Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование состояния моторной сферы




РЕЧЕВАЯ КАРТА

Ребенка с общим недоразвитием речи

(от 4 до 7 лет)

 

Второе издание, исправленное и дополненное

 

Рекомендовано к использованию

в образовательных учреждениях

Комитетом по образованию

Правительства Санкт-Петербурга

_____________________________________________________________________

(Фамилия, имя ребенка)

 

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

ББК 74.3

Р46

 

 

Автор-составитель Н. В. Нищева

 

 

Научный редактор

канд. пед. наук, зав. кафедрой специальной психологии

и коррекционной педагогики ЛГУ им. Пушкина

И. А. Смирнова

 

Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

Н. В. Нищева, 2-е изд., испр. и доп., 2006

ISВN 5-89814-227-4 Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2-е изд., испр. и доп., 2006

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________

Дата рождения, возраст__________________________________________________________ Домашний адрес ________________________________________________________________

Домашний телефон______________________________________________________________ Откуда поступил________________________________________________________________

Сведения о родителях:

мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)______________________________

______________________________________________________________________________

отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)___________________

______________________________________________________________________________

Национальный язык_____________________________________________________________ Двуязычие _____________________________________________________________________

Решения ПМПК

Решением ПМПК от_____________________ протокол № _____________________________

принят в логопедическую группу на срок___________________________________________ Заключение ПМПК______________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты___________________________________________________ Логопед _______________________________________________________________________

 

* * *

Решением ПМПК от _______ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом______________________________________________________________________

на срок________________________________________________________________________

Ответственный за продление______________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

* * *

Решением ПМПК от _____________ продлен срок пребывания в логопеди­ческой группе с диагнозом______________________________________________________________________

на срок________________________________________________________________________

Ответственный за продление__________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________

 

* * *

Решением ПМПК от ______________ выпускается из логопедической

группы с (состояние речи) _______________________________________________________

в (тип ДОУ, школы)_____________________________________________________________

Ответственный за выпуск____________________________________________________ Члены ПМПК__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

Общий анамнез

Неблагоприятные факторы развития _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания:

до года _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

после года_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ушибы, травмы головы______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

судороги при высокой температуре________________________________________________

______________________________________________________________________________

Раннее развитие

Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.) ______________________________________________

Сидит с (в норме: с 6 мес.) _______________________________________________________

Ползает с (в норме: с 6—7 мес.)___________________________________________________ Стоит с (в норме: с 10—11 мес.)___________________________________________________ Ходит с (в норме: с 11—12 мес.) __________________________________________________ Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.)___________________________________________ Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.)_____________________________________ Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) _________________________________________

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

Педиатр _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Невролог____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психоневролог_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оториноларинголог_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Офтальмолог_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хирург________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Ортопед_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Речевой анамнез

Гуление в (в норме: с 2-х мес.)____________________________________________________ Лепет в (в норме: с 4—6 мес.) ____________________________________________________

Первые слова (в норме: около года) ________________________________________________ Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)_________________________________________ Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи)_______________________________

______________________________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту_______________________________________

______________________________________________________________________________

Занимались ли с логопедом_______________________________________________________

______________________________________________________________________________

Результаты занятий с логопедом___________________________________________________

______________________________________________________________________________

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избира­тельно, проявляет негативизм) ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Адекватность эмоциональных реакций___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмо­циональная стабильность) __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Исследование неречевых психических функций

Исследование слухового восприятия

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определение направления звука________________________________________________

______________________________________________________________________________

Восприятие и воспроизведение ритма______________________________________________

__________________________________________________________________________

С 4 лет с 5 лет с 6 лет

_ _.. _______ _ _.. _ ______ _ _.. _ _ ______

_.. _ _______ _.. _ _ ______.. _ _ _ _ ______

.. _ _ _______ _ _... _______ _... _ _ ______

Исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): _____________________________________________

4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, бе­лый, розовый, черный) __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фио­летовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)

4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, много­угольник, шар, куб, цилиндр) _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

Ориентировка в пространстве:

4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади)_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади, слева, справа) ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впере­ди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ориентировка в схеме собственного тела:

4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)__________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо)______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание картинок из частей:

4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу:

4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)____ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи па­лочек)__________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по памяти:

6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесен­ка» из семи палочек) _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________________________________________

__________________________________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двой­ной ряд зубов)__ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, пере­крестный)____

______________________________________________________________________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укорочен­ное, субмукозная щель) ________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленько­го язычка) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, актив­ность, координация движений — заполняется после проведения тестовых уп­ражнений)

4 года____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5 лет__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6 лет__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Выполнение упражнений:

4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, пото­пать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч)______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыг­нуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновре­менно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыг­нуть через небольшую мягкую игрушку)_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыг­нуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновре­менно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к пере­ключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений)

4 года ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5 лет_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Кинестетическая основа движений:

4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке) ____________________________________________________

____________________________________________________________________________

5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы пра­вой руки, потом левой руки, обеих рук) _____________________________________________________

______________________________________________________________________________

6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец пра­вой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой) ___________________________________________

____________________________________________________________________________

Кинетическая основа движений:

4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой) ___________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой) ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Навыки работы с карандашом:

4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, челове­ка)_____________ __________________________________________________________________________

6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека)___ __________________________________________________________________________

Манипуляции с предметами:

4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в дру­гую)____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и раз­вязывать шнурки) ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и раз­вязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой раз­рез, вырезать круг из квадрата) _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после прове­дения тестовых упражнений)

4 года___________________________________________________________________

5 лет_________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________

Выполнение упражнений:

4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки)________________________________________________

______________________________________________________________________________

5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос) _______________________________________

_____________________________________________________________________________

6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть пра­вую щеку, левую щеку)_______

__________________________________________________________________________

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:

4 года________________________________________________________________

5 лет__________________________________________________________________

6 лет__________________________________________________________________

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движе­ний, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений)

4 года________________________________________________________________

5 лет___________________________________________________________________

6 лет_________________________________________________________________

Движения нижней челюсти:

4 года (открыть и закрыть рот)_______________________________________________

5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков) _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6 лет (открыть и закрыть рот; открыть и -закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево)____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Движения губ:

4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой»)____________

___________________________________________________________________________

5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений) _______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубоч­кой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верх­нюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы)_________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Движения языка:

4 года (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого угол­ка губ, потом — правого — «маятник»)_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; по­ложить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «ка­чели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»)________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; по­ложить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «ка­чели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу — «вкусное варенье»)________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):

4 года___________________________________________________________________

5 лет____________________________________________________________________

6 лет___________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...