Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.4 Совершенная и несовершенная конкуренция




Конкуренция: сущность, виды и методы

Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. По существу, конкуренция – это борьба за достижение лучших условий доступа к ограниченным ресурсам общества. Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: «Что? Как? Для кого?» следует производить. Конкуренция – способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества.

Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что факторы производства (ресурсы) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление максимизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпринимателей улучшать качество продукции или/и снижать издержки производства. В конкурентной борьбе каждый продавец, предлагая лучшие или более дешевые товары, думает прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит пользу своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом.

Конкуренция распределяет доход в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование ресурсов обеспечивает получение прибыли.

Конкуренция может быть внутриотраслевой (между производителями аналогичных товаров) и межотраслевой (между производителями различных отраслей).

Существуют разные методы конкурентной борьбы:

- ценовая конкуренция. При этом снижение цены может происходить как на основе уменьшения издержек производства, так и без изменения издержек производства путем установления монопольно низкой цены на продукцию;

- неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции; выпуск новой продукции; создание товаров заменителей; послепродажное обслуживание, реклама.

Все это – методы частной, добросовестной конкурентной борьбы,).

Наряду с добросовестной, честной конкуренцией существует «недобросовестная, нечестная» конкуренция, под которой понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества и эффективности производства, а с использованием таких методов, как:

- продажа по цене ниже себестоимости;

- установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

- ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

- недобросовестное копирование товаров конкурентов;

- нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

- промышленный шпионаж и др.

Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством (гражданскими и уголовными кодексами) большинства стран с рыночной экономикой. Степень развитости конкуренции на разных рынках может быть различной.

Рынок совершенной конкуренции

Чем меньше отдельная фирма влияет на условия реализации продукции, и прежде всего цену и объем продаж, тем более конкурентным считается рынок. Если фирма совсем не оказывает такого влияния, то это называется рынком совершенной конкуренции.

Рынку совершенной конкуренции, или классическому конкурентному рынку, свойственны следующие черты (признаки):

- значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

- объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме рыночного предложения, что отдельная фирма повлиять на цену не может;

- всеми продавцами предлагается однородная, стандартная продукция;

- все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;

- свобода входа и выхода: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в. В XXI в. совершенная конкуренция – явление редкое. С некоторыми оговорками к такому типу рынка сегодня можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, товарные биржи, валютные, фондовые рынки.

Задачей фирмы, стремящейся к максимизации прибыли, является нахождение, выбор оптимального, позволяющего достичь наилучших результатов деятельности, объема производства. Найти оптимальный объем производства фирма может двумя путями:

- сопоставив совокупный доход и совокупные издержки при различных объемах производства;

- сравнив предельный доход с предельными издержками.

Модель «совокупный доход – совокупные издержки».

Начертив на одном графике кривые совокупного дохода (TR) и совокупных издержек (TC) конкурентной фирмы, можно сопоставить доход и издержки, соответствующие разным объемам производства..

Анализ графика показывает, что при разных объемах производства соотношение между совокупными издержками и совокупным доходом различны.

Фирма получает прибыль, производя в объемах, при которых совокупный доход больше совокупных издержек (TR>TC)

. Объем производства, при котором разница между совокупным доходом и совокупными издержками максимальна (TR-TC)max позволяет обеспечивать фирме максимальную прибыль.

Модель «предельный доход – предельные издержки».

Для нахождения оптимального объема производства часто используется метод сопоставления дохода, приносимого дополнительной единицей продукции (MR), с приростом издержек производства, вызванным ее выпуском (MC).

Фирма, максимизируя прибыль, максимизирует разность между совокупным доходом и общими издержками. Если фирма произведет дополнительную единицу продукции, то общие издержки фирмы (TC) возрастут на величину предельных издержек МС, но тогда и общий доход фирмы TR возрастет на величину предельного дохода MR. Если MR>MC, то прибыль фирмы увеличивается и ей не выгодно сокращать объем производства. Если MR<MC, то прибыль фирмы убывает. Следовательно, фирма получит максимальную прибыль при таком объеме производства, когда MR=MC

В условиях конкурентного рынка средний и предельный доходы фирмы равны между собой и равны цене, т.е.

MR=AR=P.

Равенство MR и MC, являясь условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рыночной структуры в условиях совершенной конкуренции, преобразуется в равенство: MC=MR=P.

Выделяют три возможных рыночных ситуации на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. 1) Когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек, валовая выручка в точности равна валовым издержкам. Прибыль фирмы будет нормальной, поскольку цена ее продукции равна средним издержкам.

2) Если на каком-то интервале линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек, то в точке равновесия фирма будет получать квазиренту, т.е. прибыль, превышающую нормальный уровень сверхприбыли.

3) Средние издержки при любом объеме производства превышают рыночную цену. В этом случае даже при оптимальном объеме производства фирма несет убытки, хотя они и меньше, чем при других объемах производства.

Оптимальный при каждом уровне цен объем производства определяет предложение со стороны отдельной фирмы. Кривая, описывающая зависимость объема предложения от уровня цен, и представляет собой кривую предложения фирмы. Кривая предложения фирмы совпадает с отрезком кривой предельных издержек, который лежит выше минимума средних переменных издержек.

