Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы государственной политики в сфере противодействия теневой экономике




 

Главное направление противодействия теневой экономике связано с созданием благоприятного экономического и правового пространства для ведения законной экономической деятельности при этом, с одной стороны, субъектам экономической деятельности должна обеспечиваться оптимальная налоговая нагрузка и равные возможности для ведения бизнеса. С другой стороны, необходимо до минимума свести участие в экономической деятельности государственных чиновников всех уровней в установлении административных барьеров или регулирования различных рынков.

Анализ новейшей истории противодействия теневой экономике в России позволяет выделить по меньшей мере две базовые модели правового обеспечения такого противодействия.

Первая - модель точечных ударов - заключается в поиске нескольких наиболее значимых ключевых звеньев правовой системы, создав или исправив которые, можно запустить механизм противодействия теневой экономике. Правовой интерпретацией такой модели обычно является внесение частных поправок в действующие нормативные правовые акты, но иногда для реализации точечного удара приходится принимать принципиально новый закон.

Вторая - модель системного воздействия, для реализации которой обычно используют программно-целевой подход и комплексные нормативные правовые акты. В силу многих причин российский законодатель с самого начала целенаправленной борьбы с теневой экономикой правовыми средствами тяготел именно к этой модели.

При формировании концепций противодействия теневой экономике и минимизации негативных последствий ее распространения широко используют принцип разделения субъектов экономической деятельности (юридических лиц всех форм собственности и физических лиц) на три группы:

) безусловно законопослушные субъекты экономической деятельности, соблюдающие законодательство и не переводящие ресурсы в теневой оборот независимо от внешних условий (законодательные базы, общеэкономические ситуации, интенсивности деятельности контролирующих органов);

) условно законопослушные субъекты экономической деятельности, соблюдающие или нарушающие законодательство и переводящие или не переводящие ресурсы в теневой оборот в зависимости от внешних условий. Могут также ориентироваться на поведение большинства субъектов;

) безусловно незаконопослушные субъекты экономической деятельности, стремящиеся перевести ресурсы в теневой оборот в максимальной степени.

В соответствии с этой группировкой для каждой из групп можно выделить следующие направления государственной политики, нацеленной на противодействие теневой экономике:

Для первой группы субъектов экономической деятельности - создание экономических и социальных преимуществ, в частности:

·   надежной защиты государственными органами легитимно приобретенной собственности и деловых интересов юридических и физических лиц;

·   предоставления возможности предприятию зачесть в счет уплаты налогов или сборов части расходов, произведенных, например, в целях социальной защиты сотрудников предприятия, обеспечения экологических мероприятий;

·   публикации рейтингов предприятий, ведущих прозрачный и законопослушный бизнес, с целью облегчения привлечения ими инвестиционных ресурсов;

·   снятия административных бартеров и максимально возможного снижения административного давления на законопослушных участников хозяйственной деятельности;

·   предоставления предприятиям с высокой бюджетной эффективностью преимуществ при участии в конкурсах на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд.

Для второй группы субъектов экономической деятельности - создание условий для ведения честного бизнеса, экономической заинтересованности в законопослушании, которые могут включать:

·   совершенствование налогового законодательства в направлении снижения издержек налогоплательщика на ведение налогового учета;

·   упрощение законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность и налогообложение, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса, не имеющие собственных юридических служб и отделов методологии учета, не в состоянии даже отследить весь объем нормативных документов;

·   упрощение доступа к нормативной документации, создание сайта с бесплатным доступом и максимально наглядно представленной информацией по правовым вопросам;

·   обеспечение тщательной экспертизы законодательных актов перед их принятием, публикация законодательных актов по вопросам налогообложения минимум за 6 месяцев до вступления их в силу; недопущение принятия законодательных актов, не подкрепленных порядком их применения и автоматически относящих большинство участников хозяйственной деятельности к нарушителям законодательства;

·   снижение налоговых ставок без нанесения ущерба бюджетам всех уровней на основе принципа оптимальной налоговой ставки.

Для третьей группы субъектов экономической деятельности - создание условий высокого риска ведения теневого бизнеса. Реализация такой политики может включать следующие шаги:

·   законодательное обеспечение эффективного налогового контроля; принятие закона, регламентирующего порядок контроля за расходами физических лиц и сопоставления их с задекларированными доходами; предоставление налоговым органам информации Центрального Банка России, Федеральной службы по финансовому мониторингу, необходимой для противодействия деятельности фирм-однодневок;

·   разрушение инфраструктуры теневой экономики, например, масштабной системы обналичивания, создание для участников рынка альтернативных легитимных и эффективных инструментов для расчетов;

·   вытеснение теневых институтов из сферы обеспечения безопасности бизнеса посредством создания эффективной защиты интересов предпринимателей государством;

·   обеспечение высокой эффективности выездных проверок посредством их адресности;

·   совершенствование аналитической работы, широкое внедрение в контролирующих органах систем поддержки принятия решений.

