Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В) Образ главного героя «Робинзон Крузо»




Образ Робинзона Крузо отнюдь не вымышленный, и основан на реальных историях моряков. Во времена Дефо основным и единственным видом передвижения на дальние расстояния было мореплавание. Неудивительно, что время от времени суда терпели крушения, и часто выживших выбрасывало на необитаемый остров. Мало кому удавалось вернуться и рассказать свои истории, однако такие люди были, и их биографии легли в основу произведения Даниэля Дефо.

Описание Робинзона Крузо происходит от первого лица и, читая книгу, проникаешься уважением и симпатией к главному герою. Радуясь и сопереживая, мы проходим с ним весь путь, начиная с рождения и заканчивая возвращением домой. Человек с завидным упорством и трудолюбием, оказавшийся по воле судьбы один в неизведанной местности, сразу ставит себе цели и трезво оценивает свои шансы выжить. Постепенно обустраивая жилье и хозяйство, он не теряет надежды на спасение и прикладывает максимум усилий для достижения поставленных задач. По-сути, он проделал весь путь от первобытного человека до зажиточного крестьянина, причем в одиночку, не имея при этом образования и специальных знаний.

В разных переводах и адаптациях это было основной идеей произведения, выживание и спасение. Однако Даниэль Дефо был достаточно умен, чтобы не ограничивать образ Робинзона Крузо лишь бытовыми проблемами. В произведении широко раскрыт духовный мир и психология главного героя. Его взросление и возмужание, впоследствии старение не могут остаться незамеченными для опытного читателя. Начиная с завидным энтузиазмом, Робинзон постепенно свыкается со своей судьбой, хотя и надежда на спасение не покидает его. Много размышляя над своим существованием, он понимает, что при всем обилии богатств, человек получает удовольствие, лишь от того, в чем действительно нуждается.

Чтобы не забыть человеческую речь, Робинзон начинает разговаривать с домашними животными, постоянно читает Библию. Лишь на 24 году жизни на острове ему посчастливилось поговорить с человеком из племени дикарей, которого он спас от гибели. Долгожданный собеседник Пятница, как прозвал его Робинзон, верно и преданно помогал ему в хозяйстве и стал его единственным другом. Помимо помощника, Пятница стал для него учеником, которому было необходимо научиться говорить, привить веру в Бога, отучить от привычек дикарей.

Впрочем, Робинзон был только рад, занятие не из легких и хоть как-то помогало ему отвлечься от грустных мыслей. Это были самые радостные годы жизни на острове, если их можно так назвать.

Спасение Робинзона также захватывающе и необычайно, как и его жизнь на острове. Благодаря своему другу Пятнице, ему удалось подавить бунт на корабле, зашедшем случайно на остров. Тем самым Робинзон Крузо спасает часть команды и с ними возвращается на материк. Бунтовщиков он оставляет на острове на своих бывших владениях, снабдив их всем необходимым, и благополучно возвращается домой.

История Робинзона Крузо - поучительна и захватывающа. Радует счастливый финал и возвращение, но становится немного грустно от того, что приключения завершились, и приходится расставаться с главным персонажем.

В последствии, Даниэлю Дефо пытались подражать многие авторы, да и он сам написал продолжение приключений Робинзона Крузо, однако ни одна книга не превзошла по популярности его шедевр.


Глава II. Система уроков по изучению романа Робинзон Крузо в 5 классе

Анализ программы и методического аппарата учебника

Дефо робинзон крузо роман

Анализ методических пособий для учителей также показал, что основное внимание в них сосредоточено на изучении нового материала и его закреплении; и почти не запрограммированы в них действия учителя, направленные на приведение знаний учащихся в систему, Таким образом, недостаточная обеспеченность методического аппарата учебников и методических пособий по математике, в частности по геометрии, материалом, нацеленным на более полное и отчетливое выделение знаний в систему, является первым фактором, определяющим актуальность проблемы.

