Лекция 8. Деятельность социального педагога по организации работы
Лекция 8. Деятельность социального педагога по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами, девиантными детьми СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯД ДЕЯТЕЛЬНОСГЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В настоящее время широко используются в обыденной речи и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ' ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители: • умерли; • лишены родительских прав; • ограничены в родительских правах; • признаны безвестно отсутствующими; • недееспособны (ограниченно дееспособны); • отбывают наказание в исправительных колониях; • обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей; • уклоняются от воспитания детей; • отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно. Опека — это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Под опекой также понимают лица или учреждения, на которые возложено, такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Попечительство — понятие близкое по своему значению к опеке. Попечительство — это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей), то есть под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория дотри.
Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство — форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту. Сиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное значение. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало». Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием проблем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на развитии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.
Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка. Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. Их называю по разному— «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако, по крайней мере три причины такого явления можно назвать: Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего peбёнка, причем чаще это наблюдается в младенческом возраст отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка – правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с благополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и г. п. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо при- родных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
Одна из главных задач любого общества и государства — осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах Конвенция ООН о правах ребенка и др. ), так и в российских законодательных актах. Так, в том кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельно выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими опекунами, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию. Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи. Но при передаче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью, делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями. В каждой стране создастся, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты: — сохранение ребенка в родной семье; — возвращение в семью, — усыновление внутри страны, — усыновление в другой стране, — передача на воспитание в семью, — передача в специальные воспитательные учреждения. Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя путями — усыновлением или передачей на государственное попечение, что представлено на схеме: Усыновление — это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Усыновление ребенка осуществляют местные органы исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства; усыновление устанавливается решением суда. Государственное попечение — создание неусыновленному ребенку (ребенку-сироте) нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|