Анализ оптового товарооборота
Таблица 3.1 Анализ оптового товарооборота ООО "Волгоконтракт"
За ряд анализируемых лет, наблюдается рост оптового товарооборота предприятия ООО "Волгоконтракт". Так в 2007 году оптовый товарооборот вырос на +522 тыс.руб. относительно 204 года, при этом темп роста составил108%. В 2008 году оптовый товарооборот увеличился на +1280 тыс. руб. относительно 2007 года, и относительно 2006 года темп роста составил 128%. Если рассматривать товарооборот в сопоставимых ценах, то за период с 2006 по 2008 гг. наблюдается незначительное увеличение товарооборота. Так в 2007 году относительно 2006 года темп роста товарооборота в сопоставимых ценах составил 104%, а за весь анализируемый период в 2008 году относительно 2006 года темп роста составил 101%. Таким образом, повышение продажных цен на товары обеспечило прирост оптового товарооборота на 1718 тыс.руб. (8328-6610), что составляет 26,33% к фактическому его объему за прошлый год. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается оптовая реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует его динамику по кварталам, составив аналитическую таблицу. Изучим ритмичность и равномерность развития товарооборота ООО "Волгоконтракт", составим табл. 2.
Таблица 3.2 Ритмичность развития оптового товарооборота ООО "Волгоконтракт" в действующих ценах, тыс. руб.
Таким образом наблюдается увеличение товарооборота по всем кварталам в 2007 году, относительно 2006 года. И в 2008 году относительно базового 2006 года, так же наблюдается увеличение товарооборота в действующих ценах. Для наглядности изобразим поквартальный товарооборот на рисунке 1. Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Торговое предприятие план товарооборота выполнило во всех кварталах. Отсюда коэффициент ритмичности равен 1,0 или ритмичным его выполнение было только на 100,0%. Для определения коэффициента равномерности необходимо рассчитать среднее квадратическое отклонение (b) и коэффициент вариации, или неравномерности (v).
b = 0,42; v = 0,42%
Среднее квадратическое отклонение равно 0,42, оно показывает колебания в развитии анализируемого показателя. Коэффициент вариации (неравномерности) равен 0,42, можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя. Коэффициент равномерности Кравн рассчитывают по формуле:
Крав = 100-v =100-0,42 =99,58%.
Таким образом, ритмичность товарооборота была равномерной на 99,58%. Под сезонными колебаниями понимают такие изменения уровня динамического ряда, которые вызывают влияниями времени года. Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями. В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществлются анализ квартальных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном метоле допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета используем данные о квартальном обороте за 2 года.
Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:
Тквj=Тj/4,
Тквj –среднеквартальный товарооборот j-го года, руб. Тj – объем товарооборота j-го года, руб. Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год, и определяется сумма.
Сij=(Тij/Тквj) х 100,
Сij –сезонные колебания товарооборота i-го квартала j-го года,%; Тij –товарооборот i-го квартала j-го года, руб. На основе этих формул рассчитываем сезонные колебания товарооборота по кварталам
Таблица 3.3 Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота по кварталам тыс.руб.
Таблица 3.4 Расчет сезонных колебаний товарооборота по кварталам (%).
В целях устранения случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота:
Iсез.перi =сумма сезонных колебаний /количество лет Iсез.перi –первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.
Сумма индексов сезонности товарооборота за четыре квартала должна быть равна 400,0%. Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:
Кп=400 / сумма сезонных колебаний, Кп –коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.
Уточненные индексы сезонности товарооборота определяются по формуле:
Iсез.ут.i=I сезперi *Kn, Iсез.ут.i –уточненный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.
Таблица 3.5 Расчет индексов сезонности товарооборота (%).
Коэффициент поправки составляет:
Кп=400/400=1,0.
Индекс сезонности показывает, насколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера. После изучения объема оптового товарооборота переходим к анализу его состава. Проанализируем ассортимента и структуры оптового товарооборота
Таблица 3.6 Информация о динамике ассортимента и структуры оптового товарооборота ООО "Волгоконтракт"
По всем товарным группам обеспечены высокие темпы роста реализации товаров. В отчетном году по сравнению с прошлым годом выросла реализация по бумажно-беловым изделиям на +372,74 тыс.руб, по школьно-письменным принадлежностям на +708,01 тыс.руб., по настольным принадлежностям на +111,0 тыс.руб., по папкам на +208,82 тыс.руб., по бумаге на +468,01 тыс.руб, по металлоизделию реализация уменьшилась на -66,58 тыс.руб..
