Предприятие как система. Концепция жизненного цикла предприятия
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Раздел 3. Антикризисное управление Лекция 2. Кризисы в развитии организации
Предприятие как система. Концепция жизненного цикла предприятия 2. Виды, причины и последствия кризисов на различных стадиях жизненного цикла предприятия Кризисы, не связанные с цикличностью развития предприятия, и их причины (кризисы факторов) Предприятие как система. Концепция жизненного цикла предприятия Под предприятием мы будем понимать обособленный имущественный комплекс, функционирующий в общей системе общественного разделения труда. Обособленность подразумевает экономическую самостоятельность, организационную целостность и наличие общего результата деятельности. Предприятие является открытой самоорганизующейся социально-экономической системой, хотя, по сравнению с системами макроуровня, обладает, как правило, меньшей сложностью. Его собственниками изначально предопределена некоторая цель или система целей.Собственники, государственные или судебные органы могут ликвидировать предприятие, т.е. прекратить его функционирование по своей воле при наличии определенных обстоятельств. Развитие предприятия можно рассматривать с использованием концепции жизненного цикла, согласно которой за период своего существования оно проходит через ряд последовательных стадий. Каждая стадия включает в себя фазы подъема, кризиса и спада, причем причины кризисов на разных стадиях могут быть различными. На первых стадиях развития они отражаются преимущественно на собственниках и работниках фирмы; на более поздних стадиях кризис фирмы приводит к возникновению проблем и у контрагентов, государства, общества в целом.
Объективной предпосылкой возникновения кризисов является то, что предприятия оказываются под воздействием циклических колебаний экономического развития на различных уровнях общественной жизни. Однако кризисы обусловлены не только цикличностью развития, но и множеством других факторов, в связи с чем выделяют субъективные и объективные, общие и особенные, внешние и внутренние причины наступления кризисов. Исходя из системного понимания сущности предприятий, в экономической литературе утверждается однозначно, что кризисы в их деятельности неизбежны. Но в то же время, указывается и то, что предприятия могут находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии (рис. 3.1).
Устойчивость системы является результатом воздействия как внутренних, так и внешних факторов, включая административное и идеологическое воздействие со стороны других подсистем общества, государственную поддержку, эффективность внутренних механизмов саморегулирования. Практическим выводом из теории систем является то, что устойчивость не может быть достигнута автоматически, без воздействия поддерживающих ее внешних или внутренних факторов. В настоящее время общепризнанной является концепция жизненного цикла предприятия, исходя из которой процесс развития рассматривается как прохождение предприятием нескольких этапов (стадий) в течение цикла своего существования: вступление, становление, экспансия, координация, кооперация, угасание и смерть. Каждый этап включает в себя фазы подъема, кризиса и спада. Предприятие может как прекратить свое существование в течение любого из этапов цикла, так и перейти на следующий, качественно новый уровень, который может характеризоваться иной организационной и производственной структурой, продукцией, технологией, рынками, организационно-правовой формой. Концепция жизненного цикла предприятия представлена на рис. 3.2.
Рассмотрим подробнее характеристики различных стадий жизненного цикла предприятия. Первая стадия — вступление (зарождение, младенчество). Включает в себя создание нового предприятия или выделение его из уже существующего. На этой стадии предприниматель обсуждает идеи нового бизнеса и принимает решение об его создании. Как правило, условиями создания предприятия являются: ♦ наличие перспективной, практически реализуемой идеи; ♦ наличие лидера, заинтересованного в ее реализации; ♦ готовность основателей взять на себя риск ведения нового бизнеса; ♦ хорошие перспективы производства и продаж продукта. Характерные особенности предприятия на этой стадии: ♦ творческая атмосфера; ♦ простая организационная структура и незначительный управленческий аппарат; ♦ отсутствие отлаженных бизнес-процессов; ♦ мобильность и гибкость в деятельности. Вторая стадия — становление. Это стадия быстрого роста. Бизнес-идея начинает приносить свои первые плоды, преодолевается нехватка первоначального капитала, увеличивается объем продаж. Организация стремится удовлетворить новые запросы рынка, придерживается агрессивной стратегии развития. Характерные особенности предприятия на этой стадии: ♦ усложняется структура, дифференцируются функции управления; ♦ формируется стиль работы и организационная культура; ♦ определяются основные бизнес-процессы; ♦ повышается роль маркетинга, упрочняются рыночные позиции. Третий этап — экспансия (расцвет). Это период роста компании. Менеджмент предприятия знает, что делает, куда идет и как достичь намеченных целей. Характерные особенности предприятия на этой стадии: ♦ ориентация на результат; ♦ четкая организационная структура и распределение служебных обязанностей; ♦ развитая система прогнозирования и планирования; ♦ высокий рост продаж и прибыли; ♦ создание сети дочерних предприятий. Четвертая стадия — координация (стабилизация, аристократизм).Компания достигает зрелости, занимает устойчивое положение на рынке. Может стать монополистом, самоуспокоившись, утрачивает динамизм в развитии. Начинается стадия старения.
Характерные особенности предприятия на этой стадии: ♦ высокий уровень внутренней организации; ♦ высокие объемы продаж и прибыли; ♦ высокая конкурентоспособность; ♦ современные технологии; ♦ массовое производство; ♦ компания начинает терять гибкость, утрачивается дух творчества; ♦ сокращаются инновации; Пятая стадия — кооперация (ранняя бюрократизация). Развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, прекращается. Характерные особенности предприятия на этой стадии: ♦ потребитель отодвигается на второй план; ♦ исчезает ориентация на потребителей; ♦ оттеснение менеджеров, способных развивать бизнес, на вторые роли; ♦ разрастание административно-управленческого аппарата; Шестая стадия — угасание (бюрократизация и «смерть»). Характеризует состояние организации в период старения, упадка. Характерные особенности предприятия на этой стадии: ♦ отсутствие работающей команды, ориентации на результат и склонности к изменениям; ♦ «проедание» ранее созданных ресурсов; ♦ сосредоточение на правилах и процедурах, внутреннем контроле при утере связей с внешним миром; ♦ невнимание к клиентам, которые в результате уходят. В итоге может произойти ликвидация или продажа бизнеса. Концепцию жизненного цикла не следует воспринимать чрезмерно буквально и упрощенно: не все фирмы проходят через каждый этап развития, многие из них останавливаются на какой-то стадии; длительность цикла и его этапов в каждом конкретном случае различна, — однако она дает представление об общих тенденциях развития организации и переломных моментах, таящих в себе опасность кризисов.
2. Виды, причины и последствия кризисов на различных стадиях жизненного цикла предприятия Как показывают исследования продолжительности функционирования компаний в странах с развитой рыночной экономикой, около 75% вновь образованных фирм не переходят трехлетний рубеж своего существования; на шестой—восьмой год приходится очередной кризис, в результате которого уходят с рынка около 80 % оставшихся компаний.
Читайте также: IV. Этапы жизненного цикла Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|