решения о расторжении Договора банковского счёта. Для закрытия счёта клиент представляет в банк заявление, в котором должно содержаться подтверждение остатка средств на счёте на день закрытия и указание о перечислении остатка средств. Остаток денежных средств со счёта перечисляется банком на другой счёт не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|