Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»

 

В соответствии с Бюджетным кодексом объемы трансфертов общего характера между республиканским и местными бюджетами устанавливаются в абсолютном выражении на трехлетний период с разбивкой по годам и подлежат изменению каждые три года.

2007 год является завершающим годом действия трехлетних трансфертов, установленных Законом от 9 ноября 2004г № 602 и Министерством начата работа по подготовке Закона на следующий среднесрочный период - 2008-2010 годы

В целом, закрепление субвенций и изъятий на среднесрочный период без ежегодных изменений показало свою эффективность

Доходы местных бюджетов по сравнению с прогнозом, учтенным при расчете субвенций и изъятий, перевыполнены в 2005 году – на 78,5 млрд.тенге, или на почти на 20%, в 2006 году – на 127,95 млрд.тенге, или на 28,3%.

Указанные средства не изымались, а остались в распоряжении регионов и направлялись на решение их наиболее острых проблем.

Это усилило стимулы регионов в экономическом развитии и расширении налогооблагаемой базы, самостоятельность местной власти в решении вопросов социально-экономического развития регионов.

Вместе с тем, в действующей методике определения размеров межбюджетных трансфертов, несмотря на ее плюсы, имеется ряд существенных недостатков:

Первое. Недостаточная объективность определения прогноза текущих расходов местных бюджетов, не учитывающие различия бюджетной обеспеченности регионов, численности получателей госуслуг в регионе и т.д.

Второе. Отсутствуют стимулы увеличения налогового потенциала регионов, и не учитывается вклад каждого региона в его рост.

Поэтому в целях дальнейшего совершенствования системы межбюджетных отношений Министерством, совместно с экспертами ЮСАИД, на основе изучения мирового опыта разработана новая методика определения размеров межбюджетных трансфертов.

На основных концептуальных моментах новой методики, я бы хотел остановиться.

Какие основные нововведения предлагаются:

Как вы знаете, прогноз расходов местных бюджетов осуществляется в три этапа:

- определение объема текущих затрат постоянного характера;

- определение объема текущих затрат капитального характера;

- определение объема бюджета развития.

Первое. По определению объема текущих затрат постоянного характера:

предлагается перейти на оценку текущих затрат, исходя из численности потребителей бюджетных услуг по формульной схеме, с учетом объективных факторов, обусловливающих различия в уровне затрат: демографический состав, плотность населения, климатические условия, транспортная доступность и другие.

Такой подход, общепринятый в мировой практике обеспечит объективное определение текущих расходов местных бюджетов, соответственно, равный доступ населения всех регионов к гарантированным государством услугам, предоставляемым за счет бюджетных средств.

Оценка будет производится в разрезе функциональных групп, подгрупп по определенной формуле, где будут учитываться суммарный объем прогнозируемых затрат по местным бюджетам по каждой функциональной подгруппе затрат, численность потребителей бюджетных услуг, коэффициенты, отражающие объективные факторы, которые обуславливают отличия в стоимости предоставления услуг в регионе от среднереспубликанского уровня и другие.

Второе. По определению текущих затрат капитального характера (это - капитальный ремонт, укрепление материально-технической базы госучреждений) Их предлагается определять пропорционально рассчитанному объему текущих затрат, т.е., например, в размере 10% от текущих расходов для всех регионов одинаково. Затраты капитального характера связаны с имеющимися учреждениями и поэтому напрямую зависят от текущих затрат, то есть своего рода амортизация.

Третье. Предусматривается изменить подходы к определению бюджетов развития регионов.

Прогнозный объем бюджета развития будет состоять из двух компонентов и рассчитываться следующим образом:

- первый компонент предлагается определять пропорционально рассчитанному объему текущих затрат, то есть также как в действующей методике;

- второй компонент – пропорционально прогнозному объему доходов местных бюджетов.

Это нововведение позволит учесть вклад каждого региона в рост доходов бюджета и усилит стимулы регионов в экономическом развитии, расширении налогового потенциала.

