Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема лекции: экология как естественная и гуманитарная наука




ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Им. М. ТУГАН - БАРАНОВСКОГО

Кафедра естествознания и БЖД

А.И. Ярошева, И.А. Федоркина

Основы экологии

Опорный конспект лекций

Для студентов дневной и заочной форм обучения

Донецк – 2015


ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

им. М. ТУГАН - БАРАНОВСКОГО

 

Кафедра естествознания и БЖД

 

А.И. Ярошева, И.А. Федоркина

 

 

Основы экологии

Опорный конспект лекций

Для студентов дневной и заочной форм обучения

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

естествознания и БЖД

Протокол № 5 от 02.04.2015г.

 

ОДОБРЕНО

учебно-методическим

советом университета

Протокол № от 2015г.

 

Донецк – 2015

ББК 20.1я 73

Я 43

УДК 502. 3 /. 5 (076.6)

Рецензенты:

д-р. хим. наук, проф. Висоцкий Ю.Б.

Канд. мед. наук, доц. Ковалёва Е.И.

 

 

Ярошева А.И.

Я 43 Основы экологии. Опорный конспект лекций

/ Ярошева А.И., Федоркина И.А. – Донецк: ДонНУЕТ, 2015. – 94с.

 

 

Рассмотрение материала ведется исходя с системного подхода к изучению дисциплины. В соответствии с таким подходом, объектом изучения являются экосистемы. Рассмотрены структура, свойства и законы развития и функционирования экосистем и социоэкосистем. Показаны причины возникновения глобального экологического кризиса и возможные пути гармонизации взаимодействия общества и природы.

Рекомендуется для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения.

 

 

 

 

ББК 20.1я 73

© Ярошева А.И., Федоркина И.А.

© Донецкий национальный

университет экономики и торговли

им. Михаила. Туган – Барановского, 2015.

СОДЕРЖАНИЕ 3.

Введение  
Лекция1 ЭКОЛОГИЯ КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА  
1.1 Предмет экологии, ее объект и задачи. Становление и развитие экологической науки  
1.2 Место экологии в системе научных знаний  
1.3 Структура экологии  
1.4 Методы исследований в экологии  
Вопросы для самоконтроля  
Лекция 2ЕКОСИСТЕМИ, ИХ СТРУКТУРА И СВОЙСТВА  
2.1 Концепция экосистемы. Критерии выделения экосистем  
2.2 Классификация экосистем  
2.3 Компоненты и структура экосистем  
2.4 Экологические факторы  
2.5 Лимитируя экологические факторы. . Принцип эмерджентности  
Вопросы для самоконтроля  
Лекция 3. ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМ  
3.1. Потоки энергии в экосистемах  
3.2. Потоки вещества в экосистемах. Трофические цепи.  
3.3. Концентрация вещества в трофических цепях  
3.4. Развитие и эволюция экосистем  
3.5. Устойчивость и саморегуляция экосистем  
Вопросы для самоконтроля  
Лекция 4. БИОСФЕРА, ЕЁ СТРУКТУРА 4.1 Понятие биосферы. Учения В. И. Вернадского о биосфере  
4.2. Структура биосферы  
4.2.1. Основные типы вещества в биосфере  
4.2.2. Атмосфера  
4.2.3. Гидросфера  
4.2.4. Литосфера  
4.2.5. Живые организмы в биосфере  
4.3. Структура биосферы предложенная М.Ф.Реймерсом  
Вопросы для самоконтроля  
Лекция 5.ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИОСФЕРЫ 5.1. Функции живого вещества в биосфере  
5.2. Составляющие энергетического баланса в биосфере  
5.3. Потоки вещества в биосфере  
5.4. Стабильность биосферы  
5.5. Самоорганизация биосферы  
Вопросы для самоконтроля  
Лекция 6. СОЦИОЭКОСИСТЕМЫ, ОСНОВНЫЕ ЗАКОНО-МЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 6.1. История взаимоотношений человеческого общества и природы.Четыре этапа развития глобальной социоэкосистемы нашей планеты      
6.2. Социоэкология - наука о структуре и законах функционирования социоэкосистем. Понятие социоэкосистемы    
6.3. Классификация и структура социоэкосистем  
6.4. Функционирование социоэкосистем. Зависимость социоэкосистем от вещественно- энергетического баланса  
6.5. Социоэкосфера. Учение Вернадского В.И. о ноосфере  
6.6. Роль социоэкологии в развитии социологической культуры  
Вопросы для самоконтроля  
Лекция 7. ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ  
7.1. Природопользование и природные ресурсы. Социально-экономический механизм взаимодействия общества и природы 7.2. Классификация природных ресурсов  
7.3. Экономический и эколого - экономический принципы природопользования. Переход к социоэкологическому принципу природопользования  
7.4. Расчет эколого-экономической эффективности производственных процессов. Определение эколого-экономического ущерба  
7.5.Экономические оценки и стимулы воспроизведения естественной среды  
7.6. Плата за природопользование  
7.7. Проблемы гармонизации взаимодействия между обществом и природой  
Вопросы для самоконтроля  
Лекция 8. Биосфера и человек. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  
8.1. Общая характеристика глобальных проблем  
8.2. Загрязнение биосферы  
8.2.1. Загрязнение атмосферы  
8.2.2. Загрязнение гидросферы  
8.2.3. Загрязнение почв  
8.2.4. Радиация в биосфере  
8.3. Экологические последствия загрязнения биосферы и бесхозяйственной деятельности людей  
8.3.1. «Парниковый эффект»  
8.3.2. Истощение озонового слоя  
8.3.3. Кислотные дожди  
8.3.4. Массовое уничтожение лесов  
8.3.5. Отходы производства  
8.3.6. Производство энергии  
8.4 Принципы охраны среды жизни  
8.5.Экологический кризис, как кризис антропоцентрического сознания  
Вопросы для самоконтроля  
Лекция 9.МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ  
9.1. Международная экополитика  
9.2. Деятельность правительственных и неправительственных международных организаций в области охраны окружающей среды    
9.21. Деятельность МСОП  
9.2.2. Деятельность ООН  
9.2.3. Деятельность ЮНЕСКО  
9.2.4. Деятельность Римского клуба  
9.2.5. Деятельность «ЗЕЛЕНЫХ»  
9.3. Будущее человечества в контексте глобальных экологических проблем  
93.1 Экстраполяционные динамические и нормативные модели будущего  
9.3.2 Стратегия и тактика выживания человечества  
Вопросы для самоконтроля  
Список рекомендуемой литературы  

