Исследование состояния моторной сферы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РЕЧЕВАЯ КАРТА Ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
Второе издание, исправленное и дополненное
Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга _____________________________________________________________________ (Фамилия, имя ребенка)
Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ББК 74.3 Р46
Автор-составитель Н. В. Нищева
Научный редактор канд. пед. наук, зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики ЛГУ им. Пушкина И. А. Смирнова
Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 Н. В. Нищева, 2-е изд., испр. и доп., 2006 ISВN 5-89814-227-4 Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2-е изд., испр. и доп., 2006 Анкетные данные Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________ Дата рождения, возраст__________________________________________________________ Домашний адрес ________________________________________________________________ Домашний телефон______________________________________________________________ Откуда поступил________________________________________________________________ Сведения о родителях: мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)______________________________ ______________________________________________________________________________ отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)___________________ ______________________________________________________________________________ Национальный язык_____________________________________________________________ Двуязычие _____________________________________________________________________ Решения ПМПК Решением ПМПК от_____________________ протокол № _____________________________ принят в логопедическую группу на срок___________________________________________ Заключение ПМПК______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Дата заполнения речевой карты___________________________________________________ Логопед _______________________________________________________________________
* * * Решением ПМПК от _______ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________ на срок________________________________________________________________________ Ответственный за продление______________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
* * * Решением ПМПК от _____________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________ на срок________________________________________________________________________ Ответственный за продление__________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________
* * * Решением ПМПК от ______________ выпускается из логопедической группы с (состояние речи) _______________________________________________________ в (тип ДОУ, школы)_____________________________________________________________ Ответственный за выпуск____________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Общий анамнез Неблагоприятные факторы развития _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перенесенные заболевания: до года _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ после года_____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ушибы, травмы головы______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ судороги при высокой температуре________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Раннее развитие Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) ______________________________________________ Сидит с (в норме: с 6 мес.) _______________________________________________________
Ползает с (в норме: с 6—7 мес.)___________________________________________________ Стоит с (в норме: с 10—11 мес.)___________________________________________________ Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) __________________________________________________ Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.)___________________________________________ Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.)_____________________________________ Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) _________________________________________ Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты) Педиатр _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Невролог____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Психоневролог_______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оториноларинголог_____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Офтальмолог_________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Хирург________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Ортопед_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Речевой анамнез Гуление в (в норме: с 2-х мес.)____________________________________________________ Лепет в (в норме: с 4—6 мес.) ____________________________________________________ Первые слова (в норме: около года) ________________________________________________ Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)_________________________________________ Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Использование жестов (замена речи, дополнение речи)_______________________________ ______________________________________________________________________________ Отношение членов семьи к речевому дефекту_______________________________________ ______________________________________________________________________________ Занимались ли с логопедом_______________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Результаты занятий с логопедом___________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Исследование поведения и эмоциональной сферы 1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Адекватность эмоциональных реакций___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций Исследование слухового восприятия Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Определение направления звука________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Восприятие и воспроизведение ритма______________________________________________ __________________________________________________________________________ С 4 лет с 5 лет с 6 лет _ _.. _______ _ _.. _ ______ _ _.. _ _ ______ _.. _ _______ _.. _ _ ______.. _ _ _ _ ______ .. _ _ _______ _ _... _______ _... _ _ ______ Исследование зрительного восприятия Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): _____________________________________________ 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) _______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) __________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)_________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр) _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления Ориентировка в пространстве: 4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)_________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ориентировка в схеме собственного тела: 4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)______________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)__________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо)______________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Складывание картинок из частей: 4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Складывание фигур из палочек по образцу: 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)____ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)__________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Складывание фигур из палочек по памяти: 6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек) _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________________________________________ __________________________________________________________________________ Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)__ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)____ ______________________________________________________________________________ Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ________________________________ Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Исследование состояния моторной сферы 1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений) 4 года____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 5 лет__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6 лет__________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Выполнение упражнений: 4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч)______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку)_________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений) 4 года ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 5 лет_____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 6 лет___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Кинестетическая основа движений: 4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке) ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук) _____________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой) ___________________________________________ ____________________________________________________________________________ Кинетическая основа движений: 4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)__________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой) ___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой) ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Навыки работы с карандашом: 4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)______________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)_____________ __________________________________________________________________________ 6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека)___ __________________________________________________________________________ Манипуляции с предметами: 4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую)____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата) _______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений) 4 года___________________________________________________________________ 5 лет_________________________________________________________________ 6 лет_________________________________________________________________ Выполнение упражнений: 4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки)________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос) _______________________________________ _____________________________________________________________________________ 6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку)_______ __________________________________________________________________________ Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок: 4 года________________________________________________________________ 5 лет__________________________________________________________________ 6 лет__________________________________________________________________ 4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) 4 года________________________________________________________________ 5 лет___________________________________________________________________ 6 лет_________________________________________________________________ Движения нижней челюсти: 4 года (открыть и закрыть рот)_______________________________________________ 5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков) _________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 6 лет (открыть и закрыть рот; открыть и -закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево)____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Движения губ: 4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой»)____________ ___________________________________________________________________________ 5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений) _______________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы)_________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Движения языка: 4 года (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «маятник»)_____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»)________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу — «вкусное варенье»)________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть): 4 года___________________________________________________________________ 5 лет____________________________________________________________________ 6 лет___________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|