Тру-тры-тра-тро. удр-одр-адр-идр.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Выучи чистоговорки. ТРА—ТРА—ТРА — хотим ватрушек мы с утра. ТРО—ТРО—ТРО — домой поедем на метро. ТРУ—ТРУ—ТРУ — вьются флаги на ветру. ТРЫ—ТРЫ—ТРЫ — мы умелы и хитры. Найди две одинаковые тарелки с ватрушкой. , Изменяй предложения по образцу. 1. Я ем ватрушки на завтрак 5. Я выучил сорок скороговорок. (мы едим ватрушки на завтрак; 6. Я фотографирую друга фотоаппаратом, ты; вы; он; она; они). 7. Я разбил термометр. 2. Я еду утром на трамвае. 8. Я заворачиваю подарок в красивую 3. Я убираю квартиру. бумагу. 4. Я еду с другом в аэропорт. Как называются профессии людей, изображённых на картинках? Придумай предложение по каждой картинке. Например: продавец продаёт молочные продукты. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [ Р ] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ Выучи скороговорки, повтори каждую по два раза. 7. До города дорога в гору, От города — с горы. Расскажи, какими видами транспорта можно добраться до твоего дома? 2. Ворона на воротах, Сорока на пороге, Воробей на дороге. Расскажи, как по внешнему виду можно отличить ворону, сороку и воробья. 3. Трое трубачей трубят в трубы. 6. Прохор и Пахом едут верхом. 4. — Расскажите про покупки! 8. Два дровосека, два дроворуба
—Про какие про покупки? На дворе дрова топорами рубят. —Про покупки, про покупки, —Раз — дрова! Два — дрова! 5. На лугу под горкой Лежит сырок с красной коркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Расскажи, какие бывают трубы. Например: эта труба — водопроводная, эта — выхлопная у автомобиля, и т. д.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [ Р ] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ Послушай рассказ и перескажи его. Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть? Хитрый рак хвалит родителей вороны: «Я хорошо помню твоих отца и мать. Добрые были птицы!» Ворона отвечает: «Угу». А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы». «Угу», — второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает. Тогда стал рак говорить про ворону. «Хорошие они все были, а всё не такие, как ты. Ты лучше их». «Ага», — каркнула ворона и раскрыла рот. А рак упал в озеро. (По Л.Н. Толстому.) ЗВУК [ РЬ ] ВНИМАНИЕ! Если у ребёнка автоматизирован звук [Р] (т. е. ребёнок может легко произносить этот звук в словах и фразах), то правильного произнесения звука [РЬ] можно добиться, используя прием подражания. Предложите ребёнку длительно и раскатисто произнести звук [Р] и соединить его со звуком [И], широко растягивая при этом губы в улыбку. Так же прорабатываются слоги с Я, Е, Ё, Ю. «Кто поёт?» Тигр произносит звук [Р] твёрдо: РА, РЫ, РО. А тигрёнок произносит мягко: РИ, РЕ, РЯ. Я буду произносить слоги, а ты догадайся, кто поёт: тигр или тигрёнок. /. РИ, РЯ, РЫ, РЕ, РА, РУ, РИ. 2. ДРА, ТРИ, ТРЕ, ТРУ, ДРУ, ТРЯ. «Подарки» Выбери подарки для тигра и тигрёнка. Помни, что тигр любит подарки, в названии которых есть твёрдый звук [Р], а тигрёнок — в названии которых есть мягкий звук [РЬ]. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [ РЬ ] В СЛОГАХ «Песенки» Повторяй песенки маленького тигрёнка по два-три раза. 7. РЯ-РЯ, РЯ-РЯ-РЯ. 2. РЯ-РЯ-РЯ, РЯ-РЯ. РИ-РИ, РИ-РИ-РИ. РИ-РИ-РИ, РИ-РИ. РЕ-РЕ, РЕ-РЕ-РЕ. РЕ-РЕ-РЕ, РЕ-РЕ.
