Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии

 

На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная обработка материалов».

Учащиеся 5 класса в разделе «Культура дома» знакомятся с темой «Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют что в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим настроением. Как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.

• Уроки этого раздела плавно подводят детей к следующему «Художественной обработке материалов». Я, предлагаю детям придать немного своеобразия своему дому, начиная с кухни.

• Учащиеся выполняют комплект состоящий из прихваток, салфеток и грелки на чайник. При изготовлении комплекта для кухни перед учащимися стоят задачи: создание своего стиля и сохранение стилевого единства при выполнении комплекта. Для достижения этих целей при выполнении работы используются элементы лоскутной техники.

• Эта тема включает целый блок уроков, на которых дети будут совершенствовать свои умения и навыки в работе с тканью. Им предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приемов: выполнение ручных и машинных швов; разметку тканей по выкройке; одновременный раскрой двух одинаковых деталей; научиться приемам простёгивания.

■ Мой опыт показывает, что эти работы получаются очень

интересными. Каждый ребенок старается сделать свой комплект, не похожий на другие. Эти вещи сразу настраивают на

добродушный и веселый лад - ведь улыбка никогда не помешает.

В 6 классе раздел «Художественная обработка материалов» носит название «Вышивала я узоры»:

• На этом году обучения учащимся представляется возможность выбирать материал с которым они будут работать (нитки или бисер). Дети знакомятся с историей вышивки, национальными особенностями русской, белорусской, украинской, грузинской, татарской манерой выполнения.

Из истории вышивки.

Вышивание было известно в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбель его был восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивки Минерве, Афине - Палладе. Легенда об Апахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в конофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав ее на состязание, победила в большой вышивке, изображающей хождение богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Прахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В «» упоминается о вышивке и указывается великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем.

Вышивание — сегодня.

• Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры цветовые решения и технические приемы одного из древних и любимых видов декоративно-прикладного искусства -вышивание.

Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают утонченностью цветовых решений Они создавались веками и зависели от географического положения страны, ее истории и культуры.

Для русской вышивки, которая обычно сплошной линией очерчивает край одежды, характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. В такие изображения закладывался определенный смысл. Например, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света - солнце и луну; прямой горизонтальной линией - поверхность земли: горизонтальной волнистой

- воду; вертикальными линиями - дождь; скрещивающимися - огонь и молнию; горы представлялись треугольником.

Вышивку наших соседей - белорусов определяет геометрический орнамент красных, бордовых, серовато-голубых и черных цветов на белом или сером полотне.

Украинцам свойствен рушниковый орнамент, обычно растительного характера, встречаются стилизованные изображения птиц и зверей. Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляя черный и синий.

А, к примеру, грузинскую вышивку отличает сложный узор -многофигурный тонкий геометрический и растительный орнамент, а также аппликация и вышивка цветным бисером.

Вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи и бисера распространена у народов Крайнего Севера. Для Татарии характерно шитье бисером и золотом по бархату. У каждого народа самобытные способы оформления одежды.

Словосочетание «шитье бисером» наводит на мысль: «Что такое бисер?»

История бисера. История бисера тесно связана с возникновением стеклоделия. До сих пор никто в точности не знает, когда и где было впервые получено стекло. Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы. В легенде говорится о том, что финикийские купцы, плавая, отказались в Сирии. Однажды они высадились на берег, решив приготовить себе еду на огне, стали искать большие камни, чтобы поставить на них горшок. Не найдя ничего, купцы использовали для этой цели крупные куски селитры (соединения натрия) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась, соединилась с речным песком и потекла струей жидкого стекла. Так или как-то по-другому достоверно известно, что финикийские торговцы продавали изделия из него во всех средиземноморских странах.

По другой версии родиной стекла был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницам, которые относятся к IV веку до нашей эры. Добавляя в стекломассу кольбат, медь, марганец, египтяне получали стекло голубого, зеленого и пурпурного цветов. Очень модными были бусы, изготовленные из такого стекла. Носили их и мужчины и женщины, чаще с одеждой белого цвета. Дома египтянки одежды не носили, а украшали себя ожерельями из цветных бусин.

Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «буера» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг». Когда Египет был завоеван римлянами, производство стекла и бисера распространилось в Римской империи, а

после ее распада и раскола на два государства, центр стеклоделия был перенесен в ее восточную часть, в Византию.