Наблюдая за работой учителей, в особенности начинающих, мы заметили, что одна из причин слабого усвоения учащимися геометрии состоит в следующем. учитель, обычно следуя за учебником, "проходит" параграф за параграфом, не всегда показывает школьникам их взаимосвязи, слабо концентрирует внимание учащихся на главном, зачастую отсутствует хорошо продуманный итог урока с четкими, повторяемыми обобщениями и выводами. Обобщающие уроки по темам нередко превращаются в "натаскивание", в тренировку по решению задач, дублирующих варианты предстоящей контрольной работы. Организуя обобщение изученного материала в конце учебного года или курса, учитель, как правило, повторяет его в том же объеме и в том не порядке, что не соответствует принципу внутрипредметных связей. И только мастера педагогического труда активно связывают ранее изученный материал с новым, выделяют базис в изучаемом предмете и дают точную установку на его запоминание, т.е. проводят работу по систематизации знаний учащихся на различных этапах обучения.

Следовательно, вторым фактором, определяющим актуальность проблемы, является слабая деятельность учителя, направленная на систематизацию знаний учащихся при обучении геометрии.

Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента привели к следующим выводам: знания у большинства учащихся фрагментарны, что, несомненно, влияет на качество усвоения ими геометрии в целом. Данный вывод подтверждается также результатами констатирующего эксперимента, проведенного исследователем Л.Б.Виноградовой. Указанные недостатки знаний учащихся по геометрии являются третьим фактором, определяющим актуальность проблемы. Этот фактор, нетрудно заметить, является следствием двух предыдущих.

До середины 70-х годов практически не велась исследовательская работа по проблемам учебника. Можно лишь указать научные исследования Е.И.Перовского и Ф.М.Шустеф в области методического построения учебника. В настоящее время имеются отдельные исследования по проблемам школьного учебника. Так, в работе М.И.Ягодовского обоснована и экспериментально показана целесообразность сочетания учебника в узком смысле слова и задачника. Работа Г.Г.Репниковой посвящена выявлению методического построения текстов, обеспечивающих успешное использование учебника алгебры б класса для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Предметом исследования Д.Д.Зуева явились внетекстовые компоненты как органическая часть структуры школьного учебника (на примере гуманитарных предметов).

Замечаем, что крайне немногочисленна группа диссертаций по проблемам учебника, в особенности по проблемам его методического аппарата.

С 1974 года в нашей стране стал издаваться ежегодник "Проблемы школьного учебника". Первые изданные двенадцать выпусков ежегодника свидетельствуют о том, что проблемы школьного учебника многогранны, актуальны, теория учебника находится в начальной стадии своего развития.

Ни в одной из рассмотренных нами работ не исследуется методический аппарат школьного учебника, в частности геометрии, в свете систематизации знаний. Следовательно, четвертым фактором, определяющим актуальность проблемы, является отсутствие теории конструирования учебника, который исследовался бы с позиции систематизации знаний учащихся.

Таким образом, изучение учебно-методической литературы, анализ работы учителей, личный опыт автора в качестве учителя математики (9 лет), а также наблюдения за работой учащихся, анализ их знаний позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования школьного учебника геометрии. Одним из таких направлений является разработка методического аппарата учебника с позиции систематизации знаний учащихся.

Методические разработки

Дефо робинзон крузо роман

Разработка урока литературы для 5 класса по роману Д, Дефо "Робинзон Крузо"

Цели рока:

Обсудить книгу Д. Дефо “ Робинзон Крузо”.

Выявить знание текста учащимися.

Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

Привить любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

Развивать речь, память, мышление через постановку конкретных вопросов и ответов, работу с текстом.

Воспитывать положительные нравственные качества детей: доброту, отзывчивость, ответственность, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалку, изобретательность.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Сообщение ученика об авторе от имени Д.Дефо.

Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “ Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове.

) Сообщение ученика о прототипе героя.

В основу сюжета книги Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирка, который прожил на острове Масс-А-Тьерра (возле побережья Чили) в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. Оказался на острове боцман по своему желанию: не мог найти общего языка с капитаном, да и судно, на котором они путешествовали, было слишком старым и ненадежным. Селькирк надеялся вернуться домой на одном из судов, которые заходили к островам за пресной водой. Так и произошло. Но только через 4 года и 4 месяца, которые моряку необходимо было прожить на безлюдном острове.

Как первобытные люди, он научился добывать огонь трением, а когда у него закончился порох, ловил руками диких коз.

Когда корабль «Дьюк» приблизился к острову, моряки увидели человека в звериных шкурах, который не мог выговорить ни одного слова... Но сразу вернуться Селькирку не судилось. Ему пришлось объехать вокруг света и вернуться домой капитаном парусника «Инкриз». Александр Селькирк - прототип Робинзона Крузо.

