Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проектный (ориентировочный) расчет валов




Назначение проекта

 

Выполнение курсового проекта по деталям машин способствует закреплению теоретических знаний по всем общетехническим дисциплинам.

Курсовое проектирование является самостоятельной творческой инженерной работой. Знания и опыт, приобретенные студентом при выполнении курсового проекта по деталям машин – это база для выполнения последующих курсовых проектов по специальным дисциплинам и дипломному проектированию.

 

Тематика проекта

 

В задании на курсовой проект студентам предлагаются приводные установки общего назначения. Это приводы ленточных и скребковых конвейеров, шнековых питателей, смесителей и других механических устройств, используемых в химическом производстве.

Задание на курсовой проект представляет собой индивидуальный привод, состоящий из источника энергии – электродвигателя и передаточных механизмов – одноступенчатого редуктора (цилиндрического, конического или червячного) и открытой передачи (ременной, цепной или зубчатой).

 

Виды разрабатываемых конструкторских документов и общие требования к проекту

 

Курсовой проект, выполняемый студентом, как и проект, создаваемый конструктором в процессе разработки машин и механизмов, представляет собой совокупность документов: графических (чертежей, схем) и текстовых (спецификации, ведомостей, расчетов, пояснительной записки и т.п.).

Правила и порядок разработки, оформления и обращения этих документов устанавливается комплексом стандартов ЕСКД.

При выполнении курсового проекта допускаются некоторые упрощения и отклонения от стандартов ЕСКД, вызванные методическими соображениями, что связано с учебным характером проекта.

 

Графические документы проекта

 

Графическим документом проекта является сборочный чертеж редуктора, разрабатываемый в стадии технического проектирования.

Сборочный чертеж редуктора должен содержать:

• изображения изделия (виды, разрезы, сечения) с размерами и предельными отклонениями;

• текстовую часть, состоящую из технических требований и технических характеристик.

Изображения и штриховку сечений и разрезов выполняют по ГОСТ 2.305-68, ГОСТ 2.109-73 и ГОСТ 2.306-68.

Изображения выполняют с максимальными упрощениями, предусмотренными ЕСКД.

В учебных проектах рекомендуется соединения (болтовые, винтовые, шпильками), а также подшипники, манжеты изображать (хотя бы один раз) без упрощений.

Текстовую часть помещают на поле чертежа над основной надписью.

Объем графической части проекта – 1 лист формата А1.

К чертежу составляют спецификацию по ГОСТ 2.106-96.

 

Текстовые документы проекта

 

Текстовым документом проекта является расчетно-пояснительная записка, которая должна включать:

• техническое задание на проектирование (бланк технического задания);

• содержание;

• расчеты;

• список использованной литературы;

• приложения.

При выполнении проекта необходимо соблюдать требования ГОСТ 2.105-95 «Правила оформления текстовых документов».

Порядок изложения расчетов определяется характером рассчитываемых величин. Расчеты в общем случае должны содержать:

• эскиз или расчетную схему;

• задачу расчета (с указанием, что требуется определить при расчете);

• данные для расчета;

• условия расчета;

• собственно расчет;

• заключение.

Эскизы (схемы) допускается вычерчивать в произвольном масштабе, обеспечивающем четкое представление о рассчитываемом изделии.

Первым (заглавным) листом текстовой части записки является лист «Содержание», где дают перечень разделов и номер листа, с которого данный раздел начинается.

На первом листе записки дают также перечень приложений.

Последним листом текстовой части записки является лист, завершающий список использованной литературы.

На листах текстовой части записки выполняют в соответствии с ГОСТ 2.104-68 основные надписи: по форме 2 – на первом (заглавном) листе; по форме 2а – на последующих листах.

Приложения оформляют как продолжение записки. Они содержат спецификацию к сборочному чертежу редуктора, выполненную на листах формата А4, и иллюстрацию размещения отверстий под винты на фланцах подшипниковых крышек, выполненную в масштабе 1:1.

В процессе учебного проектирования, как и при реальном конструировании, необходимо совместное ведение расчетов и графических разработок.

 

Содержание и порядок выполнения расчетов

 

Расчеты производятся на основании полученного задания и содержат:

1) выбор электродвигателя;

2) кинематический расчет;

3) расчет зубчатой (червячной) передачи на прочность;

4) проектный (ориентировочный) расчет валов;

5) предварительный подбор подшипников;

6) смазывание зацепления и подшипников (способ смазки и назначение смазочного материала);

7) определение конструктивных размеров зубчатых (червячных) колес, подшипниковых крышек и корпуса редуктора;

8) определение реакций опор;

9) расчет подшипников по динамической грузоподъемности;

10) подбор и проверку прочности шпоночных соединений.

Одновременно с проведением проектных расчетов выполняют поэтапное вычерчивание сборочного чертежа редуктора.

Чертеж выполняют на ватмане в масштабе 1:1, так как такое изображение дает более четкое представление о конструкции, пропорциях, взаимной увязке элементов проектируемого изделия.

 

Методические указания и некоторые рекомендации

По выполнению проекта

 

Ознакомление с заданием

 

Внимательно изучите кинематическую схему привода, выделив составляющие звенья кинематической цепи и уточнив последовательность передачи энергии от начального звена по кинематической цепи к конечному звену.