Неравномерность развития оптового товарооборота по отдельным группам привела к изменению его структуры. В частности, снизилась доля в товарообороте по настольным принадлежностям, по папкам, металлоизделиям, при увеличении удельного веса реализации товаров по другим товарным группам. Выполнение плана и динамика оптового товарооборота зависят от трех групп факторов: 1) от обеспеченности и использования товарных ресурсов; 2) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда; 3) от состояния, развития и использования материально-технической базы оптовой торговли. Главный фактор успешного развития товарооборота- обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего, проверим, как товарные ресурсы обеспечивали динамику развития оптового товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Оптовый товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
Зн + П = О + В + Зк,
где Зн - запасы товаров на начало отчетного периода; П - поступление товаров; О - оптовый товарооборот; В - прочее выбытие товаров; Зк - запасы товаров на конец отчетного периода. Влияние показателей товарного баланса на объем оптового товарооборота можно определить, применив следующую формулу:
О = Зн + П – В – Зк
Товарный баланс по ООО "Волгоконтракт" по оптовой торговле характеризуется данными представленными в таблице 3.7.
Таблица 3.7 Товарный баланс по ООО "Волгоконтракт", тыс. р.
Оптовый товарооборот в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился на +1280 тыс.руб. за счет сверхнормативных запасов на начало года (+ 23 тыс.руб.) и перевыполнения поступления товаров в 2008 году (+1557 тыс.руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (-1 тыс.руб.) и завышенными товарными запасами на конец 2008 года (-299 тыс.руб.). ООО "Волгоконтракт" в прочее выбытие товаров включает товарные потери, бой, лом, порчу и уценку товаров. В связи с этим увеличение по сравнению с 2007 годом и в динамике прочего выбытия товаров должно с отрицательной стороны характеризовать его торговую деятельность.
По сравнению с 2006 годом объем товарооборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало 2008 года (+86тыс.руб.), роста поступления товаров (+2042 тыс.руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+2 тыс.руб.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец 2008 года (328 тыс.руб.). Следовательно, на динамику товарооборота положительное влияние оказывает завышенные (сверхнормативные) товарные запасы на начало 2008 года (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров и отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров, и завышенные товарные запасы на конец 2008 года. Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и другими торговыми подразделениями. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов), который определяется по формуле
Этов = Р / Зн + П – Зк
Этов показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов. Для анализа и оценки эффективности использования товарных ресурсов предприятия ООО "Волгоконтракт" представлены в таблице 3.8.
Таблица 3.8 Анализ эффективности использования товарных ресурсов по ООО "Волгоконтракт".
Анализ эффективности использования товарных ресурсов показал, что товарооборот по сравнению с 2007 годом вырос на +1280 тыс.руб., а по сравнению с 2006 годом на +1802 тыс.руб.. Объем товарных ресурсов вырос по сравнению с 2007 годом на +1281 тыс.руб., а по сравнению с 2006 годом на +1800 тыс.руб. Объем товарных ресурсов на 1 рубль оптового товарооборота в 2008 году не изменился по сравнению с 2007 годом, а по сравнению с 2006 годом увеличился на +0,0005. Анализ товарных запасов
Товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе ее движения из сферы производства к потребителю. Существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров. Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в оптовой торговле на складах должны быть определенные товарные запасы. По назначению запасы товаров подразделяются на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Оптовое предприятие должно иметь их в размере на установленный по плану количество дней торговли. Текущие запасы должны быть средними, т.е. не завышенными и не заниженными. Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства, либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относится образование товаров для осуществления определенных целей. Текущие товарные запасы планируются отдельно от сезонных и целевых. При проведении анализа товарных запасов составляют следующую таблицу 3.9.
