Тема лекции: экология как естественная и гуманитарная наука
Стр 1 из 13Следующая ⇒ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ Им. М. ТУГАН - БАРАНОВСКОГО Кафедра естествознания и БЖД А.И. Ярошева, И.А. Федоркина Основы экологии Опорный конспект лекций Для студентов дневной и заочной форм обучения Донецк – 2015 ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ им. М. ТУГАН - БАРАНОВСКОГО
Кафедра естествознания и БЖД
А.И. Ярошева, И.А. Федоркина
Основы экологии Опорный конспект лекций Для студентов дневной и заочной форм обучения
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры естествознания и БЖД Протокол № 5 от 02.04.2015г.
ОДОБРЕНО учебно-методическим советом университета Протокол № от 2015г.
Донецк – 2015 ББК 20.1я 73 Я 43 УДК 502. 3 /. 5 (076.6) Рецензенты: д-р. хим. наук, проф. Висоцкий Ю.Б. Канд. мед. наук, доц. Ковалёва Е.И.
Ярошева А.И. Я 43 Основы экологии. Опорный конспект лекций / Ярошева А.И., Федоркина И.А. – Донецк: ДонНУЕТ, 2015. – 94с.
Рассмотрение материала ведется исходя с системного подхода к изучению дисциплины. В соответствии с таким подходом, объектом изучения являются экосистемы. Рассмотрены структура, свойства и законы развития и функционирования экосистем и социоэкосистем. Показаны причины возникновения глобального экологического кризиса и возможные пути гармонизации взаимодействия общества и природы. Рекомендуется для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения.
ББК 20.1я 73 © Ярошева А.И., Федоркина И.А. © Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила. Туган – Барановского, 2015.
СОДЕРЖАНИЕ 3.
Введение К наиболее актуальным проблемам современности, которые касаются каждого жителя планеты и от которых зависит будущее человечества, следует отнести экологические проблемы. С развитием цивилизации и научно-технического прогресса, быстрым возрастанием количества людей на Земле, объемов производства и его отходов, проблемы отношений между обществом и природой все более обостряются. Сложность и трагизм современного исторического периода состоит в том, что биосфера уже не может саморегулироваться за счет естественных механизмов, тогда как ноосфера, которая будет управляться общечеловеческим разумом, еще не существует. Мировому сообществу необходима единая концепция выживания. Человечество на распутье, надо сделать соответствующий выбор: или экологическое сознание или продолжение стихийного развития с выходом за границу риска и возможным крахом цивилизации. Относительно дальнейшей судьбы человечества существуют и пессимисты, и оптимисты. Выдающийся английский поэт Байрон писал, что “ Человек отмечает землю руинами”. М.Ф. Реймерс утверждает: “У человечества должно быть будущее, и оно может быть светлым. Нерешенных проблем нет. Пройти опасный участок пути в будущее поможет свет экологических знаний, активность, труд и высокий профессионализм”. Но это путь жестокого самоограничения, путь разума, а не самоутверждения и самоудовлетворения как отдельных лиц, так и отдельных наций. От принципа социализма и коммунизма “каждому по потребностям” придется отказаться. Потребности эгоистические и безграничные. Настоящая человеческая цивилизация начинается тогда, когда общество стабилизирует свою среду проживания на основе гармонии социальных и природных процессов.
Конец ХХГО столетия - это время осознания кризиса цивилизации, основанной на индивидуализме, потреблении и покорении природы. Это время осознания того, что природа имеет абсолютную ценность не потому, что она приносит пользу, а потому, что без нее невозможно существование человечества. Человеческая цивилизация вступила в такую фазу развития, когда её судьба решается не научно-техническим прогрессом, а глубиной экологических знаний и умением действовать соответственно этим знаниям. Человечество в ХХІ столетии впервые должно стать единым субъектом творчества, тогда как раньше такими субъектами были только отдельные лица и группы лиц. Настала эпоха науки экологии, которая должна взять на себя функцию интегрирования человеческих знаний и роль лоцмана человеческой истории. Лекция 1 Тема лекции: ЭКОЛОГИЯ КАК ЕСТЕСТВЕННАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА План: · Предмет экологии, ее объект и задачи. Становлениеи развитие экологической науки · Место экологии в системе научных знаний · Структура экологии · Методы исследований в экологии 1.1 Предмет экологии, ее объект и задачи. Становлениеи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|