РЮ-РЮ, РЮ-РЮ-РЮ. РЮ-РЮ-РЮ, РЮ-РЮ. РЁ-РЁ, РЁ-РЁ-РЁ. РЁ-РЁ-РЁ, РЁ-РЁ. Задания с картинками. 7. Назови каждую картинку, как чистоговорку. Например: РЕ—РЕ—РЕ — РЕПКА, РЕ-РЕ-РЕ - СИРЕНЬ. 2. Назови картинки в том же порядке, как я скажу. Например: верёвка — 3. Закрой книгу и назови картинки, которые ты запомнил. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [ РЬ ] В СЛОВАХ Выучи чистоговорки. 1. ОРЬ—ОРЬ—ОРЬ — в норе сердитый хорь. 2. РЯ—РЯ—РЯ — вот и нету сухаря. РЕ—РЕ—РЕ — добрый хорь сидит в норе. РЯ—РЯ—РЯ — у меня нет букваря. АРЬ—АРЬ—АРЬ — подари мне, хорь, букварь! Изменяй фразы по образцу. 1. Я режу огурец и редиску (ты, вы, он, она, они). 2. Я подарю Боре фонарик. 6. Я несу в рюкзаке грибы. 3. Я рисую якорь. 7. Я варю рябиновое варенье. 4. Я потерял букварь. 8. Я нарисую берёзу и сирень. 5. Я принесу орехи Рите. 9. Я примеряю трикотажные брюки. Изменяй слова по образцу. 1. Резать — перерезать. 2. Крепить — прикрепить. Греть —.... Рисовать —.... Гореть —.... Смотреть —.... Сравни по смыслу слова. Пригореть — перегореть. Пригреть — перегреть. Пририсовать — перерисовать. Например: Каша пригорела. Лампочка перегорела. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [ РЬ ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ «Песенки» Большой тигр и маленький тигрёнок любят петь вместе. Повтори их песенки по два раза. 7. РА-РЯ. 2. РА-РА-РЯ. 3. РАД-РЯД. РЯ-РА. РИ-РИ-РЫ. РАДЫ-РЯДОМ. РО-РЁ. РЁ-РО-РЁ. ЖАР-ЖАРЬ. РЮ-РУ. РУ-РЮ-РУ. УДАРЬ-УДАР. РЫ-РИ. РЭ-РЕ-РЕ. ХОРЬ-ХОР.
РИ-РЫ. РЫ-РИ-РИ. ГОРЬКО-ГОРКА. Добавь нужное словечко. 1. Рома гостям... (рад). Дети встали в... (ряд). 2. Коля заболел, у него сильный... (жар). Грибы скорее... (жарь). 3. Громко поёт детский... (хор). В норе живёт... (хорь).
Выучи скороговорки. 4. Даёт Катеринке Картинки Каринка. /. Тридцать три старушки в ряд Картинки в корзинку Тараторят, тарахтят. Кладёт Катеринка. 2. Гроздья рябины на солнце горят, 5. Боря Ире даст ириску, 3. Варя варит, Жора жарит, 6. В аквариуме у Харитона Отгадай загадки, выучи их и загадай друзьям. 1. Когда чёрен — кичлив и задорен, А покраснеет — сейчас же присмиреет. 2. Наши поросятки выросли на грядке. К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки.
РАЗЛИЧАЙ ЗВУКИ [ Р ] И [ Л ] «Кто поёт?» Вспомни, как пел самолёт: Л-Л-Л. А грузовик любил петь так: Р-Р-Р. Я буду произносить слоги, а ты определи, кто их поёт. 7. РА, РО, ЛА, РУ, ЛО, ЛЫ, РЫ. 2. БЛА, БРА, БЛО, БЛУ, ПЛА, ТРА, ДРУ, КЛУ. Самолёт и грузовичок любили петь вместе. Повтори их песенки по два-три раза. 7. РА-ЛА. 2. РА-ЛА-ЛА. 3. РАД-ЛАД. 4. ДАР-ДАЛ. ЛО-РО. ЛО-РО-РО. ЛАК-РАК. ЖАЛ-ЖАР. ЛУ-РУ. ЛУ-РУ-ЛУ. РАМА-ЛАМА. ПИР-ПИЛ. РЫ-ЛЫ. РЫ-ЛЫ-РЫ. ИГРЫ-ИГЛЫ. МИЛ-МИР. Выучи скороговорки. Повтори каждую по два раза. 7. Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы. 4. Рыла свинья-тупорыла, Вырыла, подрыла, 2. Пара птиц порхала, порхала, До забора не дорыла.
