Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какова структура профессиональной компетентности?




Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой выполняемой профессиональной деятельности.

В психолого-педагогических и акмеологических исследованиях профессиональную компетентность рассматривают как системно-структурное образование.

Интегративный характер категории «профессиональная компетентность», ее зависимость от специфики профессиональной деятельности определяют ее «нежесткий характер». Иными словами, в зависимости от характера решаемых профессиональных задач и особенностей профессиональных ситуаций в структуру профессиональной компетентности включаются в качестве системных компонентов различные ее виды.

В наиболее общем плане в структуру профессиональной компетентности входят специальная и психологическая компетентность.

Содержанием специальной компетентности является система знаний, умений и навыков, обеспечивающая владение на уровне высоких образцов конкретной специальностью.

Психологическую компетентность следует рассматривать как личностно-деятельностное образование, в рамках которого психологические знания, умения, навыки, психологические свойства (мотивационные, эмоциональные, интеллектуальные, рефлексивные, регулятивные и др.), а также отношения, переживания и опыт интегрируются в системно-структурное целое, опосредующее эффективность жизнедеятельности человека.

Выступая как компонент профессиональной компетентности, психологическая компетентность проявляется в способности и готовности специалиста к самоопределению, самоорганизации и саморегуляции в процессе решения профессиональных задач и проблем, в ходе взаимодействий, а также в процессе саморазвития. Развитие психологической компетентности как компонента профессиональной компетентности обеспечивает, с одной стороны, эффективность решения профессиональных задач, а с другой стороны, – эффективность личностно-профессионального развития самого специалиста.

Психологическая компетентность проявляется в:

- гуманистической направленности личности;

- осознании значимости психологического компонента деятельности;

- умении вычленять психологическое содержание профессиональной деятельности (видеть психологические проблемы, задачи в отношении себя и других людей);

- потребности в получении значимой психологической информации;

- психологической «свободе», гибкости субъекта профессиональной деятельности как показателе произвольного владения психологическим ресурсом (знаниями, умениями, навыками).

Психологическая компетентность, как показывают исследования, представляет собой сложное образование, включающее в качестве взаимосвязанных подсистем различные виды компетентности[15]. При этом инвариантными, образующими ядро структуры являются рефлексивная, аутопсихологическая, акмеологическая, когнитивная и коммуникативная компетентности.

Рефлексивная компетентность состоит в осведомленности относительно процессов актуализации, разворачивания рефлексии и направленной реализации рефлексивной способности в плане осмысления и преодоления стереотипов мышления и образования новых (креативно-инновационных) содержаний сознания с целью саморазвития, совершенствования и организации профессиональной деятельности[16].

Иначе говоря, рефлексивная компетентность – профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно осуществлять рефлексивные процессы и адекватно реализовывать рефлексивную способность, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности[17].

Как было показано в акмеологических исследованиях, рефлексивная компетентность представляет собой мета-компетентность, которая через культивирование рефлексии (то есть процесса осмысления и переосмысления содержания профессиональной деятельности, взаимодействий и процесса саморазвития субъекта рефлексии) обеспечивает адекватное развитие основных составляющих профессионализма, в том числе и профессиональной компетентности[18].

Аутопсихологическая компетентность обеспечивает операционально-технологический уровень саморазвития личности в различных профессиональных сферах. Аутопсихологическая компетентность выражается в готовности и способности к ориентации и регуляции во внутриличностном пространстве и обеспечивает целенаправленную психическую работу по получению нового знания о себе, регуляции психических состояний и свойств, изменению личностных черт и поведенческих характеристик.

Акмеологическая компетентность – это многоуровневое интегральное личностно-деятельностное качество, которое позволяет человеку ставить и эффективно решать задачи и проблемы разного уровня сложности в области самоактуализации, самосовершенствования и самореализации в различных сферах жизнедеятельности и в первую очередь в профессиональной сфере[19]. Акмеологическая компетентность характеризует зрелость специалиста как субъекта профессионального саморазвития и отражает его способность строить свое поступательное развитие в различных сферах жизнедеятельности с постоянным усложнением задач и возрастанием уровней достижений, наиболее полно реализующих имеющиеся у человека психологические и акмеологические ресурсы[20].

Когнитивную компетентность можно рассматривать как целостную, системно организованную совокупность различных форм и уровней познавательных процессов, познавательных способностей и познавательной деятельности, обеспечивающую продуктивность познания и преобразования человеком мира и самого себя и на этой основе максимальную эффективность и рациональность всех сфер жизнедеятельности, в том числе профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетентность как компонент профессиональной компетентности в свою очередь включает:

собственно коммуникативную компетентность, связанную со способностью передачи – принятия информации; с овладением различными средствами: вербальными, невербальными; личностным воздействием (персонализация, представленность себя в другом); достижением одинакового восприятия коммуникативной ситуации;

социально-перцептивную компетентность, которая выражается в способности к формированию адекватного образа другого, прочтению за внешними проявлениями психологических свойств личности и особенностей ее поведения, полноте и глубине восприятия, понимания и оценки другого и себя как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности;

интерактивную компетентность, выражающуюся в умении на основе знаний о закономерностях поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу, и собственно группы вырабатывать стратегию и тактику взаимодействия и воздействия, правильно его организовывать, выбирать оптимальную модель поведения с учетом ситуации и индивидуальных особенностей и свойств других субъектов совместной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...