Девиантное поведение
⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37 Девиантное поведение (отклоняющееся от общепринятых норм) – это отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиант – это личность с отклонениями в нравственном развитии и поведении. Педагогически запущенный – это такой ребенок, у которого не сформированы важнейшие социальные качества личности. Устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания. Делинквент (правонарушитель) – субъект, чьё отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляет собой уголовно наказуемые действия. Реабилитация – восстановление, система психолого-педагогических мер, направленных на включение девиантного ребенка в социальную среду, учебно-воспитательный процесс. Наиболее существенные признаки девиантного поведения: недисциплинированность, негативное отношение к нравственным нормам, недобросовестное отношение к социально ценным поручениям, жестокость, эгоизм, бродяжничество, агрессивность, наличие вредных привычек и др. Причины девиантного поведения: 1) семейное неблагополучие (отрицательная атмосфера, деформация внутрисемейных отношений, антисоциальное поведение родителей, низкий уровени материальной обеспеченности и др. ); 2) недостатки в работе школы: (недостаточная подготовленность учителя, разрозненность воспитательных воздействий и др. ); личностные компоненты (неразвитость духовных интересов, отставание в психо-физиологическом развитии, нервозность, гиперактивность и др. ); 4) нарушения в общении (неуживчивость, грубость, агрессивность и др. ). Работа с детьми с девиантным поведением должна начинаться с диагностики. Объектом её будет являться учащийся и окружающая его среда, её воспитательные возможности.
В задачу диагностики входит: 1) определение общего уровня воспитанности личности; 2) выявление деформированных отклоняющихся от норм качеств и черт характера; 3) определение положительных черт и качеств; 4) изучение микроклимата семьи; 5) изучение влияний неформальных объединений. При реконструкции характера главное – найти точку опоры, то положительное, что станет основой реабилитации. Перед педагогами стоит задача – профилактика отклоняющегося поведения (предупреждение). В РБ разработана концепция и программа профилактики правонарушений несовершеннолетних. Для этого создаются: 1) центры реабилитации (правоохранительные органы, педагоги, психологи, медицинские работники, социальные службы); 2) в школе психолого-педагогические консилиумы, комиссии по работе с детьми «группы риска»; 3) социальные педагоги, психологи. Профилактика и преодоление отклонений предполагает работу с семьёй подростка, с ним самим. Включает учебную работу, внеклассную и внешкольную, осуществление контроля за деятельностью, работу с учреждениями дополнительного образования. Для профилактики необходимо создание психоло-педагогической, правовой, наркологических служб, служб социальной помощи и защиты подростков, телефонов доверия, организация клубов молодой семьи, индивидуальную работу с трудными детьми, психолого-педагогические консультации. Выделяют общую профилактику – это меры направленные на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, направленных на содействие семье в выполнении ею своих функций по воспитанию детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов.
Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей «группы риска» и «девиантных детей». Эта работа осуществляется в тесном сотрудничестве школы, семьи, неформальных групп. В первую очередь важно преодолеть негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (семья, асоциальная группа). Радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа или специальные учебно-воспитательные учреждения не всегда приносят ожидаемый результат (детские дома, патронатное воспитание). В предупреждение отклонений в поведении подростков важная роль отводится работе с семьей. Можно использовать коррекционное воздействие на семейное общение, если существует взаимопонимание между педагогами и родителями. Осуществление педагогического всеобуча. Воздействовать через родительский комитет и совет школы. Важное направление – переориентация направленности группового общения подростков.
Юричка Ю. И., Юричка А. Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, лудомания, правонарушения. М., 2005. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: /М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, И. В. Кузнецова и др. ; Под ред. М. И. Рожкова. - М. : ВЛАДОС, 2003. -239с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|