После взятия Константинополя турецкими войсками, Византия перестала существовать. Часть мастеров переселилась в другие государства. Особенно много их оказалось в Венеции, благодаря чему изготовление стекла и бисера достигло здесь небывалого расцвета. Венеция надолго осталась центром бисерного производства.

Венецианским бисером мастера всего мира украшали сумочки, чехольчики, подушечки, шкатулки, оплетали им сосуды. Его широко использовали в отделке народных костюмов. Светскую одежду в то время украшали жемчугом, бисер и стеклярус использовали мало. Большой популярностью блестящие бисеринки использовались у туземцев. Они меняли на него золото и пряности.

В XVIII веке мощную конкуренцию Венеции составили стеклодел! Богемии (Северная Чехия). Они открыли свою технологию изготовления стекла, которое получили название «лесное стекло». Вместо соды стеклоделы использовали поташ, древесную золу. Стекло получалось тугоплавким, работать с ним было труднее, но зато оно обладало великолепными оптическими свойствами, твердостью, легче поддавалось обработке и шлифованию.

В результате конкуренции между Венецией и Чехией бисерное производство совершенствовалось, и бисер становился все более разнообразным - менялся его размер и цвет. Появился металлический бисер: медный, позолоченный, стальной.

Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в XIX веке В это время во Франции возникла мода на использование бисера в отделке городского костюма и его дополнений - сумочек, косынок, шарфов. В 1880 году известные парижские фирмы включают черный бисер и стеклярус в оформление женских туалетов из черных и темных тканей. В следующем десятилетии такая отделка распространилась на другие виды одежды, использовалась при создании наиболее изысканны туалетов мастерскими многих стран. При этом для украшения городского костюма брали бисер и стеклярус в тон ткани - гранатовый по гранатовому, серый по серому, обыгрывая блеск стекла. В отделке других туалетов участвовали бисер и стеклярус разных цветов, а также и «молочного» стекла, имитирующий жемчуг.

Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

Изделия из стекла были известны на территории нашего государства с древних времен. В скифо-сарматскую эпоху бусы использовали в качестве украшения племена Причерноморья. Любили носить мелкие бусы, напоминающие бисер, женщины Киевской Руси. Стеклоделательные мастерские существовали в Киеве, Новгороде,

Чернигове и других крупных центрах ремесленного производства. Нашествие монголо-татар на долгие годы прервало развитие ремесла на Руси.

В XVII столетии русские активно использовали привозной бисер и стеклярус в меновой торговле с народами Сибири. В числе товаров, которые везли русские торговцы, почти всегда значились оба этих материала.

Для украшения костюма в то время использовали жемчуг, им вышивали отдельные части одежды, делали из него и украшения. Бисер и стеклярус ценились не высоко. В 1635 году упоминается о покупке бисера Царицинской Мастерской Палатой для отделки платья шутихи.

В это же время были предприняты первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. В подмосковном селе Измайлово построили стеклянный завод. В Италию отправили русского посланника Ивана Гебдона. Цель его поездки - нанять на царскую службу мастеров-стекольщиков. В 1676 году в Москву прибыли венецианские стеклоделы. Завод проработал до 1706 года.

В XVIII веке применение бисера и стекляруса стало более разнообразным. Появились предметы повседневного обихода, украшенные чехлами, сплетенными из бисера. Бисеро-стеклярусные вышивки использовали в качестве картин, панно, настенных покрытий, заменяющих обивку. Примером может служить стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. Бисер и стеклярус стали все чаще встречаться на предметах культового назначения. Ими расшивали оклады икон, образки, ленты, ленты на которых подвешивали лампады и паникадила, появились бисерные четки.

XIX век связан с расцветом бисерного рукоделия в России. Светские дамы и купчихи, горожанки и крестьянки пробовали свои силы в этом виде народного творчества. Причем увлекались им не только женщины, но и мужчины. Немалое количество вещей выходило из рук крепостных тружениц помещичьих мастерских и мастериц монастырей. Порой это были поистине уникальные вещи. Например, в имении графа Тарановского в Черниговской губернии была мебель, у которой по воспоминаниям современников «все сиденья затянуты изумительными вышивками бисером. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты. Работа исполнена тончайшим бисером в Качановке крепостными».

