Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гарантии защиты права собственности и др. прав на природные ресурсы.




Действующее законодательство содержит определенные гарантии и защиту права собственности и иных прав на природные ресурсы. Так, статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные природные ресурсы поставлены под охрану государства и всей нашей правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защита частной, государственной, муниципальной и иных норм собственности, что является важной конституционной гарантией прав и законных интересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в силу монополизма государственной собственности на землю и иные природные ресурсы.

Важным средством правовой защиты и гарантий соблюдения прав и интересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов является наличие перечня оснований прекращения их прав.

Данному вопросу посвящена глава VII Земельного кодекса «Прекращение и ограничение прав на землю». Так, согласно Земельному Кодексу РФ, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.

Кроме того право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при:

-использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

-использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

-неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

а) отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

б) нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

в) систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

г) систематическая неуплата земельного налога;

-неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение 3 лет, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

-изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

-реквизиции земельного участка;

- в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Также аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:

-использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

-использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

-неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

-неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

-изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

-реквизиции земельного участка;

- в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Глава VIII Земельного кодекса «Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд» специально посвящена гарантиям прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении их прав.

Право собственности на природные ресурсы:

• в объективном смысле: совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы;

• в субъективном смысле: совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

В экологическом праве право собственности на природные ресурсы рассматриваются лишь в той части, где оно ограничено на основании федерального законодательства, так как это необходимо для рационального использования Природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.

Субъекты права собственности на природные ресурсы.

1) физические лица;

2) юридические лица;

3) Российская Федерация;

4) субъекты РФ;

5) муниципальные образования.

Основания прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы. Право собственности на природные объекты и ресурсы может прекращаться по следующим основаниям:

- при отчуждении собственником принадлежащих ему природных объектов и ресурсов и при утрате права собственности в иных случаях, предусмотренных законом;

- при обращении на основании решения суда взыскания на земельный участок, иные природные объекты и ресурсы;

- при выкупе земельного участка и иных природных объектов и ресурсов для государственных и муниципальных нужд;

- при изъятии земельного участка или иных природных объектов и ресурсов ввиду их ненадлежащего использования.

 

3. Понятие и содержание природопользования

 

Природопользование — одна из сторон взаимодействия между обществом и природой. С одной стороны, это институт экологического права, а с другой стороны, субъективное право конкретного природопользователя. Взаимодействие выражается в извлечении полезных для человека и общества свойств природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных, нравственно-эстетических потребностей.

Право природопользования — совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов в соответствии с экологическими требованиями по рациональному их использованию, воспроизводству и охране окружающей среды.

В субъективном смысле право природопользования - это совокупность установленных законодательством прав и обязанностей природопользователей по использованию объектов и ресурсов природы, окружающей природной среды в целом для удовлетворения экономических потребностей, а также с целью отдыха, туризма, лечения, удовлетворения культурных и эстетических интересов.

Потребляя природные ресурсы, человек использует природу в двух качествах: как естественное условие свой жизни и деятельности и как объект своей хозяйственной и культурной работы. В зависимости от этого право природопользования подразделяется на право общего и право специального природопользования.

Виды природопользования:

1) в зависимости от природного объекта - право землепользования, недропользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом, лесопользования, пользования растительным и животным миром и др.;

2) в зависимости от целевого назначения с учетом вида природного ресурса:

- в землепользовании – сельскохозяйственного назначения и использования (земли сельскохозяйственного назначения); городской застройки (земли населенных пунктов) и т. д.;

-в недропользовании – геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых;

-в водопользовании – для питьевого водоснабжения, рекреации и т.д.;

-в лесопользовании – заготовка древесины, пользование участками для нужд охотничьего хозяйства;

-в пользовании животным миром – охота, рыболовство;

-в использовании атмосферного воздуха – потребление атмосферного воздуха для производственных нужд;

3) в зависимости от наличия либо отсутствия специального разрешения – право общего и право специального природопользования.

Принципы права природопользования:

1) производность права природопользования от права собственности на них;

2) рациональность природопользования;

3) экосистемный подход к регулированию природопользования;

4) целевой характер природопользования;

5) устойчивость природопользования;

6) платность специального природопользования.

