Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что мы знаем о народах России?




Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

перечислять некоторые народы, проживающие на территории Российской Федерации;

находить информацию о народах своего края.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника;

сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать важность уважительного отношения ко всем народам России.

Оборудование. У учителя –плакат с изображением народов России. У учащих­ся — клей, ножницы для выполнения задания рабочей тетради.

 

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Учитель: «На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. Вспомните, как называется наша страна и ее столица?»

Учитель говорит, что сегодня Муравей Вопросик хочет задать еще один вопрос: «Что мы знаем о народах России?». Дети высказываются. Учитель благодарит их, зачитывает слова от имени Муравьишки (с.12) и говорит, что в конце урока мы попробуем еще раз ответить на поставленный вопрос.

Актуализация знаний и умений. Учитель предлагает детям назвать известные им народы нашей страны.

Освоение нового содержания и его применение. Выслушав детей, учитель просит открыть учебник (с. 12) и рассмотреть рисунки, где показаны представители некоторых народов России. Учитель: «Кого вы видите? Сравните лица и костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы России». Происходит обмен мнениями и впечатлениями.

Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 5). Дети работают в паре, используя Приложение к рабочей тетради. Учащимся необходимо самостоятельно определить по их национальным костюмам представителей народов, населяющих территорию России, и правильно расположить их в рабочей тетради. Затем школьники проверяют правильность выполнения задания по учебнику и наклеивают картинки в правильном порядке.

Учитель предлагает: «Назовите другие народы России. Расскажите, что вы о них знаете». Учащиеся перечисляют народы, которые не были представлены на рисунках, и рассказывают то, что знают об этих народах.

Далее в парах дети рассматривают фотографии на с. 13 учебника, отвечают на вопрос «Какие праздники отмечают народы России?» и выполняют соответствующие задания учебника. Дети рассматривают фотографии, определяют название праздника, рассказывают по рисункам и личным впечатлениям о событиях и действии, происходящем на каждой фотографии. В зависимости от национального состава класса, можно подробнее остановиться на каком-нибудь одном празднике и рассмотреть его особенности и традиции, связанные с его празднованием.

Далее учитель предлагает вспомнить, в каких играх участвовали дети на праздниках. Школьники делятся впечатлениями и рассказывают правила игры. Учитель предлагает поиграть в одну из игр, озвученных детьми, или предлагает разучить новую игру.

Дополнительные материалы для учителя.

Игры, проводимые на Масленицу.

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Игры, проводимые на празднике Сабантуй.

Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке.

 

Опираясь на материалы учебника, а также учитывая национальный состав класса и принадлежность семей учащихся к тем или иным конфессиям, учитель рассказывает о важной роли религии в жизни народов России.

Выводы и обобщения. Учитель предлагает, используя полученные на уроке сведения, еще раз ответить на вопрос «Что мы знаем о народах России?». Затем учитель обращает внимание на изображение Черепахи на с. 13 учебника и просит посмотреть на с.8, что оно обозначает. («Это условный знак «Сделаем вывод».) С помощью текста вывода, который зачитывает учитель или кто-либо из хорошо читающих детей, обобщаются высказывания учащихся.

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью соответствующего блока вопросов и заданий на с. 13.

 

Рекомендации для занятий в семье

Выполните с ребёнком задание в рабочей тетради (с. 6, № 2).

 

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О МОСКВЕ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

узнавать достопримечательности столицы;

знать названия достопримечательностей столицы.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника;

извлекать из них нужную информацию о Москве;

рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать особую роль столицы России — Москвы - в жизни страны.

Оборудование. У учителя — набор открыток или значков с видами Москвы.

Предварительная работа. Подготовьте наглядные материалы: комплект открыток, картинок или фотографий с достопримечательностями Москвы.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Урок начинается с того, что учитель проверяет, как дети выполнили задание прошлого урока — в рабочей тетради нарисовали национальный костюм одного из народов своего края.

Учитель сообщает детям вопрос, вынесенный в название темы, и предлагает ответить на него. Выслушав детей, учитель благодарит их за высказывания и зачитывает слова Муравьишки (с. 14).

Актуализация знаний и умений. Учитель: «Вспомните, какие города России вы уже знаете. Как называется столица России?».

