Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории английской детской литературы




Введение

 

Актуальность исследования. В греческом языке слово methods означало путь к чему-либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Методы каждой науки сценично и зависят от ее содержания и целей. Методика преподавания литературы настойчиво ищет присущие именно ей методы изучения литературы в школе.

В современной методической науке существует несколько подходов к решению проблемы методов. В. В. Голубков выделял методы изучения литературы по источнику знаний: лекция учителя, беседа, самостоятельная работа учеников. Н. И. Кудряшов, следуя новой классификации методов обучения, представленной в работах М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера, определяет метод как вид деятельности учащихся: творческое чтение, репродуктивный, исследовательский, эвристический. В. А. Никольский выделяет методы и приемы эмоционально-образного постижения художественного текста и методы и приемы истолкования литературных произведений.

Применение исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Поисковая активность - одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

В ходе выполнения работы были поставлены проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников на уроках литературы и предложены методические пути их решения. В нашем исследовании мы опирались на труды таких методистов как М. Г. Качурин, Н. И. Кудряшов, И. Я. Лернер.

Объектом данной работы является исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы, как процесс постижения авторского замысла (на примере романа Д.Дефо "Робинзон Крузо").

Предметом данной работы являются методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, способствующие эффективному восприятию литературного произведения школьниками.

Цель исследования: определить, какие приемы и методы можно использовать при организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы для воздействия на их воображение и чувства как читателей; а также восприятия ими литературного произведения как искусства слова.

Задачами исследования:

. Изучить литературу по заданной теме;

. Рассмотреть различные подходы к классификации методов и приемов обучения литературе;

. Изучить и охарактеризовать роль и место исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы;

. Сделать выводы о том, какие методы и приемы можно использовать при организации исследовательской деятельности учащихся на уроке литературы 5. Экстр ментально подтвердить гипотезу исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами определены следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов.

 


Глава I. Теоритические основы изучения творчества Д.Дефо в 5 классе

Из истории английской детской литературы

 

Для детей писали проповеди, где учили, как себя вести, чтобы спасти свою душу. Сухой дидактизм пронизывал многие книги для детей.

Дидактика сосредоточивалась главным образом в книгах добрых советов. Их было много. В основном это были советы отцов сыновьям о том, как держать себя за столом, как заботиться о своём платье, как ухаживать за лошадью, об уважительном отношении к старшим. Часто это были не просто сборники поведения, а нравственный кодекс для юного джентльмена.

Читать детей учили рано с трёх лет. В школу ребенок поступал в семь лет и учил латынь, древнегреческий, древнееврейский. Элементы религиозных гимнов исследователи заметили даже в некоторых народных песенках. Так в «Доме», который построил Джек» прослеживаются характерные особенности древнееврейского религиозного гимна.

К концу XVII века наблюдаются некоторые отступления от дидактической и религиозной прозы. В книгах для детей появляются описания сражений и турниров, путешествий в разные страны, рассказы о животных. Книги проникали во все уголки Англии благодаря разносчикам, которые бродили по стране, останавливались на базарах, ярмарках, в деревенских харчевнях - всюду, где можно было найти покупателей. Всматриваясь в те далёкие времена, мы можем найти много общего и в содержании, и даже в способе распространения детских книг в Англии и в других странах, в частности в России, где азбуковники и такая книга, как «Юности честное зерцало», лубочные картинки с подписями попадали к детям от коробейников, первых книгонош на земле.

1744 год стал для английской детской литературы знаменательным: в этот год Джон Ньюбери основал специальное детское издательство и выпустил в свет «Маленькую Прелестную карманную книжечку, созданную для наставления и развлечения маленького Томми и милой Полли, с письмами от Джека-Грозы великанов, с добавлением небольшой книги песенок, и с новой попыткой научить детей Азбуке во время игры и забавы». Как пишет английский исследователь детской литературы Харвей Дартон, до появления первой книги Ньюбери дети могли только украдкой удовлетворять свою потребность в мечте и забаве, потому что «основной идеей большинства книг была мораль, а наслаждение литературой считалось недозволенным. Ньюбери создал благоприятные условия для проникновения простоты и непринужденности в детскую литературу, и в этом его большая заслуга». Спустя восемь лет после выпуска «Прелестной книжечки» Джон Ньюбери начинает издавать для детей первый в мире детский журнал «Журнал лилипутов». Всего этот неутомимый издатель выпустил более 20 книг для детей младшего возраста.век характеризуется новыми идеями в философии и литературе идеями Просвещения. Крупнейшими деятелями английского Просвещения и родоначальниками реалистического романа в Англии были Даниель Дефо и Джонатан Свифт. Их книги, еще при жизни авторов, стали достоянием детей. В их творческих исканиях отразился весь бурный XVIII век.

Даниель Дефо-талантливый публицист, романист и издатель - прожил жизнь, полную приключений, взлетов и падений, невероятных удач и столь же невероятных потерь. Он познал жизнь в ее различных измерениях, узнал богатство и нищету и так жадно бросался от одной авантюры к другой, что прожил вместо положенной ему одной жизни - несколько. Но главное, что осталось потомкам от этого человека,- это не его бурная биография, а первый его роман - «Робинзон Крузо» (1719).

