Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расходы федерального бюджета

 

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

§ принцип целевого использования средств;

§ безвозвратность государственных расходов (за исключением государственных кредитов);

§ соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, а также средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

§ ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

§ средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

§ трансфертов населению, включающих в себя: ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению;

§ ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

§ ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

§ бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

§ субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

§ инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

§ бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

§ кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

§ кредитов иностранным государствам;

§ средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

§ обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, функционирование федеральной судебной системы;

§ осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти

§ национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

§ фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

§ государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

§ государственная поддержка атомной энергетики;

§ ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

§ исследование и использование космического пространства;

§ содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

§ формирование федеральной собственности;

§ обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

§ компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

§ пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

§ проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

§ федеральная инвестиционная программа;

§ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

§ обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

§ финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

§ прочие расходы.

За счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

§ государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

§ обеспечение правоохранительной деятельности;

§ обеспечение противопожарной безопасности;

§ научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

§ обеспечение социальной защиты населения;

§ обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

§ обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

§ развитие рыночной инфраструктуры;

§ обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

§ обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§ обеспечение деятельности средств массовой информации;

§ прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

§ власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

§ прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации. [47.C.4]

Значения бюджетных статей в тыс. руб., расходы бюджета представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1.

Статьи законов бюджета за 2000 – 2003 года, тыс.руб

№ n/n Название статей 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.  
1 финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы 2 303 000 3 367 000 5 200 000 5 570 000  
2 промышленность, энергетика и строительства 24 700 1 300 000 550 310 5 000 000  
3 дорожное хозяйство       3 299 600  
4 прочие расходы 1 187 839 806 430 2 201 431 2 079 836  
5 здравоохранение и физическая культура 510 000 991 500 1 770 062 1 665 944  
6 социальная политика 574 773 548 840 638 224

1 613 414

7 правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 179 500 366 200 1 108 765

1 262 545

8 государственное управление и местное самоуправление 401 836 656 300 794 769

1 076 712

9 сельское хозяйство и рыболовство 1 115 771 800 400 1 425 300

960 691

10 образование 395 894 556 950 727 862

897 430

11 транспорт, связь и информатика 214 618 1 991 000 3 978 033

477 968

12 охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 87 556 215 200 432 631

283 544

3 культура, искусство и кинематография 129 870 208 000 330 000

343, 800

14 предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 37 000 37 100 42 245

186 444

15 средства массовой информации 80 032 155 380 292 122

311 460

16 обслуживание государственного и муниципального долга 86 900 41 200 328 790

385 000

17 жилищно-коммунального хозяйства 103 254 117 100 131 296

131 400

18 фундаментальные исследования и содействия научно-техническому прогрессу 32 500 49 000 57 000

62 830

19 судебная власть 7 257 67 900 55 460

57 625

20 мобилизационная подготовка экономики   15 000 11 200

12 677

21 развитие рыночной инфраструктуры 12 500 12 500 12 500

12 500

 

Расходы местных бюджетов

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

§ содержание органов местного самоуправления;

§ формирование муниципальной собственности и управление ею;

§ организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации;

§ организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

§ муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

§ благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

§ организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

§ содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

§ организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

§ реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; обслуживание и погашение муниципального долга;

§ целевое дотирование населения;

§ содержание муниципальных архивов;

§ проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, расходы на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 9%, транспорта, дорожного хозяйства, связи - 2,1%.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%.

Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до 80%.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ;

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста, расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. [33.С.96]

Одной их актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...