Право общего природопользования — право свободно, без каких-либо разрешений со стороны компетентных государственных органов или физических и юридических лиц, за которыми закреплены природные объекты в пользование, находиться на этих объектах (пути сообщения, парки, лесопарки, пляжи, водоемы, леса и др.).

Право специального природопользования - пользование природными ресурсами, связанное с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц, осуществляемое в соответствии с разрешительной системой и требующее выделения отдельных частей Природных объектов в обособленное пользование юридическим или физическим лицам.

Объекты природопользования:

- природный объект – обладает количественно-пространственной характеристикой (весь земельный фонд, лесной фонд и т. д.);

- природный ресурс – обладает качественно-потребительскими свойствами (часть подобного фонда, которая используется или пригодна для использования в хозяйственной деятельности).

Формы специального природопользования:

- отдельными природными ресурсами (водами, недрами, животными и т. д.);

- комплексное: использование предприятием природно-ресурсного потенциала территории, включающей в себя совокупность природных ресурсов, объектов, системообразующих факторов и условий (в том числе климатических, геологических, гидрологических и др.). Таким образом, что эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность природопользователя оказывает в целом минимально возможное вредное воздействие на окружающую природную среду.

- специальным природопользованием является такое, которое осуществляется субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов.

Право специального природопользования возникает при наличии нескольких оснований:

-приобретение права собственности на природный объект, в том числе путем приватизации государственной собственности. Необходимо учитывать определенные ограничения по использованию объекта, устанавливаемые законодательством (например, ст. 260 ГК РФ);

- приобретение иных вещных прав на природный объект (например, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право срочного пользования);

- приобретение права собственности на здание (сооружение). В этом случае к приобретателю переходит и право собственности на земельный участок со всеми сопутствующими полномочиями, если договором не предусмотрено иное (ст. 273 ГК РФ).

Возникновение права специального природопользования во многих случаях (особенно в сфере предпринимательства) имеет сложный юридический состав. Для возникновения правоотношений по пользованию природными ресурсами требуется совокупность юридических фактов, в том числе и издание актов органами государственной власти и местного самоуправления, заключение договоров.

Взаимоотношения сторон в сфере природопользования до недавнего Времени регулировались, прежде всего, актами органов власти. Договор играл вспомогательную роль. В настоящее время распространен такой виды распорядительных актов.

Лицензия рассматривается как разрешение на ведение какой-либо деятельности. В условиях становления рыночных отношений лицензия считается одним из средств соблюдения экологических и санитарных норм при осуществлении деятельности, связанной с природопользованием. Порядок лицензирования определяется отраслевыми федеральными законами и иными нормативными актами. Более подробно данный вопрос рассматривается в отдельной лекции.

Договорная форма природопользования. В настоящее время роль договоров в сфере природопользования существенно возрастает. Открываются возможности по приобретению на основе сделок природных объектов в собственность и пользование не у государства, а у других собственников, владельцев и пользователей. Однако роль органов государственной власти и местного самоуправления остается значительной и в этих условиях, тем более что необходимо учитывать следующие факторы.

Государство остается в настоящее время крупнейшим собственником природных ресурсов.

Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат обязательной государственной регистрации (ст. 165 ГК РФ).

Обладатели природных ресурсов на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и постоянного пользования (в последнем случае - земельным участком) не вправе распоряжаться ресурсами без согласия собственника (т.е. реально - государства).

Можно сделать вывод, что акты органов государственной власти и местного самоуправления являются, и будут являться главным основанием возникновения отношений по использованию природных ресурсов. Договор же останется, по существу, лишь средством реализации распорядительного акта.

Договор аренды. По договору аренды одна сторона - арендодатель обязуется передать другой стороне - арендатору определенные виды природных ресурсов на согласованный срок.

В качестве арендодателя может выступать собственник или владелец природных ресурсов, а также обладатель ими на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, причем в двух последних случаях - только с согласия собственника.

Арендатором может быть любое юридическое или физическое лицо. В тексте договора аренды природных ресурсов указываются права и обязанности сторон (целевое использование, соблюдение экологических требований, возмещение убытков и т.д.).

Срок действия договора аренды природных ресурсов различен и зависит от цели договора и вида природных ресурсов. Как правило, наиболее длительными являются сроки аренды земельных ресурсов. Арендодатель имеет право досрочно расторгнуть договор аренды в случае невыполнения арендатором его условий. Договор аренды природных ресурсов подлежит государственной регистрации.

