Понятие, структура и функции системы управления персоналом в органах местного самоуправления
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение
Эффективность местного самоуправления во многом зависит от того, насколько слаженно и профессионально работает управленческий аппарат. В достижении этой задачи первостепенное значение имеет надлежащее управление персоналом органов государственной власти местного самоуправления, правовое регулирование муниципальной службы, четкое определение правового статуса муниципального служащего. Необходимость такого специального регулирования обусловлена организационным обособлением местного самоуправления при осуществлении публичной власти, а также особенностями труда муниципальных служащих по сравнению с собственно трудовыми отношениями. Формирование новой модели муниципального управления, реформирование муниципальной службы России и ее аппарата невозможны без существенного обновления руководящих кадров, без наполнения органов местного самоуправления лицами способными на деле обеспечить успешное проведение социально-экономических и политических реформ. Общество объективно заинтересовано в том, чтобы на муниципальной службе находились профессионально подготовленные люди. Добиться же подобного эффекта можно только при условии применения эффективных технологий формирования кадрового состава органов местного самоуправления и управления. При этом следует отметить, что разработок в области отбора, подбора и зачисления кадров на муниципальную службу на несколько порядков меньше, чем в области государственной службы. К сожалению, в современной России далеко не каждая государственная, и тем более, муниципальная структура может продемонстрировать действенность подобных методик; очень часто подбор кадров остается одной из самых проблемных направлений деятельности органов местного самоуправления.
Объект исследования - Администрация Центрального района города Челябинска. Предмет исследования - организация системы управления персоналом в Администрации Центрального района города Челябинска. Цель исследования - анализ организации и функционирования системы управления персоналом в органах муниципального управления на примере Администрации Центрального района г. Челябинска и выработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели входе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи: . Изучить понятие, структуру и функции системы управления персоналом в органах местного самоуправления . Рассмотреть нормативно-правовые основы формирования и функционирования системы управления персоналом в органах местного самоуправления . Исследовать организацию системы управления персоналом в Администрации Центрального района города Челябинска . Проанализировать практику функционирования системы управления персоналом в Администрации Центрального района г. Челябинска . Сформулировать проблемы и рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом г. Челябинска. Теоретическую основу исследования составили труды Сумарокова В.З., Ноздрачева А.Ф., Гришковца А.А., Атаманчук Г.В., Андриченко Л.В. В ходе исследования были использованы такие методы как анализ и синтез, метод анализа документов, сравнительный метод. Цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая включает в себя введение, две главы по два параграфа, заключение и список использованных источников. Во введении определяется актуальность исследуемой темы, определяются объект, предмет, цель и задачи курсовой работы. В первой главе исследуются теоретические и нормативно-правовые основы системы управления персоналом. Во второй главе проводится анализ практики управления персоналом на материалах Администрации Центрального района города Челябинска, формулируются конкретные рекомендации. В заключении формулируются общие и конкретные выводы проведенного исследования.
Практическая значимость исследования обусловлена наличием практических рекомендации, которые позволят повысить эффективность управления персоналом Администрации Центрального района города Челябинска.
Глава 1. Теоретико-правовые основы системы управления персоналом в органах муниципального управления
Понятие, структура и функции системы управления персоналом в органах местного самоуправления
В настоящее время в регионах Российской Федерации активно ведется работа по созданию научно обоснованной методики определения штатной численности органов государственного и муниципального управления, имеющая своей целью оптимизацию кадрового планирования, совершенствование технологий определения потребности управленческих структур области в персонале. В основу рекомендаций по определению штатной численности органов муниципального управления области положен принцип многокритериевого измерения. В системе муниципального управления действуют разные по своему профилю органы и структурные подразделения (экономические, социальные, жилищно-коммунальные и др. службы). Поэтому в отношении каждого из данных структур критерии определения их штатной численности будут различны. Так, численность аппарата Администраций муниципальных образований корректнее всего, по мнению специалистов сектора государственной и муниципальной службы, привязать к численности населения, проживающего в границах муниципальной территории. В этом случае могут быть разработаны некие типовые («нормативные») структуры аппаратов, скажем, по городским и сельским территориям с определенной численностью наличного населения, а далее на их основе с учетом поправочных коэффициентов (на увеличение или понижение численности населения территории) произведен перерасчет численного состава аппаратов администраций по другим муниципальным образованиям региона.