Значительно шире использовали бусы, бисер и стеклярус в отделке одежды в начале XX века. Ими вышивали орнаменты, из них плели бахрому, которой обшивали детали платьев и накидок. Именно в это время мастеров бисерного рукоделия начали готовить в Петербургской школе народного творчества и в школах художественных рукоделий многих крупных городов России. После революции 1917 года все они

были закрыты. Но остались люди, любящие бисер и умеющие создавать из него прекрасные произведения искусства.

Начиная с 1970 года, в стране стало возрождаться бисероплетение, совершенствовались и развивались известные техники, создавались новые. В 1990 году бисерное рукоделие стало одним из самых любимых и модных видов народного творчества.

Использование бисера в народном костюме в России.

Начиная с XVIII века, бисер и стеклярус активно использовали для отделки народного костюма. Ими расшивали одежду, из них плели разнообразные украшения.

Женщины Калужской, Рязанской и Тульской губерний носили на шее колодочки - хлопчатобумажные шнуры, оплетенные разноцветным бисером, и подгорлоки - узкие полоски с геометрическим орнаментом, сплетенные разноцветным бисером, пришитые к узким лентам из ткани, застегивавшимся сзади на крючок.

Женщины центральных и южных губерний любили носить на шее монисто - нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, пришивавшейся верхним краем к тесьме, застегивавшейся сзади на пуговицу.

На Алтае популярна была ряска - воротник, сплетенный сеткой из крупного стекляруса, а в Воронежской губернии - прутики, бусы из нескольких рядов нанизанных на конский волос блестящих бусин или крупного бисера. Самым праздничным украшением девушек и молодых замужних женщин была перла - нагрудные украшения, сплетенные из речного жемчуга. В праздничный день женщины надевали гайтаны (герданы) - длинные ленты, сплетенные из разноцветного бисера, концы которых соединялись медальонами, спускавшимися на грудь, и на спину

Одним из самых распространенных украшений были поддушники (гитаны). Они представляли собой красные полоски из ткани, застегивавшиеся сзади на пуговицу. Спереди к ним пришивались подвески длиной в 30 см и шириной в 3 см, сплетенные из разноцветной бисера, с бахромой на концах.

Не менее популярны были хрестовики - неширокие ленты из крупного бисера. К спускавшимся на грудь концам прикрепляли медный литой крестик или застекленный образок. Для каждой губернии были характерны свои цветовые сочетания, которые использовались постоянно.

У всех славянских народов существовал обычай, связанный с дохристианскими религиозными представлениями, по которому замужняя женщина с непокрытой головой приносила несчастье в дом. Она могла вызвать неурожай, падеж скота, пожар, болезни людей и др. поэтому особое значение придавалось женским головным уборам (кичкам, кокошникам и др.) их украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами. Почти все головные уборы имели поднизь - сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб женщины почти до бровей или окружала верхнюю часть лица пышной оборкой. Поднизь плели обычно из белого или прозрачного бисера.

Обязательным элементом народного костюма был пояс. Его носили женщины, мужчины и дети. Он выполнял некоторые обрядовые функции - должен был защищать человека от влияния злых внешних сил, создавая магический круг. Обычно с обряда опоясывания начиналось приобщение ребенка к окружающему миру. Большое значение имел цвет пояса. Наибольшее распространение получили красные пояса, символизирующие силу, долголетие, жизнестойкость. Пояса украшали вышивкой бисером, жемчугом, бусинами, пришивали к ним бахрому, сплетенную из разноцветного бисера.

• Теоретическая часть этого раздела проходит насыщенно, творчески. Дети принимают активное участие. Собирают различные сведения о вышивке и стеклоделии. Готовят доклады, составляют кроссворды. На уроках такого типа присутствуют элементы самоуправления.

• Вторая часть этого раздела «Практические работы». Мой опыт показывает, что 70 % учащихся выбирают вышивание бисером. Вышивание бисером - труд кропотливый, но увлекательный и интересный. Такая работа развивает не просто воображение, а творческую фантазию, художественный вкус, внимание. Вырабатывает в детях усидчивость, аккуратность, терпение.

С овладением необходимых навыков приходит и ловкость в работе.

В 7 классе раздел «Художественная обработка материалов» носит название «Русский сувенир». На этом году обучения учащиеся знакомятся с декоративной лепкой и народной пластикой.

Велико влияние народного искусства на эстетическое воспитание школьников, на развитие их творческой способности.

Целью этого раздела является приобщение учащихся к народной культуре ее национальному своеобразию. Изучение вышесказанного дает возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа.