Договор на комплексное природопользование. В правовой литературе комплексное природопользование определяется как использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно, с учетом охраны окружающей природной среды и соблюдения требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Необходимость существования именно таких договоров обосновывается тем, что при использовании одного вида ресурсов почти всегда оказывается воздействие на другие их виды.

Договор на комплексное природопользование оформляется только при наличии двух документов: положительного заключения государственной экологической экспертизы и лицензии на комплексное природопользование. Таким образом, законодательно закреплено существование нового вида лицензий - на комплексное природопользование.

Права и обязанности природопользователей. Права и обязанности природопользователей фиксируются в различных нормативных актах, а также в тексте лицензий и договоров. Объем прав и обязанностей различается в зависимости от вида природных объектов. Тем не менее природопользователи имеют право:

- участвовать в разработке и принятии решений, осуществление которых связано с экологически вредным воздействием на природную среду и контроле за их выполнением;

- возмещать потери и убытки, связанные с ухудшением состояния природной среды и природных ресурсов не по вине природопользователя;

- пользоваться предоставленными природными объектами; собственности на добытые объекты и полученную продукцию; возводить на полученных земельных участках и акваториях в зависимости от их целевого назначения жилье, а также постройки и сооружения, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности;

- передавать право пользования иным лицам (в отношении земли и некоторых других природных объектов);

- оказывать воздействие, улучшающее состояние природной среды;

- предъявлять в установленном порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, в том числе со стороны организации, предоставившей природные ресурсы в пользование (ресурсодателя).

Природопользователи обязаны:

- эффективно использовать природную среду и природные ресурсы в соответствии с целевым назначением, улучшать состояние природной среды, рационально использовать запасы природных ресурсов, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате осуществления хозяйственной деятельности;

- своевременно вносить плату за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды;

- своевременно представлять органам исполнительной власти и в Государственный комитет по охране окружающей среды сведения о состоянии природной среды и использовании природных ресурсов;

- возмещать потери и убытки, допущенные в результате истощения и загрязнения природной среды и природных ресурсов.

Прекращение права специального природопользования. Законодательство устанавливает несколько оснований прекращения права специального природопользования. Их перечень различается в зависимости от вида природных ресурсов. Тем не менее, общими для всех пользователей и всех видов ресурсов являются следующие основания прекращения права специального природопользования:

- отказ от пользования;

- истечение установленного срока пользования;

- возникновение зафиксировано определенного условия (если оно отражено в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования;

- нарушение законодательства об охране окружающей среды;

- нарушение условий пользования, оговоренных в лицензии;

- использование территории для государственных нужд, исключающее пользование природными ресурсами.

В зависимости от основания (как указанного выше, так и иного) право природопользования прекращается либо автоматически, либо актом органа, предоставившего лицензию, либо решением суда после обращения одной из сторон.

Решение органа власти о прекращении права специального природопользования может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятия «право природопользования».

2. В чем заключается связь права собственности на природные ресурсы с экологическим правом?

3. Раскройте содержание права собственности на природные ресурсы.

4. Назовите виды природопользования.

5. Какие Вы знаете виды форм собственности на природные ресурсы. Дайте им характеристику.

6. Дайте характеристику принципам природопользования.

7. Какие обязанности возлагаются на природопользователей

8. Перечислите основные права природопользователей.

9. Каков порядок получения лицензий на право природопользования?

10. Назовите основные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие право собственности на природные объекты и ресурсы.

11. Прокомментируйте содержание п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации.

12. Перечислите и кратко охарактеризуйте объекты права государственной, муниципальной и частной форм собственности на природные ресурсы.

13. Используя конкретные примеры, раскройте содержание трех правомочий - владения, пользования и распоряжения (в отношении природных объектов и ресурсов).

14. Каким образом граждане, проживающие на территории конкретных населенных пунктов, могут участвовать в общественных отношениях, складывающихся по поводу владения, пользования и распоряжения природными объектами и ресурсами, находящимися в муниципальной собственности?

10. Назовите основания прекращения права природопользования.

 

 

Лекция 6.

Правовой механизм охраны окружающей природной среды

 

 

1. Понятие механизма природопользования и охраны окружающей

природной среды

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...