Вместе с тем, нами рассматривается и другой вариант. А именно, за базу вместо прогнозных объемов всех доходов местных бюджетов взять прогноз доходов местных бюджетов, плюс корпоративный подоходный налог, за исключением этих же доходов от крупных налогоплательщиков. То есть учесть только доходы от предприятий малого и среднего бизнеса регионов, развитие которых зависит от усилий местных исполнительных органов.

Для увеличения доходных возможностей необходимо:

1) улучшение налогового администрирования;

2) создание условий для развития предпринимательской деятельности;

3) создание благоприятного инвестиционного климата для расширения производств с целью увеличения рабочих мест;

4) проводить мероприятия по выявлению и полному искоренению нелегальной занятости;

5) проводить постоянную работу по выявлению и своевременной постановке на налоговый учет объектов налогообложения;

Переход к рыночной экономике - длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт показывает, что все социально-экономические реформы, связанные с переходом к новым формам хозяйственной системы, неизбежно сопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно, потребления, а также урезанием социальных программ. Эта закономерность требует разработки действенной и эффективной экономической политики на основе выбора оптимального варианта стратегии и тактики осуществления экономической реформы. С приобретением полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта и специфики страны.

Республика Казахстан отличается огромной территорией, исключительно богатыми природными ресурсами, разнообразием природно-экономических условий. На фоне определенных достижений в построении рыночной экономики и значительного ресурсного потенциала все же сохраняется ряд системных недостатков сложившейся экономической модели Казахстана.

Одним из приоритетов стратегии экономического развития должно стать преодоление сырьевой направленности экономики Казахстана. Для устойчивого развития страны необходима диверсификация отраслей экономики, что позволит достичь условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно – технологической экономике. Экономика Казахстана должна развиваться за счет разработки и внедрения научно – инновационных технологий, что предполагает коренное изменение отношения к развитию науки, образования и подготовки профессиональных кадров.

Также одним из важнейших направлений должно повышение социальной и экономической эффективности использования природных богатств. В целях рационального использования природных богатств в интересах всего народа необходимо:

- законодательно обеспечить не менее чем 50%-ное участие казахстанских инвесторов во всех новых проектах сырьевого сектора;

- все вновь заключаемые контракты на недропользование заключать только на конкурсной основе и сделать их публичными, в отношении ранее заключенных контрактов должны быть проведены переговоры с целью устранения положения об их конфиденциальности. Обеспечить прозрачность владельцев компаний, эксплуатирующих природные ресурсы;

- ужесточить систему контроля над трансфертными ценами, исключив вывоз сырьевых ресурсов из страны по заниженным ценам;

- приостановить продажу государственных долей в предприятиях, осуществляющих добычу и переработку основных видов сырья (нефть, газ, хромовая, железная, алюминиевая руды), а также цветных металлов.

Главной проблемой является то, что около 45-процентов экономики страны находится в тени. Для решения данной проблемы необходимо оптимизировать систему налогообложения, а также обеспечить снижение налогового бремени, что позволит вывести из тени капитал малому и среднему бизнесу, большая часть которогоформирует теневую экономику. Помимо этого, для развития малого бизнеса необходимо обеспечить максимальную прозрачность процедур выдачи разрешений и лицензий. Четко определить полномочия органов, выдающих лицензии и разрешения, а также требования к претендентам на их получение;

В области торгового режима и промышленной политики следует:

- усилить государственную поддержку отечественных товаропроизводителей, сконцентрировав ее на секторах, имеющих реальные предпосылки конкурентоспособности, в том числе высокотехнологичных производств;

- создать систему государственного стимулирования экспорта товаров и капитала отечественными предприятиями в зарубежные страны, включая страхование от политических рисков, расширение объемов экспортного кредитования, переориентацию работы МИДа на защиту конкретных внешнеэкономических интересов казахстанского бизнеса;

- внедрить схему совместного развития (государство - частный бизнес) крупномасштабных проектов в ряде перспективных секторов экономики страны (туризм, информационные и телекоммуникационные технологии, жилищное строительство и другие);

- крупный капитал, которые аккумулируют пенсионные накопительные фонды, целесообразно направить в перспективные отечественные инвестиционные проекты.