Освоение нового содержания и его применение. Учитель продолжает: «А как вы думаете, что такое столица? Чем замечательна Москва?». Учащиеся высказывают свои предположения. После обсуждения учитель сообщает: «Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве».

Учитель: «Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха поведут нас в город, о котором говорят так: «Москва — столица нашей Родины». Давайте начнем наше путешествие в самом центре Москвы, на Красной площади».

Учитель обращает внимание детей на с. 14 учебника и предлагает использовать эту иллюстрацию как маршрутный лист путешествия (параллельно на доске учитель фиксирует маршрут передвижения в виде фотографий, картин с основными достопримечательностями, остановками по маршруту). Учитель: «Представьте, что мы находимся на Красной площади. Оглядитесь, что вы видите вокруг себя?». Дети перечисляют увиденные здания, достопримечательности, а учитель прикрепляет фотографии собора Василия Блаженного, Спасской башни Кремля на доску. Далее ведется работа по фотографии собора Василия Блаженного, школьникам предлагается описать храм и поделиться своими впечатлениями.

Учитель: «Рассмотрите наш маршрутный лист. Какие здания вы уже видели? Что вы можете о них рассказать?». Дети перечисляют известные здания, рассказывают о них и делятся впечатлениями. Учитель может продолжить путешествие, посетив зоопарк, останкинскую телебашню, МГУ и Третьяковскую галерею (на доску последовательно прикрепляются фотографии достопримечательностей).

Для закрепления знаний о достопримечательностях Москвы дети выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 7).

Учитель: «Муравьишка провел для нас экскурсию по Москве, показал основные достопримечательности столицы. А сейчас он хочет показать вам жизнь москвичей, ваших сверстников. Рассмотрите фотографии на с. 15 учебника и составьте в парах рассказ о жизни москвичей».

Далее для индивидуальной работы предлагается выполнить задание № 2 в рабочей тетради (с. 7). После подготовки несколько учащихся выступают перед классом со своими рассказами.

Выводы и обобщения. Учитель предлагает, используя полученные на уроке сведения, еще раз ответить на вопрос «Что мы знаем о Москве?». Выводы детей обобщаются с помощью текста на с. 15 учебника, который от имени Мудрой Черепахи зачитывает учитель или кто-либо из хорошо читающих детей.

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью соответствующего блока вопросов и заданий на с. 15.

Рекомендации для занятий в семье. Почитайте ребёнку рассказы о Москве, достопримечательностях столицы, с которыми дети познакомились на уроке.

 

 

ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

Метапредметные результаты:

интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

составлять устный рассказ;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Личностные результаты:

осознавать необходимость бережного отношения к своей малой Родине;

осознавать ценность взаимопомощи в семье для успешного выполнения работы.

 

Оборудование. У учителя — карта России, на которой отмечены города и села (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Великий Устюг, село Константиново, село Гжель), набор открыток или значков с изображением городов и сел России.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока Учитель говорит: «Ребята, напомните Муравью Вопросику, о чем шла речь на прошлом уроке, с чем мы познакомились». Дети называют столицу нашей Родины, перечисляют основные достопримечательности Москвы.

Учитель: «Муравей Вопросик принес с собой карту России. На ней отмечены города и села. Прочитайте названия этих населенных пунктов. Как вы думаете, чем же они знамениты?». Дети читают названия и пытаются сказать, чем могут быть знамениты эти города и села.

Освоение нового содержания и его применение. После высказываний детей учитель предлагает обратиться к материалам учебника (с. 16-17) и найти в них ответ на поставленный вопрос.

Вначале учитель обращает внимание детей на город на Неве – Санкт-Петербург. Учитель: «Поднимите руки те, кто был в Санкт-Петербурге. Что вы можете рассказать об этом городе?». Учащиеся, которые были в Санкт-Петербурге, делятся своими впечатлениями, рассказывают о городе. Учитель прикрепляет на доску фотографии города, дополняет высказывания детей об основных достопримечательностях по фотографиям и рисункам.

По аналогии проводится знакомство с другими городами и селами.

Далее учитель предлагает детям побыть в роли экскурсоводов и провести воображаемую экскурсию по своему населенному пункту, рассказать, чем он необычен, перечислить его достопримечательности, назвать любимые места, где очень нравиться бывать.