Опираясь на поведение отдельных фирм, можно определить общее отраслевое (рыночное) предложение, которое равно сумме объемов предложения отдельных фирм. Если рыночная цена равна минимальным средним издержкам, то в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих в отрасли фирм, данная конкурентная отрасль находится в состоянии полного долгосрочного равновесия, условие которого можно записать следующим образом:

MC=P=AC=LAC

Монополия

Любые нарушения условий совершенной конкуренции, ведут к ее подрыву. Рынок, на котором отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции, называется рынком несовершенной конкуренции. Существует три основные структуры (модели) рынка несовершенной конкуренции:

- чистая монополия;

- олигополия;

- монополистическая конкуренция.

Чистая монополия – это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:

- низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба).

- наличие государственных патентов и лицензий;

- исключительные права на важнейшие источники сырья;

- представление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).

Условием существования чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких заменителей. Чистая монополия в масштабах национального хозяйства – явление редкое, однако она достаточно широко представлена на местных рынках.

Различают несколько типов монополий.

Искусственная монополия. Предприниматели всячески стараются избежать конкуренции. Осуществляя слияние фирм, заключая явные и тайные соглашения об объемах производства, рынках сбыта, уровне цен, предприниматели монополизируют рынки.

Государственная (легальная) монополия – исключительные права государства на производство (например, денег, ядерного вооружения и т.п.).

Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом. Фирма, обладающая каким-либо научно-техническим достижением, занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока это достижение не получит всеобщего распространения.

Естественная монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции. В силу технологических особенностей некоторых производств издержки производства на крупном предприятии ниже, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.). Такие производства, как правило, защищаются от конкуренции государством. Фирмы, реализующие большую часть продукции данного вида, обладают монопольной властью – возможностью воздействовать на цены, изменяя в целях создания дефицита, объем предложения.

Предельный доход неконкурентной фирмы меньше среднего дохода (цены), т.е.

MR<P

Поскольку для продажи большего количества товара фирме приходится снижать цену, кривая ее среднего дохода будет наклонена вниз, а кривая предельного дохода окажется ниже кривой среднего дохода Снизив цену, фирма получает некий выигрыш за счет увеличения объема продаж (совокупный доход возрос), но одновременно фирма несет и определенные потери (теперь продукция продается по более низкой цене), поэтому общий доход от продажи дополнительной единицы продукции оказывается меньше цены.

Монополии для увеличения прибыли используют ценовую дискриминацию. Она возникает, если фирма продает одну и туже продукцию по разным ценам различным группа покупателей, причем изменения в ценах не связаны с изменениями в издержках.

Различают ценовую дискриминацию первой, второй и третьей степени.. Ценовая дискриминация первой степени возникает, если монополист сможет продавать каждому потребителю продукции по максимально возможной для него цене. Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цена зависит от количества покупаемой продукции. Ценовая дискриминация третьей степени. –это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене.

. Олигополия

Олигополия – рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные и дифференцированные товары; рынок, доступ на который для других фирм затруднен, на котором контроль над ценами на продукцию ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением тех случаев, когда имеется сговор) и на котором обычно действует сильная неценовая конкуренция.

Характерные черты олигополии:

- немногочисленность фирм в отрасли;

- производство стандартизированных и дифференцированных продуктов;

- наличие барьеров для вступления в отрасль. Такими барьерами в олигополистической отрасли являются эффекты масштаба и низких издержек:

- эффект масштаба означает, что в условиях олигополии могут выжить только крупные фирмы;

- эффект низких издержек означает, что в условиях олигополии, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Существует и другие барьеры для вступления в отрасль;

- эффект слияния. Объединение двух или более фирм дает возможность новой фирме добиться большего эффекта масштаба, или более низких издержек производства, или то и другое вместе;

- всеобщая взаимозависимость. Это означает, что никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не учитывая наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов.

Фирмы, входящие в олигополию, осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Конкуренция преодолевается с помощью ценовой политики.

Сговор, тайное соглашение – ситуация, когда фирмы действуют согласованно (в сговоре) с целью установить цену и объем производимого каждой из них продукта или определять географический район, в котором каждая фирма может продавать свою продукцию. Однако, антитрестовские законы являются препятствием для тайного сговора. Распространенным примером молчаливого сговора служит лидерство в ценах.

Лидерство в ценах – неофициальный метод установления цены, в соответствии с которым «господствующая» фирма, обычно наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли, меняет цену, а все другие фирмы автоматически следуют этому изменению.

Ценообразование по принципу «издержки плюс» - метод установления желательной цены на основании средних расчетных издержек производства путем добавления к ним определенного процента.

Олигополии делают упор на неценовую конкуренцию.

При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста чаще всего выступает крупная фирма.

К тому же рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери. Чистый убыток общества в результате монополизации рынка – это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.

Для определения степени монополизации рынка используется индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ):

Для каждого отраслевого рынка определяются нормативные значения ИХХ. Рынок считается неконцентрированным, если значение ИХХ не превышает 1000, отклонения от этого значения являются сигналом о необходимости демонополизации рынка.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

. К прямым методам ограничения власти монополий относится установление верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельного уровня нормы прибыли. К косвенным методам можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение «накопления» фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Монополистическая конкуренция

На рынке монополистической конкуренции имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию, в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен.

Особенности рынка монополистической конкуренции: невысокие входные барьеры в отрасль, взаимозаменяемость реализуемой продукции высокая, но не абсолютная.

Основные методы конкуренции – товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен.

Фирмы в краткосрочном периоде получают экономическую прибыл, но в долгосрочном периоде она исчезает.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие хотя ограниченной, но монопольной власти ведет к тому, что производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...