Прототип - это реально существующее лицо, которое служило автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа.

. Работа с картой.

Ученик-географ (показывает на карте остров Масс-А-Тьерра (сейчас - остров Робинзона Крузо (возле побережья Чили)), а потом демонстрирует место, где мог расположиться выдуманный Д. Дефо остров: возле берегов Бразилии, возле устья реки Ориноко). Парадокс: остров, названный в честь героя, был, по замыслу автора, совсем в другой географической точке.

) Беседа по содержанию романа.

Поднимите, пожалуйста, руку те, кто до конца прочитал роман. А теперь давайте проверим, как внимательно вы прочитали текст.

О ком говорится в следующем тексте? С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание. По целым часам я простаивал на морском берегу и не отрывая глаз рассматривал корабли, проходившие мимо.

В какой момент Робинзон произносит следующие слова? "Ненужный хлам!...Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей".

Про кого Робинзон говорит: ":я всем сердцем привязался к нему, да и он со своей стороны:меня полюбил:"

Что в романе имеет название «Отчаяние?»

Первое слово, выученное Пятницей?

К чему призвал юного Робинзона отец?

Что означает теория «золотой середины»?

Почему юноша не послушался отца и матери?

Какие испытания выпали на его судьбу?

Почему Робинзон уходит в море?

Обратите внимание на слова «страсть к морю» и «что-то роковое в этом природном влечении». Как вы это понимаете?

Слушается ли Робинзон советов друзей и уговоров отца?

А подготовлен ли Робинзон к морю

Как воспитан Робинзон?

Готов ли он к какой-нибудь деятельности?

Что происходит в семье Робинзона после его ухода в море?

Как вы считаете, разумно ли поступает Робинзон, отправляясь в море?

Что главное в человеке разум или страсти?

Как называет свой остров Робинзон? И почему именно так?

Какие чувства не дают покоя Робинзону?

Научился ли Робинзон контролировать их.

Робинзон Крузо оказывается единственным выжившим в результате кораблекрушения. Как же он решает жить дальше?

Что берёт с потерпевшего крушение корабля на остров Робинзон Крузо?

Как относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему?

Каким же видит Робинзон Крузо необитаемый остров?

Как пробует вести своё хозяйство, приспособиться к жизни на острове?

Робинзон многому научился на острове, например, добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира. Ещё Крузо смог прокормить себя, например, делая сыр и масло из козьего молока. Герой пробует делать посуду из глины, мебель, усовершенствует свой дом. Он научился на острове обрабатывать шкуры, плести корзины, возделывать землю, выращивать зерно, печь хлеб. Ученики приводят примеры из текста, рассказывая, чему научился Робинзон. Робинзон даже начинает новое летоисчисление на острове, ибо отрезан от мира.

Меняется ли Робинзон Крузо на острове?

На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносить в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так поступает?

Нет, потому что кое-что из созданного человеком и человечеством он берёт на необитаемый остров с потерпевшего крушение корабля.

Итак, Робинзон видит след человеческой ноги... Встреча с Пятницей. Меняется ли отношение Робинзона к своему слуге на протяжении романа?

) Обобщение материала. Подведение итогов урока.

Учитель. Таким образом, роман Даниеля Дефо, в котором рассказывается история жизни Робинзона Крузо на острове, несомненно, проникнут просветительскими идеями: в нем прославляются разум, трудолюбие, оптимизм. Жизнь на острове сделала человека, голова которого была "набита всякими бреднями", разумным. Он приобрел знания, жизненный опыт, многому научился.

) Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос «Каким изображён Робинзон Крузо?»

Викторина

1. Из скольких томов состоит книга о Робинзоне? (Из 3-х томов: 1-й - 1719 г., 2-й - 1719 г., - «Дальнейшие приключения Р.Крузо», 3-й - 1720 г. - «Серьезные размышления Р.Крузо».)

2. Англичане XVII-XVIII веков иногда слышали от моряков о людях, живших какое-то время на необитаемых островах, назовите причину, по которой можно было оказаться жителем острова. (На английском флоте был жестокий обычай оставлять на островах в чем-либо провинившихся матросов.)

.   Кто был прототипом Р.Крузо?

1. Джеймс Кук.

2. Александр Селькирк.

.   Марко Поло.

1. Сколько лет было Р.Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие?

.   18 лет.

2. 27 лет.

.   32 года.

1. Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на остров. Где он провел первую ночь?

.   В пещере.

2. На берегу.

.   На дереве. (Он боялся, что на острове водятся хищные звери.)

1. Откуда на необитаемом острове у Робинзона появились рабочие инструменты и ружье?

.   Переправил с разбитого корабля.

2. Их выбросило на берег.

.   Нашел на острове в хижине.

1. Каких животных взял с корабля Р.Крузо?

.   Двух кошек и собаку.

2. Морских свинок.

.   Попугая.

1. Как Р.Крузо доставил продукты и вещи с корабля на берег?

.   На себе.

2. На плоту.

.   На шлюпке

1. Из каких зерен вырастил урожай Р.Крузо?

.   Из риса, ячменя.

2. Из пшеницы, овса.

.   Из гречки, кукурузы.

1. Когда Робинзон смог позволить себе отделить часть зерна на еду? (Только на четвертый год он приготовил себе лепешки.)

2. Птицы причиняли вред урожаю. Что сделал Р.Крузо, чтобы их отпугнуть?

1. Повесил подстреленных птиц на высоком столбе.

2. Поставил чучело.

.   Бегал по полю, крича и размахивая руками.

1. Какой посудой пользовался Робинзон?

.   Сплетенной из прутьев.

2. Глиняной.

.   Деревянной.

1. На одиннадцатом году пребывания на острове Р.Крузо приручил животное. Какое?

.   Лошадь.

2. Козу.

.   Барана.

1. Какой фразе в первую очередь научил попугая Р.Крузо?

.   «Бедный, бедный Робинзон. Куда ты попал?»

2. «Робинзон родился в Англии. Хочу домой».

.   «Мы вернемся домой».

1. Незадолго до конца жизни на острове Р.Крузо спас от смерти дикаря. Как его звали?

.   Суббота.

2. Понедельник.

.   Пятница.

1. Сколько лет прожил на острове Р.Крузо?

.   28 лет.

2. 32 года.

.   15 лет.

1. Кого Робинзон взял с собой, когда покидал остров?

.   Кошку и собаку.

2. Пятницу и попугая.

.   Пятницу и собаку.

1. Может ли на самом деле существовать райский необитаемый остров, описанный в романе? (О существовании такого острова ничего не известно)

2. Благодаря чему Р.Крузо, живя на необитаемом острове, сумел остаться в живых?

1. Продуктам, которые взял с корабля.

2. Оружию.

.   Энергии, настойчивости и труду.


Заключение

 

Мы можем сделать вывод, что исследовательскую работу на уроках литературы следует рассматривать с двух точек зрения: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности.

Исследовательская работа как метод преподавания - это развитие умения самостоятельного анализа литературного произведения. Основной прием при исследовательском методе преподавания - это постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий.

Конечно, исследовательская деятельность не может охватить весь педагогический процесс. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил. Тем не менее, исследовательская деятельность необходима при проведении современного урока литературы, ведь современный урок - это, прежде всего, такой урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика. В силу своей гибкости, вариативности, будучи зоной свободного поиска, исследовательская работа непосредственно откликается на интересы и потребности учащихся, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование ценностных ориентаций, вкусов.

Не смотря на то, что исследовательская деятельность не обеспечивает решения учебных проблем, требующих чувственно-образного мышления, то есть деятельности, носящей характер практического или художественного творчества, она связана с решением познавательных задач и учебных заданий с проблемным содержанием, с практической деятельностью учащихся, со сбором дополнительной информации, новых фактов из различных источников. Исследовательская деятельность в результате решения теоретической проблемы позволяет ученику "открыть" новое знание или способ действия.

Исходя из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что исследовательская деятельность помогает повысить глубину осознания и понимания произведения, а также, способствует более эффективному восприятию литературного произведения школьниками. В связи с этим, именно сейчас возникла настоятельная потребность разобраться в специфике ученического исследования по литературе, в методике организации исследовательской деятельности школьников.

 


Список использованной литературы

 

1. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М., 1962.

. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.

. Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. - М.: Просвещение, 2002.

. Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Вако, 2005.

. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1986.

. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.

. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. № 10. 1999.

. Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С. Р. - М., 1969.

. Методика преподавания литературы. Подред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. В2-хчастях. Ч.1. -- М.,2002.

. Методика преподавания литературы: Под ред. З. Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.

. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в школе. - М., 1971.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...