Основы государственной политики в сфере противодействия теневой экономике
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Главное направление противодействия теневой экономике связано с созданием благоприятного экономического и правового пространства для ведения законной экономической деятельности при этом, с одной стороны, субъектам экономической деятельности должна обеспечиваться оптимальная налоговая нагрузка и равные возможности для ведения бизнеса. С другой стороны, необходимо до минимума свести участие в экономической деятельности государственных чиновников всех уровней в установлении административных барьеров или регулирования различных рынков. Анализ новейшей истории противодействия теневой экономике в России позволяет выделить по меньшей мере две базовые модели правового обеспечения такого противодействия. Первая - модель точечных ударов - заключается в поиске нескольких наиболее значимых ключевых звеньев правовой системы, создав или исправив которые, можно запустить механизм противодействия теневой экономике. Правовой интерпретацией такой модели обычно является внесение частных поправок в действующие нормативные правовые акты, но иногда для реализации точечного удара приходится принимать принципиально новый закон. Вторая - модель системного воздействия, для реализации которой обычно используют программно-целевой подход и комплексные нормативные правовые акты. В силу многих причин российский законодатель с самого начала целенаправленной борьбы с теневой экономикой правовыми средствами тяготел именно к этой модели. При формировании концепций противодействия теневой экономике и минимизации негативных последствий ее распространения широко используют принцип разделения субъектов экономической деятельности (юридических лиц всех форм собственности и физических лиц) на три группы:
) безусловно законопослушные субъекты экономической деятельности, соблюдающие законодательство и не переводящие ресурсы в теневой оборот независимо от внешних условий (законодательные базы, общеэкономические ситуации, интенсивности деятельности контролирующих органов); ) условно законопослушные субъекты экономической деятельности, соблюдающие или нарушающие законодательство и переводящие или не переводящие ресурсы в теневой оборот в зависимости от внешних условий. Могут также ориентироваться на поведение большинства субъектов; ) безусловно незаконопослушные субъекты экономической деятельности, стремящиеся перевести ресурсы в теневой оборот в максимальной степени. В соответствии с этой группировкой для каждой из групп можно выделить следующие направления государственной политики, нацеленной на противодействие теневой экономике: Для первой группы субъектов экономической деятельности - создание экономических и социальных преимуществ, в частности: · надежной защиты государственными органами легитимно приобретенной собственности и деловых интересов юридических и физических лиц; · предоставления возможности предприятию зачесть в счет уплаты налогов или сборов части расходов, произведенных, например, в целях социальной защиты сотрудников предприятия, обеспечения экологических мероприятий; · публикации рейтингов предприятий, ведущих прозрачный и законопослушный бизнес, с целью облегчения привлечения ими инвестиционных ресурсов; · снятия административных бартеров и максимально возможного снижения административного давления на законопослушных участников хозяйственной деятельности; · предоставления предприятиям с высокой бюджетной эффективностью преимуществ при участии в конкурсах на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд.
Для второй группы субъектов экономической деятельности - создание условий для ведения честного бизнеса, экономической заинтересованности в законопослушании, которые могут включать: · совершенствование налогового законодательства в направлении снижения издержек налогоплательщика на ведение налогового учета; · упрощение законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность и налогообложение, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса, не имеющие собственных юридических служб и отделов методологии учета, не в состоянии даже отследить весь объем нормативных документов; · упрощение доступа к нормативной документации, создание сайта с бесплатным доступом и максимально наглядно представленной информацией по правовым вопросам; · обеспечение тщательной экспертизы законодательных актов перед их принятием, публикация законодательных актов по вопросам налогообложения минимум за 6 месяцев до вступления их в силу; недопущение принятия законодательных актов, не подкрепленных порядком их применения и автоматически относящих большинство участников хозяйственной деятельности к нарушителям законодательства; · снижение налоговых ставок без нанесения ущерба бюджетам всех уровней на основе принципа оптимальной налоговой ставки. Для третьей группы субъектов экономической деятельности - создание условий высокого риска ведения теневого бизнеса. Реализация такой политики может включать следующие шаги: · законодательное обеспечение эффективного налогового контроля; принятие закона, регламентирующего порядок контроля за расходами физических лиц и сопоставления их с задекларированными доходами; предоставление налоговым органам информации Центрального Банка России, Федеральной службы по финансовому мониторингу, необходимой для противодействия деятельности фирм-однодневок; · разрушение инфраструктуры теневой экономики, например, масштабной системы обналичивания, создание для участников рынка альтернативных легитимных и эффективных инструментов для расчетов; · вытеснение теневых институтов из сферы обеспечения безопасности бизнеса посредством создания эффективной защиты интересов предпринимателей государством;