Изучение этой темы начинается с исторических сведений о сувенире.

Рождение сувенира.

Наверное, рождение сувенира на земле произошло в тот день когда наш далекий предок, зайдя к своему соседу в гости, получил от него на память каменный презент с изображением мамонта.

Во всяком случае, достоверно одно - обычай оставлять какую-нибудь вещицу, способную пробуждать воспоминание, пришел к нам из глубины веков.

На Руси еще в старину сложились свои привычки и традиции. Удалому молодцу, собравшемуся в ратный поход, вручала красная девица расшитый кисет или рушник. Бояре да князья в память о широте души русской преподносили иноземным послам собольи шапки и самоцветы.

Примерно в петровские времена появляется в России слово «сувенир». Пришло оно из Франции.

Чего только нет в наименовании «Сувенир». И нарядные дымковские барыни. И гордые разрисованные кони, и матрешки. Словно драгоценности, сверкают палехские шкатулки. Золотом искрятся ковши-«утицы». Пылают яркими красками подносы из Жостово.

Прославленный самовар «Туляк», чудо техники старой России, ныне стал излюбленным сувениром.

Деревянные табакерки, лапти, хохломские ложки, игрушки из глины, теряя свое утилитарное назначение, из предметов обихода становятся символами, символами национального. И для сегодняшнего человека это не просто диковина, экзотика, - за ними история России, история ее быта, уклада жизни, традиций. Поэтому они и обрели свою новую жизнь среди сувениров.

Затем идет знакомство с глиняной игрушкой и декоративной посудой. Дети узнают историю возникновения игрушки. Учатся приемам лепки и законам росписи.

Дымковские игрушки. Изделия кировских мастеров удивляют :.;::::- пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, ;; козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 11811 году. Автор его - Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике - «Свистопляске» (позднее его стали называть «Свистунья»), во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.

Точных сведении о возникновении этого праздника нет. Однако известно, что в XIX в. он стал в этой местности всенародным праздником с торгами, ярмаркой и гуляньем.

До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Народные умельцы работают в благоустроенных, светлых мастерских. Все готовые игрушки хранятся на полках и закрыты занавесками. Но вот мастерица отодвигает занавес, и мы попадаем в удивительный, сказочный мир. На полках тесными рядами стоят игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Так и кажется, что ты в древнем городе Вятке на красочном празднике «Свистунья». Чего только здесь нет: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнедеятельностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей.

Филимоновские игрушки.

Не менее известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Сейчас в деревне организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны -это барыни, крестьянки, солдаты с эполеталетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте - цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки животные, У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.

Все игрушки очень веселые, и когда их много - это праздник. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый и синий и белый цвета. Можно только удивляться, как сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звезды), мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Роспись игрушек традиционна: коней, коров, баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Игрушки полыхают огнем, переливаются всеми цветами радуги.

Каргопольские игрушки.

Интересной игрушкой является каргопольская.

Каргополь - древний русский город, окруженный лесом. С | давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку.

Исследования показали, что современная каргапольская игрушка возникла на основе домашнего крестьянского гончарного промысла, существовавшего еще в XIX в. В деревне Гринево, расположенной недалеко от Каргополя.

 Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. В основном в игрушке мы видим отражение деревенской темы: бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики во время работы или отдыха («Мужик поит коня», «Мужик-сеятель», «Мужик с корзиной грибов» ит.д.).

Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиций- веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами Характерно изображение одежды персонажей: бабы в кофтах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятые из жизни. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Реальные наблюдения служат народным умельцам тем материалом, который наполняет их творчество.

Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и порой динамичными, например медведь стоит на задних лапках - момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростертыми крыльями и вытянутой шеей, готовая к полету. Что касается росписи, то она, как уже отмечалось, по своему колориту суровая и сдержанная. Однако сейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Ими расписываются пуговицы, бусы, клювы у птиц, оттеняется одежда. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

И по форме, и по окраске современная ватрушка выполняется более тщательно, она стала красивее, ярче.

Калининские игрушки.

 Глиняную игрушку изготавливают и в других областях РСФСР: Орловской, Рязанской, Тамбовской, Курской, воронежской. Калужской и Калининской. Так, в городе Торжок калининской области сравнительно недавно стали : изготавливать игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных налетами и росписью. Мастер; этого промысла, создавая декоративную игрушку используют особую гамму цветов эмалевых: красок: синий, голубой, белый, черный, зеленый, оранжевый, красный.

Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор. Кроме росписи, игрушка украшена налепами, которые хорошо связываются с ее основной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон. Так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженной глины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.

После теоретической части дети переходят к практическим занятиям.

Детей увлекает результат работы. Из куска глины получают затейливые фигурки. Они начинают лепить и украшать орнаментом кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор. Это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус.

Под влиянием народной игрушки деятельность учащихся в области лепки приобретает творческий активный характер.

Творческие способности детей во время декоративной лепки могут проявляться в разных направлениях: в предварительном создании эскизое на бумаге; в продумывании элементов узора; в воплощении задуманного.

Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения работать с глиной, красками и соответствующими инструментами.

Работа с глиной положительно влияет на развитие мелких мышц кисти детей, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.

На занятиях по лепке учащиеся получают определенную физическую нагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с глиной.

Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей -дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то в последствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.

В 8 классе раздел «Художественная обработка материалов» называется «Аппликация». Этот раздел подразделяется на две темы: «Аппликация из ткани на мешковине». «Аппликация из соломы».

Из истории возникновения аппликации.

Аппликация - один из видов декоративно-прикладного искусства.

Материалом для которой может служить бумага, ткань, природный материал.

Этот вид деятельности основан на наложении и закреплении деталей на другом материале, принятом за фон.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви и т.д. возникновение этого вида декоративно-прикладного искусства относят к древнейшим временам. Связывают с появлением простого стежка и необходимостью чинить вещи, предметы быта. Выражение «наложить заплатку» существует очень давно. Постепенно люди стали усовершенствовать этот вид деятельности. Заплатку стали вырезать в виде геометрических фигур, фруктов, цветов и т.д.

Аппликация широко распространена у восточных народов - Кита? Японии. В России этот вид искусства занимает не последнее место. Например, народы севера используют аппликацию из кожи и меха для оформления национальных ковров.

После общих сведений об аппликации учащиеся переходят к одному из видов «Аппликация из ткани».

«Аппликация из ткани на мешковине».

В последнее время в наш быт довольно широко входят вещи декоративно-прикладного искусства. Среди них особое место занимают панно на мешковине. Это аппликации из бархатной бумаги или несыпучих тканей. Сюжеты их различны, в основном это герои сказок, игрушки, персонажи мультфильмов и др. Отдельные элементы наклеивать на плотную бумагу. Затем, вырезав силуэт этого рисунка, монтируют en на мешковине - ее цвет очень интересен для фона панно, на нем сочно, ярко выделяется сама аппликация, подчеркивается ее декоративность.

Аппликацию можно использовать не только для изготовления панно, но и для украшения детской одежды, оформления праздничных костюмов, игрушек, сувениров, флажков, наглядных пособий. Очень важно подбирать аппликационные рисунки, учитывая основные признаки, силуэтность, плоскостную трактовку образа, передачу цвета почти однородным пятном, лишенным цветовых оттенков.

Аппликация может быть из отдельных предметов, целых сюжетов также декоративной - орнаменты, узоры. Для изготовления панно на мешковине аппликационные детали можно вырезать из бархатной бумаги, но гораздо интересней, хотя и сложней, из обрезков цветных тканей. В одних изделиях лучше смотрится ткань одной плотности, например драп, сукно, в других случаях это необязательно, но все-таки надо учитывать фактуру и плотность ткани при сочетании отдельных деталей одежды (например, у матрешки ткань для косынки не должна быть плотнее, чем сарафан).

для аппликации одного и того же рисунка можно использовать различное сочетание имеющихся обрезков ткани. Это дает возможность для развития творчества, фантазии. Для этой цели можно использовать и кусочки меха. Детали приклеивают клеем ПВА.

На ткань узор переводят через копировальную бумагу. При выкраивании деталей узора нужно следить за тем, чтобы направление нитей ткани лоскутков и фона совпадало. Если кусочки ткани тонкие (ситец, бязь, сатин, шелк, и др.),лучше всего их подкрахмалить и хорошо разгладить. Вырезанные детали сначала приметывают к основной ткани, затем пришивают. Для этого используют швы «через край», «бархатный», «гладьевый», «петельный», «тамбурный».

Аппликацией можно украсить диванную подушку, безрукавку, сумку, фартук и т.д. Особенно часто она применяется для отделки детской одежды.