Важно то, что, являясь одной из форм взаимодействия общества и природы, экономика должна играть важную роль в обеспечении всех разумных жизненных потребностей человека и при этом не разрушать окружающую природную среду. При аппеляции к существующей экономической политике, складывается впечатление, что, она ориентирована на истощение природных ресурсов, являющихся основой благосостояния государства. Поэтому актуальным является вопрос экологической и социальной ответственности компаний, разворачивающих свою деятельность на территории Казахстана, зачастую не соблюдая целого ряда природоохранных законов. Необходимо отметить, что в качестве альтернативы нынешнему пути развития экономика Казахстана должна быть экологически сбалансирована. Первоначальным шагом должна быть переориентация на становление внутреннего рынка, а не попытка закрепится на изменчивом внешнем рынке, наращивая извлечение природных богатств. Успешное развитие Японии, Тайваня и Южной Кореи было основано на сильных и защищенных внутренних рынках, доступе к новейшим технологиям, развитии финансовой базы и предпринимательского потенциала. Поэтому изменение структуры экономики необходимо начать с сокращения сырьевого основания.

Поэтому есть все основания поставить следующие цели в области охраны окружающей среды как приоритетные:

- ужесточить казахстанские экологические стандарты и приблизить их к мировым;

- ввести обязательное формирование недропользователями в текущем режиме компенсационных фондов по нейтрализации отрицательного влияния их хозяйственной деятельности на окружающую среду. Ужесточить государственный контроль за деятельностью недропользователей в целях рационального использования недр и предупреждения нанесения невозмещаемого ущерба окружающей среде;

- не допускать захоронения ядерных отходов других стран на территории Казахстана и планирования строительства атомных электростанций. Разработать и реализовать государственную программу по смягчению и ликвидации последствий экологических катастроф, связанных с хозяйственной деятельностью человека;

- исходя из природных особенностей Казахстана, укрепить сеть заповедников, национальных парков и особо охраняемых природных зон при четком определении режима их пользования человеком;

- ввести моратории на рубки главного пользователя на всей территории Казахстана и ужесточить контроль за санитарными рубками.

- упорядочить режим водопользования и обеспечить последовательное улучшение доступа населения к качественной питьевой воде. Стабилизировать проблему обеспечения водой южных регионов страны путем заключения долгосрочных международных соглашений с соседними государствами;

- ввести требования сохранения и восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая пастбища, и установить право изъятия земли при несоблюдении этих и других природоохранных требований;

-повысить эффективность государственных программ борьбы с опустыниванием, уничтожением лесов и расширением площадей лесных насаждений.

Что касается проблем региональной экономики, реформа экономики выдвигает новые кардинальные требования в территориальной организации народного хозяйства по формированию хозяйственных субъектов и крупных комплексов в каждом регионе республики.

Прежде, при участии республики в составе СССР во всесоюзном разделении труда Казахстан являлся одним экономическим районом, а во внутриреспубликанском разделении труда выделялись пять экономических регионов: Восточный, Северный, Центральный, Южный и Западный Казахстан.

На сегодняшний день возникают проблемы территориальной организации народного хозяйства по рациональному размещению производительных сил по регионам республики и совершенствованию организационно-экономических связей между ними. Однако есть ряд факторов, оказывающих влияние на территориальную организацию как: разнообразие природных условий, наличие природных ресурсов и их размещение, геополитическое положение страны. Каждый регион имеет свою природную специфику, организационно-структурную особенность, в каждом регионе есть своеобразные экономические и социальные условия, определяющие хозяйственный профиль.

Переход Казахстана к рыночной экономике, очевидно, требует пересмотра политики по экономическому районированию. Мы считаем, что дальнейшее экономическое районирование республики, основанное на кластерном подходе будет способствовать:

- увеличение вклада регионов и областей в количественный и качественный рост экономики;

- повышение и активизация предприимчивости местных органов в поиске внутренних резервов экономического хозяйства региона;

- поиск путей наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей населения региона.

В заключении хотелось бы отметить, что экономика Казахстана имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. Выполнив вышеуказанные меры, мы, казахстанцы сможем в перспективе достичь новых рубежей в экономике.


Заключение

 

Анализ экономики Казахстана за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в казахстанских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Бюджет на 2008 год должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РК.

Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы государственный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.

Таким образом, построение современной бюджетной системы основывается на трех принципах:

· четком закреплении ответственности по расходам;

· распределении налогов между уровнями власти по принципу "один налог - один бюджет";

· эффективной системе межбюджетных трансфертов.

Закрепление ответственности по расходам должно носить законодательный характер и соответствовать вышеуказанным функциям соответствующего уровня власти. Максимально детальное законодательное закрепление позволит исключить произвольную передачу расходных обязательств вышестоящих уровней власти на нижестоящий уровень, и тем самым достигнуть более благоприятных условий для планирования бюджетных расходов.

Эффективное распределение налогов является исключительно важным для достижения, как самостоятельности бюджетов, так и высокой собираемости налогов. Население охотнее платит налоги, когда видит зримые результаты в виде качественно предоставляемых услуг.

В условиях Казахстана налоговая служба должна оставаться централизованной, хотя сбор некоторых видов местных налогов может быть возложен на органы местного управления. В последующем органам местного управления нужно дать возможность создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов.

Для решения стратегической задачи по стабилизации межбюджетных отношений требуется значительное реформирование существующего механизма межбюджетного регулирования и распределения налогов между республиканским и местными бюджетами. Введенный в 1999 году механизм межбюджетного регулирования посредством бюджетных изъятий был необходим для консолидации финансовых ресурсов государства в условиях негативного воздействия кризисных явлений в мировой экономике. Однако принцип бюджетных изъятий не обеспечивает необходимой в условиях политической децентрализации стабильности в межбюджетных отношениях.

На первом этапе децентрализации в условиях Казахстана самым эффективным способом устранения горизонтального бюджетного дисбаланса на районном и областном уровне является применение регулирующих налогов.

Должен устанавливаться стабильный норматив отчислений по регулирующим налогам на несколько лет для каждой области на республиканском уровне и для каждого района и города на областном уровне. Это позволит достичь определенной самостоятельности местных бюджетов и избавит от опасений изъятия доходов в случае их превышения над плановыми показателями. Необходимо разработать соответствующие механизмы с тем, чтобы перейти к применению регулирующих налогов.

Налоги на собственность в соответствии с мировой практикой необходимо оставлять на уровне районов, городов и сельских округов, так как они являются самым адекватным источником доходов для органов местного управления в большинстве стран мира. Важно то, что экспорт налога на имущество затруднен и то, что именно местные службы могут наиболее адекватно оценить имущественные активы в регионе.

Доходная часть сельских бюджетов должна обеспечиваться в основном за счет налогов на собственность по твердо, установленным нормативам и трансфертам из районных бюджетов.

По мере развития бюджетной децентрализации и экономического потенциала регионов возможен переход от использования регулирующих налогов к введению местного подоходного налога с юридических и физических лиц в виде надбавок к республиканскому подоходному налогу, налога с розничных продаж, закрепляемого за районным и областным уровнем (с соответствующим снижением ставки НДС). Для достижения необходимой гибкости бюджетной системы, в перспективе возможно регулирование ставок местных налогов выборными органами местного управления в пределах, определенных законодательством.

Эффективная система межбюджетных трансфертов имеет важнейшее значение в политике децентрализации. Трансферты выделяются вышестоящими бюджетами нижестоящим в целях устранения вертикального бюджетного дисбаланса и могут носить как целевой, так и выравнивающий характер. В мировой практике роль трансфертов очень велика для муниципальных финансов, так как их объем достигает до половины всех доходов местных бюджетов. Это позволяет поддерживать муниципальную активность в рамках общей политики правительства и общенациональные стандарты в социальной сфере на всей территории страны. С другой стороны, система трансфертов способствует децентрализации, если она исключает элементы политического торга, является достаточно прозрачной, и местные органы ясно понимают, каким именно образом определяется размер трансферта.

Эта задача решается посредством применения математических формул для определения размеров трансфертов. Формулы могут учитывать общую численность населения административно-территориальной единицы, число учащихся, лиц пожилого возраста, протяженность дорог и т.д. Возможно применение целевых трансфертов, например, на финансирование фонда заработной платы учителей, проектов социального строительства.