· обеспечение высокой эффективности выездных проверок посредством их адресности; · совершенствование аналитической работы, широкое внедрение в контролирующих органах систем поддержки принятия решений. Среди конкретных мер, направленных на противодействие теневой экономике и достижения целей рассматриваемых выше государственной политики в этой сфере, можно выделить следующие. Меры по предотвращению теневых операций в процессе организации и осуществления производства: · реформирование законодательства в целях обеспечения равноправия всех субъектов экономической деятельности, формирование условий и возможностей для выхода предпринимательской деятельности из тени; · упрощение процесса регистрации предприятия, переход от разрешительной к уведомительной системе; · мониторинг динамики цен, предотвращение нарушений нормативных актов; · противодействие отмыванию незаконно нажитых средств путем инвестирования их в предпринимательскую деятельность; · пресечение злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарных и финансовых рынках, направленных на ограничение конкуренции; · создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках. Меры по предотвращению теневых операций в области экономических и финансовых отношений: · создание на уровне мировых единых стандартов правовых, финансовых и бухгалтерских нормативных актов и документов; · создание нормативной базы под процесс легализации теневых доходов и репатриации капиталов, вывезенных за рубеж (всеобщая амнистия теневых доходов в четко установленные сроки, по окончании сроков - жесткий контроль над соответствием доходов и расходов с применением к нарушителям адекватных штрафных санкций, включающих конфискацию имущества); · обеспечение защиты всех норм собственности (в совокупности с более высокой нормой прибыли на вложенный капитал по сравнению с иностранным рынком эта мера представляет собой основной побудительный мотив для активизации инвестиционного процесса);
· предоставление возможности инвестирования средств (без их декларирования) в экономикообразующие отрасли - сельское хозяйство, строительство, инновационные и высокотехнологичные производства и др. · разработка программного обеспечения системы контроля над расходами и их соответствия доходам; · создание специальных оперативных служб с полномочиями экономико - правового анализа и непрерывного мониторинга финансовой деятельности; · объединение усилий правоохранительных органов с финансовыми, налоговыми, контрольно-ревизионными и другими органами и объединениями по согласованию деятельности в области предупреждения, выявления и предотвращения криминализации финансовой сферы и борьбы с теневыми явлениями; · создание при поддержке Центрального Банка РФ национальной платежной системы, что позволит значительно увеличить прозрачность финансовой системы России; · увеличение объема услуг, возвращаемых государством налогоплательщикам, что будет стимулировать налогоплательщиков декларировать свои доходы; · максимальная прозрачность сведений о расходовании бюджетных средств с возможностью подробной детализации отдельных статей доходов. Одно из центральных мест в сфере противодействия распространению теневой экономике занимает совершенствование и качественное улучшение деятельности правоохранительных органов, работающих в этой области. Среди основных направлений выделяют: . разработку единой государственной политики по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями; . совершенствование нормативно-правовой базы противодействия теневой экономике; . усиление взаимодействия между правоохранительными органами по противодействию теневой экономике; . борьбу с коррупцией в государственных и правоохранительных органах; . совершенствование ресурсного обеспечения правоохранительных органов. В целом можно констатировать, что нейтрализация теневой экономики является первоочередной задачей, стоящей перед российским государством, от успешности решения которой напрямую зависит успех экономических преобразований и будущее развитие экономики страны.
Заключение
Теневая экономика является угрозой экономической безопасности России. Отрицательные последствия, которые влечет за собой распространение теневой экономики, требуют проведения специальной государственной политики по ее нейтрализации и минимизации негативных последствий. Сегодня в разряд теневиков входят не только сугубо криминальные элементы, но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные налогами, замученные постоянной сменой правил экономической игры. В теневой экономике увязли огромные капиталы, которых очень не хватает для оживления инвестиционной деятельности и модернизации экономики страны.
Таким образом, подводя итог данной работы можно выделить три обстоятельства, формирующие концептуальную основу противодействия теневой экономике. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем в новой реформационной модели должны быть учтены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включающие и те, что участвуют в теневой экономике. С учетом сказанного требуется, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой осуществить специальную программу интеграции на здоровой основе теневой и легальной экономики. Другими словами, необходим нацеленный на одновременном решении этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства. Список использованной литературы 1. Агарков Г.А. «Теневая экономика регионов: моделирование, анализ, противодействие»/ под ред. А.И. Татаркина, А.А. Кухлина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2008. 2. В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили «Экономическая безопасность государства и регионов». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. . Л.И. Тимофеев «Теневые экономические системы современной России: теория-анализ-модели». М.: РГГУ, 2008. . Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации / под ред. А.И. Татаркина, В.Ф. Яковлева. М.: Экономика, 2011. . Экономика и право. Теневая экономика. Уч.пособие для студентов вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили, Н.В. Артемьева. 3-е издание, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|