Таблица 3.9 Анализ соблюдения нормативов товарных запасов по ООО "Волгоконтракт" за 2008 год
Анализ товарных запасов показал, что на конец 1 квартала фактические запасы превышали плановые на +89 тыс.руб, на конец 2 квартала превышали на +24 тыс.руб., на конец 3 квартала на +38 тыс.руб., на конец года на +299 тыс.руб. Однако качественным показателем состояния товарных запасов является их уровень. Товарные запасы во всех кварталах отчетного года были завышены. Это свидетельствует о достаточных запасах, обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение покупателям необходимыми товарами. Товарные запасы в сумме снижаются, если поступление товаров отстает от темпов увеличения товарооборота, и повышаются при опережающих темпах роста поступления товаров. Во всех кварталах фактические запасы превышали установленный норматив, что создавало нормальные условия торговли. Когда спрос населения превышает предложение товаров, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучение спроса населения, завоз товаров в размерах не превышающий спрос, равномерное поступление товаров, отсутствие недостатков в организации торговли и другой маркетинговой деятельности -условия способствующие нормализации товарных запасов. Анализ товарных запасов проводят также в разрезе товарных групп и товаров. Анализ динамики товарных запасов в разрезе товарных групп и товаров по торговому предприятию ООО "Волгоконтракт" характеризуется данными таблицы 3.10.
Таблица 3.10 Информация о товарных запасах в действующей оценке на оптовых складах ООО "Волгоконтракт", тыс. руб.
Сумма фактических товарных запасов по всем товарным группам за 2008 год значительно выросла. Товарные запасы фактические на конец года возросли по сравнению с нормативом на +299 тыс.руб., а по сравнению с начало года на +328 тыс.руб.. Товарные запасы в днях возросли на конец отчетного года по сравнению с нормативом на +5,66 дня, а по сравнению с началом отчетного года на +3,47 дня. Это может положительно повлиять на развитие товарооборота торговой фирмы ООО "Волгоконтракт" в будущем году. Наряду с анализом товарных запасов на отдельные даты проводится изучение их средних размеров. Рассчитаем плановые среднегодовые товарные запасы по фирме ООО "Волгоконтракт" по формуле средней арифметической:
Зср по плану = 875+893+911+927/4 = 901,5 тыс.руб.
Фактические среднегодовые товарные запасы определяем по формуле средней хронологической по данным тринадцати дат (на начало каждого месяца и на конец года). Фактические среднегодовые текущие товарные запасы равны:
Зср фактически = 12399/12= 1033,25 тыс.руб.
Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей и т.д. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. Товарооборачиваемость в днях определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул:
Тдн = Зср*Д / Р, или Тдн = Зср: (Р:Д), или Тдн = Зср/Рдн
Где Тдн – товарооборачиваемость в днях; Д- количество дней анализируемого периода; Рдн –среднедневной объем оптового товарооборота. Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) можно рассчитать по следующей формулам:
Тоб = Р/Зср, или Тоб = Д / Тдн
Где Тоб – товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров). Результаты анализа товарооборачиваемости по оптовому торговому предприятию представим в таблице 3.11
Таблица 3.11 Информация о средних товарных запасах и товарооборачиваемости по ООО "Волгоконтракт"
Таким образом, фактические среднегодовые товарные запасы в 2008 году больше аналогичных в 2007 году на +131,8 тыс.руб.. Их размер зависит от двух факторов: 1) от изменения объема товарооборота; 2) от ускорения или замедления товарооборачиваемости. Торговое предприятие перевыполнило план товарооборота в 2008 году на +18,23% и за счет этого средние товарные запасы возросли на +131,8 тыс.руб. Темп роста в 2008 году относительно 2006 года составил 127,61%. По торговому предприятию в 2008 году товарооборачиваемость по сравнению с 2007 годом ускорилась на +1,39 дней и в динамике, относительно базового 2006 года увеличение показателя произошло на +15,34 дней. По фирме ООО "Волгоконтракт" фактический среднедневной товарооборот в 2008 году составил 23,13 тыс.руб. Ускорение времени обращения товаров по сравнению с 2007 годом на +15,34 дней высвободило средств, вложенные в товарные запасы, в сумме 354,81 тыс.руб (23,13*(-15,34)). В 2008 году товарные запасы фактически обновлялись 8,06 раз при аналогичном показателе в 2007 году - 7,82 раза.. В динамике, относительно 2006 года, оборачиваемость товаров ускорилась на +2,07 оборота.
3.4 Анализ поступления товаров
Анализ поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам и в ассортиментном разрезе. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данные о средних оптовых ценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления товаров по ассортименту и качеству, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров. Анализируя поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Для анализа и оценки динамики источников поступления товаров по ООО "Волгоконтракт" составим таблицу 3.12
Таблица 3.12 Анализ динамике поступления товаров по ООО "Волгоконтракт", тыс. руб.