Среди конкретных мер, направленных на противодействие теневой экономике и достижения целей рассматриваемых выше государственной политики в этой сфере, можно выделить следующие.

Меры по предотвращению теневых операций в процессе организации и осуществления производства:

·   реформирование законодательства в целях обеспечения равноправия всех субъектов экономической деятельности, формирование условий и возможностей для выхода предпринимательской деятельности из тени;

·   упрощение процесса регистрации предприятия, переход от разрешительной к уведомительной системе;

·   мониторинг динамики цен, предотвращение нарушений нормативных актов;

·   противодействие отмыванию незаконно нажитых средств путем инвестирования их в предпринимательскую деятельность;

·   пресечение злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных и финансовых рынках, направленных на ограничение конкуренции;

·   создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках.

Меры по предотвращению теневых операций в области экономических и финансовых отношений:

·   создание на уровне мировых единых стандартов правовых, финансовых и бухгалтерских нормативных актов и документов;

·   создание нормативной базы под процесс легализации теневых доходов и репатриации капиталов, вывезенных за рубеж (всеобщая амнистия теневых доходов в четко установленные сроки, по окончании сроков - жесткий контроль над соответствием доходов и расходов с применением к нарушителям адекватных штрафных санкций, включающих конфискацию имущества);

·   обеспечение защиты всех норм собственности (в совокупности с более высокой нормой прибыли на вложенный капитал по сравнению с иностранным рынком эта мера представляет собой основной побудительный мотив для активизации инвестиционного процесса);

·   предоставление возможности инвестирования средств (без их декларирования) в экономикообразующие отрасли - сельское хозяйство, строительство, инновационные и высокотехнологичные производства и др.

·   разработка программного обеспечения системы контроля над расходами и их соответствия доходам;

·   создание специальных оперативных служб с полномочиями экономико - правового анализа и непрерывного мониторинга финансовой деятельности;

·   объединение усилий правоохранительных органов с финансовыми, налоговыми, контрольно-ревизионными и другими органами и объединениями по согласованию деятельности в области предупреждения, выявления и предотвращения криминализации финансовой сферы и борьбы с теневыми явлениями;

·   создание при поддержке Центрального Банка РФ национальной платежной системы, что позволит значительно увеличить прозрачность финансовой системы России;

·   увеличение объема услуг, возвращаемых государством налогоплательщикам, что будет стимулировать налогоплательщиков декларировать свои доходы;

·   максимальная прозрачность сведений о расходовании бюджетных средств с возможностью подробной детализации отдельных статей доходов.

Одно из центральных мест в сфере противодействия распространению теневой экономике занимает совершенствование и качественное улучшение деятельности правоохранительных органов, работающих в этой области. Среди основных направлений выделяют:

.   разработку единой государственной политики по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями;

.   совершенствование нормативно-правовой базы противодействия теневой экономике;

.   усиление взаимодействия между правоохранительными органами по противодействию теневой экономике;

.   борьбу с коррупцией в государственных и правоохранительных органах;

.   совершенствование ресурсного обеспечения правоохранительных органов.

В целом можно констатировать, что нейтрализация теневой экономики является первоочередной задачей, стоящей перед российским государством, от успешности решения которой напрямую зависит успех экономических преобразований и будущее развитие экономики страны.

 


Заключение

 

Теневая экономика является угрозой экономической безопасности России.

Отрицательные последствия, которые влечет за собой распространение теневой экономики, требуют проведения специальной государственной политики по ее нейтрализации и минимизации негативных последствий. Сегодня в разряд теневиков входят не только сугубо криминальные элементы, но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные налогами, замученные постоянной сменой правил экономической игры. В теневой экономике увязли огромные капиталы, которых очень не хватает для оживления инвестиционной деятельности и модернизации экономики страны.

Таким образом, подводя итог данной работы можно выделить три обстоятельства, формирующие концептуальную основу противодействия теневой экономике. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем в новой реформационной модели должны быть учтены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включающие и те, что участвуют в теневой экономике.

С учетом сказанного требуется, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой осуществить специальную программу интеграции на здоровой основе теневой и легальной экономики. Другими словами, необходим нацеленный на одновременном решении этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.


Список использованной литературы

1. Агарков Г.А. «Теневая экономика регионов: моделирование, анализ, противодействие»/ под ред. А.И. Татаркина, А.А. Кухлина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2008.

2. В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили «Экономическая безопасность государства и регионов». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

.   Л.И. Тимофеев «Теневые экономические системы современной России: теория-анализ-модели». М.: РГГУ, 2008.

.   Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации / под ред. А.И. Татаркина, В.Ф. Яковлева. М.: Экономика, 2011.

.   Экономика и право. Теневая экономика. Уч.пособие для студентов вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили, Н.В. Артемьева. 3-е издание, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...