После проведенной детьми воображаемой экскурсии учитель нацеливает на выполнение проектной работы: «Моя малая Родина». Учитель: «Сегодня мы побывали в нескольких городах и селах нашей огромной страны. Все они являются малой Родиной для разных людей – детей и взрослых. Ваша задача составить фоторассказ о своей малой Родине. Выполняя проект, обращайтесь за помощью и советом к родителям или другим взрослым. Представьте свой фоторассказ на с. 8-9 рабочей тетради».

Выводы и обобщения. Учитель: «Наш урок был подготовкой к выполнению проекта. Материалы учебника и наши воображаемые экскурсии должны послужить образцом для вашей работы. А итоги этой работы мы подведем на заключительном уроке по разделу «Что и кто?».

Рекомендации для занятий в семье. Работа над проектом предусматривает совместную деятельность ребенка и взрослого. Помогите ребенку сделать фотографии своего города (села), отобрать из них лучшие, наиболее подходящие для подготовки фоторассказа. По-возможности, распечатайте фотографии на цветном принтере в нужном размере. Совместно с ребенком определите последовательность расположения фотографий на страницах рабочей тетради. Напомните ребенку, что наклеивать их надо так, чтобы оставить место для подписей. Когда ребенок наклеит фотографии, помогите ему составить подписи и запишите их. Попросите ребенка рассказать по фотографиям о своей малой родине.

 

 

ЧТО У НАС НАД ГОЛОВОЙ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что Солнце — огром­ный пылающий шар;

знать, что облака состоят из мельчайших капелек воды;

иметь пред­ставление о форме и размерах предметов;

обобщать знания о дневном и ночном небе.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

моделировать конфигурацию созвездий;

находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради), работая со взрослыми;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать красоту неба днем и ночью.

Оборудование. У учителя — кубик, тарелка, мяч, слайды звездно­го неба; атлас-определитель «От земли до неба»; кухонный ковшик с длинной ручкой. У учащихся — коробки с пластилином, картонные пластинки или дощечки темного цвета для моделирования созвездий.

Предварительная работа. Перед данным уроком следует провести прогулку, во время которой надо рассмотреть с детьми небо, обла­ка.

Ход урока

Мотивация и целеполагание. От имени Муравья Вопросика детям предлагается вопрос, вынесенный в название темы и зачитываются задачи урока (с.18 учебника).

Актуализация знаний и умений. Учитель просит вспомнить и сказать, что было у нас над головой во время про­гулки. (Небо, а на небе — солнце и облака.) Учитель уточняет: «Все это мы видели днём. А кто знает, каким становится небо поздно вечером и ночью? Что на нём можно увидеть? (Звёзды, Луну)».

Освоение нового содержания и его применение. Учитель обращает внимание детей на изображение Солнца, просит подумать, какую форму оно имеет, сравнить Солнце и изображенные рядом с ним предметы по форме, цвету, размерам. Для большей наглядности учитель демонстрирует детям изображенные предметы (кубик, тарелку, мяч). В итоге выясняется, что Солнце – огромный пылающий шар.

Затем учитель обращает внимание на условный знак в нижней части с. 18, просит его расшифровать (если забыли, посмотреть на с. 8). Учитель спрашивает, как дети понимают слова «моделирование», «модель», при необходимости поясняет, что моделирование - это изготовление модели, а модель - предмет, изображающий другой предмет. В данном случае предлагается вылепить из пластилина модель Солнца. Учитель просит сначала подумать, как это сделать. Очень важно, чтобы дети наметили мысленный план действий, позволяющих решить данную задачу. В ходе коллективного обсуждения уточняется, какого цвета пластилин понадобится, какой формы фигуру нужно вылепить. Далее дети работают самостоятельно. Дети демонстрируют классу свои модели, после чего учитель, в соответствии с заданием учебника, просит объяснить, чем изготовленная модель похожа на настоящее Солнце (формой, цветом), а чем отличается от него (размерами). Настоящее Солнце огромное, во много раз больше Земли.

Переходя к следующему этапу урока, учитель просит детей вспом­нить, какие облака они видели во время прогулки, предлагает по­дойти к окну и посмотреть, какие сейчас на небе облака (если они есть). Затем дети рассматривают на рисунке в рабочей тетради (с. 10, № 1), ка­кие бывают облака. Учитель говорит: «Одни из них напоминают большие кучи ваты, это кучевые облака; другие расположены слоя­ми, это слоистые облака; третьи напоминают перья, это перистые облака. (Все эти облака дети находят на рисунке ипоказывают пальчиком.) Какие же облака мы видели во время прогулки или только что в окно?» Дети отмечают, закрасив в тетради кружок.