Полное заглавие этого романа - «Жизнь и необычайные поразительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого погиб весь экипаж, исключая его одного, с изложением его неожиданного освобождения пиратами..Написанные им самим». Успех этой книги был так велик, что в том же году Дефо написал ее продолжение, а в следующем опубликовал третий том романа. Однако только первая часть «Робинзона Крузо» почти сразу же вошла в чтение детей.

В основу книги положены подлинные события, происшедшие с шотландским моряком Селькирком в 1711 году. Однако Дефо, как подлинный художник, расширяет рамки истории одной жизни и преподносит читателю роман, в котором не только отражена жизнь человека определенного времени, с его общественными и нравственными идеалами, но и дано представление автора о законах развития цивилизации. Искусственно оторванный от современного ему общества, Робинзон в суровой борьбе за существование применяет на практике все знания и умения своего просвещенного века и превращает бесплодный остров в цветущую плантацию. Топоры и гвозди, ружья и порох, парусина и швейная игла, чернила и бумага, семена культурных растений и Библия - всем необходимым для жизни снабжает автор своего героя. Однако «настоящий «буржуа» - Крузо, по определению Энгельса, не только осваивает доставшийся ему во владение кусок суши, но с появлением дикаря Пятницы становится его хозяином и колонизатором, т. е. героем бурягуазного мира.

«Робинзон Крузо» - приключенческий роман, где есть все, что положено этому жанру: опасности, крушение надежд, преодоление разнообразных трудностей ив конце концов победа. В центре произведения стоит герой, который не может не поразить воображение ребенка, герой, которому во всем сопутствует удача. За что бы ни взялся Крузо, любое дело спорится у него в руках, так ловко и умно он работает.

Недаром, объясняя жизненность романа, Юлиус Фучик писал, что «Это книга страстного увлечения трудом, процессом труда, и мы видим, что именно эта сторона сделала книгу такой действенной и интересной для детей»

Творческая мощь человека, сила его интеллекта, торжество разума привлекают к этому роману все новых и новых читателей. К концу века роман выдержал 700 изданий в одной только Англии и был переведен на многие европейские языки.

Однако, признанный читателями разного возраста (ибо написан он был отнюдь не для детей, а для предпринимателей Сити), роман Дефо долгое время не был признай писательской общественностью.

Для детей, а для предпринимателей Сити), роман Дефо долгое время не был признай писательской общественностью. Первую серьезную и добрую оценку роман получил за пределами своей родины. Ж. НС, Руссо в своем педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» рекомендовал книгу Дефо не только как занимательное, но и как полезное чтение, подчеркивал ее просветительный характер. Критика 60-70-х годов в России видела в «Робинзоне Крузо» прежде всего книгу о нравственной силе труда, о деятельности и Энергии развитого человека. Для Герцена, например, имя Робинзона Крузо было нарицательным, как символ упорства и воли к жизни.

В России читатели познакомились с романом в 1720 году по французскому переводу, а в 1762 году известный переводчик Яков Трусов перевел его на русский язык с французского оригинала. Первый полный перевод романа Дефо на русский язык был сделай П. А. Корсаковым и получил высокую оценку Белинского.

В 1934 году К. И. Чуковский талантливо пересказал роман для детей младшего возраста под названием «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». В 1955 году М. А. Шишмарева сделала более полный перевод романа Дефо для подростков.

«Робинзон Крузо», как никакое другое художественное произведение, породил бесчисленное количество переделок и подражаний - так называемых робинзонад. Известны, например, французский, датский, голландский, греческий, немецкий «Робинзоны». В них изображалась трудовая жизни одного человека или группы людей в условиях необитаемого острова.

В России издавались переделки романа Дефо, сделанные немецким педагогом и писателем Иоахимом Кампе. Эти книги подверглись критике В. Г. Белинского, поскольку Кампе выхолостил всю сущность романа и превратил его в назидательный трактат, в котором: проповедовал идею послушания: «Молись и трудись». В 1895 году русские дети получили еще одну робинзонаду. На этот на необитаемый остров попала девочка. «Елена-Робинзон» - так называлась книга Э. Гранстрема.

Высоко ценил роман Дефо Ч. Диккенс. Но все же он отмечал некоторую ограниченность Дефо. Он упрекал автора «Робинзона» в том, что тот не показал характера своего героя в развитии. И действительно, эмоциональная жизнь Робинзона сведена к минимуму, тогда как интеллект заметно развивается. Причина этой ограниченности понятна. Философия эпохи Просвещения строилась на вере в разум человека, в его рациональную и интеллектуальную деятельность, которая должна была перестроить мир на разумных началах.

 

Жизненный путь Д. Дефо.

 

Эта книга будет первая, которую прочтет мой Эмиль, она долгое время будет составлять всю его библиотеку и навсегда займёт в ней почетное место. По ней мы будем проверять степень развития наших суждений…её чтение всегда будет нам приятно.

