Что такое компетентность? Как соотносятся личностная и профессиональная компетентность? Что такое ключевые, базовые и специальные компетенции?
Компетентность (от латинского competens (competentis) – соответствующий; способный[10]) с точки зрения деятельностного подхода может быть описана как система знаний, умений, навыков и способов выполнения деятельности на высоком уровне квалификации в соответствии с конкретными условиями, в интересах удовлетворения определенных потребностей. В то же время с точки зрения личностно-деятельностного подхода компетентность может быть описана как сложное интегративное качество личности, опосредующее деятельность и направленное на повышение ее эффективности. В рамках акмеологического подхода, который интегрирует принципы и деятельностного, и личностно-деятельностного подхода, компетентность рассматривается как элемент более сложных систем и анализируется с учетом тех закономерностей, условий и факторов, которые обеспечивают высший уровень в какой-либо области деятельности зрелых людей[11]. Так, компетентность в акмеологических исследованиях рассматривается как одна из сторон профессионализма, отражающая степень соответствия человека требованиям профессии[12], и один из факторов, влияющих на продуктивность деятельности[13]. Для исследований в области психологии, педагогики, акмеологии традиционно выделение видов компетентности в соответствии с тем или иным видом внутренней/внешней деятельности человека. Предметное поле исследования сужается за счет выделения определенной, более или менее широкой области деятельности. Наиболее широкими с этой точки зрения являются понятия «профессиональная компетентность» и «личностная компетентность». Разделяются эти понятия не всегда четко, некоторые авторы включают личностную компетентность в профессиональную как ее структурный компонент, однако, на наш взгляд, феномен личностной компетентности шире феномена профессиональной компетентности, так как личностная компетентность связана с самореализацией личности во всех сферах ее жизнедеятельности, а не только в рамках профессиональной деятельности. В то же время профессиональная компетентность не входит полностью в личностную. Таким образом, понятия «профессиональная компетентность» и «личностная компетентность» следует рассматривать как пересекающиеся, а феномены профессиональной и личностной компетентности – как дополнительные.
При этом личностную компетентность следует рассматривать как некое интегративное образование, опосредующее ход личностно-профессионального развития и определяющее в той или иной степени его эффективность, а профессиональную компетентность – как готовность человека преодолевать внутренние противоречия и, мобилизуя свои акмеологические ресурсы, творчески реализовывать планы и программы деятельности, эффективно решая профессиональные задачи в типовых и нестандартных ситуациях. Таким образом, профессиональная компетентность является акмеологическим фактором эффективности профессиональной деятельности и выступает как одна из составляющих, которые характеризуют профессионализм деятельности. В то же время выражением личностной компетентности являются акмеологические инварианты профессионализма личности. В последнее время исследователи рассматривают профессиональную компетентность не просто как систему знаний, умений, навыков и способов выполнения деятельности, а как систему ключевых, базовых и специальных компетенций. Ключевые компетенции необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Сегодня ключевые компетентности приобретают особую значимость. Они проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в социально-правовых основах поведения личности в гражданском обществе.
Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Для профессиональной деятельности государственных служащих базовыми считаются компетенции, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе государственной службы на определенном этапе развития общества. Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых в конкретной области профессиональной деятельности[14]. Развитие компетенций связано с процессом развития способностей человека, то есть с овладением им способом деятельности. Компетенции не исключают знаний, умений и навыков, хотя и принципиально отличаются от них. От знаний – тем, что они существуют в виде деятельности, а не только информации о ней. От умений – тем, что компетенции могут применяться к решению разного рода задач и в различных ситуациях (обладают свойством переноса). От навыков – тем, что они осознаны и не автоматизированы, что позволяет человеку действовать не только в типовой, но и нестандартной ситуации. Хотя исследователи подчеркивают, что компетенции не сводятся ни к знаниям, ни к умениям, при описании той или иной компетенции становится ясно, что она представляет собой именно умение не только как навык в каком-либо деле, обученность, но и как обладание способностью делать что-нибудь (например, умение извлекать пользу из опыта; умение организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; умение решать проблемы; умение обращаться с запросами к различным базам данных; умение организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий и др.). Таким образом, профессиональная компетентность: - является системно-структурным многоуровневым интегральным личностно-деятельностным образованием, которое позволяет специалисту ставить и эффективно решать профессиональные задачи и проблемы разного уровня сложности в типовых и нестандартных ситуациях;
- выступает как важная характеристика и необходимое условие профессионализма, определяет эффективность профессиональной деятельности специалиста и опосредует его личностно-профессиональное развитие; - обеспечивается сформированностью определенного набора ключевых, базовых и специальных компетенций; - включает в качестве структурных составляющих отдельные виды компетентности, при этом содержание и структурные связи определяются характером профессиональной деятельности. - проявляется в профессиональном опыте; - развивается в рамках профессионального образования и профессиональной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|