Вопросы распределения налогов и межбюджетных трансфертов на уровнях область - район и район - сельский округ не должны оставляться на усмотрение областей, а должны найти свое решение на законодательном уровне, что будет соответствовать унитарному характеру казахстанского государства. Вопрос построения прозрачной системы трансфертов в условиях Казахстана требует тщательной проработки с участием представителей всех уровней власти.

Программы капитальных расходов, определяемые центральными органами власти, не всегда соответствуют пожеланиям населения. С другой стороны, у местных органов власти появляются иждивенческие настроения в связи с надеждами, что центр заменит пришедшие в негодность из-за отсутствия ухода и ремонта объекты и сооружения. Более эффективного распределения ресурсов можно достичь передачей ответственности местным органам власти за капитальные расходы в закрепленных за ними сферах. Так как потребление основного капитала носит долгосрочный характер, необходимо последовательно переходить к финансированию капитальных расходов за счет заимствованного капитала, а не за счет текущих доходов местных бюджетов. Поэтому местные органы государственного управления должны иметь право заимствования на рынке капитала для реализации инвестиционных проектов, имеющих местное значение.

Вместе с тем заимствования не должны осуществляться для покрытия текущего дефицита бюджета. С другой стороны, для предотвращения долговых кризисов необходимо законодательно установить нормативы, регулирующие местные заимствования, и уполномоченный государственный орган, санкционирующий займовые операции.

Вопросы владения собственностью являются ключевыми для местных органов власти. Государственная собственность должна реализовываться в форме республиканской собственности и коммунальной собственности на уровне областей, районов, поселков и сельских округов. Необходимо провести соответствующее разграничение прав собственности, в том числе в отношении земли, между уровнями местного управления. В отношении коммунальной собственности должен быть установлен жесткий режим использования. Право владения и пользования должно принадлежать местным исполнительным органам, а право распоряжения должно осуществляться по согласованию с местным представительными органами.

Для достижения прозрачности в деятельности коммунальных предприятий целесообразно утверждать их бюджеты в соответствующих маслихатах, как это делается в передовой мировой практике.


Список используемой литературы

 

1.Конституция Республики Казахстан

2.Бюджетный кодекс Республики Казахстан.

3.Налоговый кодекс - Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

4.Законы Республики Казахстан.

5.Постановления Правительства Республики Казахстан.

6.Инструктивные материалы министерств и ведомств.

7.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др. / Под ред. М.В. Романовского, О.B. Врублевской. - 2-е изд., исп. и перераб. - М.: Юрайт, 2000. - 615 с.

8.Бабич A.M., Павлов Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. - 687 с.

9.Годин A.M., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. - М,: Дашков и К, 2002. - 340 с.

10. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования. - Алматы: Каржы-каражат, 1995. - 124 с.

11. Ильясов К.К., Саткалиева В.А. и др. Государственный бюджет: Учебник. - Алматы: РЖ, 1994. - 268 с.

12. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. - Алматы: Каржы- каражат, 2001.-311 с.

13. Мельников В.Д. Государственное финансовое регулирование экономики Казахстана. - Алматы: Каржы-каражат, 1995. - 112 с.

14. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2003. - 301 с.

15. Утибаев Б.С., Жунусова P.M. Бюджетное устройство и бюджетная система: Учебное пособие. - Акмола: 1997. - 103 с.

16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред; проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003.-512с.

17. Правила разработки проектов республиканского и местных бюджетов, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29. 05.2002 г. № 592.

18. Правила исполнения республиканского и местных бюджетов, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 05. 02. 2005 года № 110.

19. Травкина Н.М. Современные особенности законодательного бюджетного процесса в США.

20. Выдержки из доклада Уильяма Хоугланда, директора постоянной группы сотрудников, обслуживающих Бюджетный комитет сената США

21. Выдержки из доклада Роберта Райшауэра, бывшего директора Бюджетного управления конгресса США, Международная общественная конференция по проблемам финансов (Вашингтон, 3-5.12.97)

22. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. В 12-ти тт. - М.: Сов. энциклопедия., 1991.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...