Что за волшебная книга? Аристотель? Плиний? Бюффон? - Нет, это - «Робинзон Крузе».

Жан Жак Руссо.

 

Даниэль Дефо - английский писатель, публицист, журналист, основоположник экономической журналистики, популяризатор жанра романа в Великобритании, автор романа о Робинзоне Крузо - родился примерно в 1660 г. недалеко от английской столицы, в Криплгейте. Отец, торговец мясом, готовил его карьере пресвитерианского пастора и отдал в духовную семинарию, Академию Мортона в Стоук-Ньюингтоне, где его сын изучал классическую литературу, а также латынь и греческий. Однако Дефо-младшего влекла совершенно другая стезя - коммерческая деятельность, торговля.

После окончания академии он поступил на работу к чулочному торговцу приказчиком, неоднократно предпринимал деловые поездки в Испанию, Португалию, Францию, Италию. В дальнейшем он приобрел собственное чулочное производство, было в его предпринимательской биографии управление и владение крупным заводом, выпускавшим кирпичи и черепицу. В этом смысле Дефо являлся человеком своего времени: тогда таких коммерсантов-авантюристов было немало, и он оказался в числе тех, чья коммерческая деятельность в итоге завершилась банкротством.

Однако предпринимательство было далеко не единственным интересом Даниэля Дефо; он проживал яркую и насыщенную жизнь <http://www.wisdoms.ru/54.html>. Будучи молодым человеком, принимал активное участие в политической жизни, был одним из восставших против короля Якова II Стюарта, потом скрывался по разным городам, чтобы избежать тюремного заключения.

Деятельность на поприще литературы началась с памфлетов и сатирических стихотворений, а также прозаических трактатов, посвященных вопросам предпринимательской деятельности. В 1701 г. Дефо написал памфлет «Чистокровный англичанин», высмеивавший аристократию. Тот приобрел невероятную популярность: его продавали на улице, и все 80 тысяч экземпляров были сразу раскуплены.

За памфлет власти приговорили его к позорному столбу, гигантскому штрафу и посадили в тюрьму до исполнения наказания. Когда Дефо стоял у позорного столба, жители Лондона пришли его поддержать, но деловой репутации был нанесен немалый ущерб, и, пока он сидел в тюрьме, его коммерческое предприятие - производивший черепицу завод - по сути, развалилось.

Тюремное заключение могло быть очень долгим, а перспективы - неясными, если бы Даниэля Дефо не вызволил Роберт Харли, спикер палаты общин, министр. После этого Дефо работал на него как секретный агент, собирал в Англии и Шотландии разнообразную интересующую покровителя информацию. Харли в 1704 г. устроил его на госслужбу - в известное периодическое издание «Ревью», где в обязанности ему вменялось написание и редактирование статей. Издание просуществовало до 1713 г., комментарии Дефо периода работы в «Ревью» стали самыми известными из его сочинений политического характера.

Не покладая рук работая на поприще журналистики, Даниель Дефо пишет и литературные произведения. В 1719 г. увидела свет книга «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» - произведение, вошедшее в сокровищницу мировой литературы и принесшее автору ошеломительный успех. На его волне Дефо написал в том же году «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а через год - еще одно повествование-продолжение, но слава «Жизни и приключений…» оказалась недосягаемой. Именно с этим произведением, воспевающим силу человеческого духа, его неистребимую волю к жизни, ассоциируется в первую очередь имя Даниэля Дефо, хотя его творческое наследие было очень богатым и разнообразным по тематике, жанрам, масштабу.

Предки Д. Дефо фламанские предприниматели, Дефо приехали в Англию в конце 16 века со временем они потеряли приставку «ДЕ» и англичане стали называть их «Фо». Д.Дефо пришёл в художественную литературу достаточно поздно в 59 лет, но несмотря на это он оставил своим потомкам более 400 статей и несколько книг, он сочинял памфлеты в защиту короля и против короля, писал романы о королях, пиратах и привидений.

Его перу принадлежит более чем полтысячи сочинений, среди которых романы «Радости и горести Моль Флендерс» (1722), «Счастливая куртизанка, или Роксана» (1724), «Жизнь, приключения и пиратские подвиги прославленного капитана Синглтона» (1720) и «История полковника Джека» (1722).

Свой знаменитый роман «Робинзон Крузо» Д.Дефо написал в 59 лет в основе романа лежат реальные приключения моряка прожившего в одиночестве года на тихоокеанском острове Хуан-Сернандес писатель взял эту историю за основу, но изменил имя героя и время проведения его на острове 28 лет.

Дефо он высмеивает дворянские генеалогии, призывает своих сограждан презирать титулы, внешнюю избалованность и ценить только личную доблесть.

Этим Дефо привлек к себе благосклонное внимание короля, был приближен к королю, и даже сумел прибавить к своей истинной фамилии «Фо» частицу «Де».

Творчество Дефо не классицистическими правилами, а его огромным жизненным опытом, оно было обращено не тонкому вкусу знатоков, а к здравому смыслу простого человека.

Покинул этот свет Даниель Дефо 26 апреля 1731года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...