Задача несколько усложняется, если в рамках одной территории присутствует одновременно и городская, и сельская инфраструктура. Здесь механизм расчета будет более сложным. Требуется ввести в методику ряд дополнительных поправочных коэффициентов. Данные коэффициенты должны будут учитывать такие факторы, как соотношение городского и сельского населения муниципального образования, общая численность наличного населения в муниципальном образовании, возможно - другие показатели. При разработке методики определения лимита численности, например, финансовых органов муниципальных образований, то подход здесь будет несколько иным. Так, например, министерство финансов Ростовской области при разработке нормативов численности работников районных и городских финансовых органов предлагает все муниципальные образования области разделить на три обособленные группы, исходя из следующих показателей: объем местного бюджета по доходам; объем местного бюджета по расходам; количество постоянных бюджетополучателей. В зависимости от количественной оценки этих показателей каждой территории присваивается определенная «весовая категория» (количество баллов). Представляется, что подобные методики имеет смысл разработать в целях использования на территории всех муниципальных образования Российской Федерации. Их обобщение может привести к выработке единого целостного подхода к определению штатной численности органов муниципального управления области, что создаст исходные предпосылки для научного выявления потребности органов муниципального управления в квалифицированных кадрах и послужит надежным ориентиром для работы по набору претендентов на вакантные должности муниципальной службы. По данным субъектов Федерации, на 1 января 2011 г. к категории муниципальных служащих в РФ относятся 336,3 тыс. человек, что по сравнению с 1 января 2009 г. больше на 21450человек, а по сравнению с 2000 г. их численность возросла как минимум на 150 тыс. человек. При этом только 51% муниципальных служащих имеет стаж муниципальной и(или) государственной службы более пяти лет, что также свидетельствует о значительном обновлении и пополнении состава муниципальных служащих за последние годы.
Обращает на себя внимание также тот факт, что сложилась половозрастная структура муниципальной службы, не соответствующая структуре занятого населения: среди лиц, замещающих высшие и главные должности муниципальной службы, большинство старше 50 лет. Например, в Ленинградской области среди муниципальных служащих женщины составляют около 80%, каждая четвертая из которых старше 50 лет, в том числе старше 60 лет - 2%. Учитывая, что в течение ближайших десяти лет произойдет высвобождение более половины муниципальных служащих, замещающих ключевые должности, если не будут приняты действенные меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, у органов местного самоуправления возникнут большие трудности из-за невозможности замещения этих должностей следующим поколением муниципальных служащих, не имеющих достаточного опыта работы на муниципальной службе и необходимой квалификации. К тому же в стране сохраняется тенденция увеличения числа муниципальных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. В целом по общим оценкам (исключая, конечно, крупные мегаполисы, где, впрочем, тоже имеются свои проблемы) органы местного самоуправления переживают далеко не лучшие времена. Местные бюджеты не могут профинансировать полноценную реализацию функций местного самоуправления, а кадровый состав его оставляет желать много лучшего. В большинстве случаев, и особенно в отдаленных от областных центров районах страны, комплектование должностей муниципальных служащих в соответствии с квалификационными требованиями по должностям муниципальной службы из числа местных жителей достаточно сложно. Так, по данным администрации Челябинской области возрастной состав муниципальных служащих не обеспечивает планомерность замены кадрового состава одной возрастной группы другой. В частности, служащих от 31 года до 40 лет почти в два раза меньше, чем служащих возрастной категории 51-55 лет. Около трети муниципальных служащих не имеют высшего образования. Из-за низкого денежного содержания число женщин среди муниципальных служащих постоянно превышает число мужчин в 2,5-2,7 раза. По данным Федеральной службы государственной статистики и материалам, поступившим из субъектов Федерации, базовое высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» сегодня имеют лишь 0,2% общей численности выборных лиц местного самоуправления и 2,8% общей численности россиян, занимающих должности на муниципальной службе. Не спасают положение муниципальные служащие и выборные лица местного самоуправления, окончившие различные курсы профессиональной переподготовки по специальности «Государственное и муниципальное управление» или курсы повышения квалификации по специализированным программам в области муниципального управления. Их очень и очень мало. К концу 2010 г. численность работников муниципальной службы, получивших дополнительное профессиональное образование, составила 29 658 человек. Это всего 9,6% общей численности муниципальных служащих.