Чтобы она рыла. 3. Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. СОДЕРЖАНИЕ Вступление............................................................................................................ 3 Картинки для обследования речи....................................................................... 6 Звук [С]............................................................................................................... 9 Звук [СЬ]............................................................................................................ 20 Звук [3]............................................................................................................................................ 25 Звук [ЗЬ]............................................................................................................ 30 Различай звуки [С] и [3].............................................................................................................. 35 Звук [Ц]............................................................................................................... 37 Различай звуки [С] и [Ц].................................................................................... 42 Звук [Ш].............................................................................................................. 45 Звук [Ж]............................................................................................................. 55 Различай звуки [Ш] и [Ж].............................................................................. 60 Различай звуки [Ш] и [С]................................................................................... 62 Различай звуки [3] и [Ж]............................................................................................................... 66 Звук [Щ].............................................................................................................. 68 Различай звуки [Щ] и [СЬ].............................................................................. 72 Различай звуки [Щ] и [Ш].................................................................................. 74 Звук [Ч]............................................................................................................... 75 Различай звуки [Ч] и [С], [Ч] и [СЬ]................................................................. 80 Различай звуки [Ч] и [ТЬ]................................................................................. 81 Звук [Л].............................................................................................................. 82 Звук [ЛЬ]............................................................................................................. 88 Различай звуки [Л] и [ЛЬ].................................................................................. 93 Звук [Р].............................................................................................................. 94 Звук [РЬ]............................................................................................................ 104 Различай звуки [Р] и [Л]................................................................................ 108 Упражнения...................................................................................................... 11
Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот. (О. Перова) Вегемотики. Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза. Лягушка и слоник.
Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два». Змея. Подражаем мы змее, Давай изобразим змею. Улыбнись, от- Мы с ней будем наравне: крой рот, сильно высуни язычок изо рта и Высунем язык и спрячем, спрячь (рот не закрывать). Повтори три- Только так, а не иначе. четыре раза. (М. Синицына)
Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? (М. Синицына) Часики. Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз. Месим тесто. Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ.... Блинчики. Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт взрослого до пяти-десяти. Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. (О. Перова)
Чистим зубки. 1. Покажи, как язычок чистит зубки: улыб 2. Теперь почисти за верхними зубами (рот
Киска сердится. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми-десяти. Погладь киску. Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Лошадка. Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык. Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко — Стук копыт услышишь звонкий. (М. Синицына) Парус.
Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза. Маляр. Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми. Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски! (Н. Тёгипко)
Качели. Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз. Сели дети на качели И взлетели выше ели, Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. (И. Тегипко)
Вкусное варенье. Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой. Блин мы ели с наслажденьем — Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. (М. Синицына)
Чашка. Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза. Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. (М. Синицына) Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим. (М. Синицына) Грибок. Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу. Дятел. Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А теперь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД... (выделенный звук произноси как можно энергичнее). Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук — Раздаётся громкий звук. (М. Синицына) Комарик. Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 секунд, очень сильно при этом упираясь кончиком языка в бугорки. Прилетает по ночам, Не даёт уснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся. (М. Синицына) Заведи мотор. Давай попробуем завести мотор у машинки. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН—ДЫН—ДЫН... Повторяй медленно, но энергично, затем всё быстрее в течение 10-15 секунд. По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулём лихой шофёр, «Дын-дын-дын»— гудит мотор. (М. Синицына) Сдуй снежинку. Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).
Фокус. Чтобы фокус получился, надо: 7. Открыть рот; 2. Сделать «чашку» (боковые края 3. Положить маленький кусочек 4. Сделать вдох через нос; 5. Сильно дунуть на ватку через рот
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|