На анализируемом предприятии темп роста поступления товаров по такой товарной группе как бумажно-беловые изделия в 2007 году составил 128%, а в 2008 году 136% относительно 2006 года. По товарной группе школьно-письменных принадлежностей в 2007 году наблюдается снижение поступления товаров темп снижения составил 77%. А в 2008 году относительно 2006 года наблюдается рост –темп роста составил 128%. По товарной группе бумага, наблюдается рост за весь анализируемый период –темп роста в 2007 году составил 115%, а в 2008 году темп роста составил 131% относительно 2006 года. По товарной группе "папки" наблюдается так же рост поступления товаров, так темп роста в 2007 году составил 130%, а в 2008 году 126%. По товарной группе "настольные принадлежности" темп роста в 2007 году составил 143%, и в 2008 году 164% относительно базового 2006 года. По товарной группе "Метало изделия" наблюдается стабильное снижение поступления товаров, так в 2007 году темп снижения сотавил 80% и в 2008 году 59% относительно 2006 года. Торговое предприятие обеспечило высокие темпы роста поступления товаров. По всем товарным группам поступление товаров составило 106% в 2007 году относительно 2006 года и в 2008 году относительно базового 2006 года темп роста составил 131% Анализ и оценку динамики источников поступления товаров по предприятию ООО "Волгоконтракт" представим в таблице 3.13
Таблица 3.13 Информация об источниках поступления товаров на оптовый склад ООО "Волгоконтракт", тыс.руб.
В 2008 году поступление товаров составило 8662 тыс.руб., что больше чем в 2006 году на +2042 тыс.руб. (на +30,85%). В условиях формирования рыночных отношений торговые предприятия получили больше права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путем закупки товаров непосредственно у производителей. Более быстрыми темпами росло поступление товаров от оптовых предприятий своей области и от промышленных предприятий других областей (от производителей). В 2008 году поступление от оптовых предприятий области составило 2165 тыс.руб., что меньше чем в 2006 году на -549 тыс.руб. Это говорит о том, что предприятие стало заключать договора непосредственно с заводами изготовителями напрямую без посредников. В 2007 году поступление от оптовых предприятий других областей составило 2339 тыс.руб., что больше чем в 2006 году на +816 тыс.руб.. В 2008 году поступление товаров от промышленных предприятий других областей составило 4158 тыс.руб., что больше чем в 2006 году на +1775 тыс.руб. Увеличение поступления товаров напрямую от промышленных предприятий приводит к снижению оптовых цен, а значит к увеличению товарооборота, прибыли предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торговое предприятие — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке. Функции торгового предприятия обусловлены функциями торговли как экономической категории. Основная функция — продажа (реализация) товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную, что можно представить в виде формулы Д—Т—Д. Торговые организации могут осуществлять оптово-розничную торговлю – продажу товаров крупными, средними и мелкими партиями, а также единичными предметами. Оптово-розничная торговля осуществляется с баз, складов, на оптовых (мелкооптовых) рынках, городских рынках, а также в специально созданных оптово-розничных магазинах. Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот - процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара – торговое предприятие – за деньги продает в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством купли – продажи. Товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю. Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий. Товароснабжение — это комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, включающий в себя закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку и продажу товаров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий Серия: Высшее образование, Изд.: Инфра-М, 2008 г. 2. Архипов В.М. Проектирование производственного потенциала объединений. Л.: Изд-во ЛГУ, 2004. 3. Бакаев А.С. Бухгалтерский учет. М., 2004 4. Беленький П.Е., Гиттик Ю.П., Ладина Т.В. Управление техническим и организационным развитием предприятия. - Изд-во: Техника, 2004. 5. Богатая И. Н. Аудит для студентов вузов Издательство: Феникс, 2008 г. 6. Богаченко В. М., Кириллова Н. А. Бухгалтерский учет., Издательство: Феникс, 2008 7. Бочаров В. Б. Финансовый анализ., Изд.: Питер Пресс 2008 г. 8. Бровкина М. В.,Мельник М.В.Практический аудит Серия: Высшее образование, Издательство: Инфра-М, 2008 г. 9. Бычкова А.С. Конкурентоспособность предприятия: Изд-во: Уфа, 2006. 10. Василик С. Оценка эффективности деятельности предприятия. Изд-во: Бизнесинформ. - 2007. 11. Васильева Е.В. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения лизинговых операций // Налоговый вестник. 2006. - № 12. - С. 8-14. 12. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бух
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|