Затем учитель от имени Муравья Вопросика рассказывает, как однажды летал на облаке. Учитель спрашивает: «Верите ли вы Муравьишке? Могло ли это быть на самом деле?» Обсуждая с учителем эти вопросы, дети уз­нают, что облако — это густой туман высоко в небе, оно состоит из мельчайших капелек воды ипоэтому летать на нём можно толь­ко в сказке.

Для знакомства с новым материалом о созвездиях, детям предлагаются загадки:

Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет

Одним пером.

(Ночь)

По небу лебедь чёрный Блин в окошке виден Тане;

Рассыпал чудо-зёрна. Он то в масле, то в сметане.

(Ночь, звёзды) (Луна)

Учитель просить рассказать о наблюдениях за вечерним небом. Какого цвета оно было? Кто видел на нём звёзды, Луну. Затем учитель демонстри­рует слайды, отражающие красоту и таинственность ночного неба. При этом читает вслух описание звездного неба из атласа-опреде­лителя «От земли до неба» (с. 208, первый абзац). Для создания со­ответствующей атмосферы желательно сопровождать демонстрацию музыкой с «космическими» мотивами.

Далее проводится работа со с. 19 учебника. Учитель спрашивает: «Почему рядом со звездами изображен медведь?» Дети высказыва­ют предположения; возможно, кто-то знает правильный ответ. Учи­тель рассказывает: «Ещё в древности (много-много лет назад) лю­ди видели на небе фигуры из звёзд, которые ониназвали созвездиями. Многие фигуры напоминали людям животных, и эти созвездия на­звали их именами. Например, Большая Медведица. Вы видите на рисунке старинную карту звездного неба, на которой показано со­звездие Большой Медведицы. Посмотрите, как много звезд в этом созвездии. Из них как раз иполучается медведица с головой, туло­вищем и хвостом. Но рассмотрите внимательно её хвост. Что-то тут не так... (Хвост у этой медведицы длинный, а у настоящего медве­дя короткий.) У этой медведицы хвост стал таким, потому что её тянули за хвост на небо. Об этом рассказывает одна из древних ска­зок-легенд. Оказывается, это не просто медведица, а заколдованная красавица по имени Каллисто. Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её — схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие».

Затем учитель говорит: «Обратите внимание на то, что самые яр­кие звезды этого созвездия образуют фигуру, которая напоминает... Что же? (Дети высказываются, учитель демонстрирует кухонный ков­шик, делается вывод, что фигура напоминает ковш.) Чтобы было лучше видно, художник на рисунке соединил звёзды линиями. Най­дите на рисунке ручку звёздного ковша. Посчитайте, сколько в ней точек-звёздочек. (Три.) А из скольких звезд состоит сам ковшик? (Из четырёх.) Сколько же всего звезд образуют ковш Большой Мед­ведицы? (Семь.)»

Учитель говорит, что на небе обычно трудно разглядеть всезвёз­ды Большой Медведицы, зато семь ярких звёзд ковша всегда хоро­шо видно.

Затем учитель просит детей на рисунке (с.19) со­единить пальчиком звёзды, мысленно проводя линию от крайней звезды в ручке ковша.

После этого дети самостоятельно работают в рабочей тетради (с.10, № 2): карандашом соединяют точки-звезды так, чтобы получился ковш Большой Медведицы.

Далее организуется работа в парах по заданию учебника (с. 19) с использованием атласа-определителя «От земли до неба» (моделирование созвездий). По окончании работы дети демонстрирую модели классу, оценивают лучшие.

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз ответить на вопрос «Что у нас над головой?». Выводы детей обобщаются с помощью текста на с. 19 учебника.

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов на с. 19 учебника.

Физкультминутки. Могут быть проведены с использованием песни «Облака, белокрылые лошадки».

В группе продленного дня учащиеся изготавливают модель-аппликацию «Облака»: на лист голубой бума­ги приклеивают кусочки ваты (кучевые облака), белые нитки (слои­стые облака), перья (перистые облака). Можно коллективно приду­мать сказку о том, как Муравьишка летал на облаке и проиллюстрировать ее собственными рисунками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...