В процессе практической деятельности (изготовление панно, аппликация из ткани на мешковине с помощью простых и декоративных швов) учащиеся усовершенствуют навыки работы с тканью, художественного оформления изделия.

Вторая тема этого раздела: «Аппликация из соломы».

Природа, пожалуй, один из самых древних воспитателей человека. Задолго до возникновения педагогики она формировала в людях наблюдательность, волю, развивала их эмоциональный мир.

Конечно, человек - это особая часть природы, ибо она для него не только среда обитания, но и объект преобразования.

Эстетическое воспитание, раскрывающее детям красоту природы, пробуждающее и развивающее потребность в наслаждении этой природой.

Велико влияние природы и изделий их природного материала на человека.

Сказочно и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя добрые и нежные чувства в человеке.

Природа величественна и прекрасна и без человека!

Но если к ней прикасаются руки любознательных, неравнодушных, трудолюбивых и творческих людей, то она становится еще прекрасней.

«Аппликация из соломки» - это один из ярких примеров, который подтверждает вышесказанное.

Использование соломы и подготовка ее к работе.

Еще в глубокой древности для получения продуктов питания люди возделывали зерновые культуры, а их стебли (солому) использовали и для хозяйственных нужд, и в обрядовой деятельности. Соломенная кровля, правильно и умело уложенная, могла прослужить не один десяток лет. Шляпы, половики, корзины и другая хозяйственная утварь, детские игрушки, выполненные из соломы, также широко применялись крестьянами.

Вместе с тем все земледельческие народы наделяли стебли злаков особой духовной сущностью, верили, что в них заключен дух хлебного божества, сила плодородия. Крестьяне считали, что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, оказываю благотворное влияние на здоровье, благополучие и достаток в доме. Многие народные праздники проходили с использованием обрядовых предметов, сделанных из соломы. Повсеместно существовал обычай во время жатвы украшать первый «зажиночный» и последний «дожиночный» снопы, убранные с поля, сплетать из колосьев венки, оставлять на ниве заплетенные последние колоски. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля в знак пожелания благополучия. У некоторых народов, например у поляков и венгров, жатвенные венки были сложной формы, напоминающей колокол и корону. Изготавливали также большие, разнообразно украшенные «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. Такие венки сохраняли в доме или приносили в церковь.

Когда-то наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на полях в жертву людей, позже - соломенные чучела, которым придавали форму человеческой фигуры. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Марены тонули в воде, горели в огне ритуальных костюмов. Их разрывали и солому разбрасывали по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

У восточных славян до сих пор существует обычай «ряжения в солому» в период зимне-весенних праздников - Рождества и Масленицы. У других европейских народов соломенные чучела являются непременным элементов народных карнавалов.

Для изготовления декоративно-прикладных изделий солому научились специально обрабатывать. Полученная после обработки соломка всегда ценилась народными мастерами за свою красоту, удивительный блеск и переливчатость, богатое разнообразие оттенков. Ее золотистый цвет сродни свету теплых солнечных лучей. Декоративные качества соломки позволяют выполнять различные предметы в технике плетения, аппликации, инкрустации и др. Ее также используют для отделки швейных изделий, в аранжировке цветов.

Многие мастера и сегодня, чтобы иметь сырье хорошего качества, отводят небольшие грядки под злаковые культуры и сами выращивают их без применения минеральных удобрений, делающих соломины более хрупкими и ломкими.

Изготовление панно из соломы.

Занятия декоративно-прикладным искусством увлекательны и вызывают у школьников живой интерес, удовлетворяя их тягу к творчеству. Дети участвуют в трудовом процессе по созданию полезных и красивых вещей, что способствует их духовному развитию, формирует эстетический вкус, приобщает к самостоятельной творческой деятельности. Даже в условиях промышленного производства при создании декоративно-прикладных изделий широко применяется ручной труд поэтому полученные учащимися при работе над такими изделиями знания и умения обязательно пригодятся им в будущем, помогут в выборе профессии.

На занятиях по технологии изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства отводится большое место. Для этого используются различные природные материалы - древесина, солома. Многие работы школьников отличаются оригинальностью и выразительностью.

Для изготовления панно понадобятся кусок фанеры, морилка, клей ПВА, солома, несколько листов бумаги, калька и ножницы. Начинают с разработки общего эскиза изделия. Затем на листе бумаги выполняют рисунок аппликации, которой будет украшено панно, и нумеруют к

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...