 


Введение

К наиболее актуальным проблемам современности, которые касаются каждого жителя планеты и от которых зависит будущее человечества, следует отнести экологические проблемы. С развитием цивилизации и научно-технического прогресса, быстрым возрастанием количества людей на Земле, объемов производства и его отходов, проблемы отношений между обществом и природой все более обостряются. Сложность и трагизм современного исторического периода состоит в том, что биосфера уже не может саморегулироваться за счет естественных механизмов, тогда как ноосфера, которая будет управляться общечеловеческим разумом, еще не существует. Мировому сообществу необходима единая концепция выживания. Человечество на распутье, надо сделать соответствующий выбор: или экологическое сознание или продолжение стихийного развития с выходом за границу риска и возможным крахом цивилизации.

Относительно дальнейшей судьбы человечества существуют и пессимисты, и оптимисты. Выдающийся английский поэт Байрон писал, что “ Человек отмечает землю руинами”. М.Ф. Реймерс утверждает: “У человечества должно быть будущее, и оно может быть светлым. Нерешенных проблем нет. Пройти опасный участок пути в будущее поможет свет экологических знаний, активность, труд и высокий профессионализм”. Но это путь жестокого самоограничения, путь разума, а не самоутверждения и самоудовлетворения как отдельных лиц, так и отдельных наций. От принципа социализма и коммунизма “каждому по потребностям” придется отказаться. Потребности эгоистические и безграничные. Настоящая человеческая цивилизация начинается тогда, когда общество стабилизирует свою среду проживания на основе гармонии социальных и природных процессов.

Конец ХХГО столетия - это время осознания кризиса цивилизации, основанной на индивидуализме, потреблении и покорении природы. Это время осознания того, что природа имеет абсолютную ценность не потому, что она приносит пользу, а потому, что без нее невозможно существование человечества.

Человеческая цивилизация вступила в такую фазу развития, когда её судьба решается не научно-техническим прогрессом, а глубиной экологических знаний и умением действовать соответственно этим знаниям. Человечество в ХХІ столетии впервые должно стать единым субъектом творчества, тогда как раньше такими субъектами были только отдельные лица и группы лиц. Настала эпоха науки экологии, которая должна взять на себя функцию интегрирования человеческих знаний и роль лоцмана человеческой истории.


Лекция 1

Тема лекции: ЭКОЛОГИЯ КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА

План:

· Предмет экологии, ее объект и задачи. Становлениеи

развитие экологической науки

· Место экологии в системе научных знаний

· Структура экологии

· Методы исследований в экологии

1.1 Предмет экологии, ее объект и задачи. Становлениеи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...