Заметим, что за последние годы число муниципальных образований удвоилось и продолжает расти. Между тем непосредственно на подготовку и повышение квалификации муниципальных служащих использование средств федерального бюджета не предусмотрено. Поэтому очень много в обеспечении муниципальных образований кадрами зависит от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые должны организовать процесс подготовки муниципальных служащих. И здесь не обойтись без финансирования из региональных бюджетов. мая 2003 г. в рамках начавшейся реформы государственной службы был принят Федеральный закон N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», где в статье 3 <garantF1://85886.3> был прямо закреплен принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы. Следом за ним административная реформа затронула и местное управление. Одной из мер в этой связи стало принятия нового рамочного Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в статье 5 <garantF1://12052272.5> которого были прямо закреплены условия, обеспечивающие взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации. В их числе: единство основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы; единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы; единство требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца. Исходя из этих законодательных требований логично было бы предположить, что законодательство о муниципальной службе должно быть концептуально весьма близко к законодательству о государственной гражданской службе. Однако этого не произошло. Если законодательство о государственной гражданской службе носит выраженный административно-правовой характер и по существу представляет собой рамочный правовой режим такой службы, то в основу законодательства о муниципальной службе положены нормы трудового права, что, естественно, никоим образом не позволяет говорить о декларированном единстве требований на государственной гражданской и муниципальной службе. Считать такое положение нормальным вряд ли можно, поскольку родовым для служебных правоотношений является именно административное право, отождествлять или подменять которое трудовым невозможно. Тем не менее в случае с муниципальной службы законодатель игнорировал коренное направление реформы публичной службы, состоящее в отказе от преимущественного регулирования служебных отношений трудовым правом в пользу административного. Основным аргументом для этого послужило внешнее совпадение административно-правовых норм, использованных в законодательстве о государственной службе с трудовым. И это действительно имеет место. Однако следует иметь в виду, что административное право может включать в свое содержание нормы любых отраслей права. При этом они особым образом огосударствливаются сообразно нуждам государственного управления, которое регулируется административным правом и уже на основе его предмета и метода получают собственные качественно отличные от первоначальных свойства, становясь элементам регулирования особой системы государственного управления. Построить ее на основе других отраслей права, кроме как административного, невозможно, поскольку именно в административном праве воплощены законы и закономерности государственного управления, т.е. особого рода правоотношений, которые в других отраслях права не присутствуют. Все это обусловливает актуальность активизации деятельности органов местного самоуправления по подбору, отбору, обучению и управлению кадрами муниципальной службы. Так, один из проблемных вопросов состоит в определении категорий работников, подлежащих аттестации. Как известно, в положениях ТК РФ (п. 3 ст. 81 <garantF1://12025268.8103>) прямо установлено, что трудовой договор может быть расторгнут с работником в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации, и при условии, что аттестованный отказался от предложенного перевода на другую работу либо у работодателя отсутствовала возможность такого перевода. Вследствие серьезности последствий аттестации муниципальных служащих на законодательном уровне необходимо закрепить права и обязанности, а также гарантии прав аттестуемых лиц (например, право муниципальных служащих на подготовку к аттестации, на ознакомление с требованиями, предъявляемыми к ним, к объему знаний, которыми они должны обладать, примерным кругом вопросов и т.д.). Кроме того, важно разработать и внедрить объективную систему контроля за деятельностью муниципального служащего, чтобы его могли справедливо оценить при аттестации. Таким образом, процесс расторжения трудового договора по результатам аттестации по инициативе работодателя требует совершенствования в целях повышения гарантий, защищающих муниципального служащего от возможного произвола со стороны работодателя и ошибок в правоприменительной деятельности*(18). В рамках проецирования административной реформы в РФ на муниципальный уровень немаловажным является вопрос о разработке должностных регламентов муниципальных служащих, которые должны содержать критерии результативности (эффективности) действий по каждой обязанности. Критерии результативности (эффективности) - это целевые ориентиры, на достижение которых должна быть направлена деятельность муниципальных служащих и которые должны находиться в основе оценки деятельности муниципальных служащих при применении к ним мер поощрений или наказаний. Должностной регламент должен содержать порядок служебного взаимодействия муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с другими служащими этого муниципального органа, служащими иных муниципальных органов, другими гражданами и организациями в случае необходимости. В целях повышения эффективности принимаемых в муниципальных образованиях должностных регламентов муниципальных служащих было бы целесообразно на региональном уровне разработать типовые должностные регламенты муниципальных служащих. Критерии результативности деятельности муниципальных служащих в них должны быть увязаны с перечнями показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые на сегодняшний день разработаны для городских округов и муниципальных районов. Таким образом, поскольку регламентация института муниципальной службы во многом осуществляется благодаря проецированию на нее регламентации института государственной службы, это приводит к определенной схожести статусов государственного служащего и муниципального служащего. В то же время специализация правового регулирования муниципальной службы главным образом осуществляется путем установления самого понятия «муниципальная служба», а также определения особого круга субъектов - муниципальных служащих. Кроме того, особенности проявляются также в целях, задачах и функциях муниципальной службы, основой которых является решение вопросов местного значения, что предполагает специфику отбора муниципальных служащих как субъектов, исполняющих соответствующие полномочия, которые в свою очередь проявляются через права и обязанности муниципального служащего. Также, на наш взгляд, необходимо внести ряд дополнений в федеральное законодательство, направленных на повышение эффективности института муниципальной службы в РФ, обеспечение дополнительных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим независимо от муниципального образования или региона. Это, с одной стороны, позволит исключить неоправданные различия в развитии регионального законодательства по вопросам определения статуса муниципальных служащих, а с другой - обеспечит элемент прозрачности и открытости в регламентации отношений в области муниципальной службы в РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|