Ознакомьтесь с данными для расчета.

 

Выбор электродвигателя

 

Задача сводится к тому, чтобы, используя данные для расчета, выбрать типоразмер электродвигателя.

Двигатель принимают по потребной мощности и частоте вращения (ориентировочно определенной) из числа трехфазных асинхронных двигателей единой серии 4А (ГОСТ 19523-81), как наиболее распространенных в различных отраслях народного хозяйства [1, с. 27-28].

Предпочтительнее двигатели с синхронной частотой вращения и 1000 мин-1, так как они имеют меньшие габаритные размеры, массу, стоимость, чем тихоходные той же мощности.

Значения КПД и передаточных отношений принимать по [1, с. 24].

 

5.3 Кинематический расчет [2]

 

При выполнении кинематического расчета определяют:

• передаточное отношение привода (общее передаточное отношение) при выбранном двигателе и разбивают его по ступеням, т.е., определив передаточное отношение привода, находят передаточное отношение зубчатой (червячной) передачи; передаточное отношение другой – открытой передачи дают в задании на курсовой проект;

• частоты вращения валов привода;

• мощности на валах привода;

• вращающие моменты на валах редуктора.

 

Расчет передач привода

 

При выполнении курсового проекта с целью сокращения объема работы студентам предлагается произвести расчет лишь одной – закрытой передачи (зубчатой или червячной).

 

Расчет зубчатой передачи

 

Методика расчета базируется на рекомендации ГОСТ 21354-87. Однако, учитывая учебный характер расчетов, она дается с некоторыми упрощениями, мало влияющими на результаты расчетов.

Задача расчета заключается в определении размеров передачи из условия контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев.

С целью проверки правильности выбранного модуля необходимо после определения размеров передачи произвести проверочный расчет на сопротивление усталости при изгибе.

Расчет необходимо проводить в следующей последовательности:

• выбрать материал для зубчатых колес и назначить термообработку [1, с. 114-118];

• определить допускаемые напряжения (контактные и изгиба) для расчета на выносливость [1, с. 118-119];

• определить размеры передачи и произвести проверочные расчеты на сопротивление усталости (по контактным напряжениям и при изгибе) [1, с. 121-169].

Расчет червячной передачи

 

В отличие от зубчатых в червячных передачах чаще наблюдается износ и заедание, а не выкрашивание поверхности зубьев.

Для предупреждения заедания ограничивают контактные напряжения и применяют специальные пары материалов. Червяк рекомендуется изготавливать из стали, венцы червячных колес из материалов, обладающих хорошими антифрикционными свойствами, износостойкостью, пониженной склонностью к заеданию: из бронзы, латуни, чугуна, композиционных металлокерамических материалов, пластмасс.

Интенсивность износа зависит также от величины контактных напряжений. Поэтому расчет по контактным напряжениям для червячных передач является основным, а расчет по напряжениям изгиба производится при этом как проверочный

Задача расчета заключается в определении размеров червячной пары. Расчет выполняют для зубьев колеса, имеющих меньшую поверхностную и общую прочность, чем витки червяка.

Расчет необходимо проводить в следующей последовательности:

• выбрать материалы червячного колеса и червяка [1, с. 239-241];

• определить допускаемые напряжения для материала колеса: 1) контактные в зависимости от ожидаемой скорости скольжения и 2) изгиба [1, с. 240-242];

• определить размеры передачи и произвести проверочные расчеты: 1) по контактным напряжениям с последующим уточнением скорости скольжения и соответствующей корректировкой допускаемого контактного напряжения и 2) по напряжениям изгиба в корне зуба червячного колеса – с целью проверки модуля, установленного геометрическим расчетом [1, с. 241-253].

 

Проектный (ориентировочный) расчет валов

 

Задача расчета заключается в определении диаметров следующих функциональных участков вала:

• выходных (концевых) для размещения полумуфт, шкивов, звездочек, зубчатых колес;

• под подшипники;

• под зубчатые и червячные колеса.

Расчет начинают с определения диаметра выходного конца вала.

Так как при проектном расчете известен только вращающий момент, а изгибающие моменты оказывается возможным определить лишь после разработки конструкции вала, то расчет ведут на чистое кручение, а влияние изгиба, а также концентрации напряжений и характера нагрузки на прочность вала компенсируют понижением допускаемых напряжений кручения.

Если ведущий вал соединяется с валом электродвигателя посредством муфты, то диаметр выходного участка не должен сильно отличаться от диаметра вала электродвигателя, так как при большой разности их размеров трудно, а иногда и невозможно подобрать соединительную муфту.

Окончательно принятое значение диаметра согласовать со стандартом – ГОСТ 12081-72 (конические концы валов), ГОСТ 12080-66 (цилиндрические концы валов) [2, с. 250].

Остальные диаметры – под подшипники и зубчатые (червячные) колеса назначают конструктивно с учетом технологии изготовления и сборки. При этом диаметры посадочных мест под подшипники следует принимать из стандартного ряда внутренних диаметров подшипников качения (число, кратное 5); посадочные диаметры под зубчатые и червячные колеса – по ГОСТ 6636-69 «Нормальные линейные размеры» [3, с. 161-162].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...