Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

№1.Предмет логики. №3Определите понятия. Логические приемы формирования понятии. №4.Содержание и объем понятия. Закон соотношения между объемом и содержанием понятий.




№1. Предмет логики

Логика – это наука о законах и формах правильного мышления.

  1. Ощущения – это элементарные результаты воздействия внешнего мира на органы чувств.
  2. Восприятие – целостные образы предмета и явления, которые формируются из ощущении.
  3. Представление – обобщенный образ предметов и явлении сохраняемый и воспроизводящийся в сознании че-ка без непосредственного воздействия самих предметов.
  4. Мышление – высший продукт мозга, активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, индукции и дедукции, анализе и синтезе.

Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Источники получения знания:

  1. Чувственное познание – познание с помощью органов чувств и приборов.
  2. Рациональное познание – познание с помощью абстрактного мышления.

Основные формы абстрактного мышления:

1. Понятие – это форма мышления в которой отражаются существенные признаки одноэлементарного признака.

2. Суждение – ф. м в которой что либо утверждается или отвергается о предметах, их свойствах или отношениях.

3. Умозаключение – ф. м по средствам которой из одного или нескольких суждении по определенным правилам вывода получают правила заключения.

4.

5.

№2. Основные логические законы

Закон мышления – это необходимая существенная повторяющаяся связь между мыслями.

  1. Закон тождества – в процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение д. б тождественны сами себе.
  2. Закон непротиворечия – два противоположных суждении не м. б истинными в одно и тоже время и в одном и том же отношении.
  3. Закон исключенного третьего - из двух противоречащих суждении одно истинно, другое ложно, а третьего не дано.
  4. Закон достаточного основания – всякая истинная мысль д. б достаточно обоснованной.

№3Определите понятия. Логические приемы формирования понятии.

Признаки – это то в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга.

Признаки бывают:

  1. Существенные, которые отражают внутреннюю природу, сущность предметов.
  2. Несущественные, которые могут принадлежать, а могут не принадлежать предмету.

Логические приемы формирования понятии:

  1. Анализ – расчленение предметов на их основные части, выделение в них признаков.
  2. Синтез – соединение в единое целое частей предмета или его признаков.
  3. Сравнение – установление сходства или различия предмета по признакам.
  4. Абстрагирование – выделение одних признаков предмета и отвлечение от других.
  5. Обобщение – объединение отдельных предметов в некотором понятии.

№4. Содержание и объем понятия. Закон соотношения между объемом и содержанием понятий.

  1. Содержание понятия – это совокупность существенных признаков одноэлементарного класса однородных предметов отраженных этих понятии.
  2. Объем понятии – это класс обобщаемых в нем предметов.

Закон обратного соотношения между объемом и содержания понятии:

Чем шире объем у первого из двух понятии, чем уже его содержание и наоборот. (гос- во и современное гос-во).

 

27. Правила терминов в силлогизме.

1. В силлогизме д. б только три термина (S, М, Р)

2. Средний термин д. б распределен хотя бы в одной из посылок.

3. Термин нераспределенный в посылке не м. б распределен в заключении.

 

28. Правила посылок в силлогизме.

1. Хотя бы одна из посылок д. б утвердительным суждением.

2. Если одна из посылок отриц. суждение, то и заключение отрицательное суждение.

3. Хотя бы одна из посылок д. б общим суждением.

4. Если одна из посылок частная, то и заключения д. б частными

№5. Виды понятии. По объему

  • единичные, составляют одноэлементарный класс.
  • общие, объем понятии включает число элементов большее единицы.
  • нулевые, понятия с нулевым объемом (несуществующие, например герои сказок)

Различают:

- регистрирующие, позволяют ответить на вопросы Ге? Когда? Какого рода предмет?

- нерегестрирующие, открытые.

2. По содержанию

- Конкретные и абстрактные:

* конкретные – понятия в которых отражены одноэлементарные или многоэлементарные классы предметов как материальные так и идеальные.

* абстрактные – понятия в которых мыслятся не целый предмет, а какой – либо признак предмета.

- Относительные и безотностельные:

*относительные – понятия в которых мыслятся предметы, существование одного из которых, предполагает существование другого. (дядя – племянник, учитель – ученик)

* безотносительные – отношении нет.

- Собирательные и несобирательные:

* Собирательные - понятия, в которых группа однородных предметов мыслится, как единое целое.

* Несобирательные – его содержание можно отнести, каждому предмету каждого класса. (юла, подушка, карандаш)

- Положительные и отрицательные:

* положительные - характеризуют в предмете наличие того или иного отношения (грамотный че-к, алчность, успевающий студент, ненастье).

* отрицательные – это понятие которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах.

( Единичные: собирательные – несобирательные, конкретные – абстрактные, положительные – отрицательные, безотносительные – относительные.

Общие: регистрирующие – нерегистрирующие, собирательные – несобирательные, абстрактные – конкретные, отрицательные – положительные, относительные – безотносительные

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...