Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предприятие как система. Концепция жизненного цикла предприятия




Раздел 3. Антикризисное управление

Лекция 2. Кризисы в развитии организации

 

Предприятие как система. Концепция жизненного цикла предприятия

2. Виды, причины и последствия кризисов на различных стадиях жизненного цикла предприятия

Кризисы, не связанные с цикличностью развития предприятия, и их причины (кризисы факторов)

Предприятие как система. Концепция жизненного цикла предприятия

Под предприятием мы будем понимать обособленный имущественный комплекс, функциони­рующий в общей системе общественного разделения труда. Обо­собленность подразумевает экономическую самостоятельность, организационную целостность и наличие общего результата дея­тельности.

Предприятие является открытой самоорганизующейся социально-экономической системой, хотя, по сравнению с систе­мами макроуровня, обладает, как правило, меньшей сложностью.

Его собственниками изначально предопределена некоторая цель или система целей.Собственники, государственные или судебные органы могут ликвидировать предприятие, т.е. прекратить его функционирова­ние по своей воле при наличии определенных обстоятельств.

Развитие предприятия можно рассматривать с использованием концепции жизненного цикла, согласно которой за период своего существования оно проходит через ряд последовательных стадий. Каждая стадия включает в себя фазы подъема, кризиса и спада, причем причины кризисов на разных стадиях могут быть различ­ными. На первых стадиях развития они отражаются преимущественно на собственниках и работниках фирмы; на более поздних стадиях кризис фирмы приводит к возникновению проблем и у контраген­тов, государства, общества в целом.

Объективной предпосылкой возникновения кризисов являет­ся то, что предприятия оказываются под воздействием цикличе­ских колебаний экономического развития на различных уровнях общественной жизни. Однако кризисы обусловлены не только цикличностью развития, но и множеством других факторов, в свя­зи с чем выделяют субъективные и объективные, общие и особен­ные, внешние и внутренние причины наступления кризисов.

Исходя из системного понима­ния сущности предприятий, в экономической литературе утверждается однозначно, что кризисы в их деятельности неизбежны. Но в то же время, указывается и то, что предприятия мо­гут находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии (рис. 3.1).

 

Устойчивость системы является результа­том воздействия как внутренних, так и внешних факторов, включая административное и идеологическое воздействие со стороны дру­гих подсистем общества, государственную поддержку, эффективность внутренних механизмов са­морегулирования.

Практическим выводом из теории систем является то, что устойчивость не может быть достигну­та автоматически, без воздействия поддерживающих ее внешних или внутренних факторов.

В настоящее время общепризнанной является концепция жиз­ненного цикла предприятия, исходя из которой процесс развития рассматривается как прохождение предприятием нескольких эта­пов (стадий) в течение цикла своего существования: вступление, становление, экспансия, координация, кооперация, угасание и смерть. Каждый этап включает в себя фазы подъема, кризиса и спада.

Предприятие может как прекратить свое существование в те­чение любого из этапов цикла, так и перейти на следующий, ка­чественно новый уровень, который может характеризоваться иной организационной и производственной структурой, продукцией, технологией, рынками, организационно-правовой формой. Кон­цепция жизненного цикла предприятия представлена на рис. 3.2.

Рассмотрим подробнее характеристики различных стадий жиз­ненного цикла предприятия.

Первая стадия — вступление (зарождение, младенчество).

Включает в себя создание нового предприятия или выделение его из уже существующего. На этой стадии предприниматель обсужда­ет идеи нового бизнеса и принимает решение об его создании. Как правило, условиями создания предприятия являются:

♦ наличие перспективной, практически реализуемой идеи;

♦ наличие лидера, заинтересованного в ее реализации;

♦ готовность основателей взять на себя риск ведения нового бизнеса;

♦ хорошие перспективы производства и продаж продукта.

Характерные особенности предприятия на этой стадии:

♦ творческая атмо­сфера;

♦ простая организационная структура и незначительный управленческий аппарат;

♦ отсутствие отлаженных бизнес-процессов;

♦ мобильность и гибкость в деятельности.

Вторая стадия — становление. Это стадия быстрого роста. Бизнес-идея начинает приносить свои первые плоды, преодолевается нехватка первоначального капита­ла, увеличивается объем продаж. Организация стремится удовлетворить новые запросы рынка, придерживается агрессивной стратегии развития.

Характерные особенности предприятия на этой стадии:

♦ усложняется структура, дифференцируются функции управ­ления;

♦ формируется стиль работы и организационная культура;

♦ определяются основные бизнес-процессы;

♦ повышается роль маркетинга, упрочняются рыночные по­зиции.

Третий этап — экспансия (расцвет). Это период роста ком­пании. Менеджмент предприятия знает, что делает, куда идет и как достичь намеченных целей.

Характерные особенности предприятия на этой стадии:

♦ ориентация на результат;

♦ четкая организационная структура и распределение служеб­ных обязанностей;

♦ развитая система прогнозирования и планирования;

♦ высокий рост продаж и прибыли;

♦ создание сети дочерних предприятий.

Четвертая стадия — координация (стабилизация, аристокра­тизм).Компания достигает зрелости, занимает устойчивое поло­жение на рынке. Может стать монополистом, самоуспокоившись, утрачи­вает динамизм в развитии. Начинается стадия старения.

Характерные особенности предприятия на этой стадии:

♦ высокий уровень внутренней организации;

♦ высокие объемы продаж и прибыли;

♦ высокая конкурентоспособность;

♦ современные технологии;

♦ массовое производство;

♦ компания начинает терять гибкость, утрачивается дух твор­чества;

♦ сокращаются инновации;

Пятая стадия — кооперация (ранняя бюрократизация). Разви­тие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, прекра­щается.

Характерные особенности предприятия на этой стадии:

♦ потребитель отодвигается на второй план;

♦ исчезает ориентация на потребителей;

♦ оттеснение менеджеров, способных развивать бизнес, на вторые роли;

♦ разрастание административно-управленческого аппарата;

Шестая стадия — угасание (бюрократизация и «смерть»). Ха­рактеризует состояние организации в период старения, упадка.

Характерные особенности предприятия на этой стадии:

♦ отсутствие работающей команды, ориентации на результат и склонности к изменениям;

♦ «проедание» ранее созданных ресурсов;

♦ сосредоточение на правилах и процедурах, внутреннем кон­троле при утере связей с внешним миром;

♦ невнимание к клиентам, которые в результате уходят.

В итоге может произойти ликвидация или продажа бизнеса.

Концепцию жизненного цикла не следует воспринимать чрез­мерно буквально и упрощенно: не все фирмы проходят через каж­дый этап развития, многие из них останавливаются на какой-то стадии; длительность цикла и его этапов в каждом конкретном случае различна, — однако она дает представление об общих тен­денциях развития организации и переломных моментах, таящих в себе опасность кризисов.

 

2. Виды, причины и последствия кризисов на различных стадиях жизненного цикла предприятия

Как показывают исследования продолжительности функцио­нирования компаний в странах с развитой рыночной экономикой, около 75% вновь образованных фирм не переходят трехлетний ру­беж своего существования; на шестой—восьмой год приходится очередной кризис, в результате которого уходят с рынка около 80 % оставшихся компаний.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...