Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды счетов юридических лиц и операции по ним





Основными нормативными документами, регламентирующими банковские операции по обслуживанию клиентов – юридических лиц, являются:

- Гражданский Кодекс Российской Федерации, Часть II;

- Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации;

- ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности»;

- Инструкция №26-И ЦБ РФ;

- ФЗ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Предоставление услуг по РКО, как правило, начинается с открытия счета клиентом – юридическим лицом. Между клиентом и банком заключается договор об открытие счета. Если открывается расчетный счет, то стороны руководствуются следующим определением ГК РФ:

«по договору банковского счёта банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счёт, открытый клиенту (владельцу счёта), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счёта и проведении других операций по счёту».

Выделим еще ряд принципов, на которых строится РКО клиентов - юридических лиц:

- все предприятия независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить денежные средства в банке;

- денежные расчеты между предприятиями проводятся в основном безналичным путем;

- платежи осуществляются банком в соответствии с полученными платёжными документами;

- клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчётно-кассового обслуживания, а также пользоваться услугами нескольких банков.

Таким образом, в ГК РФ прописаны основные обязанности банка и клиентов - юридических лиц. При этом банки готовы предложить своим клиентам широкий выбор видов счетов и банковских операций по ним. Основные виды счетов, предлагаемых банками, представлены в табл. 6.1.

Таблица 6.1.

Виды счетов, открываемых банками юридическим лицам в РФ

 

Вид счета Описание счета и операций
Расчетный счет Открывается на основе договора на РКО. Используется для обслуживания текущей деятельности предприятия. На него происходит зачисление выручки и наличных денежных средств. С него проходит оплата услуг поставщиков, налогов, выдача зарплаты и другие расходные операции.
Депозитный счет Открывается на основе депозитного договора. Используется для размещения свободных денежных средств на определенный срок под проценты. Расходные операции по счету, как правило, не допускаются. Проценты зачисляются на расчетный срок. Если в депозитном договоре не оговорено иное, банк вправе не возвращать деньги клиенту до истечения срока депозита.
Бизнес-счет Открывается для расчетов с использованием корпоративных пластиковых карт (хозяйственные расходы, командировки). Средства на счете принадлежат предприятию.
Текущие счета Открываются бюджетным учреждениям и выполняют для них функции расчетного счета.
Аккредитивный счет Открывается для резервирования средств клиента для расчетов по аккредитиву. По счету допускаются только операции по резервированию средств и списанию средств при исполнении аккредитива. Другие операции не проводятся. На счет не может быть наложен арест налоговой, приостановление операций судом и т.п.
Ссудный счет Используется для зачисления и гашения кредита клиентом.
Валютные счета Открываются клиентам для проведения операций в иностранной валюте. Подробно описываются в главе, посвященной валютным операциям банка.

 



Открытие любого из этих счетов требует подготовки большого перечня документов, установленного федеральным законодательством и требованиями обслуживающего банка. Так, для открытия расчетного счета клиента требуются следующие документы:

1. Заявление об открытии счёта по форме банка.

2. Документ о государственной регистрации юридического лица (и копия, заверенная нотариально или органом, осуществляющим государственную регистрацию или банком).

3. Учредительные документы, подтверждающие статус юридического лица - устав и (или) учредительный договор (и их копия, заверенная нотариально или органом, осуществляющим государственную регистрацию или банком).

4. Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (и копия для заверения банком)

5. Карточка с образцами подписей и оттиска печати формы №0401026 (2 экземпляра). Карточки должны быть заверены сотрудником банка или нотариально.

6. Документ, подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счётом. Для руководителя организации – таким документом является протокол собрания учредителей или решение учредителя, если у предприятия один учредитель. Для других лиц – главный бухгалтер, зам. руководителя и т.д. – приказы об их назначении на должность, подписанные руководителем предприятия.

7. Другие документы, предоставляемые в соответствии с ФЗ №115-ФЗ и внутренними требованиями банка (справка из органов статистики с кодами предприятия, документы, подтверждающие нахождение предприятия по заявленному адресу, копии паспортов учредителей предприятия и руководства предприятия и т.д.).

Из этого перечня документов большое значение при последующем проведении операций по счету будет иметь карточка с образцами подписей и оттиском печати предприятия. Эта карточка хранится у операционно-кассовых работников банка для идентификации подлинности платежных и кассовых документов клиента. Карточка с образцами подписей содержит первую и вторую подписи. При этом количество первых и вторых подписей в карточке не ограничено. В таблице 6.2. представлены варианты оформления карточки с образцами подписей и оттиском печати.

Таблица 6.2.

Варианты оформления карточки и возникающие проблемы

 

Вариант оформления Возникающие проблемы
В карточке 1 первая подпись (только руководитель) При временном отсутствии руководителя невозможно провести операции по счету
В карточке несколько первых подписей (руководитель и его заместители) При временном отсутствии руководителя возможны злоупотребления со стороны его заместителей
В карточке несколько первых подписей и одна вторая подпись Снижается вероятность злоупотреблений, но проблема временного отсутствия главного бухгалтера
В карточке несколько первых подписей и несколько вторых подписей Обычно такой вариант используют крупные предприятия

 

Расчетно-кассовые отношения между банком и клиентом, как правило, являются долгосрочными. Юридические лица не склонны часто менять обслуживающие банки по следующим причинам:

- открытие расчетного счета – это трудоемкая и дорогостоящая (особенно для малых предприятий) операция;

- все договора юридического лица оказываются связанными с открытым в банке расчетным счетом, поэтому смена банка требует длительного времени и приводит к перебоям в расчетах с покупателями и заказчиками.

Тем не менее, договор на РКО может быть расторгнут как по инициативе клиента (прекращение бизнеса или переход к банку конкуренту), так и по инициативе банка (отсутствие операций по счету клиента). Закрытие счёта проводится:

- по требованию клиента – в любое время при поступлении заявления клиента о закрытии счета;

- по инициативе банка – на основании судебного решения о расторжении Договора банковского счёта.

Для закрытия счёта клиент представляет в банк заявление, в котором должно содержаться подтверждение остатка средств на счёте на день закрытия и указание о перечислении остатка средств. Остаток денежных средств со счёта перечисляется банком на другой счёт не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.